Лекция 17 – «Транспортно-коммерческие услуги на автотранспорте»
План:
Транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий и населения.
Принципы образования тарифов и развития транспортного обслуживания.
Требования к качеству транспортного обслуживания.
В общем случае под ТЭО следует понимать деятельность специализированных организаций, направленную на обеспечение доставки груза и выполнение любых услуг, связанных с подготовкой груза к перевозке, выполнению перевозки и его хранению. Такая деятельность выполняется по поручению грузоотправителя или грузополучателя.
Транспортно-экспедиционное обслуживание включает в себя выполнение транспортно-экспедиционных операций и услуг.
Транспортно-экспедиционная операция– элементарное законченное, периодически повторяющееся действие, обеспечивающее ТЭО.
Транспортно-экспедиционная услуга– отдельная операция или группа операций, непосредственно направленная на удовлетворение определенной потребности клиента в транспортной экспедиции и характеризующаяся наличием необходимого технологического, экономического, информационного и правового обеспечения. Таким образом, ТЭУ является результатом взаимодействия исполнителя ТЭУ (экспедитора) и потребителя (грузовладельца – грузоотправителя или грузополучателя), а также деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в транспортной экспедиции в соответствии с установленными нормами и требованиями. Такая услуга связана с организацией процесса отправления и получения груза, выполнением других работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции.
Под транспортным обслуживаниемподразумевается деятельность, связанная с перемещением груза в пространстве и во времени, которая направлена на осуществление доставки груза и выполнение погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) на всем протяжении перевозки от грузоотправителя до грузополучателя. Погрузочно-разгрузочные операции являются обязательными элементами процесса доставки грузов и выполняются непосредственно на территории клиентов, в распределительных центрах и третьими лицами. Такие отношения можно условно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние отношения– это отношения поверенного и представителя со своими принципалами на основании договора поручения или доверенности для представительства соответственно.
Принципы образования тарифов и развития транспортного обслуживания.
На проезд пассажиров и провоз багажа в автобусах городских, пригородных и междугородных сообщений, а также в маршрутных такси приобретаются билеты и выдаются квитанции установленного образца. Билет является документом, подтверждающим оплату проезда и право пассажира на проезд в данном автобусе. Стоимость билета определяется согласно тарифам на конкретную перевозку.
Для поездок в автобусах на городских маршрутах применяются разовые и месячные билеты. Разовые билеты могут быть рулонного отрывного типа и в виде абонементных талонов. Рулонные билеты изготавливаются в виде основных и контрольных по 1 000 билетов в рулоне. В основных билетах указывается их стоимость в зависимости от действующей в городе единой платы за проезд, а контрольный билет не имеет обозначения стоимости. Абонементные талоны приобретаются пассажирами заранее в билетных кассах на узловых остановках, в киосках, у водителей и гасятся компостером в салонах автобусов.
Для проезда в автобусах междугородных сообщений применяются единичные и поясные билеты. Единичные билеты печатаются и на билетно-кассовых машинах. Поясные билеты изготавливаются четырех разновидностей (каждая из которых включает по 25 поясов) соответственно расстоянию: первая - до 150 км, вторая - от 151 до 500 км, третья - от 501 до 1000 км и четвертая до 1500 км. В каждой разновидности есть билеты для проезда в автобусах мягкого и жесткого типа по полной стоимости и детские, а также для внутриобластных (без страхового сбора), межобластных и межреспубликанских маршрутов. При продаже поясного билета его корешок остается у кассира для отчета.
Билеты и бланки билетов являются документами строгой отчетности. Снабжение билетами всех видов и квитанциями производится централизованно по годовым заявкам транспортных предприятий и организаций. Порядок получения, хранения, учета билетов и бланков, а также контроля денежной выручки регламентируется ведомственными инструкциями. С должностными лицами, имеющими доступ к билетам и денежной выручке, заключаются договоры о полной материальной ответственности. Билеты изготавливаются в определенных типографиях на специальной билетной бумаге. В автопредприятиях и организациях билеты принимаются комиссией, назначаемой руководителем. Составляется акт приемки в трех экземплярах: один для поставщика билетов, один в бухгалтерию транспортной организации и один материально ответственному лицу. Помещения для хранения билетов должны быть изолированы и иметь надежные запоры. Прием, хранение и выдача под отчет билетов регистрируются в специальной билетной книге. Финансовые показатели работы автобусного транспорта в значительной мере определяются принятой формой обслуживания пассажиров, в том числе уровнем организации сбора проездной платы. На городском транспорте применяются несколько методов сбора проездной платы.
Иногда целесообразной является форма бескассового обслуживания. Она состоит в том, что пассажиры заранее, до поездки в автобусе приобретают талоны на проезд в виде абонементных книжек или месячные проездные билеты. Бескассовая форма предполагает хорошо организованной по маршрутный контроль за наличием проездных документов у пассажиров.
Приведенные системы оплаты проезда не решают полностью проблем убыточности городских пассажирских перевозок и не исключают возможности неоплаченного проезда. Поэтому имеют место предложения перехода к безбилетному обслуживанию пассажиров с централизованной компенсацией расходов за счет бюджета самодеятельной части населения в виде отчислений от заработной платы.
Принципы формирования тарифов на перевозку грузов. Грузовые тарифы являются составной частью системы цен и возмещают затраты на транспортировку продукции для обеспечения расширенного воспроизводства на транспорте.
Повременные тарифы используются при предоставлении клиенту ПС на определенное время, когда невозможно или нерационально определять количественные характеристики перевозок. Ставка тарифа рассчитывается на один час, зависит от типа ПС и может учитывать пробег, выполненный ПС за время использования.
Покилометровые тарифы предусматривают оплату в зависимости от модели и типа ПС исходя из величины пробега. Обычно эта схема тарифов используется при выполнении междугородных и международных перевозок или при перемещении самих АТС (перегон, подача и возврат, порожний пробег по объективным причинам и т.п.).
Сдельные тарифы целесообразно использовать в тех случаях, когда имеется возможность точного учета объема перевозимого груза, так как в этом случае создается объективная необходимость в повышении производительности АТС и снижении затрат, что позволяет получить коммерческую выгоду при выполнении перевозок. Ставка сдельного тарифа зависит от расстояния перевозки груза, размера отправки и класса груза.