Технология работы промежуточных станций
Промежуточные станции составляют наибольшее число станций на сети железных дорог. На них выполняют следующие операции:
- прием, отправление и безостановочный пропуск пассажирских и грузовых поездов; скрещение и обгон поездов; обработку сборных поездов (прицепку и отцепку вагонов);
- прием, погрузку, выгрузку, хранение и выдачу (на некоторых станциях и взвешивание) грузов и багажа, оформление грузовых документов, посадку и высадку пассажиров, продажу билетов.
Для выполнения перечисленных операций на промежуточных станциях имеются: соответствующие пути – главные, приемо-отправочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, а также предохранительные тупики, примыкания подъездных путей; пассажирские здания, платформы, тоннели или переходные мосты, грузовые склады, площадки, погрузочно-выгрузочные механизмы; устройства связи, СЦБ и др.
В зависимости от взаимного расположения приемо-отправочных путей схемы промежуточных станций различают с поперечным, полупродольным и продольным расположением путей.
Основная работа на промежуточной станции заключается в обработке сборных поездов. Сборным называют поезд, сформированный из вагонов назначением на промежуточные станции участка. Следуя по участку, он собирает взамен отцепляемых загруженные и освобожденные от груза на этих станциях вагоны.
С вагонами, доставляемыми на промежуточные станции сборными поездами, выполняют следующие операции: отцепку от поезда, подачу под погрузку или выгрузку, перестановку от одного погрузочно-выгрузочного фронта к другому, уборку после выполнения грузовых операций и прицепку к поезду.
Видеоролики:
1. схема промежуточной станции на однопутном участке с продольным расположением приемо-отправочных путей по разные стороны от главного пути – прием пассажирского и грузового поездов встречных направлений;
2. схема промежуточной станции на однопутном участке с продольным расположением приемо-отправочных путей с одной стороны от главного пути – маневровая работа со сборным поездом; подача и уборка вагонов с грузовых фронтов;
3. схема промежуточной станции на двухпутном участке с полупродольным расположением приемо-отправочных путей – подача и уборка вагонов на подъездной путь локомотивом станции.
2.3 Технология работы участковых станций
На участковых станциях выполняют операции по обработке транзитных поездов, проходящих станцию без переработки и с частичной переработкой (групповые поезда и поезда с изменением массы), расформировывают и формируют участковые, сборные и вывозные поезда. Кроме этого, выполняют операции грузовые и по обслуживанию пассажиров.
Участковые станции имеют следующее путевое развитие: один или два приемо-отправочных парка (ПОП), сортировочный парк (СП), вытяжные пути (ВП) для сортировки вагонов (на некоторых станциях сортировочные горки малой мощности), пути для пропуска и обслуживания пассажирских поездов, для отстоя местных пассажирских поездов. На участковых станциях имеется грузовой район (ГР), локомотивное (ЛХ) и вагонное (ВХ) хозяйства.
В зависимости от взаимного расположения парков путей схемы участковых станций различают поперечного, продольного и полупродольного типов.
Основным типом для однопутных линий является станция поперечного типа. Все прибывающие на такую станцию транзитные поезда принимаются на специализированные пути ПОП.
Примерный график обработки транзитных поездов без смены локомотива приведен на рис. 2.1, со сменой локомотива – на рис. 2.2.
Видеоролики:
1. схема участковой станции на однопутном участке с поперечным расположением приемо-отправочных путей по разные стороны от главного пути – смена локомотива транзитного поезда;
2. схема участковой станции на однопутном участке с полупродольным расположением приемо-отправочных путей – расформирование сборного поезда.
Рисунок 2.1 -График обработки транзитного поезда без смены локомотива
Рисунок 2.2 - График обработки транзитного поезда со сменой локомотива
2.4 Технология работы сортировочных станций
Сортировочные станции располагаются обычно в районах массового зарождения и погашения вагонопотоков, в крупных железнодорожных узлах и промышленных районах.
Кроме основной работы на сортировочных станциях расформирования и формирования поездов, здесь также происходит обработка транзитных поездов. Грузовые и пассажирские операции, как правило, выполняются в небольших объемах. Объясняется это тем, что сортировочные станции обычно расположены в узлах, имеющих грузовые и пассажирские станции.
На сортировочных станциях имеется несколько парков путей (на крупных станциях их число достигает 100 и более), мощные сортировочные устройства, оснащенные средствами механизации и автоматизации. Для эффективного управления на крупных сортировочных станциях установлены ЭВМ. Комплекс устройств, включающий парк приема, горку, сортировочный парк, вытяжные пути и парк отправления, называется сортировочным комплектом или сортировочной системой.
Сортировочные станции классифицируют:
- по виду сортировочных устройств – горочные и безгорочные;
- по числу сортировочных комплектов – односторонние с одним комплектом для переработки вагонов четного и нечетного направлений и двусторонние с двумя комплектами, специализированными по направлениям. На односторонних станциях направление сортировки зависит от размеров переработки в четном и нечетном направлениях;
- по взаимному расположению ПП, СП и ПО – с параллельным расположением всех парков; последовательным и комбинированным, когда один из парков – приема или отправления – расположен последовательно с сортировочным, а другой параллельно ему;
- по расположению главных путей – собъемлющими односторонним.
