Расчет рентабельности перевозки заданного груза на заданном направлении
Перевозка груза считается рентабельной и целесообразной в том случае, если доходы от ее осуществления превышают расходы Д >Р, в этом случае прибыль определяется как
П = Д – Р, (6.1)
где П – прибыль;
Д – доходы;
Р – расходы.
Основной доход железной дороги от перевозки грузов – это тарифы Т, поэтому:
Д = Т
Тариф за перевозку СПГ в РПС рассчитывается по прейскуранту 10 – 01 «Тарифного руководства №1», который введён в действие 28 августа 2003 года с учётом индексации этого тарифа:
, (6.2)
где - коэффициент индексации, ;
Для РПС общего парка используется тарифная схема № 30:
, руб/ваг.,
где 12 455 – ставка за начально-конечные операции в руб/ваг;
- ставка за движенческую операцию, руб/ваг-км;
– коэффициент, учитывающий уменьшение себестоимости перевозок при изменении дальности, при , то ;
руб/ваг.
руб/км.
При перевозке в РПС общего парка грузоотправитель платит ОАО «РЖД» тариф только за груженый пробег, но в него уже включены расходы на порожний рейс вагона, а если перевозка в секции, то и на передвижение дизельно-служебного вагона, по среднесетевым показателям.
При перевозке в собственном РПС собственник оплачивает и груженый, и порожний пробег вагона, а при перевозке в 5-вагонной секции – также пробег дизельно-служебного вагона.
За груженый рейс тариф исчисляется по тарифной схеме № 102, а за пробег рефконтейнера в порожнем состоянии - по схеме № 104:
Тариф за перевозку дизель-служебного вагона сцепа собственника и в груженом, и в порожнем состоянии определяется по схеме 26:
Схема 26: Т= 1,5*4*Кℓ * ℓ, руб/ваг(6.3)
Т= 1,5*4*0,87*5696=29733 руб/ваг
Тариф ОАО «РЖД» в расчёте на платформу сцепа с одной 20-футовым рефконтейнером собственника в груженом и порожнем рейсе составит :
руб./платф. (6.4)
Тсоб гр= сх 102 +1/12сх 26, руб./платф. (6.5)
Тсоб гр=10453+1/12*29733=12931 руб./платф.
Тсоб пор= сх104 +1/4сх 26, руб/платф. (6.6)
Тсоб пор=6716+1/12*29733= 9194руб/платф.
Тсоб=12931+9194=22125 руб/платф.
Рассчитанный тариф необходимо проиндексировать с коэффициентом 2,6:
Тсоб= Тсоб*2,6=22125*2,6=57525 руб./платф.
Если РК, платформы, дизель-служебный вагон принадлежат ОАО «РЖД» (общего парка), то плата взимается только за груженый пробег, а схемы используются те же , но дополнительно умножаются на коэффициенты 2,39 и 1,14.
Следовательно, при перевозке РК тариф общего парка:
Тобщ = сх 102 .2,39 .1,14 ,руб/платф. (6.7)
Тобщ = 10453*2,39*1,14=28480 руб/платф.
Исчисленный тариф необходимо также проиндексировать:
Т общ= 28480*2,6=74048 руб/платф.
Общие расходы на перевозку СПГ в РК определяются по той же методике, что и для рефвагонов, но в расчёте на 1 платформу сцепа, т.е.:
Робщ = сткм* Рст* * ℓгр , руб./ваг. (6.8)
Себестоимость перевозки СПГ складывается также из трёх составных частей:
сткм = ср + соб + спер , руб/ткм, (6.9)
Все три составляющие определяются методом расходных ставок:
ср= ер * ∑ nt , руб/т*км, (6.10)
соб = еоб * ∑ nt , руб/т*км, (6.11)
спер= спер зав +спернез = 1,9 спер зав, руб/т*км. (6.12)
Расходная ставка на ремонт и реновацию ер в расчёте на платформу сцепа состоит из суммы расходных ставок платформы, контейнеров (одного или двух) на платформе и 1/12 ставки дизельно-служебного вагона сцепа и принимается 120 руб/ваг.
Расходная ставка на обслуживание (еоб) зависит от типа РК и количества контейнеров на платформе и принимается 120 руб/ваг.
∑ nt - затрата вагоно-часов на перевозочную работу по перевозке грузов в 1 ткм определяются по той же формуле, что и для РПС, но при расчёте динамической и статической нагрузки вагона необходимо учесть количество контейнеров на платформе.
(6.13)
Таблица 6.1.
Расходы по перевозке
Измеритель | Формулы и расчётные величины | Расходная ставка, руб | Затраты на измеритель, руб |
1. Вагоно-км | 0,45 | 83,9 | |
2. Лок-во-км общего пробега | |||
3. Лок-во-км при движении во главе поезда и одиночном следовании | |||
4. Лок-во час поездных локомотивов | |||
5. Тонно-км брутто вагонов и локомотивов | 0,023 | 41,4 | |
6. Бригадо –час локомотивных бригад | |||
7. Киловатт-час эл. энергии | 20,1 |
продолжение табл. 6.1.
