Перечень задач и этапы их реализации при проектировании материальных и информационных потоков
Проектируемые логистические цепи можно разделить на несколько групп в зависимости от различных признаков, а именно: по уровню или сфере действия – микрологистические цепи предприятий и организаций, функциональные логистические цепи подсистем логистики, логистические цепи отдельных процедур, включая ряд операций; по назначению или характеру объектов управления – микрологистические цепи промышленных предприятий, торгово-посреднических организаций, распределительных складов (в том числе портовых и таможенных терминалов), транспортных компаний, социальных организаций (здравоохранения, образования), научно-исследовательских и проектных организаций; по выполняемым функциям – технологические (для управления технологическими процессами), организационные (оптимизация по экономическим критериям), интегрированные (сочетание технологических и организационных процессов) логистические цепи; по характеру решаемых задач – стратегические (перспективные), тактические (текущие и рассчитанные на ближайшее будущее), оперативные и информационные логистические цепи; по структуре – централизованные (моноцентральные и иерархические), децентрализованные, комплексные (сочетание централизованных и децентрализованных) логистические цепи.
В звеньях логистической цепи независимо от классификационного признака и уровня управления решается ряд задач, постановка которых имеет определенную последовательность и заключается в детальном изложении их содержания, а также в установлении требований, предъявляемых к результатам решения. По каждой задаче постановочная часть включает в себя следующие итерации:
во-первых, установление организационно-экономической сущности задачи, которая характеризуется спектром объектов ее приложения и экономическим обоснованием необходимости ее реализации;
во-вторых, определение содержания постановки задачи, которое включает формулировку различного рода условий и ограничений, учитываемых при ее решении, и возможные критерии оптимизации;
в-третьих, расчет периодичности решения задачи, которая зависит от возможных вариантов использования полученных результатов решения предыдущих задач и требуемых сроков предъявления окончательных результатов;
в-четвертых, формирование информационных связей конкретной задачи с другими задачами, которое заключается в определении ее места в комплексе задач, связанных между собой логикой и последовательностью реализации;
в-пятых, сравнение рассматриваемых вариантов решения конкретной задачи и обоснование целесообразности выбора определенного варианта с использованием принятых оценочных критериев.
Общее управление проектированием логистических цепей включает в себя, как правило, реализацию комплекса проблем, охватывающих планирование, оперативное управление и организацию работ по проектированию. При этом под планированием понимается ряд направлений, которые следует разделить на несколько основных этапов (рис. 9.11.).
Оперативное управление проектированием логистических цепей осуществляется посредством мониторинга установления этапов проектирования и соответствующей реакции на возможные отклонения от этапов и сроков решения поставленных задач. Организация работ по проектированию состоит в определении взаимоотношений и условий работы всех звеньев и элементов разрабатываемой логистической цепи – разработчиков, функциональных подсистем логистики, конкретных процедур и операций. Основой организации работ служат координационные планы, сетевые и календарные графики работ, ведение разработки по единой системе отображения результатов работ и максимально возможная формализация работ на различных ее этапах.
Комплексы задач и отдельные задачи (процедуры, операции) различных функциональных подсистем логистики тесно взаимосвязаны и представляют собой составляющие общей структуры логистической цепи. При оптимизации и рационализации этой общей структуры определяются: необходимое количество уровней подчинения, взаимоотношения между уровнями управления, цели элементов различных уровней управления, конкретные схемы управления и контуры принятия решений, уровень ответственности, направления движения информационных потоков.
Построение многоуровневых или иерархических структур логистических цепей требует нахождения оптимальной системы управления или степени централизации, обеспечивающих ускорение динамичных процессов товародвижения, высокую их надежность и экономичность. При этом структура логистических цепей может быть классифицирована: по числу уровней подчинения – одноуровневые и многоуровневые или иерархические (однородные – функции и характеристики звеньев логистической цепи одного уровня идентичны, неоднородные); по принципам управления и подчиненности – децентрализованные и централизованные; по выполняемым функциям и целевому назначению – планирование, организация, оперативное управление, учет, мониторинг. Следует отметить, что структура управления логистическими цепями, в первую очередь, определяется природой управляемых звеньев логистической цепи, характером происходящих в них процессов, взаимодействиями между объектами, ограничениями на их функционирование и алгоритмами управления.
