Индикаторы уровня технического развития РЖД и железных дорог США и Европы в 2006 г.
В Европе средняя скорость перевозки грузов в контейнерах - 90 км/ч.
К 2006 г. мировая контейнеризация грузов достигла 55%, по прогнозным данным в 2010 г. ее уровень составит 70%.
Темпы роста контейнеризации на 2-3% выше темпов роста мировой торговли.
Большинство проблем были вызваны прежде всего хроническим дефицитом финансовых средств, необходимых для поддержания и обновления отрасли. Тем не менее проблемы структурного реформирования железнодорожного транспорта не являются специфически российскими. В 70–80-х годах прошлого века со схожими проблемами столкнулось большинство железных дорог мира. Реализация мер по реформированию российских железных дорог была начата Правительством Российской Федерации в 1998 году. Однако несмотря на очевидные успехи структурной реформы железных дорог в России их результаты оказались недостаточны для того, чтобы в короткий срок создать внутренние источники развития, которые самостоятельно обеспечили бы финансовое оздоровление и модернизацию отрасли. В итоге в условиях начавшегося роста объемов перевозок и перераспределения грузопотоков с учетом происходящих изменений конъюнктуры рынка стали возникать ограничения пропускной способности на участках железнодорожных магистралей. В настоящее время протяженность таких узких мест составляет 8 тыс. 300 км, или около 30%, железнодорожной сети по основным направлениям, обеспечивающим почти 80% всех грузоперевозок на этом виде транспорта. Развитие железнодорожного транспорта в Европе на новой технологической основе (в частности, формирование густой сети высокоскоростных железных дорог), усиление государственного участия в инвестировании проектов его развития (рис. 7), а также уникальные по масштабам темпы модернизации и нового строительства железных дорог в Китае ставят Россию перед угрозой утраты лидирующих позиций по количественным показателям в ближайшие 5–10 лет развития железнодорожного транспорта и невозможности достижения в обозримом будущем паритета с ведущими странами мира по качественным показателям (уровень технологий, эффективность работы, качество предоставляемых услуг и пр.).
Рис. 7. Объем инвестиций в железнодорожную инфраструктуру по регионам мира на период до 2009 г.
Необходимость улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускной способности железнодорожных линий В России существуют значительные территориальные диспропорции в развитии железнодорожной сети в целом. С одной стороны, четверть железных дорог в развитых центральных районах и крупных городах работают в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки. С другой стороны, существует проблема доступности периферийных областей (значительная часть населения не имеет круглогодичного сообщения с основными транспортными коммуникациями страны). В то же время недостаточная развитость железнодорожного транспорта ограничивает возможности освоения и социально-экономического развития ресурсных регионов азиатской части России. На сегодняшний день в 7 субъектах Российской Федерации железные дороги вообще отсутствуют (Республика Алтай, Республика Тыва, Ненецкий АО, Магаданская область, Чукотский АО, Корякский АО, Камчатская область). Еще в 10 субъектах Российской Федерации железнодорожная сеть развита крайне недостаточно. При этом из-за отсутствия транспортной обеспеченности не осваивается 25 крупнейших разведанных месторождений полезных ископаемых, соответственно они не вовлекаются в хозяйственный оборот. Средняя плотность железных дорог в России составляет 5 км на 1 тыс. кв. км площади страны, что не отвечает потребностям растущей экономики. Зарубежный опыт также свидетельствует о необходимости расширения сети железных дорог как инструмента экономического роста страны (рис. 8).
Рис. 8. Средняя плотность железных дорог
Недостаточно развитая сеть не позволяет специализировать маршруты движения тяжелых грузовых и пассажирских высокоскоростных поездов. Не обеспечивается эффективность грузовых перевозок массовых грузов, не удовлетворена потребность общества в качественных скоростных перевозках. Экономический рост внутри страны и динамично развивающиеся внешнеторговые связи России со странами Восточной Азии остро ставят вопрос об усилении пропускной способности главных направлений: устранении узких мест и создании необходимых резервов, а также строительстве недостающих звеньев инфраструктуры. Здесь на первый план выходит увеличение перерабатывающей мощности сортировочных, припортовых и по граничных станций. При сохранении низких темпов модернизации инфраструктуры протяженность узких мест на железной дороге к 2015 году вырастет до 13 тыс. км, что создаст ограничения при транспортировке 80% грузов, перевозимых железнодорожным транспортом России.