ВЫБОР СПОСОБОВ ПЕРЕВОЗКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ, ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ВАГОНАХ И КОНТЕЙНЕРАХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НА НАПРАВЛЕНИИ БРЕСТ – ЕКАТЕРИНБУРГ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………………..…………………………………
1. Выбор способов перевозки СПГ, типов подвижного состава, определение потребности
в подвижном составе и организация продвижения вагонов с СПГ на направлении
Брест_Екатеринбург………..……………………………………………………………………………………………………….
1.1. Краткая характеристика заданных СПГ……………………………………………….…… ………….
1.2. Выбор способа перевозок…………………………………………………………………………………….
1.3. Расчёт суточных вагонопотоков с СПГ на
направлении Брест_Екатеринбург ……..……………………………………………….……………………
1.4. Организация продвижения вагонов с СПГ
на направлении Брест_Екатеринбург ……………………………………………..……………………..
2. Технология перевозки субпродуктов…………………………………………………….………………………..
2.1. Приём груза к перевозке…………………………………..……………………..………………………
2.2. Погрузка, способы укладки и расчёт технической нормы загрузки
РК 1 ААА……………………………………………………………………………………………………………………..
2.3. Обслуживание субпродуктов в пути следования…………………………………………….
3. Расчет эксплуатационных теплопритоков и определение прод-ти работы
холодильно-отопит. оборудования в РК 1 ААА при перевозке субпродуктов…….......................................................................................................................
3.1. Определение теплопритоков в грузовое помещение РК 1 ААА…………………….
3.2. Определение производительности холодильной установки РК 1 ААА и расчет коэффициента рабочего времени холод.оборудования РК 1 ААА…………………………....……..
3.3Определение коэффициента рабочего времени и прод-ти работы холод. оборудования РК 1 ААА…………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Экипировка РПС и сцепов с РК на направлении Брест_Екатеринбург..………………………..
4.1. Расчет расстояния между пунктами экипировки
и выбор станций их размещения…………………………………………………………………………….
4.2. Расчет потребного запаса экипиовочных материалов на осн.пункте экипировки и схема пунктов экипировки……………………………………………………………………………….……….………..
4.3. Построение технологического графика экипировки сцепа с РК типа 1 ААА….
5. Расчёт показателей использования РПС и построение графика его оборота……………….
5.1. Показатели использования РПС………………………………………………………………………..
5.2. Постороение графика оборота РК 1 ААА на направлении
Брест_Екатеринбург ………………………………………………………………………………………………..
6. Определение экономической целесообразности перевозки субпродуктов в РК 1 ААА…………………………………………………………………………………..………..………………………………………….
7. Учебно-исследовательская работа (УИРС)……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………………………………….……………….
ВВЕДЕНИЕ
К скоропортящимся грузам относятся продукты питания, требующие соблюдения определенных температурных и влажностных режимов при хранении и перевозке. Нарушение этих режимов может привести к снижению качества перевозимых грузов, их стойкости при дальнейшем хранении, к увеличению потерь и нередко к порче. Обеспечить сохранность СПГ при их доставке от места производства до места потребления призвана «непрерывная холодильная цепь» (НХЦ), включающая в себя совокупность технических средств (холодильных складов различного назначения, транспортных средств) и технологических процессов.
Железнодорожный холодильный транспорт является одним из важнейших составных звеньев НХЦ в системе доставки СПГ.
Скоропортящиеся грузы (далее – СПГ) занимают в перевозках 1%, в грузообороте – 2%, в доходах – 3-4%. В силу своей подверженности порче, понижению качества и естественной убыли в процессе перевозки они требуют особого подхода к решению технических, технологических, управленческих и экономических вопросов, возникающих на различных стадиях перевозочного процесса – от приёма груза к перевозке до его выдачи.
Указанные особенности обуславливают повышенные требования к техническим средствам хладотранспорта и ко всей системе организации перевозок, выдвигая на передний план всемерное сокращение времени нахождения вагонов в процессе доставки.
