Коэффициенты технической готовности и выпуска транспортных средств, методика их расчета.
Коэффициент технической готовности характеризует степень готовности пассажирских автомобильных транспортных средств к выполнению перевозок и определяется:
- для парка за 1 день:
- для парка за определенное число дней
- для одного автобуса за n-ое число дней
Степень выпуска транспортных средств на линию характеризует коэффициент выпуска, который определяется:
- для парка за 1 день:
- для парка за определенное число дней
- для одного автобуса за n-ое число дней
Средняя дальность поездки пассажира
, км
где Q – объем перевозок или количество пассажиров, которое перевезено или подлежит перевозке, пасс;
P – транспортная работа (пассажирооборот), выполненная или подлежащая выполнению, пасс∙км.
Коэффициент сменности
Коэффициент сменности показывает число пассажиров, сменившихся на одном пассажирском месте в течение рейса (оборота) или часа.
где Lм - протяженность маршрута (расстояние от одного конечного остановочного пункта до другого), км.
Общий пробег автобуса
Общий пробег автобуса - это расстояние, пройденное автобусом за определенное время.
Lобщ = Lпасс + Lнул , км
где Lпасс - пробег с пассажирами, км;
Lнул - нулевой пробег, км.
Lпасс =l м ∙ zр, км
где zр - число рейсов.
Коэффициент использования пробега
Степень исполнения пробега характеризует коэффициент использования пробега, который определяется по формуле:
Время рейса, оборота
Рейс - это одна ездка пассажирского автомобильного транспортного средства, от начального до конечного пункта маршрута в прямом или обратном направлении.
где tдв - время движения за рейс, мин;
∑tоп - суммарное время простоя на промежуточном остановочном пункте,мин;
tок - время простоя на конечном остановочном пункте, мин;
Vт - средняя техническая скорость, км/ч; n-число промежуточных остановочных пунктов.
Оборот - законченный цикл транспортного процесса с возвращением автобусов в исходную точку, т.е. первоначальный пункт, откуда началось движение
tоб =2∙ tр ,ч
Время в наряде
Временем в наряде называется промежуток времени с момента выезда автобуса из автотранспортной организации до момента возвращения в автотранспортную организацию за вычетом времени обеда (от 20 мин до 2ч).
Tн = Твозвр – Твыезд – Тобед, ч
Тн = Тм + Тнул, ч
Тм = tр ∙ zр, ч
Скорости движения автобусов
Различают максимальную, допустимую, техническую, скорость сообщения и эксплуатационную скорости.
Максимальная скорость – это скорость, которая может быть достигнута за счет конструкции автобуса на благоустроенном участке дороги.
Допустимая скорость – это скорость, допускаемая ПДД по городам и населенным пунктам республики.
Средняя техническая скорость – средняя скорость за время движения автобуса на маршруте.
,км/ч
Средняя скорость сообщения – это условная средняя скорость, с которой пассажир транспортного средства будет доставлен от места посадки до места высадки.
, км/ч
Средняя эксплуатационная скорость - это средняя скорость за время рейса или оборота автобуса.
, км/ч
Средняя эксплуатационная скорость за день определяется по формуле:
, км/ч
Вместимость и ее использование
Вместимостью автобуса называется способность перевозить одновременно определенное число пассажиров с удобствами, предусмотренными конструкцией автобуса. Число мест в автобусе, установленное технической характеристикой, называется номинальной вместимостью.
Вместимость автобусов городского и пригородного типа определяется суммой числа мест для сидения и стоящих пассажиров с расчетом, что на одного стоящего пассажира приходится площадь 0,2 м2, в час «пик» - 0,125 м2 (на 1м2 – 5 человек):
qн=qсид +qст∙F,пасс.
где qсид – количество пассажиров, проезжающих сидя, пасс;
qст – количество пассажиров, проезжающих стоя, пасс;
F – площадь пола автобуса, свободная от сидений, м2.
Степень использования пассажировместимости характеризует статистический коэффициент - отношение фактически перевезенных пассажиров к возможному количеству, т.е. к тому количеству, которое мог бы перевезти автобус при полном использовании его пассажировместимости с учетом сменности пассажиров.
Динамический коэффициент использования пассажировместимости определяется отношением выполненной транспортной работы к возможной, т.е. той, которая могла быть выполнена при полном использовании пассажировместимости автобусов с учетом коэффициента сменности.
Производительность автобуса
Производительность автобуса за рейс в пасс и пасс∙км
, пасс.
Производительность автобуса за час в пасс и пасс∙км
Производительность за день в пасс и пасс∙км
Производительность парка за определенное число дней
Практическое занятие № 1 Расчет технико-эксплуатационных показателей использования транспортных средств на различных видах пассажирских перевозок.
Тема 1.3. Линейные сооружения на маршрутах
Линейные сооружения на маршрутах, их назначение, состав и классификация. Информационное обеспечение остановочных пунктов и пассажирских терминалов. Требования, предъявляемые к линейным сооружениям.
