Лекция: основы складской логистики
Выбор местоположения
При выборе местоположения необходимо учитывать доступность услуг и издержки. Важный фактор – величина затрат на пополнение запасов. Следует также оценить строительные и эксплуатационные расходы на создание автомобильных и железнодорожных путей, на подключение к энергоснабжению, водоснабжению и канализации. Прежде чем покупать земельный участок, нужно учесть еще ряд требований. Вокруг должно быть достаточно места для возможного расширения мощностей. Почва должна выдержать вес сооружений. В зависимости от особенностей конструкций могут возникнуть и другие требования.
Ассортиментный набор продуктов
Планировка склада и его операционные характеристики напрямую зависят от ассортиментного набора складируемых продуктов. Каждый вид продуктов следует проанализировать, исходя из годового объема продаж, стабильности спроса, веса, габаритов и упаковки. Желательно также определить размеры и вес среднего заказа, который будет отгружаться с проектируемого склада. Эти данные необходимы для определения требований к площади и конструкции складских помещений, их планировке, к составу погрузочно-разгрузочного оборудования, к процедурам грузопереработки и управления запасами.
Планировка складской площади
Принципиальная схема склада
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ РАМПА (участок разгрузки) | ||
Приемочная экспедиция | Участок приемки | |
ЗОНА ХРАНЕНИЯ | ||
Основное помещение склада с единой материальной ответственностью | ||
Отправочная экспедиция | Участок комплектования | |
АВТОМОБИЛЬНАЯ РАМПА (участок погрузки) |
Планировка склада должна повышать эффективность грузопотока и определяется выбором системы грузопотока. Основные зоны склада:
· Участок разгрузки
· Приемочная экспедиция
· Участок приемки
· Участок хранения
· Участок комплектования
· Отправочная экспедиция
· Участок погрузки
Размещение материалов на полках
Многие виды затрат, связанных со складированием, относятся к постоянным (арендная плата, местные налоги, оплата коммунальных услуг и амортизация). Некоторые из этих постоянных затрат определяются политикой менеджмента, например инвестициями в запасы. Основная статья переменных затрат связана с характеристиками размещения и сильно зависит от времени на размещение предметов на хранение, на добавление к ним других единиц или изъятие единиц из хранения. Когда на складе имеются тысячи единиц, даже небольшая разница в том, как они располагаются, может привести к существенному изменению качества обслуживания и затрат.
Задача
На стеллаже небольшого склада в пятилитровых банках хранится краска девяти цветов. В горце стеллажа располагается прилавок, где работает кладовщик. Еженедельный спрос на краску выглядит следующим образом.
Краска | красная | голубая | белая | черная | коричневая | зеленая | желтая | серая | розовая |
Банки, шт. |
Разработайте общую схему стеллажа при условии, что краска хранится в контейнерах шириной 5 м. Как она изменится, если размер контейнера будет меняться с изменением еженедельного спроса?
Решение
Здесь вполне обоснованная цель – минимизировать расстояние, которое надо преодолеть кладовщику, учитывая, что каждая банка краски требует отдельной операции. Краски следует разместить таким образом, чтобы цвета, запрашиваемые чаще других, располагались ближе к участку выдачи, поэтому целесообразно разместить краски в следующем порядке:
белая, черная, коричневая, желтая, голубая, зеленая, красная, розовая и серая (рис. 11.6). Полагая, что банки располагаются в середине контейнера, определим общее расстояние, которое проходит кладовщик за неделю:
2 * (2,5 * 1290 + 7,5 * 960 + 12,5 * 480 + 17,5 * 360 + 22,5 * 210 + 27,5 * 180 + 32,5 * 150 +
+ 37,5 * 90 + 42,5 * 60) = 86400 м.
Рис. 11.6. Расположение красок в решаемой задаче
Если размер контейнера пропорционален недельному спросу и предполагается, что краска берется из середины контейнера, краску можно хранить в любом порядке, так как пройденное расстояние будет одинаковым при любом расположении контейнеров.