Выполнение курсового проекта по дисциплине «Хладотранспорт» преследует цель – углубить и закрепить теоретические знания по условия организации железнодорожных перевозок СПГ и их обслуживания.
В данном курсовом проекте, будут перевозиться такие типы грузов как – картофель, цитрусовые плоды, замороженная рыба, субпродукты, молоко стерилизованное. Перевозка осуществляется на направлении Брест (Республика Беларусь) – Екатеринбург (Свердловская область). Перевозка данных видов грузов актуальна, так как все эти товары не производится в данном регионе и поэтому их надо привозить.
Организация продвижения вагонов и контейнеров с СПГ на направлении Брест - Екатеринбург
Для того, чтобы определить целесообразность накапливания вагонов с СПГ на состав, рассчитаем массу состава. За одни сутки на станции отправления накапливается 9 вагонов (секция ZB-5, 4 крытых вагона и 1 рефрижераторный контейнер типа 1ААА). (3х26 + 48) + (4х41 + 40) + (1х4,75 + 1х22 + 22) + (1х26 + 42) = 447 т. Расстояние от станции Брест до станции Екатеринбург составляет - 2767 км. Значит, целесообразно отправлять вагоны с СПГ каждые сутки в составе участковых поездов.
Приём груза к перевозке
Документы на груз.
В настоящее время перевозки скоропортящихся грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между Белоруссией и Российской федерацией регламентируются Соглашением о Международном Грузовом Железнодорожном сообщении(СМГС).
Груз принимается к перевозке в соответствии с согласованной заявкой и после предоплаты перевозки грузоотправителем. Заявки на перевозку грузов предоставляются грузоотправителем перевозчику в трех экземплярах за его подписью и печатью не менее чем за 15 дней до начала перевозок – в международном сообщении. Один экземпляр для перевозчика, второй – для грузоотправителя, третий – для владельца инфраструктуры. Рассматривается заявка перевозчиком в течении двух дней. Груз должен удовлетворять по качеству, упаковке и термической подготовке требованиям, установленным нормативными документами.
На каждую отправку грузоотправитель заполняет перевозочный документ – транспортную железнодорожную накладную СМГС, содержащую сведения о станции и стране отправления, а также о транзитной ж.д., переоформляющей перевозочные документы и входную пограничную станцию этой ж.д. Кроме того, отправитель обязан указать в накладной окончательную станцию и дорогу назначения, окончательного получателя груза и его почтовый адрес. Также при перевозке СПГ необходимо удостоверение о качестве груза за подписью и печатью отправителя, сертификат о качестве, который выдается на станциях массовой погрузки, которые заключили договоры с инспекцией по качеству; накладную; дорожную ведомость (корешок дорожной ведомости остается на станции отправителя).
Субпродукты (головы, языки, мозги, губы, ноги, сердца, легкие, печень, почки, уши, хвосты, желудки, селезенка, вымя) допускаются к перевозке только в замороженном состоянии с температурой в толще ткани не выше -12⁰С, свежими, чистыми и без признаков порчи. Головы, ноги и уши перевозят только в ошпаренном (или опалённом) виде и без шерстяного покрова.
Поверхность субпродуктов должна быть без плесени, ослезнения, загрязнения кровью или посторонними веществами. Цвет субпродуктов проверяют с поверхности и на разрезе. Потемнение цвета свидетельствует об оттаивании и вторичном замораживании продукта.
Свежие замороженные субпродукты не должны иметь постороннего запаха или признаком начинающегося гнилостного разложения. К перевозке не принимаются необработанные субпродукты, оттаявшие, вторично замороженные, загрязненные кровью, посторонними веществами и с признаками порчи.
Субпродукты упаковывают в плотные, чистые и сухие деревянные или картонные ящики, картонные контейнеры или мешки из бумаги.
