Форма итогового контроля — зачет, курсовая работа.
Р. К. Арасланов
Экономика отрасли
(автомобильный транспорт)
Методические рекомендации
для студентов инженерных специальностей
Ханты-Мансийск
2009 г.
УДК 338.47
ББК 65.373
A – 79
Рецензент: Богомолова Л. Л., к. э.н., доцент
Арасланов Ренат Камилович, преподаватель кафедры «Экономики организаций и предпринимательства» ФинЭк ЮГУ
Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Методические рекомендации для студентов инженерных специальностей. – Ханты-Мансийск: Институт экономики и финансов Югорск. гос. ун-та, Изд-во ОАО «Информационно-издательский центр», 2009 –24 с.
Настоящие методические рекомендации предназначены для изучения дисциплины «Экономика отрасли». Подготовлены в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования.
© Арасланов Р. К., 2009
© ОАО «Информационно-издательский центр»
Содержание
I. Введение……………………………………………………………………………4
II. Учебно-тематический план курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)»………………………………………………………………………..….5
III. Программа учебной дисциплины……………………………………………….6
IV. Тематика семинарских и практических занятий по дисциплине «Экономика отрасли»………………………………………………………………………………7
V. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по курсу «Экономика отрасли»………………………………………………………………..9
VI. Исходные данные для контрольных работ…………………………………...13
VII. Перечень вопросов к экзамену по «Экономике отрасли»…………………..22
VIII. Рекомендуемая литература…………………………………………………..24
I. Введение
Дисциплина «экономика отрасли» является одной из специальных дисциплин в формировании специалиста в области сервиса технологических машин и оборудования.
Специалист должен знать особенности структуры транспортной отрасли, ее место и роль в современной экономике; проблемы и перспективы ее развития, уметь оценить природный и ресурсный потенциал страны, отдельного региона, отрасли.
Экономика отрасли является не только теоретической, но и прикладной наукой, пользуется не только выводами других наук, но и сама обеспечивает смежные науки фактической информацией о закономерностях формирования и развития отрасли, процессов её развития, связи процессов концентрации и диверсификации услуг с существующим уровнем развития технологии, а также выполняет методические функции. Она должна обеспечить управленческим органам надежную обратную связь, выполнить функцию обоснования принимаемых ими решений в сфере управления экономическими процессами развития экономики отрасли.
Цель изучения дисциплины «Экономика отрасли» - получение студентами знаний и навыков, позволяющих структурировать и решать экономические проблемы автотранспортной отрасли.
Задачи изучения дисциплины:
– изучение отраслевой и территориальной структуры экономики страны, особенностей транспортной отрасли и ее взаимосвязей с другими отраслями;
– исследование экономических ресурсов, методов их оценки, участия в экономическом кругообороте и процессе формирования стоимости продукции;
– изучение внешних экономических связей России, Ханты-Мансийского АО-Югры и роли транспорта в их развитии.
В результате освоения дисциплины «Экономика отрасли» студент должен
знать:
– отраслевую и территориальную структуру экономики, роль и место транспортной отрасли, ее особенности, проблемы и перспективы развития;
– экономические факторы развития экономики, процесс формирования стоимости продукции.
уметь:
– дать оценку экономическим ресурсам: природным, трудовым, капиталу;
– рассчитать провозные возможности парка автомобилей;
– оценить проблемы развития внешнеэкономических связей.
II. Учебно-тематический план курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)», час.
Тема | Всего | Лекции | Практические занятия |
Тема 1. Социально-экономическая роль автотранспортной отрасли | |||
Тема 2. Автотранспортное предприятие как субъект автотранспортной отрасли | |||
Тема 3. Использование основных производственных фондов в автотранспортной отрасли | |||
Тема 4.Использование оборотных средств в автотранспортной отрасли | |||
Тема 5. Использование трудовых ресурсов в автотранспортной отрасли | |||
Тема 6. Издержки и себестоимость перевозок | |||
Тема 7. Ценообразование, цены и тарифы в автотранспортной отрасли | |||
Тема 8. Коммерческая и финансовая деятельность в автотранспортной отрасли | |||
Тема 9. Инвестиционная и инновационная деятельность в автотранспортной отрасли | |||
Итого |
Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Очная форма | Заочная форма |
Общая трудоёмкость дисциплины | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Вид итогового контроля: Экзамен Зачет Курсовая работа |
Форма итогового контроля
Задачи.
