Лекция 5. Комплектование деталей и сборка двигателя
1. Перед сборкой двигателя все детали промываются, производится их тщательный осмотр и контрольные замеры для определения их технического состояния и возможности их использования при сборке.
2. Затем производится комплектование деталей и сборка отдельных групп деталей и узлов.
Если износ шеек коленвала не превышает допустимого, то он комплектуется с вкладышами подшипников номинального размера. Если износ коренных и шатунных шеек коленчатого вала больше допустимого, то он комплектуется коренными и шатунными вкладышами увеличенной толщины одного из ремонтных размеров, определяемых по наиболее изношенной из коренных и из шатунных шеек. При этом производится перешлифовка коренных и шатунных шеек вала под размеры соответствующих комплектов ремонтных вкладышей (см. Приложение 1).
При невозможности ремонта коленвала он заменяется на новый и комплектуется вкладышами номинального размера, а перед установкой в блок цилиндров производится его балансировка в сборе с маховиком и сцеплением.
При установке сцепления на маховик для его центрирования в запрессованный в торце коленвала подшипник вставляют специальную оправку, или первичный вал КПП.
При установке коленвала смазываются моторным маслом и устанавливаются в гнезда блока цилиндров и крышек вкладыши коренных подшипников, затем укладывается коленвал, устанавливаются в пазы упорные полукольца и крепятся крышки коренных подшипников.
При необходимости замены деталей поршневой группы производится подбор поршней к цилиндрам (гильзам) по размерам таким образом, чтобы между гильзой и поршнем обеспечивался оптимальный зазор 0,05 - 0,07 мм. Для этого производится измерение цилиндра в нескольких поясах по высоте в двух взаимно перпендикулярных направлениях с помощью индикаторного нутромера(см. рисунок).
Рисунок. Измерение цилиндров индикаторным нутромером:
а - установка нутромера на ноль по калибру, б - проведение замера, в —-пояса замеров;
А и В - направления измерений; 1, 2, 3, 4 - номера поясов.
Глубина поясов для замера цилиндров двигателей приведена в таблице.
Таблица
Пояса для замеров цилиндров двигателей
№ пояса замера | Глубина пояса замера от верхней плоскости блока (гильзы) цилиндров двигателей, мм, моделей | |||
ВАЗ-2108 | МеМЗ-245 | ВАЗ-2105, | УЗАМ-ЗЗ1, | |
- |
Установка нутромера на ноль при измерении диаметра цилиндров производится с помощью калибра. Измерение диаметра поршня про изводится только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу на расстоянии от днища поршня 51,5 мм у двигателя ВАЗ-2108, 52, 4 мм - у двигателя ВАЗ-2106 и на расстоянии 22,5 мм от нижнего торца юбки поршня - у двигателей УЗАМ-ЗЗ1 и 412.Подбор поршней к цилиндрам производится без поршневых колец при комнатной температуре. Помимо размеров поршни, устанавливаемые на один двигатель, должны подбираться по массе. Массы самого легкого и самого тяжелого поршней на двигателе не должна различаться более чем на 2,5...3,0 г,в связи с чем поршни при изготовлении сортируются по массе на соответствующие группы и имеют необходимую маркировку.
В одном цилиндре должны быть установлены поршень, поршневые кольца, палец и шатун одной размерной группы. Массы поршневых комплектов (поршень, поршневой палец, поршневые кольца и шатун) разных цилиндров одного двигателя не должны различаться между собой по массе более чем на 8 г. Шатуны, устанавливаемые на один двигатель, также не должны отличаться по массе более чем на 8 г. При необходимости замены одного шатуна производится его подгонка по массе путем снятия металла с бобышек на крышке и головке шатуна.
Пример.
Поршневые пальцы подбираются к поршням и шатунам таким образом, чтобы при комнатной температуре на двигателях ВАЗ смазанный моторным маслом палец входил нажимом большого пальца в отверстие поршня и не выпадал из него под действием собственной массы, а в головку шатуна входил с натягом, после нагрева шатуна до 240°С. На остальных двигателях поршневой палец должен от усилия пальца руки входить в верхнюю головку шатуна (см. рис.), а в отверстие поршня входить после нагрева последнего в воде до 60...85°С.
Рисунок. Установка поршневого пальца и проверка его посадки.
Рисунок. Проверка правильности подборки поршневого пальца к втулке малой головки шатуна.