Перевозчик вправе отказаться в приеме груза в перевозке, если срок транспортабельности, указанный документах о качестве, или предельный срок перевозки менее срока доставки, установленного в соответствии с Правилами истечения сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Груз (субпродукты) не принимается к перевозке по истечении срока хранения или если суммарная продолжительность хранения от даты изготовления до погрузки и срока доставки превышает срок хранения, установленный нормативными документами.
РАСЧЁТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ОБОРОТА РК (1ААА) НА НАПРАВЛЕНИИ БРЕСТ– ЕКАТЕРИНБУРГ
Расчет показателей использования РК (1ААА)
1) Средняя статическая нагрузка
где – количество погруженных тонн в контейнерах в обоих направления;
– количество загруженных контейнеров.
2) Коэффициент порожнего пробега контейнера к груженому
1 груженый |
1 груженый |
3) Средняя динамическая нагрузка груженого вагона
4) Средняя динамическая нагрузка контейнера рабочего парка
5) Средняя длина порожнего рейса контейнера
6) Средняя длина полного рейса
7) Оборот вагона – это время на совершение одного цикла оборота контейнера
где – маршрутная скорость продвижения вагонов в груженом состоянии;
–маршрутная скорость продвижения вагонов в порожнем состоянии;
– коэффициент местной работы – это количество грузовых операций, выполняемых с вагоном за время одного цикла;
– простой вагона под одной грузовой операцией на станции погрузки или станции выгрузки от прибытия до отправления.
Условно принимаем простой сцепа с РК – 3,5 сут (погрузка 4 сут, выгрузка 3 сут)
–время на экипировку, приходящееся в среднем на один оборот контейнера
где – доля сцепов, которые экипируются на дороге погрузки или выгрузки (0,3);
– время простоя сцепов на станции экипировки, на дороге погрузки и выгрузки;
–время простоя сцепов на станции экипировки, на транзитных дорогах
–пробег между смежными экипировками сцепов при фактической продолжительности работы оборудования
– фактический процесс работы (4,8 ч/сут);
–дополнительный расход топлива на нужды бригады (10 кг/сут);
8) Среднесуточный пробег контейнера
9) Производительность контейнера – это тонно-километровая работа по перевозке грузов, выполняемая за 1 сутки оборота
Показатель | РК45 среднесет. | РК(1ААА) к/п |
lгр | ||
αпор | 0,6 | |
Рст | 23,5 | |
Ѳ |
Порожний пробег равен 0, т.к. перевозка СПГ в обратном направлении в данном типе ПС перевозится рыба мороженная. Статическая нагрузка и оборот вагона в пределах среднесетевых значений.
График оборота сцепа с РК (1ААА) на направлении Брест – Екатеринбург
Существует 4 основных варианта оборота вагона:
а) Погрузка – груженый рейс – выгрузка – погрузка;
б) Погрузка – груженый рейс – выгрузка – порожний рейс – погрузка;
в) Погрузка – груженый рейс – выгрузка – промывка – экипировка – погрузка;
г) Погрузка – груженый рейс – выгрузка – порожний рейс –промывка – экипировка –порожний рейс – погрузка.
В моем курсовом проекте αпор = 0, значит, график оборота будем строить в двух вариантах: 1,3.
Из таблицы 5.4 учебного пособия №2 списка литературы выбираем станцию промывки Уктус, которая находится на Свердловской ж. д. на расстоянии 22 км от станции выгрузки Екатеринбург. Экипировка сцепа с РК будет производиться на станции выгрузки Екатеринбург.
Определяем продолжительность элементов графика оборота.
Простой на станции погрузки/выгрузки состоит из трех элементов:
· Ожидание погрузки/выгрузки;
· Непосредственно погрузка/выгрузка;
· Ожидание отправления после погрузки/выгрузки.
· Время на погрузку/выгрузку сцепа с РК (1ААА) примем равным 4 ч (0,17 сут).
Зная время на погрузку/выгрузку и время на простой вагона на станции погрузки/выгрузки от прибытия до отправления (τгр= 3,5 сут из раздела 5.1), определяем простой на станции погрузки/выгрузки:
На станции погрузки: τожпогр= (τгр- τпогр) х 0,7 = (3,5 - 0,17) х 0,7 = 2,33 сут = 54 ч.
