Система ремонта автомототранспортных средств
СИСТЕМА РЕМОНТА АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
Система ремонта автомотранспортных средств
Виды и методы ремонта.
Принцип организации ремонта автомобилей и их составных частей.
Особенности технологии текущего ремонта автомобилей и их составных частей.
Особенности технологии капитального ремонта автомобилей и их составных частей.
Эффективность функционирования системы ремонта автомобилей.
Порядок приема автомобилей и их составных частей в ремонт.
Оформление документации при приеме в ремонт.
Хранение ремонтного фонда.
Система ремонта автомотранспортных средств.
Согласно ГОСТ 18322-78 (Система технического обслуживания и ремонта техники)под системой технического обслуживания и ремонта техники понимаетсясовокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему.
|
По объему основных средств - стационарные и подвижные.
По месту проведения - заводской, эксплуатирующей организацией, аутсортинговый, смешанный, фирменный, дилерский.
По объему выполняемых работ - полнокомплектный, неполнокомплектный.
По объему номенклатуры - многомарочные, специализированные (по марке, по типу, по семействам автомобилей).
Ремонтная документация:
Руководства по ремонту изделий автомобильной техники,
Технические условия ( ТУ) на ремонт изделия и составных частей,
ТУ на изготовление деталей,
Конструкторская документация,
ТУ на сборку и испытание изделий и др.
Исполнители:
ИТР и рабочие ремзаводов (предприятий),
эксплуатирующей организации,
аутсортинговой компании,
фирмы – изготовителя,
дилера.
Виды и методы ремонта. Виды ремонта
Капитальный ремонт | Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые Примечание. Значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации |
Средний ремонт | Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно-технической документации. Примечание. Значение частично восстанавливаемого ресурса устанавливается в нормативно-технической документации |
Текущий ремонт | Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и(или) восстановлении отдельных частей |
Плановый ремонт | Ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации |
Неплановый ремонт | Ремонт, постановка изделий на который осуществляется без предварительного назначения |
Регламентированный ремонт | Плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта |
Ремонт по техническому состоянию | Ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяется техническим состоянием изделия |
Методы ремонта
Обезличенный метод ремонта | Метод ремонта, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия |
Необезличенный метод ремонта | Метод ремонта, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия |
Агрегатный метод ремонта | Обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными Примечание. Под агрегатом понимается сборочная единица, обладающая свойствами полной взаимозаменяемости, независимой сборки и самостоятельного выполнения определенной функции в изделиях различного назначения, например, электродвигатель, редуктор, насос и т. д. |
Поточный метод ремонта | Метод ремонта, выполняемого на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом |
Метод ремонта эксплуатирующей организацией | - |
Метод ремонта специализированной организацией | Метод выполнения ремонта организацией, специализированной на операциях ремонта |
Фирменный метод ремонта | Метод выполнения ремонта предприятием-изготовителем |
Текущий ремонт выполняется на автотранспортных предприятиях, станциях технического обслуживания или базах централизованного технического обслуживания и ремонта преимущественно агрегатным методом. Для замены неисправных агрегатов и узлов на исправные на автотранспортных предприятиях, в объединениях и транспортных управлениях создается оборотный фонд в соответствии c нормативами.
Для автобусов, автомобилей-такси, автомобилей скорой медицинской помощи, пожарных машин, автомобилей, перевозящих опасные грузы, и для других видов подвижного состава, к которым предъявляются повышенные требования безопасности движения, рекомендуется проводить текущий ремонт не только по потребности, но и как регламентированный планово-предупредительный ремонт по предупреждению отказов в сроки, обусловленные Положением o техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Для обеспечения технически исправного состояния кузова, кабины, рамы подвижного состава и установленного на них оборудования после половины установленного пробега до капитального ремонта проводится регламентированный текущий ремонт, который включает работы по проверке их технического состояния и устранение выявленных неисправностей. При этом производятся углубленный осмотр и диагностирование, выполнение необходимых работ c восстановлением или заменой деталей и сборочных единиц, достигших предельного состояния, герметизация сварных швов и уплотнений, устранение вмятин и трещин, удаление последствий коррозии, нанесение профилактического противокоррозионного покрытия и при необходимости окраска. B умеренно холодных, холодных и очень холодных климатических районах регламентированный текущий ремонт кузовов, кабин и рам автомобилей нужно проводить ежегодно перед наступлением холодов.