На этапе проектирования и анализа общей модели логистической цепи используются, как правило, три основных метода системной разработки – метод единичной нити, метод большой нагрузки и метод состязательных ситуаций.
Метод единичной нити основан на анализе комплекса последовательных операций в различных подсистемах логистики (звеньях логистической цепи), представляющих собой реакцию на единичный входной сигнал. При этом не рассматривается взаимодействие или влияние на работу подсистемы одновременно нескольких входных сигналов. Проектирование единичной нити заключается в разработке процедур, обеспечивающих необходимую реакцию отдельной подсистемы логистики (звена логистической цепи) на каждый возможный вид входных сигналов. Оценка рациональности реакции подсистемы (образование соответствующей выходной информации) осуществляется по выбранному критерию эффективности.
Под методом большой нагрузки понимается необходимость одновременного обслуживания входных сигналов или обеспечения значительного количества ответных реакций на входной сигнал. При варианте, когда определяется неудовлетворительность полученных решений, должна быть ускорена ответная реакция подсистемы логистики (звена логистической цепи) путем изменения единичной нити за счет введения параллельного канала обслуживания или использования промежуточного (буферного) хранения результатов.
Метод состязательных ситуаций в отличии от методов единичной нити и большой нагрузки, которые рассматривают деятельность логистики как системы, функционирующей в нормальных, заданных условиях, анализирует реальную действительность с существующими случайными отклонениями, нарушающими работу подсистем логистики (звеньев логистической цепи) и снижающих их эффективность. Этот метод предполагает проведение дополнительных исследований формируемой логистической цепи с позиции всевозможных видов входных сигналов с целью выявления предполагаемых отклонений от нормального функционирования подсистем логистики (звеньев логистической цепи). При установлении таких отклонений определяется перечень возможных альтернатив, из которых выбирается наиболее эффективная – с минимальным влиянием отклонений входных сигналов от нормы на функционирование логистической цепи.
Постановочная часть проектирования логистических цепей сопровождается описанием исходных (выходных) данных и документов, используемых при решении конкретной задачи, а также информации, получаемой в результате реализации процедур и операций, предусмотренных при решении задачи. В общем виде информация, используемая при решении задачи, подразделяется на условно-постоянную (сведения о выпускаемой продукции, технических устройствах, различных константах, нормах и нормативах) и условно-переменную (сведения о состоянии производственного процесса, складских запасах материально-технических ресурсов, информация, получаемая в результате решения других задач в звене (звеньях) логистической цепи).
В практике проектирования логистических цепей на различных уровнях управления различают:
входную условно-постоянную информацию – виды выпускаемой продукции, номенклатура материально-технических ресурсов, перечень типовых технологических процессов, список поставщиков материально-технических ресурсов, состав подъемно-транспортного оборудования и транспортных средств, состав инструментария, перечень организаций – потребителей выпускаемой предприятием продукции; нормы расхода материальных ресурсов;
входную условно-переменную информацию – поступающие на предприятие заказы на изготовление изделий и запасных частей к ним, нестандартные услуги, оказываемые предприятием сторонним организациям, предложения от потенциальных поставщиков о поставках продукции материально-технического назначения, движение материальных ресурсов на заводских снабженческих складах и на складах производственных подразделений предприятия, ценовая характеристика материально-технических ресурсов на рынке;
выходная (результирующая) информация – сводные нормы расхода материальных ресурсов по каждому производственному подразделению предприятия, основным изделиям и изделиям-модификациям, потребность в материально-технических ресурсах на определенные плановые периоды, итоги проводимой инвентаризации материально-технических ресурсов на заводских снабженческих складах и на складах производственных подразделений предприятия, количество отходов материальных ресурсов в производстве.