τожотпр=(τгр- τпогр) х 0,3 = (3,5 - 0,17) х 0,3 = 1 сут = 24 ч.
На станции выгрузки: τожвыгр= (τгр- τпогр) х 0,3 = (3,5 - 0,37) х 0,3 = 1 сут = 24 ч.
τожотпр= (τгр- τпогр) х 0,7 = (3,5 - 0,17) х 0,7 = 2,33 сут = 54 ч.
Определяем время хода в груженом рейсе:
τхода = l гр / Vмгр = 2814 / 320 = 8,79 сут.
Принимаем, что l гр= l пор, а Vмгр и Vмгр из раздела 5.1.
Следование на станцию промывки: τхода= lст.пр / Vмгр = 22 / 320 = 0,06 сут = 1 ч.
Lст.пр - расстояние от ст. Екатеринбург до ст. промывки Уктус = 22 км.
Время нахождения на станции промывки от прибытия до отправления принимаем равным 1сут.
Следование на станцию экипировки: τхода== lст.эк / Vмгр =1167/320=3,65
Время на экипировку из раздела 5.1 (τэк = 0,3 сут).
График оборота сцепа с РК (1ААА) на направлении Брест– Екатеринбург представлен на схеме 5.2.2.
Доходы.
При перевозке в собственных контейнерах плата за порожний пробег и за перевозку дизельно- служебного вагона взимается по схеме 26.
За груженый пробег – сх.103; и вводятся коэффициенты 2,39 за груженый пробег и 1,14 за пробег дизельно-служебного вагона.
сх.103. Т = 1785 + 5,14 х Kl х lгр = 1785 + 5,14 х 0,9 х 2814 = 14802 руб/конт;
сх.26. Т = 1,5 х 4 х Kl х lпор = 1,5 х 4 х 0,9х 2814 = 15196руб/ваг.
Если РК общего парка, платформа общего парка и дизельно-служебный вагон общего парка, используются сх.103 за груженый пробег
сх.103. Т = 1785 + 5,14 х Kl х lгр = 1785 + 5,14 х 0,9 х 2814 = 14802 руб/конт;
сх.26. Т = 1,5 х 4 х Kl х lпор = 1,5 х 4 х 0,9х 2814 = 15196руб/ваг.
Расходы.
При перевозке СПГ в РК себестоимость перевозок состоит из 3 частей:
Ср – расходы на ремонт и реновацию;
Соб – расходы на обслуживание, включающие з/п работников бригад со всеми начислениями, затраты на экипировочные материалы и накладные расходы собственника на организацию эксплуатации РК.
Спер – расходы на передвижение контейнера в груженом и порожнем состоянии.
Расходы на ремонт и реновацию, обслуживание определяются методом расходных ставок через измеритель ваг/ч:
где – нахождение вагона в резерве (0,3);
–принимаем равным Рстат = Ртех.норм = 12 т/конт.
При перевозке РК на сцепе расходная ставка включает расходные ставки за контейнер, ставку за платформу и 1/12 ставки за дизельно-служебный вагон.
РК 40ф. | Платформа | ДС вагон | |
ер | |||
еоб | --- | --- |
Ср = ер х ∑nt = (ер(РК) + ер(пл) + ер(ДСВ)/12 ) х 0,024= 1,056 руб/ткм;
Соб = еоб х ∑nt = еоб(РК) х 0,015 = 0,888 руб/ткм.
