Нарушение прав инвалидов на доступную среду при организации платных городских парковок

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

НАРУШЕНИЕ ПРАВ ИНВАЛИДОВ НА ДОСТУПНУЮ СРЕДУ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ ГОРОДСКИХ ПАРКОВОК

В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Р.Н. Жаворонков

д.ю.н. профессор кафедры трудового права

и права социального обеспечения

МГЮА им. О.Е. Кутафина

Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве» (далее – Постановление № 289-ПП) в г. Москве созданы платные городские парковки. Правовое регулирование и правоприменительная практика, связанные с деятельностью этих парковок, нарушают права инвалидов на доступ к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

Чрезмерное применение дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена»

Согласно п. 1 Постановления № 289-ПП установлены Территориальные зоны организации платных городских парковок внутри Садового кольца и Бульварного кольца. Пунктом 10.1 того же Постановления Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы наделен правом утверждать дополнительные территориальные зоны организации платных городских парковок.

Зоны платных парковок включают целые улицы или части этих улиц (см. Приложение 1 к Постановлению № 289-ПП). В совокупности на сегодняшний день зонами платных парковок покрыта практически вся территория Москвы в пределах Третьего транспортного кольца (см. официальный сайт Московского паркинга http://parking.mos.ru/ ). Платные парковки также созданы во многих местах за пределами Третьего транспортного кольца и охватывают целые улицы.

В зоне платных парковок либо выделяются парковочные места, либо (там, где их нет) устанавливается знак 3.27 «Остановка запрещена».

Для справки. Наиболее распространенными знаками для запрета остановки и стоянки транспортных средств являются знаки 3.28 «Стоянка запрещена» и 3.27 «Остановка запрещена», установленные Приложением № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее – ПДД).

Согласно Приложению № 1 к ПДД действие знака 3.28 «Стоянка запрещена» не распространяется на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид».

В сложившейся ситуации многие инвалиды не могут попасть на социально значимые объекты, не нарушив ПДД.

Для справки. Согласно п. 4 ст. 12.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) за нарушение предписаний дорожных знаков, запрещающих остановку и стоянку транспортного средства, налагается штраф 1 500 р.

Также, согласно ст. 27.13 КоАП РФ в случае несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. Лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 29.12.2016 № 61-02-518/6 в г. Москве на 2017 г. установлены следующие тарифы:

перемещение транспортного средства – 3 000 р. за транспортное средство категории А, В с мощностью двигателя до 80 л.с., 5 000 р. за транспортное средство категории В с мощностью двигателя от 80 до 250 л.л. (за исключением грузовых автомобилей);

хранение транспортного средства полные сутки – 500 р. за транспортное средство категории А, 1 000 р. за транспортное средство категории В.

В г. Москве знак 3.27 «Остановка запрещена» в большинстве случаев устанавливается с табличкой 8.24 «Работает эвакуатор». Поэтому в случае остановки в зоне действия этого знака у социальных объектов инвалид рискует лишиться автомобиля, являющегося очень часто его основным и единственным средством передвижения, а также понести непомерные для него расходы, связанные с оплатой задержания автомобиля и административного штрафа.

Таким образом, согласно Постановления № 289-ПП на территории Москвы, включенной в платное парковочное пространство, чтобы не нарушать ПДД, инвалид может бесплатно парковаться только на местах, выделенных для инвалидов.

Анализ законодательства позволяет разделить инвалидов, использующих личный автотранспорт, на две категории:

- инвалиды, управляющие специальными автотранспортными средствами инвалидов;

- инвалиды, которые управляют или которые перевозятся на обычном транспортном средстве.

Из приведенных положений следует, что знак «Инвалид» не может быть установлен на транспортное средство инвалида III группы. Без этого знака транспортное средство не может парковаться в зоне действия знака 8.17 «Инвалиды». Соответственно, инвалиды III группы при парковке на местах, выделенных для инвалидов, будут нарушать ПДД, не зависимо от того, имеют они парковочное разрешение инвалида или нет.

Для справки.

Согласно ст. 12.19 КоАП РФ нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, влечет наложение на водителя штрафа в размере 5 000 руб.

Согласно ст. 12.4 КоАП РФ граждане, незаконно установившие на транспортное средство знак «Инвалид», наказываются штрафом 5 000 руб.

Исходя из этого, льгота в виде бесплатной парковки, предоставленная инвалидам III группы, является фиктивной, поскольку они не могут ее реализовать, не нарушая федеральное законодательство.

Для инвалидов остается возможность парковаться на платных парковках на общих основаниях. Согласно п. 3 Постановления № 289-ПП тариф за парковку в пределах Бульварного кольца варьируется от 80 до 150 руб. в час, в пределах от Бульварного кольца до Садового кольца – от 60 до 100 руб. в час, за Садовым кольцом – от 40 до 200 руб. в час. При средней пенсии по инвалидности 12 – 13 тысяч рублей парковка за плату по указанным тарифам является для инвалидов непозволительной роскошью.

Выводы и предложения

Дискриминация по признаку инвалидности заключается в следующем:

1) выделение для инвалидов ограниченного количества бесплатных парковочных мест;

2) чрезмерное применение знака 3.27 «Остановка запрещена», в целях исключить возможность бесплатной парковки инвалидов в местах, не выделенных для парковки.

Помимо дискриминации, для инвалидов установлены экономические барьеры доступности в виде высоких тарифов за стоянку на городской парковке, которая организована на всех улицах центральных районов Москвы.

Сложившиеся правовое регулирование и правоприменительная практика нарушают Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» и другие федеральные нормативно-правовые акты, а также противоречат государственной политике по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, отраженной в Государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297.

Для обеспечения права инвалидов на доступную среду в г.Москве необходимо принять меры для внесения следующих изменений в законодательство г. Москвы:

- отменить требование наличия парковочного разрешения инвалида для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на тех местах, которые выделены для них в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»;

- разрешить инвалидам, имеющим парковочное разрешение, бесплатно парковаться на любых парковочных местах городских платных парковок;

- разработать и утвердить порядок выдачи парковочного разрешения при наличии у инвалида или ребенка-инвалида ограничения способности к самостоятельному передвижению, подтвержденного записью в индивидуальной программе реабилитации и абилитации.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

НАРУШЕНИЕ ПРАВ ИНВАЛИДОВ НА ДОСТУПНУЮ СРЕДУ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ ГОРОДСКИХ ПАРКОВОК

В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Р.Н. Жаворонков

д.ю.н. профессор кафедры трудового права

и права социального обеспечения

МГЮА им. О.Е. Кутафина

Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве» (далее – Постановление № 289-ПП) в г. Москве созданы платные городские парковки. Правовое регулирование и правоприменительная практика, связанные с деятельностью этих парковок, нарушают права инвалидов на доступ к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

Наши рекомендации