Состав и назнач. сооружений, входящих в сист. н/п. схемы соединения осн. и подпор. насосов.
Техн. труб. тр. нефти.
Расчет необх. числа перекач. станций
Технология последов. перекачки светлых нефтепродуктов. Смесеобраз. в зонах контактир. последов. движ. партий. Расчет объема образ. смеси (формула для объема смеси). Расчет цикличности и вместимости резерв.парков маг. н-п-проводов.
Последоват. перекачка нефтей и нефтепрод. - спец технология трансп-ки нефтей и нефтепрод. по т-п, при кот. в одном т/п. в любой мом. времени находятся несколько жидкостей, различ. по своим физ.-хим. св-вам. Последоват. перекачка примен. в основ. при трансп-ке н-продуктов, в редких случаях – разных сортов нефтей. Нефтепродуктами, кот. перекач. по трубопроводу, явл. неск. сортов, дизел. топлив, авиац. керосинов.
Автомоб.бензины различ. по октан. числу, кот. указ-ся в их маркировке. Послед-ной перекачке чаще всего подверг. бензины след. марок: А-76, А-80, А-92
Маркировка дизел. топлив: Л-0.2-65, где Л – тип топлива (летнее, зимнее, арктич.); 0.2 – содер-ние серы (0.2, 0.4, 0.5); 65 – темп. вспышки (65, 40).
Авиац. керосины бывают сл. сортов: ТС-1 и ТС-2.
Сорта нефтей разл-ся по содерж. серы, солей и по коэфф. обводнённости (содержанию серы).
Перекачка нефтепродуктов:
Различные сорта нефти поступают с НПЗ, каждый в свой резервуар, а затем один за другим, закач. в маг. н-п-провод. При этом разделители между разл. жидкостями отсутствуют, поэтому такой метод также наз. последоват. перекачкой прямым контактированием.
Партия – любая последов. движ-ся в т/п. ж-ть.
Закачка партий нефтепродуктов организуется, чтобы друг с другом контактировали нефтепродукты, наименее различ-еся по своим св-вам.
Цикл перекачки – совокупность партий всех нефтепродуктов, перекач. по данному трубопроводу.
Преим-ва последоват. перекачки прямым контактированием:
1.Возм-сть использ. 1го т/п для перекачки неск. нефтепродуктов.
2.Наиболее полная загруженность трубопровода.
3.Равномерное снабжение потребителей.
4.Снижение себестоимости перекачки.
Осн. недостатком последов. перекачки прямым контактированием явл. образование смеси в зоне контакта партий. На конечном пункте трубопровода организуется раскладка смеси, то есть добавление смеси к партиям чистых нефтепродуктов с сохр. показателей качества.
Физич. причинами смесеобразования явл: конвективная и турбулентная диффузии.
Конвективная диффузия обусловлена неравномерностью скоростей частиц жидкости при её течении. Набл-ся при ламин. режиме течения.
турбулентная диффузия, которая обусловлена хаотическим движением частиц жидкости в области смеси. набл-ся при турбул.режиме течения, вместе с конвективной диффузией
Объём образующейся смеси
Объёмные концентрации: , . При этом должно выполняться условие: . Объемн. конц-ии показ-ют какую долю объема соста-ют объемы каждого нефтепрод.
Массу смеси можно определить по формуле: ;
При послед. перек-ке возм-ны ситуации, когда перекачка останавливается (аварии, рем.работы, нехватка ресурсов). При остановке перекачки объем смеси сущ-но увелич-ся.
6.Технол. тр. тр. прир. газа. Состав и назнач. сооруж., вход. в сист. г/п: КС, сист. возд. охлаж., лин. часть, подзем. хран. газа и т.п. Устр. КС маг.газопроводов.
В состав сооружений магистр. газопроводов входят:
1.Установка подготовки газа к тр-ту
2.Головн. компрес.станц (ГКС)
3.Промежут. компр. станции
4.Лин.часть с ответвлен.