Измерители | Формула и расчет величины измерителя на 1000 т х км нетто | Расходная ставка | Расходы на измеритель |
ваг/км | 0,30 | ||
лок/км поездных локомотивов | ∑MS = ∑NS х (1 + β1) = 1,3х (1 + 0,2) = 1,56 ∑NS = (1000 + Ртара х ∑nS) / Gбр = (1000 + 31,8 х 123) / 3900 = 1,3 Ртары = Ртары плат + Ртары конт + РДСВ/12 = 22 + 4,5 + 64/12 = 31,8 т | ||
лок/ч поездных локомотивов | |||
бригада/ч поездных локомотивов | ∑Бt = ∑NS х (1 + β3)(1 / ϑуч + ψ) = 1,3 х (1 + 0,09)(1 / 41 + 0,023) = = 0,07 | ||
кВт/ч электроэнергии | |||
ткм брутто вагонов и локомотивов | ∑Plбр = 1000 + Ртары х ∑nS + Ртары лок х ∑MS = = 1000 + 31,8, х 123 + 230 х 1,56 = 5271 | 0,023 | |
грузовая отправка | ∑О = 1000 / (Рст х lгр) = 1000 / (12 х 2814) = 0,03 | ||
отправленные вагоны | ∑nгр = 1000 / (Рст х lгр) = 1000 / (12 х 2814) = 0,03 | ||
лок/ч маневровых локомотивов | ∑Mtм = ∑nS х ζ х βман / ϑман= (123 х 0,007 х 0,5) / 7 = 0,06 | ||
Итого: |
Расходы на передвижение состоят из двух частей, зависящих от размеров движения и не зависящих:
определяем в табличной форме в расчете на 1000/ткм методом расходных ставок.
В курсовом проекте условно принимаем, что направление электрифицировано и расходные ставки средне сетевые.
При перевозке в вагонах общего парка:
При перевозке в контейнерах собственных учитываются только расходы на ремонт и реновацию и расходы на обслуживание,т.е. :
При перевозке в приватных вагонах ОАО «РЖД» имеет расходы только на передвижение, но и получает тариф меньший Тсоб.
Собственник несет расходы на ремонт и реновацию и обслуживание. Он платит ОАО «РЖД» за пробег в груженом и порожнем состоянии, а выставляет грузоотправителю ставку, которая покрывает все его расходы и обеспечивает ему прибыль.
Ставка: Тст = ν х Тобщ, руб/ваг
ν – коэффициент, учитывающий соотношение спроса и предложения на рынке перевозок (1≤ν или ν≥1).
Следовательно, необходимо, чтобы ν≥1, например ν = 2,5:
Тст = 2,5 х 100824 = 252060 руб/ваг;
Псоб = Тст – Тсоб – Рсоб = 252060 – 40170 –65644 = 146246 руб/ваг;
Рсоб = (Ср + Соб) х Рст х lгр = (1,056 + 0,888) х 12 х 2814 = 65644 руб/ваг;
Rсоб = (Псоб / Рсоб )*100%=223%
Рентабельность равна 223% - это высокий показатель. Это связано с тем, что коэффициент порожнего пробега .
Таблица 7.1
На основе таблицы построим график 7.1 влияние температуры наружного воздуха на продолжительность охлаждения грузового помещения РК 1ААА.