В практике проектирования логистических цепей принято, прежде всего, создание общей рациональной микрологистической цепи предприятия или организации с последующим ее "наполнением" оптимальными функциональными логистическими цепями в каждом последующем звене общей цепи. При этом основными принципами построения логистических цепей являются следующие:
системный подход, который проявляется в комплексном решении задач снабжения, складского и транспортного хозяйства, сбытовой деятельности, а именно – в установлении границ изучаемого объекта (процесса товародвижения), цели (целей) и критериев функционирования логистических цепей, взаимосвязей информационных потоков внутри процесса товародвижения и с внешней средой (поставщиками и потребителями);
возможность проведения многовариантных расчетов в процессе управления товародвижением и выборе наилучшего из них на основе принятых критериев оптимальности при доставке материально-технических ресурсов на предприятие, их складировании и хранении, транспортировки на склады производственных подразделений предприятия, движении в технологических процессах производства промежуточной и конечной готовой продукции;
совместимость микрологистической цепи и функциональных логистических цепей с различными службами предприятия, так как выделение процесса товародвижения на предприятии в обособленную систему позволяет локально рассматривать вопросы ее проектирования и разрабатывать в определенной степени законченную методологию решения комплекса задач, решаемых при движении материально-технических ресурсов на предприятии;
перспективность логистических цепей, что заключается в возможности учета новых требований, которые могут быть предъявлены к процессу товародвижения, в возможности развития и детализации решаемого комплекса задач (отдельных задач), а также включении решения новых задач, расширяющих деятельность как функциональных логистических цепей, так и общей микрологистической цепи;
проектируемые логистические цепи должны обеспечивать службы предприятия всей необходимой информацией, при этом быть экономичными (минимум затрат, связанных с их функционированием) и базироваться на существующей организационной структуре предприятия с учетом необходимых и возможных изменений этой структуры с позиций оптимальности и рациональности движения материально-технических ресурсов на предприятии.
Проектирование логистических цепей начинается с определения комплексов работ, осуществляемых в процессе товародвижения на предприятии или в организации. Как правило, к таким комплексам, например, на промышленных предприятиях относятся:
нормирование – расчет норм расхода материально-технических ресурсов (сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий) в основном и вспомогательном производстве; определение объемов запасов (текущих, страховых, подготовительных) материально-технических ресурсов; расчет норм трудовых затрат на выполнение процедур и операций, осуществляемых в процессе товародвижения;
планирование – расчет потребности в материально-технических ресурсах для изготовления основных изделий и изделий-модификаций, производства запасных частей для основной продукции, выполнения плановых, внеплановых (разовых) и аварийных заказов, на ремонтно-эксплуатационные и хозяйственные нужды предприятия; лимитирование материально-техническими ресурсами производственных подразделений предприятия;
организация – оперативно-заготовительные технологические процессы по подготовке материальных ресурсов к производственному потреблению; движение транспортных средств (маршруты, объемы, грузоподъемность) при доставке материальных ресурсов в производственные подразделения предприятия; складское хозяйство (процедуры и операции, оборудование, технические устройства и приспособления); сбытовая деятельность (потребители, каналы товародвижения, товары и услуги);
регулирование – учет (оперативный и аналитический) материально-технических ресурсов на заводских снабженческих складах, на складах производственных подразделений предприятия, промежуточной продукции в незавершенном производстве, готовой продукции; контроль (приемочный контроль материально-технических ресурсов и готовой продукции на складах); мониторинг выполнения процедур и операций, участвующих в процессе товародвижения и сопровождающих его.
Проектируемые логистические цепи регламентируют материальный поток, который должен удовлетворять следующим основным требованиям: включать всю номенклатуру материально-технических ресурсов, необходимых для изготовления конечной готовой продукции; обеспечивать производственные процессы каждым видом материальных ресурсов в количествах, строго соответствующих потребностям производства; обеспечивать поступление материальных ресурсов на каждое рабочее место в определенный момент времени; вовлекать в каждый момент времени в процесс минимальное количество материальных ресурсов, обеспечивающих непрерывность производственных процессов; предусматривать минимальные расходы по эксплуатации материального потока – оперативно-заготовительные, транспортные, складские и другие процедуры и операции.