Контрольная работа.
III. Программа учебной дисциплины
Отраслевая структура экономики РФ и ХМАО – Югры, место автотранспортной отрасли в структуре экономики ХМАО – Югра. Народно-хозяйственное значение транспорта, его роль в создании материально-технической базы страны. Понятие единой транспортной системы. Автомобильный транспорт как сфера предпринимательской деятельности и как разновидность производственной деятельности. Отраслевые особенности транспорта. Особенности автомобильного транспорта. Экономика автомобильного транспорта, как основа экономики региона.
Понятие автотранспортного предприятия. Общая характеристика предприятия. Классификация предприятий автотранспортной отрасли. Организационно-правовые формы предприятий автомобильного транспорта. Понятие и типы организационных структур АТП. Структура служб АТП (экономическая, техническая, перевозочная) и их взаимосвязь.
Понятие фондов. Состав производственных и непроизводственных фондов. Структура основных фондов автотранспортной отрасли, её отличие от структуры других отраслей народного хозяйства. Износ и амортизация ОПФ. Виды износа. Способы амортизации автомобильного транспорта. Показатели использования ОПФ автотранспортной отрасли и пути их улучшения.
Понятие и состав оборотных средств в автотранспортной отрасли. Классификация оборотных средств. Кругооборот оборотных фондов. Нормирование оборотных средств. Показатели использования оборотных средств и пути их улучшения.
Кадры работников автомобильного транспорта (АТ), их состав. Нормирование труда АТ. Производительность труда в отрасли: понятие, виды, показатели. Основные понятия оплаты труда: тарифная система, тарифные ставки, премии, надбавки. Формы и системы оплаты труда. Миграционные процессы в автотранспортной отрасли.
Понятие и классификация издержек. Структура внешних издержек. Понятие и основные элементы себестоимости. Факторы, влияющие на величину себестоимости. Налоги, относимые на себестоимость перевозок. Пути снижения себестоимости перевозок.
Тема 7. Ценообразование, цены и тарифы в автотранспортной отрасли
Понятие цены, классификация цен. Ценовая эластичность. Государственное регулирование цен и тарифов в автотранспортной отрасли. Виды тарифов. Тарифы на грузовые и пассажирские перевозки. Методика расчёта тарифных ставок.
Финансы в автотранспортной отрасли и их роль в хозяйственной деятельности АТП. Организация финансовой работы в автотранспорте. Финансовые показатели деятельности АТП. Экономическая эффективность отрасли автомобильного транспорта: прибыль, рентабельность, показатели финансовой устойчивости деятельности предприятий автомобильного транспорта.
Понятие инвестиций, их классификация. Понятие капитального строительства и капитальных вложений на автомобильном транспорте: сущность и значение. Оценка эффективности инвестиций. Понятие инновационной деятельности.
Нормирование труда АТ.
Основные понятия оплаты труда: тарифная система, тарифные ставки, премии, надбавки.
Структура внешних издержек.
Курсовая работа пишется на основе тщательно проработанных литературных источников и отработанного статистического материала конкретного автотранспортного предприятия или соответствующего теме аспекта автотранспортной отрасли.
При изложении материала требуется соблюдать определенную последовательность. Курсовая работа предусматривает обязательное наличие следующих разделов:
1. Введения;
2. Нескольких глав, раскрывающих содержание темы;
3. Заключения;
Приложения.
Содержание отдельных разделов зависит от темы курсовой работы, но рекомендуется соблюдать ряд общих требований и положений.