5.Подземн. хранилица газа ПХГ
6.Газораспред. станции
Газ из резервуаров сборных пунктов газа направляют сначала в спец.установки подготовки газа к транспорту (УПГ), где очищается от мех.примесей осущается. Очищенный газ поступает в компресорную станцию КС, кот. необходима для создания движущего напора, обеспеч-го поступательное движение газового потока вдоль г/п, за счет компремирования(повыш. давления газа)
В ГКС газ сначала проходит доп.очистку от пыли и прочих примесейй.Затем газ поступает в ГПА(газоперекач.агрегаты), где в центребежных нагнетателях происходит компремирование газа из области низкого давления(переж КС) в область высокого (за КС). Поскольку транспортируемый газ при сжатии сильно нагревается (это может нарушить изол.покрытие т/п и вызвать другие отриц.явления), то газ охлаждают в аппаратах воздушного охлаждения (АВО), которые представляют собой теплообменники, в кот. газ пропускают по трубкам обдуваемых атмосферн.воздухом. Охлажд. поток обеспеч. вентиляторы с верхней и нижней подачей воздуха. Далее компремированный газ идет на след.КС и т.д. до ГРС
Осн. функции ГРС являются:
-Понижение давления. При снижении давления газ охлаждается, поэтому его подогревают.
-Осушка газа.
-Очистка газа от механических примесей.
-Одоризация – введение в поток газа специальных резкопахнущих веществ с целью обнаружения утечек.
-Измерение расхода газа для учёта количества газа,
Линейная часть с ответвлениями. Линейная часть маг. газопровода сост.из тех же элементов, что и лин. часть маг. нефтепровода, за исключением того, что вместо задвижек испол. шаровые краны. Кроме того, лин. часть маг. газопровода оборудуется конденсатосборниками.
Для хранения газа исп-ют подземн. хранилища газа (ПХГ). ПХГ обеспечивает надежность потребления газа в случае аварийных ситуаций, также необходимы для создания долгострочных/резервных запасов газа. ПХГ предназначены для компенсации суточной и сезонной неравномерности потребления газа (днем газа требуется больше, чем ночью, зимой потребность в газе возрастает, летом снижается)
Компрессорные станции.
Основными функциями компрессорных станций являются:
-Компрессирование – повышение давления газа.
-Очистка газа от механических примесей.
-Осушка газа.
-Одоризация.
-Охлаждение.
На нач. этапе экспл. газового месторож. при больш пласт. давлении головная КС может отсутствовать.
Оборудование КС:
1.Основное оборудование:
-Компрессорные агрегаты.
-Пылеуловители.
-Холодильники.
2.Вспомогательное оборудование:
-Устройства электроснабжения.
-Устройства водоснабжения.
-Прочие.
На КС исп. два осн. типа ГПА
1.Газомотокомпрессоры поршневые.
2.Центробежные нагнетатели.
В кач-ве привода центроб. нагнетателей исп. газовые турбины или электродвигатели.
7.Ур. движ. газа в г/пр. Формула для распред. давления по длине участка г/п при стац. режиме тран-ки газа Ср. давление на участке г/п. Связь расхода газа на уч-ке г/п с давл.на его концах.
8.Инженер. формулы для расчета режимов работы г/п. Коэфф. расхода. Последов. соед. г/п. Расчет простых г/п. Формулы для коэффициента расхода. Парал. соед. г/п. Расчет сложных г/п. Формулы для коэфф. расхода. Расчет необх. числа компрессорных станций.
Расчет необход. числа КС
Расчет режима работы КС
Исх.данными для расчета режима работы КС
-Давл. и темп. газа на входе в КС (равные уточн. знач. давл. и темп. в конце линейного участка);
-Темп. окружающего воздуха ТВОЗД ;
-Газовая постоянная R.