Исходя из установленных комплексов задач и требований, предъявляемых к материальному потоку, можно сформулировать в качестве примера укрупненный перечень задач, решаемых в процессе товародвижения на промышленном предприятии с указанием входной и выходной информации (табл. 9.5).
Таблица 9.5
Укрупненный перечень логистических задач
№ п/п | Задачи | Входная информация | Выходная информация |
1. | Расчет потребности в материальных ресурсах | объем производства; сводные нормы расхода материальных ресурсов; заказы сторонних организаций | потребность в материальных ресурсах на производство основной продукции, изготовление запасных частей, выполнение заказов |
2. | Расчет лимитов для производственных подразделений | нормы расхода материальных ресурсов на детали, узлы, агрегаты, заказы; план производства, объем выполняемых заказов | потребность в материальных ресурсах на изготовление деталей, узлов, агрегатов, на выполнение заказов потребителей |
3. | Учет материально-технических ресурсов | количество поступивших материально-технических ресурсов в течение планового периода; количество материально-технических ресурсов, отпущенных со склада в течение планового периода | остаток материально-технических ресурсов на начало и окончание планового периода; объемы переходящих запасов материально-технических ресурсов на заводских снабженческих складах |
4. | Движение материальных ресурсов в производстве | план выпуска деталей, сборки узлов и агрегатов; количество материальных ресурсов на складах производственных подразделений; нормы запасов материальных ресурсов в незавершенном производстве | фактическое выполнение плана выпуска деталей, сборки узлов и агрегатов; остаток материальных ресурсов на складах производственных подразделений; остаток запасов материальных ресурсов в незавершенном производстве |
5. | Расчет плана поставок готовой продукции | объем производства; ресурс производственной мощности, заявки потребителей на плановые, внеплановые и разовые заказы | количество планируемых отгрузок по каждому потребителю и производимой продукции |
6. | Учет движения готовой продукции | количество готовой продукции, поступившей на склад – основные изделия, изделия модификации, запасные части, различного рода заказы | количество готовой продукции, отгруженной потребителям по всей номенклатуре и заказам |
Одним из важных направлений проектирования логистических цепей и их эффективного функционирования являются информационные потоки, которые объединяют все подсистемы логистики в единую систему посредством коммуникаций. Рациональная схема организации информационных потоков в пределах определенного объекта управления, например, предприятия представляет собой достаточно сложный процесс, основанный на исследовании действующих направлений движения информации и дальнейшей его реструктуризации в соответствии с осуществляемой оптимизацией товародвижения. Анализ информационных потоков, включающий установление основных путей их рационализации, осуществляется с помощью ряда методов (рис. 9.12).
Рассмотрим последовательно представленные на рис. 9.12 методы исследования информационных потоков, включающих элементы их проектирования в соответствии с организационными структурами логистических цепей на различных уровнях управления процессом товародвижения.
Графический метод используется для описания потоков информации небольшой размерности при проектировании и функционировании микрологистических цепей, в основном, для выявления общей структуры и функций системы управления, а также для оптимизации существующих потоков информации. Основными элементами информационного потока являются документы, а отношение между ними изображается в виде графической схемы (система координат графика - двумерная). При этом процедуры преобразования элементов потока записываются в виде кратких пояснений на схеме потока. В заголовках столбцов записываются наименования структурных подразделений субъекта хозяйствования, в том числе групп и отделов службы логистики, а в заголовках строк указываются промежутки времени прохождения информации (шкала времени может быть равномерной и неравномерной).
Анализ схемы прохождения информации позволяет: проследить пути движения документов; выявить места их образования; определить перечень операций, которые осуществляются с документами; установить порядок, в котором документы объединяются или расчленяются. В результате анализа схемы потока информации можно выявить объем, характер и сроки выполнения работ для каждой группы или отдела службы логистики и подразделений субъекта хозяйствования, а также отсутствие контроля за работой или излишнее длительное хранение данных. При этом графический метод является простым, наглядным, универсальным и экономичным методом описания потоков информации как на микро-, так и макроуровне.
