Лекция 17 – «Транспортно-коммерческие услуги на автотранспорте»

План:

Транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий и населения.

Принципы образования тарифов и развития транспортного обслуживания.

Требования к качеству транспортного обслуживания.

В общем случае под ТЭО следует понимать деятельность специ­ализированных организаций, направленную на обеспечение до­ставки груза и выполнение любых услуг, связанных с подготов­кой груза к перевозке, выполнению перевозки и его хранению. Такая деятельность выполняется по поручению грузоотправителя или грузополучателя.

Транспортно-экспедиционное обслуживание включает в себя выполнение транспортно-экспедиционных операций и услуг.

Транспортно-экспедиционная операция– элементарное законченное, периодически повторяющееся действие, обеспечивающее ТЭО.

Транспортно-экспедиционная услуга– отдельная операция или группа операций, непосредственно направленная на удовлетво­рение определенной потребности клиента в транспортной экспе­диции и характеризующаяся наличием необходимого технологи­ческого, экономического, информационного и правового обес­печения. Таким образом, ТЭУ является результатом взаимодействия исполнителя ТЭУ (экспедитора) и потребителя (грузовла­дельца – грузоотправителя или грузополучателя), а также дея­тельности исполнителя по удовлетворению потребностей потре­бителя в транспортной экспедиции в соответствии с установлен­ными нормами и требованиями. Такая услуга связана с организа­цией процесса отправления и получения груза, выполнением дру­гих работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Под транспортным обслуживаниемподразумевается деятель­ность, связанная с перемещением груза в пространстве и во вре­мени, которая направлена на осуществление доставки груза и выполнение погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) на всем про­тяжении перевозки от грузоотправителя до грузополучателя. Погрузочно-разгрузочные операции являются обязательными элемен­тами процесса доставки грузов и выполняются непосредственно на территории клиентов, в распределительных центрах и третьими лицами. Такие отношения можно условно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние отношения– это отношения поверенного и пред­ставителя со своими принципалами на основании договора пору­чения или доверенности для представительства соответственно.

Принципы образования тарифов и развития транспортного обслуживания.

На проезд пассажиров и провоз багажа в автобусах город­ских, пригородных и междугородных сообщений, а также в мар­шрутных такси приобретаются билеты и выдаются квитанции ус­тановленного образца. Билет является документом, подтвер­ждающим оплату проезда и право пассажира на проезд в данном автобусе. Стоимость билета определяется согласно тарифам на конкретную перевозку.

Для поездок в автобусах на городских маршрутах применяются разовые и месячные билеты. Разовые билеты могут быть рулонного отрывного типа и в виде абонементных талонов. Рулонные билеты изготавливаются в виде основных и контрольных по 1 000 билетов в рулоне. В основных билетах указывается их стоимость в зависимо­сти от действующей в городе единой платы за проезд, а контроль­ный билет не имеет обозначения стоимости. Абонементные талоны приобретаются пассажирами заранее в билетных кассах на узловых остановках, в киосках, у водителей и гасятся компостером в сало­нах автобусов.

Для проезда в автобусах междугородных сообщений применя­ются единичные и поясные билеты. Единичные билеты печатаются и на билетно-кас­совых машинах. Поясные билеты изготавливаются четырех разно­видностей (каждая из которых включает по 25 поясов) соответст­венно расстоянию: первая - до 150 км, вторая - от 151 до 500 км, третья - от 501 до 1000 км и четвертая до 1500 км. В каждой разно­видности есть билеты для проезда в автобусах мягкого и жесткого типа по полной стоимости и детские, а также для внутриобластных (без страхового сбора), межобластных и межреспубликанских маршрутов. При продаже поясного билета его корешок остается у кассира для отчета.

Билеты и бланки билетов являются документами строгой отчет­ности. Снабжение билетами всех видов и квитанциями производится централизованно по годовым заявкам транспортных предприятий и организаций. Порядок получения, хранения, учета билетов и блан­ков, а также контроля денежной выручки регламентируется ведом­ственными инструкциями. С должностными лицами, имеющими доступ к билетам и денежной выручке, заключаются договоры о полной материальной ответственности. Билеты изготавливаются в определенных типографиях на специальной билетной бумаге. В ав­топредприятиях и организациях билеты принимаются комиссией, назначаемой руководителем. Составляется акт приемки в трех эк­земплярах: один для поставщика билетов, один в бухгалтерию транспортной организации и один материально ответственному лицу. Помещения для хранения билетов должны быть изолированы и иметь надежные запоры. Прием, хранение и выдача под отчет би­летов регистрируются в специальной билетной книге. Финансовые показатели работы автобусного транспорта в зна­чительной мере определяются принятой формой обслуживания пассажиров, в том числе уровнем организации сбора проездной платы. На городском транспорте применяются несколько методов сбора проездной платы.

Иногда целесообразной является форма бескассового обслужи­вания. Она состоит в том, что пассажиры заранее, до поездки в ав­тобусе приобретают талоны на проезд в виде абонементных кни­жек или месячные проездные билеты. Бескассовая форма предполагает хорошо организованной по маршрутный контроль за наличи­ем проездных документов у пассажиров.

Приведенные системы оплаты проезда не решают полностью проблем убыточности городских пассажирских перевозок и не ис­ключают возможности неоплаченного проезда. Поэтому имеют ме­сто предложения перехода к безбилетному обслуживанию пасса­жиров с централизованной компенсацией расходов за счет бюджета самодеятельной части населения в виде отчислений от заработ­ной платы.

Принципы формирования тарифов на перевозку грузов. Грузовые тарифы являются составной частью системы цен и возмещают затраты на транспортировку продукции для обеспече­ния расширенного воспроизводства на транспорте.

Повременные тарифы используются при предоставлении кли­енту ПС на определенное время, когда невозможно или нерацио­нально определять количественные характеристики перевозок. Ставка тарифа рассчитывается на один час, зависит от типа ПС и может учитывать пробег, выполненный ПС за время использова­ния.

Покилометровые тарифы предусматривают оплату в зависимо­сти от модели и типа ПС исходя из величины пробега. Обычно эта схема тарифов используется при выполнении междугородных и международных перевозок или при перемещении самих АТС (пе­регон, подача и возврат, порожний пробег по объективным при­чинам и т.п.).

Сдельные тарифы целесообразно использовать в тех случаях, когда имеется возможность точного учета объема перевозимого груза, так как в этом случае создается объективная необходимость в повышении производительности АТС и снижении затрат, что позволяет получить коммерческую выгоду при выполнении пере­возок. Ставка сдельного тарифа зависит от расстояния перевозки груза, размера отправки и класса груза.

Наши рекомендации