Время оборачиваемости
Помимо размещения участков хранения эффективность склада также зависит от того, насколько быстро здесь работают с транспортными средствами. Существует несколько показателей времени оборачиваемости(turnaround time), но наиболее общим является время между прибытием транспортного средства (либо доставляющим материалы, либо забирающим их) и его отправкой. Операторы транспортных средств получают плату в основном за пробег, поэтому они не хотят, чтобы транспортные средства долго простаивали на складе во время погрузки и разгрузки. Вот почему, скажем, авиакомпании стремятся, чтобы пассажиры быстрее выходили из самолета, чтобы разместить в нем других пассажиров и отправить самолет в следующий полет. В то же самое время существуют ограничения по площади разгрузочных платформ, поэтому их следует освобождать как можно быстрее, чтобы получить высокие показатели оборачиваемости.
Таким образом, все заинтересованы минимизировать время оборота. Этому могут помочь три подхода. Во-первых, можно укомплектовать заказы заранее, тогда погрузка на автомобиль осуществляется быстро, и он без задержки продолжает движение. Во-вторых, для ускорения процесса можно применять специальное погрузочное и разгрузочное оборудование. Например, установка роликов в кузове транспортных средств позволяет проводить погрузку и разгрузку на 5 минут быстрее. В-третьих, отсеки можно загружать более продуманно, чтобы минимизировать «пробки», когда одни виды продукции мешают работе с другими.
|
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СКЛАДА
Показатели работы склада- технико-экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов.
Грузооборот склада | Характеризует трудоемкость работы и исчисляется числом тонн грузов различных наименований, прошедших через склад за установленный отрезок времени (сутки, месяц, год) |
Удельный грузооборот | Количество груза на 1м2 складской площади |
Коэффициент неравномерности загрузки склада | Отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада |
Суммарная работа склада | Выражается в тонно-сутках хранения груза и определяется умножением количества тонн в отдельной партии груза на число суток их хранения |
Интенсивность прохождения грузов (коэффициент оборачиваемости) | Объем выдачи со склада, отнесенный к величине наличия на складе за определенный период времени |
Вместимость склада | Количество груза в тоннах или кв.м, которое может единовременно вместить склад |
Грузонапряженность склада | Характеризует его загрузку в m в расчете на площадь склада, предназначенную для непосредственного хранения груза |
ЗАДАЧИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ
КЛАССИФИКАЦИЯ СКЛАДОВ
Классификационный признак
Складская логистика
Складируемая единица | Вид складирования | Оборудование по обслуживанию склада | Комиссионирование | Управление перемещением груза | Обработка информации | «Здание» |
Плоский поддон | Складирование на полу | Тележка | С мест хранения | Вручную | Вручную | Склад под открытым небом |
Ящичный поддон | Складирование в блоках | Транспортер непрерывного действия | В зоне комплектации | В местном режиме | В пакетном режиме | Плоский обычный склад |
Стоечный поддон | Складирование в полочных стеллажах | Вилочная электротележка | Централизованная отборка | В дистанционном режиме | В режиме реального времени | Высотный плоский склад |
Кассета | Складирование в высотных полочных стеллажах | Фронтальный электропогрузчик | Децентрализованная отборка | От ЭВМ в режиме on-line | Непосредственно с компьютера | Склад с высотной зоной хранения |
Складирование в проходных стеллажах | Электроштабелер поводковый | Динамическое исходное положение | Многоэтажный склад | |||
Складирование в гравитационных стеллажах | Электроштабелер с подъемной кабиной | Статическое исходное положение | Склад со стеллажно-несущей конструкцией | |||
Складирование на элеваторных стеллажах | Электроштабелер для высотных стеллажей | Одномерное перемещение | ||||
Складирование на элеваторных стеллажах «Патерностер» | Кран-штабелер межстеллажный | Двухмерное перемещение | ||||
Складирование на циркулирующих стеллажах | Вручную | |||||
Конвейерное складирование | Механическое перемещение |
ЛЕКЦИЯ: ОСНОВЫ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ
1. Классификация складов.
2. Виды складирования. Расчет показателей использования складов.
3. Особенности проектирования и строительства складов.
4. Транспортно-складская тара.
1. Вопрос.Классификация складов
Склады промышленных предприятий целесообразно классифицировать на:
· склады прибытия (материалы, комплектующие изделия);
· промежуточные производственные склады (заготовки, полуфабрикаты, инструмент, технологическая оснастка);
· склады отправления (готовая продукция).