Во введении обосновывается актуальность темы, четко определяется цель и формулируются задачи исследования. Здесь отражается степень изученности проблемы, указывается объект исследования, перечисляются приемы, методы экономических исследований (монографический, расчетно-конструктивный, вариантный, экстраполяции, статистических группировок, корреляционный, регрессионный анализ, экономико-математические методы и т. д.) и основные материалы ( годовые отчеты, первичные документы бизнес-планы и т. д.).
Объем главы 10-12 страниц.
Во второй главе (аналитическая часть курсовой работы) дается
VI. Исходные данные для контрольных работ
Задание 1.
Таблица 1 - Финансовая отчётность предприятия, тыс. руб.
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год |
Нематериальные активы | ||
Основные средства | ||
Долгосрочные финансовые вложения | ||
Сырье и материалы | ||
Затраты в незавершенном производстве | ||
Готовая продукция на складе | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | ||
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков | ||
Денежные средства | ||
Выручка | ||
Прибыль |
Задание 2.
Задание 3.
Таблица 2 – Основные статьи затрат автотранспортного предприятия
Задание 4.
Таблица 3 - Финансовая отчётность предприятия, тыс. руб.
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год |
Основные средства | ||
Долгосрочные финансовые вложения | ||
Сырье и материалы | ||
Затраты в незавершенном производстве | ||
Готовая продукция на складе | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | ||
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков | ||
Денежные средства | ||
Выручка | ||
Прибыль |
Задание 5.
Таблица 4 – Основные статьи затрат автотранспортного предприятия
Показатели | Нормативы затрат | План, тыс. руб. | Факт, тыс. руб. |
Основные расходы: | |||
Топливо | 30 л. на 100 км (18 руб. за литр) | ||
Зарплата водителя | 7 руб. на 1 км. | ||
Экологический сбор | 2,5 руб. за тонну топлива | ||
Амортизация основных средств | Норма амортизации 10 % | ||
Запчасти | 2 руб. на 1 км. | ||
Материалы | 0, 5 руб. на 1 км. | ||
Фонд заработной платы АУП | |||
Итого |
Задание 6.
Рассчитать общую стоимость имущества, рентабельность основных средств, фондоотдачу, фондоёмкость, структуру основных средств на начало и конец года. Рассчитать объём и динамику задолженности предприятия.
Таблица 5 – Основные статьи бухгалтерского баланса автотранспортного предприятия, тыс. руб.
Показатели | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода |
Нематериальные активы | ||
Основные средства | 45700 Вычислительная т | |
В т. ч. здания | ||
транспортные средства | ||
хозяйственный инвентарь | ||
Вычислительная техника вычислительная стративно-управленранспортной отрасли. | ||
Долгосрочные финансовые вложения | ||
Сырье и материалы | ||
Готовая продукция на складе | ||
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков | ||
Денежные средства | ||
Выручка | ||
Прибыль |
Задание 7.
Таблица 6 – Исходные данные
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год |
Основные средства, тыс. руб. | ||
Численность персонала на конец периода, чел. | ||
Календарный фонд времени, дн. | ||
Количество выходных и праздничных дней в году, дн. | ||
Бюджет рабочего времени одного работника, дн. | ||
Средняя продолжительность рабочего дня, ч. | 7,5 | 7,7 |
Количество принятых работников, чел. | ||
Количество уволенных работников, чел. | ||
Выручка, тыс. руб. | ||
Прибыль, тыс. руб. |
Задание 8.
Рассчитать и проанализировать эффективность использования основных фондов и среднегодовую стоимость производственных мощностей АТП, используя нижеприведённую информацию (Таблица 7).
В эксплуатации находится 12 тягачей. Рабочий персонал, соответственно, насчитывает 12 человек. Каждый грузовик в среднем по факту имеет пробег 60000 км в год, планировалось ранее 55000 км. По факту оказано 280 услуг по перевозке грузов, планировалось – 250.