График влияние температуры наружного воздуха на продолжительность охлаждения
График 7.1
Вывод:при повышении температуры наружного воздуха увеличивается продолжительность охлаждения, т.к. холодопроизводительность уменьшается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении данного курсового проекта были рассмотрены вопросы организации перевозки субпродуктов в июне месяце на направлении Брест –Екатеринбург и получены следующие результаты:
• произведен выбор способов перевозки СПГ на направлении Брест-Екатеринбург. Выбран тип подвижного состава и рассчитано необходимое количество подвижного для выполнения заданных объемов перевозки. В результате расчетов было определено, что потребность в подвижном составе для выполнения заданных объемов перевозок следующая: 1 рефрижераторный контейнер типа 1 ААА;
• рассмотрена технология перевозки субпродуктов, решены вопросы, связанные с приемом субпродуктов к перевозке, погрузки, обслуживанию в пути следования, а так же порядок выгрузки и выдачи груза, рассчитана техническая норма загрузки контейнера 1 ААА ящиками деревянные с субпродуктами, она составила 672 ящика/конт.;
• произведен расчет эксплуатационных теплопритоков при перевозке субпродуктовв рефрижераторном контейнере типа 1 ААА , определена продолжительность работы холодильного оборудования и рассчитан коэффициент рабочего времени оборудования. Продолжительность работы оборудования в сутки составила 4,8 часа, а за груженый рейс 57,6 часов ;
• рассмотрена организация экипировки РПС на направлении Брест-Екатеринбург. Выбрана схема размещения пунктов экипировки РПС на данном направлении (экипировка производится на станции Горький Сортировочный), рассчитано потребное количество экипировочных материалов, составлена принципиальная схема пункта экипировки и построен технологический график экипировки;
• Рассчитаны основные показатели использования РК 1 ААА на направлении Брест-Екатеринбург . В ходе расчетов получены следующие значения:
Pстср= 23,5 т/конт
= 0;
Θ= 26,2 сут;
W = 2515 т-км/сут;
Построен график оборота сцепа с РК 1 ААА в двух вариантах;
• Определены расходы на перевозку, а также доходы, получаемые железной дорогой и собственником от перевозки баклажан в РК 1 АА. Доходы РЖД составили 63679 руб/конт, расходы же в свою очередь оказались равны 37145 руб/конт, рентабельность составила 172 %. Со стороны собственника эта перевозка оказалась невыгодной, он понёс убытки в размере 65644 руб/конт, рентабельность -5%.
1. • В индивидуальном задании была определена зависимость продолжительности охлаждения грузового помещения от температуры наружного воздуха: чем больше температура наружнего воздуха, тем больше время охлаждения грузового помещения РК 1ААА перед погрузкой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тарифное руководство № 4 книга 2 и книга 3.
2. А.П. Леонтьев, М.Л. Тертеров «Подготовка и перевозка скоропортящихся грузов», М.: «Транспорт», 1990
3. Справочное пособие для курсового и дипломного проектирования «Хладотранспорт» М.: МИИТ, 2009
4. Справочник-пособие по перевозке скоропортящихся грузов / под ред. В.Н. Панферова , Москва, 2007
5. Сборник правил перевозок грузов на ж.д. транспорте ,книга 1,Москва ,2002г.
6. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию
«Организация перевозок СПГ на направлении» / Н.Е. Лысенко, В.Н.Панферов, В.Л. Коновалов. М.:МИИТ, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………………..…………………………………
1. Выбор способов перевозки СПГ, типов подвижного состава, определение потребности
в подвижном составе и организация продвижения вагонов с СПГ на направлении
Брест_Екатеринбург………..……………………………………………………………………………………………………….
1.1. Краткая характеристика заданных СПГ……………………………………………….…… ………….
1.2. Выбор способа перевозок…………………………………………………………………………………….
1.3. Расчёт суточных вагонопотоков с СПГ на
направлении Брест_Екатеринбург ……..……………………………………………….……………………
1.4. Организация продвижения вагонов с СПГ
на направлении Брест_Екатеринбург ……………………………………………..……………………..
2. Технология перевозки субпродуктов…………………………………………………….………………………..
2.1. Приём груза к перевозке…………………………………..……………………..………………………
2.2. Погрузка, способы укладки и расчёт технической нормы загрузки
РК 1 ААА……………………………………………………………………………………………………………………..
2.3. Обслуживание субпродуктов в пути следования…………………………………………….
3. Расчет эксплуатационных теплопритоков и определение прод-ти работы
холодильно-отопит. оборудования в РК 1 ААА при перевозке субпродуктов…….......................................................................................................................
3.1. Определение теплопритоков в грузовое помещение РК 1 ААА…………………….
3.2. Определение производительности холодильной установки РК 1 ААА и расчет коэффициента рабочего времени холод.оборудования РК 1 ААА…………………………....……..
3.3Определение коэффициента рабочего времени и прод-ти работы холод. оборудования РК 1 ААА…………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Экипировка РПС и сцепов с РК на направлении Брест_Екатеринбург..………………………..
