Тема: Родительный падеж имён существительных

Цель:закрепить знание вопросов родительного падежа, познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме родительного падежа; формиро­вать умение определять в предложении существительные в данной форме.

Организационный момент

Минутка чистописания

_____________________________________

_____________________________________

• Отгадайте загадку.

Ездить нужно осторожно,

за рога держаться можно.

Жаль вот только гривы нет ...

Что за конь? (Велосипед)

•Рассмотрите узор. Какое слово зашифровано? Слово велосипед пришло к нам из французского языка, оно состоит из двух слов: быстрый и нога.

Почему буквы е, о, и выделены? Обведите узор и напишите его самостоятель­но, дорисовывая велосипед. Устно со словом велосипедсоставьте предложение.

_________________________________

• Рассмотрите узор. Какие буквы и какой элемент входят в со­став узора? Пропишите буквы с, т в воздухе ручкой. Обведите и пропишите узор в тетрадях.

Выполните упражнение для глаз: 1 — выполните круговые движения глазами в одну и в другую сторону; 2 — активно помор­гайте глазами. Упражнения чередуйте.

• Отгадайте загадку.

Мы их перелистываем в книге, когда читаем. (Страницы)

_______________________________________________

•Рассмотрите узор. На что похожа обводка буквы а? Написание какой буквы в слове страница надо запомнить? Обведите и про­пишите узор. Составьте и запишите предложение со словом страница.

Кол_сов_л_с_педа, стр_ница учебника.

•Прочитайте словосочетания. От главного слова к зависимо­му поставьте вопрос. Какие существительные употреблены в име­нительном падеже? Спишите, вставляя пропущенные буквы. В словах выделите окончание.

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

¾ За что именительный падеж получил свое название?(Именует, называет имена предметов).

¾ Выскажите предположения о про­исхождении названия родительного падежа.

Выполнение упр. 99

Ребята чи­тают текст упражнения и находят объяснение названия родитель­ного падежа.

Выполнение упр. 100

Дети рассматривают рисунки к упражнению, определяют, каким сказочным героям принадлежат изображенные на них предметы, и записывают полученные словосочетания (ко­рыто старухи, гармошка Крокодила Гены, туфелька Зо­лушки). Один из учеников производит соответствующую за­пись на доске под четкую диктовку учителя. Определив падеж имен существительных, называющих сказочных героев, дети делают вывод о том, что имена существительные в родительном падеже называют владельца предмета.

Выполнение упр. 101

Используя пары рисунков, учащиеся со­ставляют словосочетания, указывающие, частью какого це­лого являются перо, ветка, колесо. Делается вывод: имена существительные в родительном падеже употребляют­ся тогда, когда нужно назвать целый предмет, о части которого говорится в словосочетании, предложении.

Выполнение упр. 102

Дети сравнивают предметы, изображенные на рисунках, записывают полученные предложения; определя­ют падеж имен существительных, которыми дополняли предложения; делают вывод о том, что имена существительные употребляются в родительном падеже тогда, когда нужно назвать предмет, с которым сравнивается другой предмет.

Обобщение изученного о родительном падеже

Выполнение упр. 103

Учащиеся читают текст упражнения, го­ворят, что они узнали о значениях имен существительных в форме родительного падежа, приводят свои примеры.

Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного падежа

Выполнение упр. 104.

Дети изменяют форму имен существительных, данных в скобках, и опреде­ляют падеж и значение: владельца (сестра); предмета, с которым сравнивают (дом, ветер).

Выполнение упр. 105

Работа над стихотворением, в котором пере­числены признаки родительного падежа: вопросы, предлоги, значение.

Вот падеж Родительный,

очень осмотрительный.

Он вмиг заметит, нет чего,

найдёт вещам владельца.

Сравнить, сильнее кто кого, -

нет лучшего умельца.

Он на вопрос кого? чего?

ответы предлагает.

Предлоги у, до, от, из, без,

а также около и с

ему в том помогают.

6. Обобщение знаний о падеже с опорой на план-вопросник или схему ответа.

7. Домашнее задание:упр. 106.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Дательный падеж имени существительного

Цель:познакомить с наиболее употребительными зна­чениями дательного падежа; формировать умение определять падеж имен существительных по вопросам и предлогам.

Организационный момент

Минутка чистописания

________________________________________

• Рассмотрите узор. Назовите буквы и элементы, входящие в его состав. Пропишите узор в воздухе ручкой. Обведите и про­пишите узор в тетради.

Выполните упражнение для глаз: напишите букву а макси­мально внизу, затем напишите букву а максимально вверху и на 1-2 секунды закройте глаза. Повторите упражнение 4-6 раз.

_____________________________________________

• Прочитайте слово. Что обозначает слово асфальт?

Словарно-орфографическая работа

Учитель знакомит детей с написанием и значением слова асфальт (в переводе с греческого — «смола, предохраняющая сте­ны от падения») — смесь, используемая для покрытия до­рог и тротуаров.

¾ Составьте гнез­до родственных слов. (асфальт, асфальтировать — по­крывать асфальтом, асфальтировка — покрытие улиц, площадей, дорог асфальтом, асфальтированный — по­крытый асфальтом, — и записать их).

¾ Среди данных слов найдите имена существительные, определите их род и число. Устно просклонять имя существительное асфальт, оста­новиться на форме дательного падежа и объявить тему урока.

¾ Измени­те слово, чтобы оно стояло в родительном падеже. Пропишите слово. Подчеркните буквы, написание которых надо запом­нить. Составьте и запишите предложение со словом асфальт.

К р_бёнку, по д_роге, к т_л_визору, по п_годе.

•Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Уст­но к данным словам поставьте вопросы. Спишите, вставляя про­пущенные буквы. Выделите окончания.

Наши рекомендации