Часть операций текущего (планово-предупредительного) ремонта малой трудоемкости может выполняться совместно c техническим обслуживанием в порядке сопутствующего ремонта.
Выявление потребности в текущем ремонте автомобилей производится, как правило, во время выполнения операций технического обслуживания подвижного состава, в процессе осмотра и диагностирования автомобиля.
Рис. 3. Схема технологического процесса СТО
Мойка агрегата | |||||||||
Разборка агрегата | |||||||||
Дефектовка деталей | |||||||||
Негодные детали | Годные детали | Детали, требующие ремонта | |||||||
Утиль | Ремонт деталей | ||||||||
Новые детали | Сборка узлов | ||||||||
Регулировка, испытания | |||||||||
Склад оборотных деталей | |||||||||
Рис. 4. Схема технологического процесса ремонта агрегатов
в цехе (участке)
Автомобили грузовые комплектности I, а также легковые и автобусы представляют собой полнокомплектные автомобили с кузовами, кабинами, платформами, со всеми агрегатами, аппаратурой, приборами, арматурой и деталями. Автомобили-тягачи могут быть с седельными устройствами, с полуприцепами или без них.
Двигатели комплектности I — двигатели в сборе со всеми приборами и вспомогательными агрегатами, устанавливаемыми на них: со сцеплением, картером маховика, картером сцепления, подшипником переднего конца ведущего вала коробки передач, храповиком, впускным и выпускным газопроводами, вентилятором, термостатом, водяным насосом, компрессором тормозной системы, воздухоочистителем, масляными фильтрами, водяными патрубками, генератором, стартером, ремнями привода вентилятора, компрессора и генератора, датчиками контрольных приборов и системой вентиляции картера. Бензиновые двигатели, кроме того, должны иметь карбюратор, бензонасос, трубопровод от бензонасоса к карбюратору, прерыватель-распределитель, запальные свечи, провода от распределителя к свечам, индукционную катушку и провод от нее к распределителю. В дизельных двигателях, кроме того, должны быть топливоподкачивающий насос, насос - форсунки или форсунки с топливным насосом, топливные трубопроводы, топливные и масляные фильтры, регуляторы числа оборотов коленчатого вала, нагнетатели, водомасляные радиаторы и пусковое устройство.
Бензиновые двигатели комплектности II — двигатели в сборе со сцеплением без вентилятора, водяного насоса, компрессора тормозной системы, воздухоочистителя, масляных фильтров, водяных патрубков, генератора, стартера, датчиков контрольных приборов, системы вентиляции картера, карбюратора, бензонасоса, прерывателя - распределителя, свечей, индукционной катушки.
Приемка М, агрегатов и узлов производится приемщиком ОТК ремонтного завода в присутствии представителя заказчика. При этом приемщик тщательно осматривает М или агрегат с целью определить соответствие их состояния действующим техническим условиям. Приемщику предоставляется право вскрывать любой агрегат М. При отсутствии полного комплекта деталей или замене деталей негодными автомобили и агрегаты в ремонт не принимаются. При этом составляется акт с указанием причин отказа в ремонте, который направляется в хозяйство и одновременно — в вышестоящую организацию.
Оформление документации при приеме в ремонт.
После приемки М (агрегата или узла) в ремонт приемщик составляет приемо-сдаточный акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт подписывают представитель заказчика и приемщик. Один экземпляр акта выдается заказчику, а второй остается на ремонтном предприятии.
10. Хранение ремонтного фонда.
СИСТЕМА РЕМОНТА АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