Таблица 7 – Основные статьи затрат автотранспортного предприятия
Показатели | Нормативы затрат | План, тыс. руб. | Факт, тыс. руб. |
Основные расходы: | |||
Топливо | 30 л. на 100 км (18 руб. за литр) | ||
Зарплата водителя | 7 руб. на 1 км. | ||
Экологический сбор | 2,5 руб. за тонну топлива | ||
Амортизация основных средств | Норма амортизации 10 % | ||
Запчасти | 2 руб. на 1 км. | ||
Материалы | 0, 5 руб. на 1 км. | ||
Фонд заработной платы АУП | |||
Итого |
Задание 9.
Рассчитать фонд рабочего времени в человеко-часах и человеко-днях, коэффициенты оборота по приёму, выбытию, текучести кадров, постоянства кадров, фондовооружённость, среднечасовую, среднедневную и среднегодовую выработку услуг.
Таблица 8 – Исходные данные
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год |
Нематериальные активы, тыс. руб. | ||
Основные средства, тыс. руб. | ||
Численность персонала на конец периода, чел. | ||
Календарный фонд времени, дн | ||
Количество выходных и праздничных дней в году, дн. | ||
Бюджет рабочего времени одного работника, дн. | ||
Средняя продолжительность рабочего дня, ч. | 7,8 | 7,7 |
Количество принятых работников, чел. | ||
Количество уволенных работников, чел. | ||
Выручка, тыс. руб. | ||
Прибыль, тыс. руб. |
Задание 10.
Подготовить информацию о состоянии инновационной деятельности в автотранспортной отрасли. Дать оценку динамике и уровню развития инновационной деятельности автотранспортных предприятий. Охарактеризовать тенденции развитых стран в развитии инновационной деятельности автомобильного транспорта.
Задание 11.
Рассчитать фонд рабочего времени в человеко-часах и человеко-днях, коэффициенты оборота по приёму, выбытию, текучести кадров, постоянства кадров, среднечасовую, среднедневную и среднегодовую выработку услуг.
Таблица 9 – Исходные данные
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год |
Основные средства, тыс. руб. | ||
Численность персонала на конец периода, чел. | ||
Календарный фонд времени, дн | ||
Количество выходных и праздничных дней в году, дн. | ||
Бюджет рабочего времени одного работника, дн. | ||
Средняя продолжительность рабочего дня, ч. | 7,8 | 7,7 |
Количество принятых работников, чел. | ||
Количество уволенных работников, чел. | ||
Выручка, тыс. руб. | ||
Прибыль, тыс. руб. |
Задание 12.
Автотранспортное предприятие рассматривает инвестиционный проект приобретения грузовых автомобилей на сумму 15 млн. руб. Срок эксплуатации 5 лет. Износ на оборудование исчисляется по методу прямолинейной амортизации, т. е. норма амортизации 20%. Выручка от использования автомобилей прогнозируется по годам в следующем объёме: 1 год – 10200 тыс. руб., 2 год – 11000 тыс. руб., 3 год – 12300 тыс. руб., 4 год – 12000 тыс. руб., 5 год – 5000 тыс. руб. Текущие расходы по годам осуществляются следующим образом: 1 год – 5100 тыс. руб., далее ежегодно эксплуатационные расходы увеличиваются на 4%. Ставка налога на прибыль составляет - 20%. Цена авансированного капитала - 14%. Определить эффективность инвестиционного проекта предприятия. Для этого необходимо заполнить таблицу:
Таблица 10 – Расчётные данные, тыс. руб.
Показатель | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
Выручка | |||||
Текущие расходы | |||||
Износ | |||||
Налогооблагаемая прибыль | |||||
Налог на прибыль | |||||
Чистая прибыль | |||||
Чистые денежные поступления |
Задание 13.
Рассчитать фонд рабочего времени в человеко-часах и человеко-днях, коэффициенты оборота по приёму, выбытию, текучести кадров, постоянства кадров, среднечасовую, среднедневную и среднегодовую выработку услуг.
Таблица 11 – Исходные данные
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год |
Нематериальные активы, тыс. руб. | ||
Основные средства, тыс. руб. | ||
Численность персонала на конец периода, чел. | ||
Календарный фонд времени, дн | ||
Количество выходных и праздничных дней в году, дн. | ||
Бюджет рабочего времени одного работника, дн. | ||
Средняя продолжительность рабочего дня, ч. | 7,8 | 7,7 |
Количество принятых работников, чел. | ||
Количество уволенных работников, чел. | ||
Выручка, тыс. руб. | ||
Прибыль, тыс. руб. |
Задание 14.