Новые сортировочные станции проектируют, как правило, односторонними, а парки приема и отправления на них – объединенными для противоположных направлений.
Горки различают большой, средней и малой мощности. Сортировочные горки большой мощности сооружают на крупных сортировочных станциях при переработке не менее 5000 вагонов в среднем в сутки и числе путей в сортировочном парке 30 и более; средней мощности – при переработке от 2000 до 5000 вагонов в среднем в сутки и числе путей в сортировочном парке от 17 до 30; малой мощности – при числе сортировочных путей до 16 включительно и переработке от 250 до 2000 вагонов в среднем в сутки. Вытяжные пути специального профиля (или полугорки) сооружают при числе путей в сортировочном парке менее десяти и переработке до 250 вагонов в среднем в сутки. В маневровых районах с переработкой до 100-125 вагонов в среднем в сутки необходимо устройство вытяжного пути со стрелочной горловиной на уклоне.
На горке, вагон под действием силы тяжести, скатывается в СП. На полугорках и вытяжных путях специального профиля вагоны движутся не только под действием силы тяжести, но и за счет толчка локомотива. В стрелочных горловинах, расположенных на уклонах, вагоны сортируют в основном толчками.
Сортировочная горка состоит из надвижной и спускной частей.
В зависимости от технического оснащения сортировочные горки подразделяются на немеханизированные, механизированные и автоматизированные.
Порядок выполнения операций обработки составов в парке прибытия показаны на рис. 2.3.
Операции | До прибытия поезда | По прибытии | Исполнители | |||
Время, мин 0 5 10 15 мин | ||||||
Получение, разметка и пересылка телеграммы-натурного листа маневровому диспетчеру, в техническую контору и пункт технического обслуживания | Оператор информационного центра | |||||
Составление сортировочного листка | Оператор технической конторы | |||||
Извещение работников технической конторы и пункта технического обслуживания о времени и пути прибытия поезда | Дежурный по станции | |||||
Контрольная проверка состава во входной горловине | Оператор технической конторы | |||||
Пересылка перевозочных документов в техническую контору | 5 | Оператор технической конторы | ||||
Проверка телеграммы-натурного листа, перевозочных документов, штемпелевание | 5 | Оператор технической конторы | ||||
Корректировка сортировочного листка | 3 | |||||
Технический осмотр состава, разъединение и подвешивание автотормозных рукавов. Коммерческий осмотр состава. | 17 | Работники ПТО, приемщики поездов | ||||
Общая продолжительность обработки поезда | 17 |
Рисунок 2.3 – Типовой график обработки поезда, поступившего в переработку
Типовой график обработки поездов своего формирования по отправлению приведен на рис. 2.4.
Рисунок 2.4 - Типовой график обработки состава своего формирования по отправлению
Видеоролики:
1. схема односторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков – прием и отправление транзитного поезда;
2. схема односторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков – прием поезда, поступающего в расформирование по обводного пути.
2.5 Технология работы пассажирских станций
Пассажирские станции предназначены для обслуживания пассажиров и выполнения операций с пассажирскими поездами. Обслуживание пассажиров включает организацию продажи билетов, посадку и высадку пассажиров, хранение ручной клади, прием, хранение, погрузку, выгрузку, выдачу багажа и др. На пассажирских станциях также осуществляют ремонт, экипировку, формирование и отстой составов пассажирских поездов, подачу их под посадку и отправление.
Пассажирские станции сооружают в административно-хозяйственных и промышленных центрах, в местах массового отдыха, на стыковых пунктах железнодорожного и других видов транспорта.
По характеру выполняемой работы пассажирские станции бывают:
- пассажирские, где осуществляются операции по обслуживанию пассажиров, приему, отправлению и пропуску поездов, а также все коммерческие операции по оформлению проезда пассажиров, перевозок багажа и грузобагажа;
- технические пассажирские, с путями и устройствами для экипировки, переформирования, ремонта и отстоя пассажирских составов, деповскими и другими устройствами для ремонта вагонов. Эти станции предназначены главным образом для выполнения операций с составами поездов, начинающих и заканчивающих путь следования;
- объединенные, выполняющие все перечисленные выше операции по пассажирскому движению.
В зависимости от схемы путевого развития различают пассажирские станции сквозного типа, тупиковые и комбинированные. Большинство станций сети – сквозного типа, через них поезда могут следовать напроход. На тупиковых станциях транзитные поезда пропускаются с изменением направления движения; таких станций – небольшое число. Комбинированные станции сочетают в себе возможности и устройства сквозных и тупиковых станций.
Видеоролики:
1. схема пассажирской станции тупикового типа – прибытие пассажирского поезда;
2. схема пассажирской станции сквозного типа – прибытие пассажирского поезда.