По срокам хранения грузов возможны следующие группы складов:
1. непосредственной перегрузки грузов (срок хранения Тхр = 0);
2. временного хранения ( cут.);
3. краткосрочного хранения грузов ( сут.);
4. со средними сроками хранения ( cут.);
5. длительного хранения ( cут.);
6. долгосрочного хранения ( cут.);
7. многолетнего хранения (Tхр > 365 cут.).
Важным признаком классификации складов является размер порций прибытия и отправления грузов. Размеры выдаваемых порций грузов могут резко колебаться даже на одном и том же складе.
По количеству наименований одновременно складируемых грузов склады можно классифицировать:
· склады однотипных грузов (с числом наименований в пределах от 60 до 100);
· многономенклатурные склады (с числом наименований грузов в несколько сот или тысяч).
Число наименований грузов существенно влияет на выбор способа хранения:
· на многономенклатурных складах применяется рядное хранение (в клеточных стеллажах);
· на складах однотипных грузов – блочное хранение (в штабелях или в стеллажах с многоместными ячейками).
По высоте хранения грузов следует различать три основные группы одноэтажных складов:
· низкие (с полезной высотой зоны складирования до 5 м);
· средней высоты (с полезной высотой зоны складирования от 5 до 8 м);
· высотные (с полезной высотой зоны складирования свыше 8 м).
По уровню механизации и автоматизации склады делятся на пять типов:
· немеханизированные;
· механизированные;
· высокомеханизированные;
· автоматизированные;
· автоматические.
В немеханизированных складах применяется ручной труд при перегрузках, перемещениях и складировании грузов.
В механизированных применяются средства механизации с ручным управлением для обслуживания зоны хранения грузов, имеется часть ручных работ.
В высокомеханизированном используются средства механизации с ручным управлением на операциях складирования, перемещения, погрузки и выгрузки и отсутствие ручных работ на этих операциях.
В автоматизированных применяются полуавтоматические механизмы с вводом команд на клавиатуре или перфокартами на операциях перемещения или складирования грузов.
В автоматических применяются полуавтоматические механизмы с вводом команд на клавиатуре или перфокартами на операциях перемещения или складирования грузов.
В автоматических применяются полуавтоматические механизмы с вводом команд от ЭВМ по каналам связи.
По технологии работы склады делятся на комплектовочные и склады с пакетной переработкой грузов.
По виду складирования делятся на штабельные и стеллажные;
По взаимному расположению хранилища и экспедиции склады делятся на поточные и тупиковые.
По типу строительной части делятся на закрытые склады, навесы, открытые площадки, однопролетные и многопролетные, одноэтажные и многоэтажные.
По расположению на генплане завода делятся на отдельно стоящие и сблокированные с производственными корпусами.
На заводах система складского хозяйства может быть построена по централизованному или децентрализованному принципу.
При наиболее рациональной централизованной системе складского хозяйства в цехах и на участках нет своих складов, а все запасы сырья, готовых изделий и полуфабрикатов хранят на центральных складах.
При децентрализованной системе складского хозяйства в цехах имеются свои мелкие склады.
При системе централизованного складского обслуживания цехов и доставки грузов со складов цехам по кольцевым маршрутам каждый кольцевой маршрут включает в себя определенное количество складов, цехов, участков, в том числе ГПС.
При маятниковых маршрутах склад имеет непосредственную связь с определенным цехом.
2. Вопрос. Виды складирования. Расчет показателей использования складов.
Размещение технологического оборудования должно обеспечивать максимальное использование площади и высоты склада. Выделяются следующие основные виды складирования:
• складирование в штабеле блоками;
• складирование в полочных стеллажах до 6 м;
• складирование в полочных высотных стеллажах;
• складирование в проходных (въездных) стеллажах;
• складирование в передвижных стеллажах;
• складирование в элеваторных, стеллажах и т.д.