Описание потоков информации процессов управления товародвижением с помощью графов является одним из наиболее разработанных. Этот метод позволяет: достигать наглядности функционирования системы управления и движения потоков информации; применять математический аппарат теории графов при оптимизации работ по управлению каналами связи; представить динамику управления товародвижением и движением информации.
Одним из вариантов использования этого метода является описание потоков информации с помощью комплекса графов типа "дерево". Такое описание начинается с построения центрального графа – "дерева" взаимосвязи показателей, далее осуществляется построение графов расчетов, показывающих потоки и преобразование информации при определении отдельных показателей. При этом "дерево" взаимосвязи показателей формируется с учетом иерархии – от исходных показателей к результирующим, для которых, в свою очередь, имеется более высокая ступень укрупнения (уровень). Описание потоков информации по данному варианту возможно в тех случаях, когда имеется результирующая или главный показатель на каждом уровне. Одновременно в расчете конкретного показателя отдельного уровня используется поток информации предыдущего (по иерархии) уровня. Этот процесс можно наглядно проследить на примере движения информационного потока при производстве продукта (рис. 9.13).
"Деревья" расчета на отдельных уровнях могут объединяться путем подстановки вместо значения конкретного исходного показателя результата проверенного расчета этого показателя. Такая процедура может повторяться до тех пор, пока среди исходных показателей не будет вторичных, имеющих свои направления расчетов. Информационная модель в виде графа типа "дерево" содержит в себе следующие сведения: наименование и характеристику блоков преобразования информации; последовательность преобразования информации в процессе товародвижения; источники входной информации от каждого предыдущего иерархического уровня преобразования информации; адреса выходной информации для каждого последующего иерархического уровня преобразования информации. Таким образом, информационная модель представляет собой обобщенную характеристику и типы преобразования информации, последовательность и направления ее движения, а также объемы потоков информации на каждом уровне преобразования информации и этапе процесса товародвижения.
Метод функционально-операционного анализа предназначен для организации, синтеза и обработки информации, используемой на уровне общего управления процессом товародвижения, а также на уровне общего управления субъектом хозяйствования. Последовательность практической реализации данного метода заключается в следующем: выявляются основные функции управляющей системы – функции подразделяются на отдельные элементы – элементы расформировываются на отдельные операции. Далее, для каждой операции определяются цели, информационные связи, объемы информации и их характер. В свою очередь, операции объединяются в логическую сеть, на основе которой формируется география потоков объективно необходимой информации. Работа по анализу и конструированию информационных потоков выполняется в определенной последовательности, разделенной на несколько основных этапов (таблица 9.6.).
Таблица 9.6.
Порядок анализа и разработки информационных потоков
№ п/п | Наименование этапа | Содержание этапа |
1. | Моделирование информационных потоков | определение границ информационных потоков, установление характера работ по построению информационных потоков, выявление структуры и функций информационных потоков, разработка логической схемы моделирования информационных потоков |
2. | Моделирование информационных элементов | выявление границ каждого информационного элемента в конкретной управляющей функции, установление цели и структуры информационного элемента, формализация каждого информационного элемента, определение рационального метода реализации задач конкретного элемента |
3. | Моделирование информационных операций | определение цели конкретной операции, разработка правил отбора решения операционных задач, построение иерархии информационной операции, выявление связей информационной операции, составление системы коммуникаций и передачи информации |
4. | Расчет объема информации | определение класса решаемых задач по каждой управляемой функции, информационным элементам и операциям, построение логической схемы решения информационных задач, расчет объема входной, выходной и хранимой информации по каждой операции, элементу и функции, расчет количества арифметических и логических процедур по каждой операции, элементу, функции |
Метод анализа выработки информационных решений основан на использовании характерных черт выработки решений, таких как: альтернативность – наличие множества возможных решений; наличие критерия (критериев) выбора решения в виде целевой функции; выбор наилучшего варианта решения, соответствующего установленному критерию (критериям); наличие характеристики объективных условий среды объекта принятия решений; наличие субъекта принятия решения, действующего в соответствии с компетентностью соответствующего уровня управления.