Для выбр. типа привода и центроб. нагнетателя по их паспортным данным необходимо знать:
-QНОМ – ном. производительность при ст.условиях;
-NeH – ном. мощность ГТУ;
-nН – ном. частоту вращения вала ЦН;
-nmin, nmax – диапазон возм. частот вращ.ротора ЦН;
-приведенную характеристику ЦН.
Расчет режима работы КС выпол. в след.порядке:
-Опр. знач.давл.и темп. газа на входе в ЦН. По изв.составу газа, темп. и давл. на входе в ЦН опр. коэф. сжимаемости zВС;
-Опр. плотность газа rВС и произв-сть нагнетателя при условиях всасывания QВС.
-Опр. треб. степень повышения давления e.
-По униве. прив. характеристике ЦН опр.значения QПР, hПОЛ и [Ni /rВС]ПР. Значение QПР должно удовлетворять условию удаленности от зоны помпажа, то есть QПР ³ QПР min.
-Опр. внутренняя мощность Ni, потребляемая ЦН
-Опр. мощность на муфте привода Ne.
-Вычисляется располаг. мощность ГТУ NeР
NeН – ном. мощность ГТУ;
kН – коэфф. тех. состояния по мощности;
kОБЛ – коэфф., учит. влияние системы противообледенения (при откл. системе kОБЛ=1);
kУ – коэфф., учит. влияние сист. утилизации тепла;
k t – коэфф., учит.влияние атм. воздуха на мощн.ГТУ;
TВОЗД, TВОЗДН –фактич. и ном. температура воздуха, К
Значения NeН, kН , kОБЛ , kУ , k t , TВОЗДН принимаются по справочным данным ГТУ.
-Производится сравнение Ne и NeP . должно выпол. условие Ne £ NeP. При невыполн. этого усл.следует увел. число mН и повт. расчет режима работы КС начиная с пункта
-Опред. темп. газа на выходе из ЦН
k – показатель адиабаты прир. газа, k=1,31.
Далее последов. рассч.остальные лин. участки и режимы работы КС.
PН=PНАГ - DPНАГ
PК=PВС + DPВС
Ж/д транспорт
Капитальные затраты
Kжд=Сz*Z+Cц*Ц
Cz, Сц – стоимость одного локомотива и вагона цистерн
Эксплуатационные затраты
Эжд=Sжд*Gr*Lжд
Sжд – средняя себестоимость железнодорожного транспорта
Приведенные затраты
Ржд=Эжд+Е*Кжд
Е – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений
Речной транспорт
Затраты на сооружение барж
Kбр=Сбр*Г
Сбр – стоимость единицы грузоподъемности баржи или танкера
Суммарную мощность буксиров
Nб=Pб*Г
Pб – мощность затрачиваемая для буксировки единицы груза
Трубопроводный транспорт
Диаметр трубопровода
Режим течения
для новых чистых стальных сварных труб ∆=0,03÷0,1мм
гидравлический коэффициент λ
Гидравлический уклон
Полные потери напора H
Расчет необход. числа КС
Техн. труб. тр. нефти.
Состав и назнач. сооружений, входящих в сист. н/п. схемы соединения осн. и подпор. насосов.
В состав сооружений магистрального нефтепровода входят:
1)Установка подготовки нефти к транспорту(УПН)
2)Головная нефтеперекачивающая станция с резервуарным парком.
3)Промежуточные нефтеперекачивающие станции с резервуарными парками.
4)Линейная часть с отводами и местами подкачек.
5)Конечный пункт с резервуарным парком.
6)Перевалочная база, нефтеперераб-й забод (НПЗ)
Нефть из резервуаров и сборн.пунктов нефт. промыслов напр-ют сначала в спец установки подгот.нефти к тран-ту(УПН), где из нефти сначала отбираются и отвод-ся. в спец резервуары крупн. скопления газа. Затем нефть проходит через сепараторы, где она очищ-ся от мех.примесей и от более мелких газов.включений. Очищ-ю нефть подают в резервуары головной нефтеперекачив.станции для дальнейшей трансп-ки.