В качестве преимуществ различных видов складирования рассматриваются:
• высокая степень используемой площади и объема;
• свободный доступ к товару;
• обеспечение контроля структурных изменений запасов;
• возможность высотного складирования;
• легкость обслуживания;
• возможность автоматизированного управления;
• выполнение принципа ФИФО (груз «первым пришел — первым ушел»);
• низкие капиталовложения и строительные затраты;
• низкие эксплуатационные расходы и затраты на техническое
обслуживание.
На современных складах чаще всего используют комбинации различных видов складирования, в особенности на складах оптовой торговли распределительной логистики. Объясняется это разнообразием хранимой продукции со своими специфическими особенностями.
На практике различают следующие основные «типоразмеры» складов: 600; 800; 1000; 1250; 2500; 5000; 7500; 10000; 25000 м2. При этом чем больше площадь складского помещения, тем легче и рациональнее может быть размещено технологическое оборудование под хранение груза и использованы технические средства, а значит, имеются возможности для повышения уровня механизации. Для улучшения условий эксплуатации современных высокопроизводительных подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо стремиться к единому пространству склада без перегородок и с максимально возможной сеткой колонн (или пролетов склада). Наилучшим вариантом с этой точки зрения является однопролетный склад (например, шириной 24 м). Стандартные размеры сетки колонн: 6 ´ 6; 6 ´ 12; 12 ´ 12; 12 ´ 18; 18 ´ 18; 18 ´ 24.
Эффективность использования складского объема во многом зависит также и от высоты складирования груза, которая должна максимально приближаться к высоте склада.
Коэффициент полезно используемой площади А равен отношению площади, занятой под складирование (под технологическое оборудование), — Sгр, к общей площади склада — Sос :
Аналогично определяют коэффициент полезно используемого объема Кv:
где Vос — общий складской объем, м3;
Vгр — складской объем, занимаемый оборудованием, на котором хранится
груз, м3;
hос — высота складского помещения, м;
hскл — используемая высота складского помещения под хранение груза, м.
Экономическим критерием при оценке вариантов систем складирования может быть показатель общих затрат (в рублях на 1 т товара), рассчитанный как сумма единовременных и текущих затрат:
ОЗ = Э + 0,29К,
где Э — текущие затраты, руб./т;
К — единовременные затраты, руб./т;
0,29 — коэффициент эффективности капитальных вложений.
Текущие затраты (издержки производства и обращения в рублях на 1 т товара) исчисляются по формуле:
А
Э =
nQ
где А — затраты, связанные с амортизацией, эксплуатацией и ремонтом
оборудования склада, руб.;
n — оборачиваемость товара (365 дней : t3; здесь t3 — средняя
продолжительность срока хранения товара на складе, т. е. товарный запас в днях;
Q — вес товара, размещенного на оборудовании склада, т.
Единовременные затраты (в рублях на 1 т товара) определяются следующим образом:
где Ст — стоимость оборудования, размещенного на данном складе,
При альтернативном выборе системы складирования на основе применяемого при этом оборудования оптимальным является вариант с максимальным значением показателя эффективности использования складского объема при минимальных затратах. Осуществляя выбор систем складирования на практике, необходимо помнить, что в одном складском помещении возможно сочетание различных вариантов в зависимости от перерабатываемого груза.
3. Вопрос. Особенности проектирования и строительства складов.
Решение о создании склада требует предварительного планирования. Прежде чем определить размер, тип и форму складских помещений, нужен детальный анализ операций грузопереработки, которые будут осуществлять на складе. Но часто бывает и так, что проект здания и даже само его строительство завершаются до окончательного проектирования системы грузопереработки. Начинать надо с выбора места для размещения склада и с определения технологических требований к грузопереработки и использованию складского пространства. Эти решения предопределяют будущие возможности складского комплекса и его эффективность.
Выбор местоположения
При выборе местоположения необходимо учитывать доступность услуг и издержки. Важный фактор – величина затрат на пополнение запасов. Следует также оценить строительные и эксплуатационные расходы на создание автомобильных и железнодорожных путей, на подключение к энергоснабжению, водоснабжению и канализации. Прежде чем покупать земельный участок, нужно учесть еще ряд требований. Вокруг должно быть достаточно места для возможного расширения мощностей. Почва должна выдержать вес сооружений. В зависимости от особенностей конструкций могут возникнуть и другие требования.