Основные этапы анализа выработки информационных решений состоят в следующем: получение информации по исследуемой проблеме; анализ информации с позиции ее достоверности и разграничения данных по степени важности; формулирование факторов (внутренних и внешних), учитываемых в процессе принятия решений; определение признаков, по которым сравниваются альтернативные решения; построение модели поведения потоков информации, по которой принимается решение; разработка альтернатив или возможных способов достижения поставленных целей; прогнозирование альтернатив, в результате которого определяется вероятность реализации каждого возможного варианта; формирование критерия (критериев), по которому сопоставляются альтернативы и осуществляется направленный выбор; выбор оптимального решения на основании установленного критерия (критериев).
Модуль-метод применяется для анализа структуры информационного потока, основанного на движении типовой формы по действующим (проектируемым) структурным коммуникационным каналам. При этом в данной форме фиксируются информационные сообщения (операции) в каждом звене (структурном подразделении службы логистики и предприятия) канала. В результате обработки типовых форм устанавливаются: подробные сведения о количестве информации, проходящей по каждому функциональному каналу; периодичность и частота поступления информации, в частности, в звенья логистической цепи; количественные и качественные характеристики информационных потоков; возможное дублирование данных по операциям и элементам информационного потока. Данный метод в достаточной степени дает детальное описание по каждому структурному каналу.
Метод матричного моделирования представляет собой построение матричной информационной модели в виде таблицы, отражающей соответствующие взаимосвязи всех структурных подразделений службы логистики и предприятия в процессе функционирования системы управления процессом товародвижения, а также потоки информации с количественными и качественными характеристиками. Матричная информационная модель обеспечивает: выражение в наглядной форме процесса формирования и движения информации (показателей) в логистической цепи; отражение в единообразной комплексной форме всех данных о деятельности и взаимосвязи звеньев логистической цепи практически на любом уровне управления процессом товародвижения; установление структуры и комплекса функций, процедур и операций в звеньях логистической цепи в условиях принятых потоков информации.
Метод схем информационных связей отражает плановые расчеты и учетные процедуры, осуществляемые в звеньях логистической цепи, последовательность их выполнения, состав и источники информации, методы обработки информации и направления ее дальнейшего использования. Схемы информационных связей строятся, как правило, в определенной последовательности, которую можно подразделить на ряд блоков.
В первом блоке строится схема каждого звена логистической цепи. При этом весь процесс преобразования информации в звене разбивается на ряд этапов, по каждому из которых также строится соответствующая схема. Здесь же устанавливается очередность преобразования информации, определяется перечень входных и выходных данных для каждого звена логистической цепи.
Во втором блоке для каждого потока входной информации устанавливается ее источник, который может иметь место в данном звене логистической цепи, или ее источником служит другое звено (звенья) логистической цепи. При этом определяется направление (направления) движения информационного потока (выходная информация) в логистической цепи по ее звеньям.
В третьем блоке осуществляется увязка всех потоков информации – внутри звеньев логистической цепи, между звеньями, с внешними субъектами хозяйствования (поставщиками, потребителями, распределительными складами, транспортными компаниями). При этом проверяется взаимодействие информационных потоков между всеми участниками процесса товародвижения (внутренними и внешними).
Использование различных методов анализа и проектирования информационных потоков предусматривает соответствующие критерии оптимальности принятия того или иного решения, выбора направления движения информации, количественных и качественных характеристик информации. Одним из критериев, который присутствует в каждом из рассмотренных методов, является критерий оптимальности суммарной кратности передачи информации по маршрутам ее движения, выраженной общей длительностью цикла обработки информации (Tц) в звеньях логистической цепи:
(3.43.)
где n – количество материальных носителей информации (документов);
k – количество операций, выполняемых при обработке материальных носителей информации;
tт.о. – время выполнения технологических операций, затрачиваемое на обработку единицы информации;
tп – время перерыва между смежными операциями, используемое для контроля и передачи материальных носителей информации.