Литература: [5], стр.153-157; [8], стр. 137-145, 149-151, 172-176
Тема 1.4. Требования к пассажирским транспортным средствам
Эксплуатационные требования к пассажирским транспортным средствам. Требования к внешнему и внутреннему оформлению транспортных средств.
Литература: [5], стр.45-49; [8], стр. 115-127
Тема 1.5. Обеспечение безопасности выполнения перевозок пассажиров. Охрана окружающей среды
Организация работы по обеспечению безопасности выполнения перевозок пассажиров.
Мероприятия по охране окружающей среды.
Литература: [11], с.25-29
Тема 1.6. Маршрутная система пассажирского транспорта
Транспортная сеть и ее показатели. Определение термина «маршрут». Классификация маршрутов. Порядок открытия регулярных маршрутов. Паспорт маршрута.
Литература: [5], стр.66-75; [8], стр. 153-172.
Тема 1.7. Пассажиропотоки и методы их изучения
Транспортная подвижность населения и факторы на нее влияющие. Пассажиропотоки и методы их изучения: анкетный, глазомерный, талонный, опросный, счетно-табличный, отчетно-статистический, автоматизированный.
Литература: [5], с.75-90; [8], с.84-93.
Методические рекомендации
Наиболее распространенным методом обследования пассажиропотоков в Республике Беларусь и дающим более точные сведения является счетно-табличный метод.
Обследование пассажиропотоков счетно-табличным методом проводится в 4 этапа:
1-й этап подготовительный: создается комиссия, которую возглавляет работник отдела эксплуатации. Комиссия определяет количество счетчиков в зависимости от количества обследуемых автобусов и дверей в каждом из них. Уточняет наименование остановочных пунктов на каждом обследуемом маршруте, оповещает население города о предстоящем проведении обследования за 5 дней через СМИ (газеты, радио, ТВ).За 2-3 дня до начала обследования проводится подробный инструктаж счетчиков, их распределение по маршрутам, автобусам и местам. Сообщается цель, задача и методика обследования. Счетчики заполняют в таблицах обследования графы с наименованием всех остановочных пунктов.
2-й этап проведение обследования: сущность обследования состоит в том, чтобы учесть по каждому остановочному пункту каждого пассажира по признаку «вошел в автобус» или «вышел из автобуса». С этой целью счетчики должны постоянно находиться у каждой двери автобуса. Перед началом работы счетчики должны заполнить все реквизиты таблицы обследования: № путевого листа, марка автобуса, № автобуса, ФИО водителя, дата обследования. В период работы каждый счетчик должен подсчитать выходящих, входящих пассажиров и отмечать их количество в клеточке, соответствующей остановке и выполняемому рейсу. По окончании смены заполненные таблицы сдаются в отдел эксплуатации.
3-й этап обработка материалов обследования пассажиропотоков: в результате обработки материалов обследования пассажиропотоков определяется:
1. наполнение на перегоне
где - сумма вошедших пассажиров;
∑С - сумма сошедших пассажиров.
2. фактический пассажирооборот на перегоне
,км
где 1пер - длина перегона, км.
3. возможный пассажирооборот на перегоне:
Рв = qн ∙ lпер ∙ Zр, пасс∙км
где qн – номинальная пассажировместимость, пасс;
Zр – число рейсов за день в одном направлении.
4. коэффициент наполнения на перегоне
γпер = Рф / Рв
5. средняя дальность поездки пассажиров
lср = ∑Рфакт / ∑В, км
где ∑Рфакт - суммарный фактический пассажирооборот за день в одном направлении, пасс∙км;
∑В – количество перевезенных пассажиров за день в одном направлении, пасс.
6. коэффициент сменности за рейс
Ксм = Lм / lср
где Lм – протяженность маршрута, км.
4-й этап выводы.
Практическое занятие № 2 Обработка материалов обследования пассажирских потоков на городском маршруте
Тема 1.8. Выбор вида транспорта и транспортного средства для выполнения перевозок на маршрутах городского пассажирского транспорта
Основы выбора вида транспорта. Выбор расчетной вместимости транспортного средства. Расчет числа пассажирских транспортных средств, для работы на городских маршрутах, интервала и частоты движения
Литература: [5], с.88-93; [8], с.195-200.
Методические указания
Количество автобусов, работающих на маршруте, определяется по формуле:
, авт.
Интервал – промежуток времени, через который каждый последующий автобус прибывает на данный остановочный пункт.
, мин
Частота – количество автобусов, проходящих в час через определенную точку маршрута.
, авт/ч
, авт/ч
Тема 1.9. Нормирование скоростей движения пассажирских транспортных средств на городских и пригородных маршрутах
Методика нормирования скоростей движения пассажирских транспортных средств на городских и пригородных маршрутах.
Литература: [5], c.93-97; [8], с.189-194
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
Тема 2.1. Составление расписаний движения пассажирских транспортных средств на маршрутах
Требования, предъявляемые к расписаниям. Виды расписаний. Методы и методика составления расписаний
Литература: [5], с.101-105; [8], с.212-221