Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо).

Монологической или диалогической.

Речь— специфически человеческий род языковой деятельности, обеспечивающий коммуникацию людей и их общественно-историческое развитие.

Для правильной, красивой речи характерны следующие свойства: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие) и уместность.

Точность речи – это главным образом соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности или соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи.

Следующее качество речи – логичность.

Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, т. е. речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.

Богатство речи является одним из главных коммуникативных качеств речи.

Богатство речи обеспечивается активным запасом языковых средств каждого человека, т. е. запасом слов, их значений, запасом типовых интонаций и т. д.

Лексическое богатство проявляется в том случае, если в речи не применяется повторение одних и тех же слов, не несущих специального коммуникативного задания. Это возможно при условии большого активного запаса слов.

Другое коммуникативное качество речи – ее уместность .

Уместность – такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей.

Практическое задания.

Составить словосочетания с каждым из приведённых ниже слов, используя в качестве зависимого слово в скобках.

избегать – уклоняться (ответственность)

отзыв – рецензия (книга)

полный – наполненный (вода)

рассердиться – рассержен (шутка приятеля).

Задание 2.

Вместо звездочек употребите один из синонимов, приведенных в скобках. Запишите предложения

1. В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них *** (жить, обитать, проживать) до трети населения.

2. Было *** (наглядно, предметно) *** (показан, продемонстрирован), что комплексное *** (использование, применение) технических средств на *** (занятия, уроки) *** (во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) *** (повышать, увеличивать) *** (отдача, продуктивность, производительность, эффективность) *** работа, труд) педагога.

Самостоятельная работа № 3

«Функциональные стили речи и их особенности»

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Обычно различают следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный. Стили литературного языка прежде всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, т.к. именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними.

Основные черты научного стиля:

· активное использование специальной и терминологической лексики;

· преобладание абстрактной лексики над конкретной;

· отсутствие разговорной и просторечной лексики;

· неупотребительность слов с эмоционально-экспрессивной оценочной окраской.

Характерные черты официально-делового стиля:

· сжатость, компактность изложения;

· стандартность расположения материала;

· широкое использование терминов, номенклатурных наименований;

· почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

· слабая индивидуализация стиля.

Основные признаки публицистического стиля:

· употребление стандартных, клишированных средств языка;

· активное использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств, создание тропов и стилистических фигур,

· применение логико-композиционных форм и приемов (заголовки, чередование повествования, описания и рассуждения, введение разных типов чужой речи и т.п.);

· широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии: общественно-политическая лексика, различные термины (экономические, политические, военные, спортивные, литературы и искусства);

· совмещение слов, относимых, с одной стороны, к высокой, книжной лексике, с другой – к разговорной, сниженной, просторечной, даже жаргонной лексике;

· экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при большой информативной насыщенности.

Характерные черты разговорного стиля:

· использование сниженных разговорных языковых средств: разговорно-бытовая лексика, фразеологизмы;

· употребление просторечной, эмоционально окрашенной лексики;

· широкое использование неполных предложений.

Практическое задание. Определите стиль текста, аргументируйте ответ (Текст не списывать):

1.Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние дубы. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение.

2.Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Такие разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза обычно наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.

3.Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча. Белые обочины ее клубились и снежно блистали, но черная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью, а из провала тучи, из-за окрашенного солнцем края, широким веером косо ниспадали солнечные лучи.

Ветер кружил по шляху сизый столб пыли и уже дышал духовито дождливой влагой, а через минуту, скупой и редкий, пошел дождь. Ядреные холодные капли вонзались в дорожную пыль, сворачивались в крохотные комочки грязи. Бело вспыхнула молния, и через несколько мгновений с оглушительным сухим треском ударил гром.

4.– Привет, Андрюха! Ты чего это как мокрая курица?

- Привет, Славка! Ну и ливень на улице!..

- Да ты что?! А я слышу: что-то бабахнуло… Гром, что ли?

- Ну да! И гром, и молния…

- Вот беда! Значит, поход отменяется?..

- Ясное дело… Такая гроза!..

Самостоятельная работа № 4

«Официально-деловой стиль. Специфика и жанры стиля»

На взрослого человека жизнь в обществе накладывает определенные обязательства. Обязанности гражданина – члена общества, государства, члена семьи, работника и т.д. Все эти обязанности, как и права, регулируются официально и оформляются соответствующими актами, законодательными постановлениями. Фактически от рождения и до смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи.

Функции официально – деловой речи – сообщить сведения, имеющие практическое значение, дать точные указания, проинструктировать.

Стилевые черты:

• официальность.

• точность, конкретность, не допускающие иного толкования.

• предписывающий характер, обеспечивающий функцию повеления, неукоснительного выполнения тех или иных рекомендаций.

• стандартизированность, проявляющаяся в обилии устойчивых оборотов, клише деловой речи.

Типы официально-деловых документов: официальные документы (паспорт.

диплом, аттестат, типовые бланки, договоры, бухгалтерские счета) и документы частного характера (заявления, характеристики, доверенность, акт, апелляция, автобиография).

Заявление – это:
1. Официальное сообщение в устной и письменной форме.
2. Письменная просьба о чем-нибудь.

Композиционные особенности заявления:

- наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);
- фамилия, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа);
- наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка);
- текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);
- подпись заявителя (пишется внизу справа).
- дата (ставится слева под текстом ниже подписи).

Образец

Директору средней школы № 342

Анисимову Н.П.

ученика 11 класса Третьякова А.П.

заявление.

Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в школе 11 и 12 апреля 2008 года по семейным обстоятельствам.

8 апреля 2008 г. (подпись)

Резюме состоит из следующих блоков:

вступление-

• Ваше имя, адрес, номер телефона (включая код города).

• цель (необязательно, но желательно): краткое описание того, на получение какой должности и почему Вы претендуете (не более 6 строк, а лучше 2-3).

основная часть -

• трудовой опыт в обратном хронологическом порядке (даты начала и окончания работы), наименование организации, должностные обязанности.

• образование (какой ОУ и когда), награды, изученные дисциплины, которые соответствуют Вашей цели.

• дополнительная информация: владение иностранными языками и компьютером, наличие водительских прав, хобби (следует упоминать только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой).

Образец

Резюме

Парфенов Михаил Дмитриевич

7 июля 1985 г.р., г.Тверь.

Не женат.

Гражданин РФ

Владею английским языком. Имею навыки работы на компьютере.

Домашний адрес: г. Тверь, ул.Свободы, д.43, кв.89. тел. 63-74-48.

В 2002 году закончил среднюю школу №67 с углубленным изучением математики, информатики и английского языка. В этом же году поступил на механико-математический факультет ТГУ. Углубленно занимаюсь программным обеспечением компьютером.

К резюме прилагаю отзыв о моей работе в студенческом научном обществе.

12 февраля 2008 г. Парфёнов.

Наши рекомендации