Модели организации перевозки грузов
В практике используются разные модели (способы) организации перевозки грузов, конечной целью которых при прочих равных условиях всегда является минимизация совокупных транспортных расходов.
Данная цель может достигаться разными способами в зависимости от вида и количества перевозимого груза, расстояния его доставки, возможностей использования разных видов транспорта, требуемых сроков поставки и т. п.
Модели организации перевозок могут различаться в зависимости от целого ряда признаков.
В зависимости от количества видов транспорта, участвующих в процессе перевозки одного и того же груза, различают: монотранспортную перевозку, или унимодальную модель — это осуществление процесса транспортировки данного груза только одним видом транспорта (одним модулем). Данная модель эффективна тем, что в ней исключаются какие-либо промежуточные перевалочные процессы, т. е. груз доставляется непосредственно от производителя к потребителю;
комбинированную перевозку — это осуществление процесса перевозки данного груза двумя или более видами транспорта. Такая модель неизбежно связана с наличием в ней перевалочных процессов (перегрузкой груза с одного вида транспорта на другой). В зависимости от количества видов транспорта, участвующих в комбинированной перевозке, в ней выделяется подвид: смешанная модель перевозки — это перевозка одной и той же партии груза одновременно только двумя разными видами транспорта, например железнодорожным и автомобильным транспортом. На практике такая смешанная модель используется обычно в том случае, когда основной вид транспорта, которым осуществляется перевозка груза, не может доставить его непосредственно на склад покупателя, а потому приходится задействовать автомобильный как самый маневренный вид транспорта.
Комбинированные перевозки в зависимости от способа их организации могут представлять собой следующие виды: перевозка, организуемая самим грузоотправителем (грузополучателем) путем заключения соответствующих транспортных договоров со всеми участниками общего перевозочного процесса, каждый из которых как участник перевозочного процесса отвечает только за свою часть этого единого процесса; интермодальная перевозка — это комбинированная перевозка, в которой один из профессиональных участников транспортного рынка, в том числе один из перевозчиков, является лицом, ответственным за организацию всего процесса доставки груза до его получателя. Данный тип перевозок может иметь разновидности в зависимости, например, от распределения ответственности за груз между разными видами транспорта (перевозчиками). Такое разделение интермодальной перевозки можно обозначить следующим образом: неинтегрированная перевозка — это интермодальная перевозка, в которой ответственность за груз распределяется между перевозчиками согласно имеющейся между ними договоренности (договорам на перевозку); мультимодальная перевозка — это интермодальная перевозка, в которой ответственность за груз перед грузо
отправителем не распределяется между отдельными перевозчиками, а ложится только на перевозчика, являющегося и организатором процесса доставки, и единственным ответственным лицом перед владельцем груза.
В зависимости от организации документооборота по комбинированной перевозке различают: многодокументарную форму организации комбинированной перевозки — это перевозка, осуществление которой требует оформления различных видов транспортных документов на каждый вид участвующего в ней вида транспорта; монодокументарную форму организации комбинированной перевозки, или трансмодальную модель перевозки — это комбинированная перевозка, организуемая по единой транспортной документации без ее разделения по видам транспорта, участвующих в процессе перевозки.
В зависимости от количества применяемых транспортных тарифов по комбинированной перевозке различают: мультитарифную форму оплаты комбинированной перевозки — это комбинированная перевозка, при которой оплата каждого вида транспорта осуществляется по отдельности по его собственным тарифам; унитарифная форма оплаты комбинированной перевозки — это комбинированная перевозка, оплата которой производится по одному-единственному тарифу без его разделения по видам транспорта.
В зависимости от способа перевозки груза комбинированная перевозка разделяется на: обычную комбинированную перевозку — это комбинированная перевозка груза в его собственной таре (упаковке). В этом случае процессы перевалки представляют собой процессы перегрузки самого груза; контейнерную перевозку — это комбинированная перевозка груза в специальной грузовой емкости (контейнер, полуприцеп и др.). Эффективность такого рода перевозок кроется в том, что хотя процессы перегрузки и имеют место, но собственно перевалочным процессам подвергается уже не сам груз, а лишь грузовая емкость, в которой он находится в течение всего времени его транспортировки от грузоотправителя до грузополучателя.