Таксомоторные перевозки, их классификация.

Одним из важнейших резервов повышения эффективности использования пассажирского транспорта является совершенство­вание систем и методов управления работой подвижного состава.

Организация перевозок пассажиров в силу большого разнооб­разия видов сообщений и неравномерности, как по времени, так и дальности представляет собой весьма сложную систему, подхо­дом к решению которой, как и отмечалось ранее, является систем­ный анализ. С этой точки зрения систему перевозок можно и целе­сообразно представить в виде двух частей: управляемой и управ­ляющей, назовем их управляемой и управляющей системами.

Организация работы легковых автомобилей-такси. Достаточно большой удельный вес в общем объеме перевозок легковыми автомобилями приходится на таксомоторные перевозки в связи с целым рядом преимуществ, которые определяют целесо­образность присутствия и развития их практически в любом доста­точно крупном населенном пункте, особенно в городах с населени­ем более 250 тыс. жителей. Перевозка пассажиров автомобилями-такси представляет собой сложный процесс и предполагает сис­темный подход к его рассмотрению:

- предварительный заказ или вызов такси непосредственно к мес­ту отправления пассажира. При такой форме осуществляется принцип доставки пассажира "от двери до двери";

- групповое обслуживание пассажиров. Оно осуществляется с пунк­тов массового отправления пассажиров в места массовых совпа­дающих корреспонденции поездок (от конечной станции метропо­литена до аэропорта, между вокзалами и портами). В связи с доле­вым участием пассажиров в оплате проезда поездки более доступны;

- подача автомобилей-такси по наряду. При помощи автомоби­лей, выделяемых по наряду, учреждения и организации по разре­шению министерств и согласно заключенным договорам с АТП осуществляют сбор почты, обслуживание сберкасс и т. д.;

- обслуживание работников сторонних организаций по договорам;

- заказы такси с самолетов, поездов, речных и морских судов. Проводники и служащие продают талоны на предоставление авто­мобилей-такси, которые предъявляются диспетчеру-распорядителю таксомоторной стоянки;

- маршрутные такси. Они выполняют перевозки пассажиров по регулярным, постоянным или временным, городским и внегород­ским маршрутам.

Спрос на такси подразделяют на предъявленный и непредъявленный, или возможный при создании надежных условий поездки. В свою очередь предъявленный включает в себя удовлетворенный и неудовлетворенный спрос вследствие возможного отсутствия ав­томобилей в конкретное время и в конкретном месте или отказа от перевозки пассажира по другим причинам.

Спрос на перевозки автомобилями-такси не остается постоян­ным, а, согласно определенным закономерностям, изменяется по часам суток, дням недели и месяца, сезонам года, территории насе­ленного пункта и его пригородной зоны. Для удовлетворения спро­са населения на таксомоторные перевозки должно быть организо­вано его систематическое изучение и анализ закономерностей рас­пределения поездок во времени и пространстве.

Необходимо отметить, что в термин "таксомоторные перевоз­ки" целесообразно включать не только перевозки специализиро­ванными автомобилями автотранспортных предприятий, но и как перевозки индивидуалов с лицензией, так и частников.

Статистический метод основан на обработке путевых листов, диспетчерских отчетов и анализе использования такси в зависимо­сти от времени выхода на линию, времени работы по часам суток, дням недели, предпраздничным и праздничным дням.

Табличный метод позволяет установить удовлетворенный спрос на таксомоторные перевозки и эффективность использования подвижного состава по таблицам, которые заполняются водителя­ми в процессе работы на линии (форма 1). Перед выездом на ли­нию водитель заносит в таблицу обследования дату, номер автомо­биля, показания спидометра, а затем ведет записи по каждой по­садке. В конце смены водитель проставляет время окончания смены и показание спидометра, проверяет записи в таблице и сдает ее диспетчеру вместе с путевым листом. При обработке получен­ных таким образом данных выявляются: распределение спроса по времени, количество перевезенных пассажиров, эффективность ис­пользования времени работы и пробега такси на линии.

Визуальный метод используется одновременно с анкетным и применяется главным образом для проверки соответствия разме­щения стоянок спросу населения на таксомоторные перевозки. Кроме этого, визуальные наблюдения проводятся на контрольных пунктах при выезде за пределы городской черты для определения доли загородных поездок в автомобилях-такси. Эта доля в различ­ных населенных пунктах колеблется от 2 до 30 %.

По материалам обследований можно установить основные тех­нико-эксплуатационные показатели работы автобусов: объем пере­возок, пассажирооборот, среднюю дальность поездки пассажиров наполнение автобусов и их число на маршрутах, время рейса и чис­ло смен работы, скорость, интервалы и частоту движения, npoбег за время наряда. Эти данные служат основанием для совершенст­вования как системы маршрутов в целом, так и организации дви­жения и работы автобусов по каждому конкретному маршруту.

Автобусные маршруты и линейные сооружения. Для выполнения городских, пригородных, сельских (ме­стных), междугородных и международных перевозок пассажиров организуют соответственно городские, пригородные, сельские (ме­стные), междугородные и международные маршруты. Маршру­том называется регламентированный путь следования подвижно­го состава при выполнении перевозок. По характеру маршруты мо­гут быть маятниковыми и кольцевыми.

Маятниковым называют такой маршрут, при котором путь сле­дования подвижного состава в прямом и обратном направлениях проходит по одной и той же трассе.

Кольцевым называется такой маршрут, при кото­ром путь следования сос­тавляет замкнутый контур. При выполнении город­ских перевозок понятие мар­шрута соответствует уча­стку улиц или дорог, по ко­торому осуществляется регу­лярное движение от началь­ной до конечной остановок.

Маршруты движения разбиваются на перегоны. Перегоном называется участок маршрута между двумя смежными остановоч­ными пунктами. Длина перегонов на городских маршрутах прини­мается равной 300-700 м, на пригородных 700-1500 м, а на междугородных - со­ответственно расстоянию. между крупными населен­ными пунктами.

Места размещения остановочных пунктов определяются с уче­том распределения пассажирских потоков по участкам маршрута, обеспечения безопасности движения, удобств посадки-высадки пассажиров и согласовываются с органами Госавтоинспекции (ГИБДД). На городских маршрутах с интенсивным движением транспортных средств остановочные пункты, как правило, разме­щаются за перекрестками. Затраты времени пассажиров на подход к остановочным пунктам в городах по возможности не должны превышать 10-15 мин. с учетом маршрутов всех видов городского транспорта. Если на отдельных участках совмещаются несколько городских маршрутов при высокой частоте движения, следует ор­ганизовать сдвоенные остановочные пункты, причем впереди обычно располагают остановки маршрутов с более высокой часто­той движения.

Расстояние между остановочными пунктами выбирается с уче­том того, что, с одной стороны, небольшие перегоны обеспечивают наименьшие затраты времени на подход к остановочному пункту, но, с другой стороны, при таких перегонах скорость сообщения снижается и увеличивается продолжительность самой поездки. Длинные перегоны способствуют повышению скорости доставки пассажиров, но одновременно увеличивают время подхода к оста­новкам. Для определения рационального значения длины перегона строят график зависимости затрат времени Т, от длины перегона lпер, при различных средних расстояниях поездок lm .

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основы организации пассажирских перевозок

2. Назовите системы оперативно-диспетчерского управления перевозочным процессом.

3. Перечислите основные функции работников технической службы по обеспечению безопасности движения

4. Перечислите основные функции работников эксплуатационной службы по обеспечению безопасности движения

Лекция - 19 «Оперативно-диспетчерское управление»

План:

Автовокзалы и станции.

Наши рекомендации