Нефтеперкач.станции(НПС) предназнач. для созд. в т/п давления, необх.для трансп-ки нефти. Назначение каждой станции – принуд. образом привести нефть из обл. низк.давления(перед станцией) в область высокого (после станции).
ГНПС предназнач. для приема нефти с промысла, закачки ее в маг.н/п и создание напора, необх для ее перекачки.
ПНПС предназнач. для поддержания напора для дальнейшей перекачки нефти до след.ПНПС и т.д. до конеч. пункта нефтепров(КПН)
Нефтепровод закан-ся резерв.парком нефтеперераб. завода(НПЗ) или крупн. перевалочн.нейфтебазой из кот. происх-т. отгрузка нефти на ж/д или танкеры.
НПС представл.собой сложн.коплекс соор. и объектов, кот. можно разделить на 2 группы:
1)Объекты осн.назначения: резерв.парк, подпорная насосная, узел учета нефти с фильтрами, магистр.насосная,технологич.комуникации
2)Объекты вспомогат. назначения: устр-ва электроснабжения, водоснабжения, канализации и сбора утечек,связи
Резерв.парки необх. для:
1)Приема нефти от добывающ. предприятий
2)учета нефти
3)обеспеч-я заданн.св-в нефти, включающих возможное смешивание одних сортов нефти с другими
4)хранения с целью компенсации неравномерности приема-отпуска нефти и работы МНП
Линейн.часть МТ сост.из:
1)Трубопровода(труб сварен. друг с другом, покрытые слоем антикоррозионной изоляции)
2)Запорн.арматура 3)спец.оборуд-е переходы через естеств. и искуств. препятствия, 4)установки противо коорозион. и элек.хим. защиты
5)Линии связи, электропередач, дороги вдоль трассы
2. Гидравл. расчет стац. режимов работы нефтепровода. Осн. категории: средняя скорость, массовый и объемный расходы, давление, напор. Ур. неразрывности потока и ур. Бернулли с потерями напора в виде формулы Дарси-Вейсбаха. Местные потери напора. Гидравл. уклон. Линия гидравл. уклона. Формула Дарси-Вейсбаха. Коэфф.гидравл. сопротивления. Режимы течения. Формулы для расчета коэфф.гидравлического сопротивления.
V(м/с) – средняя скорость
Объёмный расход Q, м3/сек;м3/час
Массовый расход М, кг/сек; кг/час
Коммерческий расход Qк=M/ρст – масс.расход, привед. к станд. условиям, м3/сек; мин*м3/сут
Линейная скорость , м/с
Массовая скорость кг/м2с
При движ. газа масс. расхзод и скорость пост., а лин. скорость и объём. расход увелич. вследствие снижения плотности.
Ур. неразрывности:
Уст-еся течение ж-ти в трубе опис. двумя ур:
1)Уравнение сохранения массы: →
→ a)P=const, v=const, s=const,∆ρ<< ρ; →b)v1/v2=(d2/d1)2;v2=v1d12/d22
2)Уравнение Бернулли:
;
Изменение кинет.энергии:
ά – коэфф.кориолиса
Изменение работы внешних сил:
Изм. работы внутр. сил
- мощн.сил внутр.трения, расчит. на ед. массы ж-ти
h1-2 – потери напора м/ду сечениями 1 и 2 (м)
- полный напор в сеч/ X (м)
Для уч-ка т/п все сечения кот. полностью заполнены ж-тью: h1-2=hт+hm
Потери напора на трение hт обуслов. трением слоёв ж-ти относ. друг друга:
Потери напора на мест. сопр. где ξ зависит от числа Рейнольдса и от параметров мест. сопротивления. При расчёте м.н. обычно принимают hm =0,02 hт
Если D=const и жидкость, тек. по нему, несжимаемая, то из ур. сохр. массы следует, что скорость движ. ж-ти постоянная и ур. Бернулли принимает вид:(P1/pg+z1)-(P2/pg+z2)=h1-2
Линия гидрав. уклона – линия AB, представл. собой завис. полного напора от координаты по оси т/п
Гидравл. уклон опред-ет уменьшение напора на ед-цу длины т/п
Формула Дарси-Вейсбаха
h1-2 –потери напора, Re – число рейнольдса, ε – относ. шерохов-ть, ∆ - абс. шерох,ν - -кинем. вязк, λ – коэф гидр. сопр
1)Ламинарный режим течения, при кот. Re<2320. Формула Стокса: .
