Роль и место железных дорог России в мировой транспортной системе

Железнодорожный транспорт – основа транспортной инфраструктуры России – обеспечивает свыше 40% грузовых и пассажирских перевозок в стране, более 20% грузооборота и 15% пассажирооборота всех железных дорог мира. Его эффективное функционирование играет исключительную роль в создании условий для модернизации национальной экономики, ее перехода на инновационный путь развития и дальнейшего устойчивого роста, то есть напрямую способствует обеспечению лидерства России в мировой экономике.

Российские железные дороги наряду с магистралями США и Китая занимают лидирующие позиции в мире по объемам перевозок и протяженности железнодорожных линий. Они являются частью интегрированной железнодорожной сети с колеей 1520 мм. И если до недавнего времени развитие российских железных дорог было ориентировано на внутренние перевозки, то в настоящий момент все большую значимость приобретает функция обслуживания трансконтинентальных транспортных потоков.

ОАО "РЖД" является одной из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами пассажирской и грузовой работы, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества. Уникальность компании заключается в том, что она предоставляет клиентам полный комплекс железнодорожных услуг.

Составной частью миссии ОАО "РЖД", отражающей базовые принципы стратегического развития компании, является повышение глобальной конкурентоспособности российских железных дорог, их глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему. Компания будет максимально использовать конкурентные преимущества, вытекающие из геоэкономического положения России как связующего звена Европы и Азии. В этом направлении ОАО "РЖД" ставит перед собой следующие задачи:

- увеличение доли российских железных дорог на международном транспортном рынке;

- укрепление конкурентных позиций по отношению к альтернативным транспортными коридорами;

- привлечение на сеть российских железных дорог транзитных грузопотоков;

- получение дополнительных доходов и инвестиций, необходимых для модернизации и развития российской железнодорожной сети.

По территории России проходят оптимальные маршруты, многие из которых являются частью Международных Транспортных Коридоров (МТК).

Железные дороги России являются второй по величине транспортной системой мира (7%), уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США (рис. 3).

Роль и место железных дорог России в мировой транспортной системе - student2.ru

Рис. 3. Протяженность железных дорог некоторых стран мира

По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. На долю России сегодня приходится более 20% грузооборота и 15% пассажирооборота всех железных дорог мира. При этом внутри страны железнодорожный транспорт лидирует по объемам перевозок: он обеспечивает более 40% пассажирских и грузовых перевозок.

К началу нового тысячелетия радикальные геополитические и экономические преобразования (начиная от распада Советского Союза и заканчивая сменой социального строя) привели к нарастанию негативных процессов в развитии отечественной железнодорожной отрасли: масштабному физическому и моральному старению основных фондов, прогрессирующему нарастанию технико-технологической отсталости (рис. 4).

Роль и место железных дорог России в мировой транспортной системе - student2.ru

Рис. 4. Сравнение технических показателей железных дорог

Наши рекомендации