Таблица 12 – Исходные данные
Показатель | Предыдущий месяц | Отчётный месяц |
Месячная тарифная ставка водителя, руб. | ||
Время погрузки-выгрузки на 1 ездку, ч. | ||
Месячный фонд времени водителя, ч. | ||
Грузоподъёмность автомобиля, т. | ||
Коэффициент использования грузоподъёмности | 0.85 | 0.7 |
Количество рейсов за период | ||
Средний тоннаж одного рейса |
Задание 15.
Используя данные годового отчета автотранспортной компании, рассчитайте и оцените эффективность использования финансовых ресурсов. Проведите анализ основных показателей финансовой устойчивости и ликвидности.
Таблица 13 – Данные финансовой отчётности компании, тыс. руб.
Показатели | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода |
Нематериальные активы | ||
Основные средства | ||
Долгосрочные финансовые вложения | ||
Сырье и материалы | ||
Затраты в незавершенном производстве | 590| | |
Готовая продукция на складе | ||
Расходы будущих периодов | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | ||
Дебиторская задолженность | ||
Денежные средства | ||
Нераспределенная прибыль отчетного года | ||
Краткосрочные кредиты и займы | ||
Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам | ||
Долгосрочные обязательства | ||
Выручка | ||
Прибыль |
Задание 16.
Таблица 14 – Основные статьи затрат автотранспортного предприятия.
Показатели | Нормативы затрат | План, тыс. руб. | Факт, тыс. руб. |
Топливо | 30 л. на 100 км (18 руб. за литр) | ||
Зарплата водителя | 7 руб. на 1 км. | ||
Экологический сбор | 2,5 руб. за тонну топлива | ||
Амортизация основных средств | Норма амортизации 10 % | ||
Запчасти | 2 руб. на 1 км. | ||
Материалы | 0, 5 руб. на 1 км. | ||
Фонд заработной платы АУП | |||
Итого |
Задание 17.
Таблица 15 – Данные финансовой отчётности компании, тыс. руб.
Показатели | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода |
Основные средства | ||
Сырье и материалы | ||
Затраты в незавершенном производстве | 590| | |
Готовая продукция на складе | ||
Расходы будущих периодов | ||
Налог на добавленную стоимость | ||
Дебиторская задолженность | ||
Денежные средства | ||
Нераспределенная прибыль | ||
Выручка | ||
Прибыль |
Основные понятия оплаты труда: тарифная система, тарифные ставки, премии, надбавки.
Структура внешних издержек.
Виды тарифов.
Гуджоян О. П. Организация коммерческой работы. – М.: Издание МАДИ (ТУ), 1999.
Транспорт
Наземный транспорт • Водный транспорт • Воздушный транспорт
Детально: Автотранспорт • Железнодорожный транспорт • Индивидуальный транспорт • Грузовой транспорт • Легковой транспорт • Логистика и грузоперевозки (общая) • Министерства Транспорта • Мототранспорт • Общественный транспорт • Организация перевозок и управление на транспорте • Подземный транспорт • Транспорт Москвы • Транспортные системы • Транспортные схемы строительства • Электрический транспорт
Документы: Приказы федеральной службы по надзору транспорта • Договора на оказание транспортных услуг • Договора на транспортно-экспедиторское обслуживание
Образование: Автотранспортный факультет
Р. К. Арасланов
Экономика отрасли
(автомобильный транспорт)
Методические рекомендации
для студентов инженерных специальностей
Ханты-Мансийск
2009 г.
УДК 338.47
ББК 65.373
A – 79
Рецензент: Богомолова Л. Л., к. э.н., доцент
Арасланов Ренат Камилович, преподаватель кафедры «Экономики организаций и предпринимательства» ФинЭк ЮГУ
Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Методические рекомендации для студентов инженерных специальностей. – Ханты-Мансийск: Институт экономики и финансов Югорск. гос. ун-та, Изд-во ОАО «Информационно-издательский центр», 2009 –24 с.