2)переходный режим, при кот. 2320<Re<10000. , где
γ=1-exp(-0,002(Re-2320)) – коэф. перемежаемости.
Зона гидравлически гладких труб, в которой . Ф-ла Блазиуса:
Зона смешанного трения, в которой
Формула Альтштуля:
Зона квадратичного трения, в которой
Формула Шефринсона
3.Ур. баланса напоров для уч-ка т/п. Напорно-расходные (Q-H)- хар-ки т/п. Т/п с промежут. перекач. станциями, раб-ми в режиме "из насоса – в насос". Сист. гидр. ур. для расчета расхода перекачки и подпоров перед промежут. станциями. Ур. баланса напоров для т/п.
Участк н/п перегон между двумя соседними нефтеперекачивающими станциями.
- полн. напор на выходе из НПС в начале участка где z1 – высот. отметка начала участка; hп - подпор на входе в НПС; Hст(Q) – дифф. напор НПС
- полн. напор на входе из НПС
z2 – выс. отметка конца участка; hк – остат. напор в конце участка.
ур. Бернулли примет вид:
Преобразовав его, получим:
– ур. баланса напоров для уч-ка н/п. Оно служит для определения расхода перекачки Q.
В этом ур. левая часть - гидравл. хар-тика НПС, а правая часть - гидравл. хар-ка участка трубопровода.
При перекачке по схеме «из насоса в насос» конец предыдущ.перегона м/ду станциями явл. сечением всасывания следу-й ПС. Перегоны н/п м/ду послед. соед-ми ПС оказ-ся в гидравлич. отношении жестко связ-ми друг с другом (изм-е режима работы одного перегона скажется на режиме работы всего н/п)
Рассм. н/п с n нефтеперекач. станциями. Запишем систему из n ур. баланса напоров для каждого уч-ка:
z1 – выс.отметка начала т/п; z2 – выс. отметка конца т/п; hп –подпор на входе в НПС; hк – остат. напор в конце т/п; Нст(Q) – дифф. напор НПС
Сложив все уравнения получим:
- ур. баланса напора для всего т/п.
Левая часть - суммар. гидрав. хар-ка всех НПС, а правая часть - сумм. гидравл. хар-ка всего т/п.
С помощью системы можно опр. величину подпоров на входе в каждую НПС: . Зная величину подпора на второй НПС, можно опр. давление на входе второй НПС и давление на нагнетании второй НПС .
Cложив первые m ур-ний системы можно получить подпор перед m-ой НПС:
Зная его можно вычисл. давл. на входе m -ой НПС. и давление на нагнетат. линии m -ой НПС
Условия «согласования» работы Н/п
1)Величина подпора на любой станции должна больше величины анти кавитац. запаса работы насоса, то есть hn1>hкавi
2)Давление на нагнетат. линии любого насоса должно превосходить давление, опр. прочностью труб и корпуса насоса, то есть pn1>pпрочi
4.Напорно-расходные (Q-H)- хар-ки перекач-станций. (Q-H)- хар-ки станций, оснащ. центробеж. нагн-ми. Мощность насосных агрегатов. Формулы для расчета мощности. Коэфф. полезн. действия. Послед. и паралл. соединение насосов. Расчет (Q-H)- характеристик системы последоват. и паралл.соед. насосов. Совмещ. хар=ки трубопровода и перекач. станций. Рабочая точка. Аналит. расчет совместной работы участка т-п и ПС. Расчет необх. числа перекач. станций.