4.1. Расчет расстояния между пунктами экипировки
и выбор станций их размещения…………………………………………………………………………….
4.2. Расчет потребного запаса экипиовочных материалов на осн.пункте экипировки и схема пунктов экипировки……………………………………………………………………………….……….………..
4.3. Построение технологического графика экипировки сцепа с РК типа 1 ААА….
5. Расчёт показателей использования РПС и построение графика его оборота……………….
5.1. Показатели использования РПС………………………………………………………………………..
5.2. Постороение графика оборота РК 1 ААА на направлении
Брест_Екатеринбург ………………………………………………………………………………………………..
6. Определение экономической целесообразности перевозки субпродуктов в РК 1 ААА…………………………………………………………………………………..………..………………………………………….
7. Учебно-исследовательская работа (УИРС)……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………………………………….……………….
ВВЕДЕНИЕ
К скоропортящимся грузам относятся продукты питания, требующие соблюдения определенных температурных и влажностных режимов при хранении и перевозке. Нарушение этих режимов может привести к снижению качества перевозимых грузов, их стойкости при дальнейшем хранении, к увеличению потерь и нередко к порче. Обеспечить сохранность СПГ при их доставке от места производства до места потребления призвана «непрерывная холодильная цепь» (НХЦ), включающая в себя совокупность технических средств (холодильных складов различного назначения, транспортных средств) и технологических процессов.
Железнодорожный холодильный транспорт является одним из важнейших составных звеньев НХЦ в системе доставки СПГ.
Скоропортящиеся грузы (далее – СПГ) занимают в перевозках 1%, в грузообороте – 2%, в доходах – 3-4%. В силу своей подверженности порче, понижению качества и естественной убыли в процессе перевозки они требуют особого подхода к решению технических, технологических, управленческих и экономических вопросов, возникающих на различных стадиях перевозочного процесса – от приёма груза к перевозке до его выдачи.
Указанные особенности обуславливают повышенные требования к техническим средствам хладотранспорта и ко всей системе организации перевозок, выдвигая на передний план всемерное сокращение времени нахождения вагонов в процессе доставки.
Выполнение курсового проекта по дисциплине «Хладотранспорт» преследует цель – углубить и закрепить теоретические знания по условия организации железнодорожных перевозок СПГ и их обслуживания.
В данном курсовом проекте, будут перевозиться такие типы грузов как – картофель, цитрусовые плоды, замороженная рыба, субпродукты, молоко стерилизованное. Перевозка осуществляется на направлении Брест (Республика Беларусь) – Екатеринбург (Свердловская область). Перевозка данных видов грузов актуальна, так как все эти товары не производится в данном регионе и поэтому их надо привозить.
ВЫБОР СПОСОБОВ ПЕРЕВОЗКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ, ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ВАГОНАХ И КОНТЕЙНЕРАХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НА НАПРАВЛЕНИИ БРЕСТ – ЕКАТЕРИНБУРГ
1.1 Краткая транспортная характеристика заданных СПГ:
1) По назначению различают сорта картофеля столовые, технические, кормовые, универсальные, специальные. В зависимости от срока созревания сорта картофеля делят на пять групп: раннеспелые, среднеранние, среднеспелые, средние поздние, поздне спелые.
Клубни должны быть целые, сухие, не загрязнённые, здоровые, не проросшие, не увядшие, зрелые, с плотной кожурой. Размер клубней по наименьшему поперечному диаметру должен быть не менее 25-30 мм для раннего картофеля и 30-45 мм для позднего. В стандартном картофеле допускаются 5% клубней меньше установленных норм по размерам, 2% - с израстаниями, наростами, позеленевших на площади не более ¼ поверхности клубня, 2% - с поражением проволочником, 5% с механическими повреждениями. Допускается наличие земли, прилипшей к клубням, не более 1% от массы партии. Сумма допустимых отклонений не должна превышать для раннего - 10%, для позднего - 16% массы партии картофеля.