После подбора поршней, пальцев и шатунов производится их сборка с нагревом, как отмечалось выше, соответственно шатуна (двигатели ВАЗ) или поршня (остальные двигатели). Для запрессовки поршневого пальца в верхнюю головку шатуна и в поршень на двигателях ВАЗ применяется специальная оправка (см. рис.).
Рисунок. Запрессовка поршневого пальца двигателей ВАЗ в верхнюю головку шатуна с помощью оправки:
1 - рукоятка оправки с упорным буртиком; 2 - поршневой палец; 3 - направляющая; 4 - дистанционное кольцо.
Поршневые кольца подбираются к цилиндрам в соответствии с их размерами по зазору, вставленного в соответствующий цилиндр двигателя (рис. 212, а) и зазору между торцом кольца и его канавкой в поршне (см. рис.).
Рисунок. Проверка зазора в замке поршневого кольца (а) и бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в поршне (б):
1 - поршневое кольцо; 2 - щуп; 3 - блок цилиндров двигателя; 4 – поршень.
Зазоры, рекомендуемые при подборе поршневых колец, приведены в таблице.
Таблица
Зазоры, рекомендуемые для подбора поршневых колец
Двигатель | Зазор в замке кольца, установленного в калибре или в цилиндре | Зазор, мм, между кольцом и канавкой поршня по высоте кольца | |
компрессионного | маслосъемного | ||
ВАЗ-2108 | 0,25...0,4 0,25...0,5*' | 0,04...0,0075*2 0,03...0,0065"3 | 0,02...0,055 |
МеМЗ-245 | 0,21...0,55 0,9...1,5'' | 0,045...0,077*2 0,025.,.0,057*3 | — |
ВАЗ-2105, -2106 | 0,03...0,45*2 0,25..,0,4*3 | 0,045...0,077*2 0,25...0,057*3 | 0,020...0,0052 |
УЗАМ-331, -412 | 0,35...0,45 | 0,06...0,87'2 | 0,041...0,068 |
ЗМЗ-402 | 0,3...0,5 0,3.. .0,7'' | 0,05...0,082 | 0,135...0,335 |
1Маслосъёмное кольцо
2Верхнее компрессионное кольцо.
3Нижнее компрессионное кольцо.
После подбора колец они устанавливаются в канавки поршня с помощью специального приспособления, а поршень с кольцами в цилиндр - с помощью специальной оправки (см. рис.) или ленточного устройства.
Рисунок. Приспособления для установки поршня с кольцами в цилиндр:
а - оправка (в форме стального конусного кольца); б - ленточное приспособление.
Поршневые кольца устанавливаются на поршень так, как показано на рис. 10, причем замки соседних поршневых колец не должны находиться на одной линии, а должны располагаться под углами 90° - 180°. Обычно при установке трех поршневых колец выдерживают одинаковые углы между их замками, равные 120°. Перед установкой поршневых колец на уже работавший в двигателе поршень, необходимо тщательно прочистить его канавки от нагара с использованием специального приспособления (см. рис.).
Рисунок. Очистка нагара в канавках поршней с помощью приспособления.
Перед установкой съемных гильз в блок цилиндров необходимо тщательно очистить посадочные поверхности гильз от отложений. Затем, установив предварительно гильзы с новыми уплотнительными медными кольцами в цилиндры и прижав их к блоку усилием 5...7 кгс, проверить выступание верхнею торца гильзы над плоскостью блока цилиндров, которое должно быть у двигателей УЗАМ-ЗЗ1 и 412 в пределах 0,01...0,08 мм. При необходимости выступание гильз регулируют подбором толщины уплотнительных колец. Перед окончательной установкой уплотнительную прокладку, опорный торец и установочный пояс гильзы следует покрыть тонким слоем нитроэмали для обеспечения герметичности посадки гильзы в блоке.
Детали резьбовых соединений, имеющие более двух ниток сорванной резьбы, заменяют на новые, остальные детали прогоняют соответствующими метчиками и плашками. Все устанавливаемые на двигатель при сборке детали, особенно используемые повторно, должны быть тщательно очищены, промыты, а их рабочие поверхности смазаны моторным маслом. Затяжку ответственных резьбовых соединений при сборке необходимо производить с требуемым моментом.
Общая сборка двигателя производится в обратном порядке.