На НПС устанавливается несколько насосов. Суммарная (Q-H)-хар-ка НПС – суммар. хар-ки всех насосов, включ. последоват. и параллельно, а также хар-ки станционных т/п станции.
Чаще всего, на НПС насосы включены последовательно для повышения напора.
Для перекачки нефтей исп-ют, в основном, центробежные насосы, в кот. необх-й напор создается за счет центробежной силы.
Гидравл. хар-ка центробеж. насосов представляют двухчленной зависимостью H=a-bQ2; а – нагнетание насоса при нулевой подаче, в – крутизна параболы
Гидравл. хар-ка НПС :
Нсм=Нсум(Q)-hст(Q)
Нст(Q)- суммар. хар-ка насосов, установл. на станции; hст(Q) – хар-ка станционных т/п.
Полезная мощность центробежного насоса – мощность, расходуемая на преодоление разности напора между нагнетанием и всасывание насоса.
, где Q - подача насоса; H - дифф. напор, развиваемый насосом. [Nпол]=[Дж/с]=[Вт]
Мощность, затрачиваемая насосным агрегатом , где ηнас - КПД насоса, ≈80%; ηприв - КПД привода, ≈95%;
(Q-η) хар-ка насоса: η=kQ-k1Q2
Зави-ть КПД насоса от подачи
Насосы подбирают таким образом, чтобы рабочая подача была при максимальном КПД.
При послед. соед-ии насосов КПД опр-ся из системы , →
При парал. соед-ии насосов КПД опр. из системы:
Послед. и паралл. соединение насосов. Расчет (Q-H)- характеристик системы последоват. и паралл.соед. насосов. На НПС центробеж. насосы м/б соед. 2 способами:
1.Последоват.соединение, при кот. расходы равны, то есть , а общий напор равен сумме напоров первого и второго насосов . Если хар-ку одного насоса представить в виде , а хар-ку второго насоса в виде , то сумм-ая хар-ка этих двух насосов, соед. послед-но,
2.Паралл. соединение, при кот. общий расход равен сумме расходов первого и второго насосов, то есть , а напоры равны, то есть . Если хар-ку одного насоса представить в виде , а хар-ку второго насоса в виде , то суммарная хар-ка этих двух насосов, соед. параллельно, будет иметь вид:
1. Суммарная характеристика при последовательном соединении насосов
2. Суммарная характеристика при параллельном соединении насосов
3. Равные характеристики первого и второго насосов
Совмещ. хар=ки трубопровода и перекач. станций. Рабочая точка. Аналит. расчет совместной работы участка т-п и ПС. Расчет необх. числа перекач. станций.
Участк н/п перегон между двумя соседними нефтеперекачивающими станциями.
- полн. напор на выходе из НПС в начале участка где z1 – высот. отметка начала участка; hп - подпор на входе в НПС; Hст(Q) – дифф. напор НПС
- полн. напор на входе из НПС
z2 – выс. отметка конца участка; hк – остат. напор в конце участка.
ур. Бернулли примет вид:
Преобразовав его, получим:
– ур. баланса напоров для уч-ка н/п. Оно служит для определения расхода перекачки Q.
В этом ур. левая часть - гидравл. хар-тика НПС, а правая часть - гидравл. хар-ка участка трубопровода.
Совмещ. хар-ка НПС и т/п. Точка пересечения этих кривых гидравлической хар-ки т/п (А) наз. раб. точкой т/п. Величина Q* - решение ур.баланса напоров и соответ-ет расходу перекачки. Величина Н* - показ-ет значение напора на выходе з НПС в начале уч-ка.