Представленные выше методы исследования, анализа и проектирования информационных потоков в логистических цепях различных уровней управления процессом товародвижения наиболее часто встречаются в практической деятельности, посвященной проектированию и функционированию логистических цепей. Применение того или иного метода зависит от сложности и протяженности логистической цепи, объема и содержания информационного потока, организационной структуры как службы логистики предприятия, так предприятия в целом. При этом одновременно на практике используются комбинации, в которые входят элементы нескольких методов.
На основе анализа и проектирования информационных потоков и комплексов задач, подлежащих решению в каждой подсистеме логистики, формируется общая модель микрологистической цепи на предприятии или в организации, модель информационной системы, а также частные модели каждой функциональной логистической цепи.
На основе анализа движения информационных потоков и комплексов задач, подлежащих решению в каждой подсистеме логистики формируется общая модель микрологистической цепи на предприятии или в организации, модель информационной системы, а также частные модели функциональных логистических цепей.
Общая модель микрологистической цепи предприятия или организации строится на основе алгоритмов расчета показателей деятельности логистики с целью проведения оценки объемов и направлений движения потоков материальных ресурсов, установления взаимосвязи задач внутри функциональных логистических цепей и между ними, а также определения порядка функционирования микрологистической цепи в целом. Модель микрологистической цепи является базой рациональной организации процесса товародвижения на предприятии или в организации, так как способствует осуществлению на практике концепции интегрированной логистики. Одной из составляющих общей модели является модель движения потоков (материального, информационного и финансового) в логистических цепях (рис. 9.14.).
Общая модель строится для каждого отдельного варианта проектируемой логистической цепи и зависит от специфических особенностей производственно-хозяйственной деятельности предприятия или организации. Однако, независимо от экономической, организационной и технической специфики субъекта хозяйствования общая модель, как правило, включает в свой состав следующие обязательные элементы: состав продукции (предметов труда) по наименованиям, товарным группам, типам, сортам и размерам; ценовая характеристика продукции (предметов труда); нормы расхода предметов труда (спрос на продукцию); объемы запасов продукции (предметов труда); нормы времени на погрузочно-разгрузочные операции; состав подъемно-транспортного и складского оборудования; состав транспортных средств; нормы амортизационных отчислений основных средств; состав поставщиков и потребителей продукции.
При проектировании макрологистической цепи возникают определенные дополнительные проблемы, связанные, прежде всего, с уровнями ее управления. И если для субъектов хозяйствования (как правило, холдингов), осуществляющих свою производственно-хозяйственную деятельность от добычи полезных ископаемых до реализации конечного готового продукта, например нефтяные компании, эти проблемы решаемы, то для подавляющего большинства субъектов хозяйствования, они усугубляются. К основным причинам такого положения относятся: различные формы собственности и соответствующие цели, стоящие перед предприятиями и организациями; устоявшаяся система транспортно-складского хозяйства с соответствующими формальными и неформальными связями; различия в информационных системах, принятых и функционирующих как в различных режимах обмена информацией, так в содержании, интенсивности и направлениях движения информационных потоков.
Приведение всего комплекса составляющих макрологистической цепи к общим требованиям, предъявляемым к микрологистическим цепям субъектов хозяйствования и соответствующим функциональным логистическим цепям, представляет собой достаточно сложную задачу, решение которой имеет многоитерационный процесс как в подходах, так и в вариантах реализации. Здесь возможен вариант создания единого транспортного хозяйства с использованием различных видов транспорта, обслуживающего макрологистическую цепь (или часть цепи), или аналогичный вариант, например, по складскому хозяйству. Главной составляющей при проектировании макрологистической цепи является нахождение формы взаимоотношений субъектов хозяйствования (звеньев цепи), позволяющих иметь взаимную заинтересованность в реорганизации потоков товародвижения.
Литература
1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж., Логистика. Интегрированная цепь поставок. М., ЗАО "ОЛИМП-БИЗНЕС", 2001.
2. Бродецкий Г.Л. Методы стохастической оптимизации. Математические модели управления запасами. Учебное пособие. М., РЭА, 2004.
3. Волгин В.В. Склад. Практическое пособие. М., Издательс<