8. Лок-во час маневровой работы | |||
9. Грузовые отправки | 6,4 | ||
10. Отправленный вагон | 9,9 | ||
Итог: | 776,7 |
Подставляем найденные значения в формулы:
Ср = 120*0,002=0,24руб/т*км;
Соб = 120*0,002=0,24руб/т*км;
Спер = ;
сткм = 1,48+0,24+0,24=1,96руб/т*км;
1. При перевозке СПГ в вагонах общего парка определена рентабельность только для ОАО «РЖД», так как все расходы на перевозку несёт ОАО «РЖД», а с грузоотправителя взимается тариф общего парка Тобщ:
Расходы: Робщ = Сткм* Рст* ℓгр , руб/платф.(6.14)
Робщ =1,96*10,73*2848=59533 руб/платф.
Прибыль: Побщ = Т общ – Робщ, руб/платф.(6.15)
Побщ=74048-59533=14515 руб/платф.;
Рентабельность ОАО «РЖД» в этом случае:
(6.16)
2. При перевозке СПГ в вагонах собственника:
Рентабельность с точки зрения ОАО «РЖД»:
Рржд = Спер* Рст* ℓгр , руб/платф.(6.17)
Рржд=1,48*10,73*2848=45227 руб/платф.
Пржд = Тсоб – Рржд, руб/платф. (6.18)
Пржд=57525-45227=12298 руб/платф.
(6.19)
В курсовом проекте принимаем способ определения ставки, т.е. через тариф общего парка с коэффициентом ξ= 1.
Тст = ξ* Тобщ , руб/платф.;(6.20)
Тст =1*74048=74048 руб/платф.;
Рсоб = (Ср+Соб)* Рст*ℓгр l_гр, руб/ платф.;(6.21)
Рсоб= (0,24+0,24)*10,73 *2848=14668руб/ платф.;
Дсоб = Т ст - Тсоб, руб/ платф.;(6.22)
Дсоб=74048-57525=16523 руб/ платф.;
Псоб = Дсоб - Рсоб, руб/ платф.;(6.23)
Псоб= 16523-14668=1855 руб/ платф.;
Псоб
Rсоб = ________________ * 100 %(6.24)
Рсоб+ Тсоб
Rсоб= 1855/(14668+57525)*100=1855/72193*100 = 2,5%
Заключение
В курсовом проекте разработаны вопросы организации перевозки скоропортящихся грузов на направлении Минеральные воды- Свердловск.
В процессе работы решены следующие вопросы и получены результаты:
1. Выполнена проверка возможности перевозки грузов с учетом сроков доставки: .
2. Выбраны типы подвижного состава, способы и условия перевозки заданных грузов. Общее количество вагонов по результатам расчетов составило 26 вагонов, из которых 2 вагонов АРВ, 24 РК в направлении Минеральные воды – Свердловск.
3. Разработана технология перевозки картофеля. Решены вопросы приема, погрузки, выгрузки и выдачи груза. Выбран способ укладки (по перекрестной схеме) для картофеля.
4. Выполнен расчет эксплуатационных теплопритоков: суммарный теплоприток для первого режима Q=8170,79 Вт, для второго режима Q=1012,3 Вт и холодопроизводительность холодильной установки РК типа 1С Qоэ = 12017 Вт, определен коэффициент рабочего времени: , ;
- продолжительность работы холодильной установки в сутки: 3,9 ч/сут,
- за время груженого рейса: = 30,72 ч/рейс.
5. Решены вопросы экипировки подвижного состава, интервалы между экипировками:
2900 км.
6. Определены основные показатели использования подвижного состава на направлении:
Статическая нагрузка вагона – 10,73 т/ваг.;
Динамическая нагрузка вагона – 10,73 т/ваг.;
Коэффициент порожнего пробега – 1;
Динамическая нагрузка вагона рабочего парка – 536 т*км/ваг*км;
Полный рейс вагона – 5696 км;
Оборот вагона – 22 сут.;
Среднесуточный пробег – 258,9 км/сут.;
Производительность вагона – 1387,7 т*км/сут.
7. Произведены исследования влияния оборота вагона на рентабельность перевозки СПГ в сцепе РК типа 1СС. Получено, что чем меньше оборот вагона, тем больше прибыль.
Rржд = 27%- рентабельность при перевозке СПГ в вагонах собственника (с точки зрения ОАО «РЖД»), Rобщ =24% - рентабельность при перевозке СПГ в РК на платформах общего парка, Rсоб = 2,5%- рентабельность для собственника.
Список использованной литературы:
1.Справочник пособие по перевозке скоропортящихся грузов:
Под редакцией В.Н Панферова. – М.:РОО «Техинформ», 2007. – 308стр.
2. Панфёров В.Н.,Лысенко Н.Е., Хладотранспорт: Справочное пособие.-М.:МИИТ, 2009. -72с.
3. Лысенко Н.Е., Панфёров В.Н., Коновалов В.Л. Организация перевозок скоропортящихся грузов на направлении: Методические указания. Ч.1.-М.:МИИТ, 2005,-49 с.
4. Лекции по предмету «Хладотранспорт», лектор Панферов В.Н.