2) Фрукты. Класс плодов подразделяют на семечковые (яблоки, груши и т.д.); косточковые (вишня, слива и т.д.); субтропические – цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны, грейпфруты); гранаты и хурма; тропические (ананас, банан, манго), а также ягоды (виноград, смородина и т.д.) и орехи. Из семечковых плодов самой распространенной культурой являются яблоки.
Для заданного направления характерна перевозка яблок летних сортов. Яблоки летних сортов созревают в июле-августе, отличаются плохой транспортабельностью и сохраняемостью, поэтому для перевозки их снимают за 5-7 дней до наступления потребительской зрелости. В нашей стране действует стандарт на яблоки ранних сортов созревания ГОСТ 16270-70. По размеру яблоки делят на мелкие (массой до 75 г), средние (от 75 до 125 г), крупные (более 125 г). Яблоки ранних сортов в зависимости от качества подразделяют на два товарных сорта (первый и второй). Плоды должны быть однородной степени зрелости, без повреждений вредителями и болезнями, с плодоножкой и без нее.
3) Рыба и рыбопродукты. К главным семействам рыб, имеющим промысловое значение, относятся: осетровые, лососевые, карповые, окуневые, сельдевые, тресковые. Остальные семейства имеют меньшие промысловое значение.
Для заданного направления характерна перевозка мороженной рыбы. Мороженной называется рыба, температура которой внутри мышц доведена до -10⁰С и ниже. Наименьшие структурные-механические и химические изменения в тканях рыбы происходят при быстром замораживании в условиях низких температур от – 28 до -35⁰С и постоянной низкой температуре хранения. Рыбу замораживают естественных холодом, в воздушных морозилках, льдосоляной смесью, рассолом и в жидком азоте.
Замороженная рыба имеет естественную окраску, ярко-красные жабры, светлые выпуклые глаза; плавники и жаберные крышки прижаты к телу.
Упаковывают мороженную рыбу в картонные ящики вместимостью 60-40 кг, размерами 810х260х230 мм или деревянные массой брутто 41-59 кг, размерами 830х530х230 мм или 690х430х190 мм, мешки и тюки рогожные, хлопчатобумажные, пеньково-джутовые, вместимостью 60 кг. Рыба и рыбное филе мороженные могут упаковываться в пленочные пакты и в пачки картонные с последующей укладкой в ящики.
Предъявляемые к перевозке рыба и рыбное филе мороженные при погрузке должны иметь температуру не выше – 18⁰С.
4) Мясо подразделяется на мясо крупного рогатого скота (говядина), мясо мелкого рогатого скота (баранина и козлятина), свинину, мясо птицы и дичи (куры, утки, цыплята, индейки и цесарки), и мясопродукты (субпродукты: головы, языки, мозги и т.д.; эндокринное сырье: поджелудочная, щитовидная и другие железы, мозг спинной и т.д.; мясокопчености: окорока, грудинка, корейка и т.д.; колбасы и шпик).
Для заданного направления характерна перевозка субпродуктов. Субпродукты (головы, языки, мозги, губы, ноги, сердца, легкие, печень, почки, уши, хвосты, желудки, селезенка, вымя) допускаются к перевозке только в замороженном состоянии с температурой в толще ткани не выше -12⁰С, свежими, чистыми и без признаков порчи. Головы, ноги и уши перевозят только в ошпаренном (или опалённом) виде и без шерстяного покрова.
Поверхность субпродуктов должна быть без плесени, ослезнения, загрязнения кровью или посторонними веществами. Цвет субпродуктов проверяют с поверхности и на разрезе. Потемнение цвета свидетельствует об оттаивании и вторичном замораживании продукта.
Свежие замороженные субпродукты не должны иметь постороннего запаха или признаком начинающегося гнилостного разложения. К перевозке не принимаются необработанные субпродукты, оттаявшие, вторично замороженные, загрязненные кровью, посторонними веществами и с признаками порчи.
Су