Понятие и характеристика активной и пассивной безопасности водителя

Автомобильная дорога – рабочее место для любого водителя и их взаимодействие во время работы по безопасному управлению транспортными средствами позволит успешно выполнить эту работу или в случае допущения какой либо ошибки привести к трагедии, к дорожно-транспортному происшествию.

На дорогах каждый водитель постоянно взаимодействует с водителями других транспортных средств, двигающимися в попутном и встречном направлении, маневрирующими, выезжающими из боковых проездов и площадок и даже просто стоящими на дороге. По предназначению, характеру движения транспортных средств, по подаваемым их водителями сигналам и многим другим признакам водитель обязан определять их намерения, предвидеть направления движения, манёвры, что очень важно для обеспечения безопасности движения, потому что ничто так не грозит серьёзными осложнениями дорожной обстановки, как неожиданные для других участников движения действия не дисциплинированных водителей.

В мирное время дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной гибели людей. Они происходят по многим причинам, среди которых есть как технологические, так и человеческие факторы. Авария может случиться по вине уставшего водителя, из-за обледенения дорожного покрытия или неисправности тормозной системы. Однако на риск попасть в ДТП часто влияют сторонние факторы - такие как день недели, погодные условия и качество асфальтового покрытия, но основная причина это плохая активная безопасность водителя.

Прогнозирование дорожной обстановки является важным элементом активной безопасности водителя, который постоянно учится распознавать опасные дорожно-транспортные ситуации по их типичным признакам, быстро и правильно оценивать информацию в конкретной ситуаций и прогнозировать не только движение своего транспортного средства, но и действия других участников движения, выбирать наиболее правильные решения по предупреждению дорожно-транспортной ситуации. Прогнозирование водителем действий других участников движения на дорогах в современных условиях имеет большое значение.

Участники движения обладают, с одной стороны, ограниченной возможностью прямого обмена информацией по оценке ими определённой дорожно-транспортной ситуации и о своих намерениях, а с другой стороны, сравнительно высокой вероятностью ошибок в анализе дорожно-транспортной ситуации и, следовательно, в выработке соответствующих решений. Это обусловливает в каждой опасной дорожно-транспортной ситуации определённую вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия. Умение быстро, в условиях ограниченного лимита времени, выбирать правильные решения по предупреждению дорожно-транспортного происшествия создаёт благоприятные условия для выработки навыков по реализации этих решений. Отсюда вытекает необходимость предвидения поведения не только управляемого транспортного средства, но и других участников движения, что соответствует концепции коллективной безопасности в противовес индивидуальной. Водителю в первую очередь важно уметь предвидеть возможные дорожно-транспортные ситуации и их изменение во время движения. Основой для такого предвидения служат опыт водителя, его знания и анализ обстановки на дороге, которые он получил в результате наблюдения за дорогой. Главное в прогнозе – определить, как повлияют на безопасность пути движения его автомобиля объекты, попавшие в поле зрения водителя. В этой ситуации водитель в процессе прогнозирования должен продумывать:

– что произойдёт в ближайшее время;

– что произойдёт с большей вероятностью;

– какая ситуация представляет непосредственную опасность;

– какая ситуация представляет потенциальную опасность;

– как поступить в конкретной ситуации.

Потенциальная опасность – это когда дорожно-транспортная ситуация может стать непосредственной через определённое время.

Например, стоящий у тротуара автомобиль, в котором сидит водитель, может начать движение, не предупредив об этом, и тогда создаётся опасность для движения другим участникам дорожного движения. Непосредственная опасность – это когда дорожно-транспортная ситуация очевидна и требует немедленных действий водителя. Например, водитель движетесь по главной дороге, а по пересекаемой второстепенной дороге приближается другой автомобиль, не снижающий скорость.

Поэтому под активной безопасностью водителя понимают высокую степень развития психофизиологических качеств водителя, обеспечивающих широкие возможности в предупреждении аварийных ситуаций, а в аварийной обстановке находить правильные решения и быстро их осуществлять.

Активная безопасность водителя включает:

· Высокое профессиональное мастерство, под которым подразумевается профессиональный интеллект и уровень технического мастерства управления автомобилем.

· Способность аналитически точно оценивать и прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации и в соответствии с этим выбирать безопасный режим движения.

· Достаточно большой арсенал приёмов управления автомобилем, позволяющим избежать ДТП практически в любой ситуации.

· Надёжность, работоспособность даже в очень сложных и аварийных условиях и ситуациях.

· Обеспечение «понятного управления для других» – то есть пользоваться общепринятыми приёмами управления, сигнализации и т.п.

· Способность водителя находиться во время управления автомобилем в работоспособном состоянии, вне зависимости от состоянии утомления, т.е. устойчивость водителя к утомлению.

· Широкое распределение и быстрое переключение внимания, правильная организация внимания в сложной дорожной обстановке.

· Высокий уровень развития физических качеств.

· Высокая степень автоматизации двигательных навыков, хорошая координация движений, быстрая и точная реакция.

Наши рекомендации