Настоящие методические рекомендации предназначены для изучения дисциплины «Экономика отрасли». Подготовлены в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования.
© Арасланов Р. К., 2009
© ОАО «Информационно-издательский центр»
Содержание
I. Введение……………………………………………………………………………4
II. Учебно-тематический план курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)»………………………………………………………………………..….5
III. Программа учебной дисциплины……………………………………………….6
IV. Тематика семинарских и практических занятий по дисциплине «Экономика отрасли»………………………………………………………………………………7
V. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по курсу «Экономика отрасли»………………………………………………………………..9
VI. Исходные данные для контрольных работ…………………………………...13
VII. Перечень вопросов к экзамену по «Экономике отрасли»…………………..22
VIII. Рекомендуемая литература…………………………………………………..24
I. Введение
Дисциплина «экономика отрасли» является одной из специальных дисциплин в формировании специалиста в области сервиса технологических машин и оборудования.
Специалист должен знать особенности структуры транспортной отрасли, ее место и роль в современной экономике; проблемы и перспективы ее развития, уметь оценить природный и ресурсный потенциал страны, отдельного региона, отрасли.
Экономика отрасли является не только теоретической, но и прикладной наукой, пользуется не только выводами других наук, но и сама обеспечивает смежные науки фактической информацией о закономерностях формирования и развития отрасли, процессов её развития, связи процессов концентрации и диверсификации услуг с существующим уровнем развития технологии, а также выполняет методические функции. Она должна обеспечить управленческим органам надежную обратную связь, выполнить функцию обоснования принимаемых ими решений в сфере управления экономическими процессами развития экономики отрасли.
Цель изучения дисциплины «Экономика отрасли» - получение студентами знаний и навыков, позволяющих структурировать и решать экономические проблемы автотранспортной отрасли.
Задачи изучения дисциплины:
– изучение отраслевой и территориальной структуры экономики страны, особенностей транспортной отрасли и ее взаимосвязей с другими отраслями;
– исследование экономических ресурсов, методов их оценки, участия в экономическом кругообороте и процессе формирования стоимости продукции;
– изучение внешних экономических связей России, Ханты-Мансийского АО-Югры и роли транспорта в их развитии.
В результате освоения дисциплины «Экономика отрасли» студент должен
знать:
– отраслевую и территориальную структуру экономики, роль и место транспортной отрасли, ее особенности, проблемы и перспективы развития;
– экономические факторы развития экономики, процесс формирования стоимости продукции.
уметь:
– дать оценку экономическим ресурсам: природным, трудовым, капиталу;
– рассчитать провозные возможности парка автомобилей;
– оценить проблемы развития внешнеэкономических связей.
II. Учебно-тематический план курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)», час.
Тема | Всего | Лекции | Практические занятия |
Тема 1. Социально-экономическая роль автотранспортной отрасли | |||
Тема 2. Автотранспортное предприятие как субъект автотранспортной отрасли | |||
Тема 3. Использование основных производственных фондов в автотранспортной отрасли | |||
Тема 4.Использование оборотных средств в автотранспортной отрасли | |||
Тема 5. Использование трудовых ресурсов в автотранспортной отрасли | |||
Тема 6. Издержки и себестоимость перевозок | |||
Тема 7. Ценообразование, цены и тарифы в автотранспортной отрасли | |||
Тема 8. Коммерческая и финансовая деятельность в автотранспортной отрасли | |||
Тема 9. Инвестиционная и инновационная деятельность в автотранспортной отрасли | |||
Итого |
Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Очная форма | Заочная форма |
Общая трудоёмкость дисциплины | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Вид итогового контроля: Экзамен Зачет Курсовая работа |
Форма итогового контроля
Форма итогового контроля — зачет, курсовая работа.
Форма текущего контроля
Задачи.
Контрольная работа.
III. Программа учебной дисциплины