Тема: «Звонкие и глухие согласные»
Цель: Закрепление правильного произношения и написания звонких и глухих согласных.
Примерный ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Наоборот». Дети встают в круг. Логопед бросает мяч и называет слог со звонким звуком, а ребенок, возвращая ему мяч, называет слог с глухим звуком (за — са, ба — па, ту — ду, го — ко, жа — ша и т. д.).
На столе лежат таблички со слогами, а рядом два почтовых ящика: красный и синий. Дети должны взять со стола табличку с теми слогами, которые они называли во время игры, и распределить их таким образом, чтобы в красный почтовый ящик попали слоги со звонкими звуками, а в синий — с глухими.
II. Игра «Колодец».
На доске вывешивается картинка с изображением колодца, по краям которого расположены разные буквы, например, (б...к), (с...к), (л...к) и др. В «колодец» опускаются поочередно ведра, на которых написаны гласные а, ы, о, у. Дети читают полученные слова, объясняют их значение и определяют гласные и согласные звуки (глухие, звонкие). Потом логопед просит вспомнить все слова, которые читали, и сложить их из букв разрезной азбуки. Подсчитывает, кто сколько слов сложил.
III. Игра «Кто лучше читает?»
На одном краю стола логопед разложил игрушки и карточки, на которых написаны имена детей. При этом некоторые буквы пропущены: Во.а, .има, Д.ма, .ата, .оня и т. д. Каждый ребенок выбирает себе карточку, дописывает недостающую букву и читает имя.
Затем он берет игрушку, садится на место. Используя разрезную кассу, дети складывают и читают предложения типа: У Вовы кубик. У Димы шар. У Симы шары. У Тани кукла. У Сани дом.
Далее логопед предлагает назвать имена детей со звонкими и глухими звуками. Отмечаются дети, которые прочитали предложения без ошибок.
IV. Итог занятия.
Логопед дает дифференцированную оценку работы каждого ребенка и поощряет наиболее активных детей.
Глава III. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Одновременно с описанной логопедической работой на протяжении всего года воспитатель включается в формирование речевых средств общения на основе ознакомления с окружающим миром, которое является важнейшим источником речевого развития детей.
Работая над развитием речи детей, воспитатель пользуется имеющимися в дошкольной и школьной методической литературе рекомендациями, в то же время постоянно учитывает особенности речевого развития и психической деятельности детей данного контингента.
На всем протяжении коррекционно-воспитательного обучения при проведении режимных моментов, игр, прогулок, экскурсий большое внимание уделяется речевому поведению детей — умению вежливо обращаться к сверстникам и взрослым, внимательно выслушать собеседника и дать ответ, соответствующий содержанию вопроса; в то же время активизируется и обогащается словарь детей, совершенствуется монологическая речь. Речевое развитие детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, собранности, умения управлять собой.
Большое значение имеет предварительная подготовка воспитателя к занятию, на котором накопленные детьми впечатления уточняются и систематизируются. Такие занятия носят обучающий характер. Составляется план каждого занятия. При определении подтем, например: «Овощи», «Дикие животные», «Ранняя весна» (тема «Природа нашего края»); «Транспорт», «Город, где мы живем» (тема «Город и его окрестности») и т. п. в первую очередь выделяется, что именно из указанного в темах материала предполагается использовать при изучении данных подтем. Далее намечается количество и виды занятии по данной теме (экскурсии, рассматривание картин, чтение, рассказ и т. п.). Выделяются цели каждого занятия — обычно их бывает несколько.
Коррекционное обучение предусматривает при определении целей занятия указать, какую именно речевую работу предполагается провести на данном занятии (исключение могут составлять занятия по теме «Родная страна»). Это может быть уточнение, обогащение или активизация словаря, формирование грамматического строя речи (особенно работа над предложением), развитие связной речи.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ
При планировании работы по развитию речи рекомендуется использовать следующий лексический материал:
Здание детского сада. Оформление здания. Назначение различных помещений (игровые комнаты, спальни, гардероб, зал, кабинет врача, кабинет логопеда, кабинет заведующего, кухня).
Профессии работников детского сада: заведующая, врач, логопед, воспитатель, музыкальный работник, повар, няня. Привлечение внимания к деятельности взрослых. Воспитание уважения к труду работников детского сада.
Наша групповая комната. Знакомство с групповой комнатой, ее описание (большая, светлая, чистая, красивая и т. д.) Что в ней находится, что в ней делают? Название и назначение предметов, находящихся в групповой комнате (игровой, трудовой, книжный уголок).
Ознакомление сявлениями неживой природы.Формирование у детей первоначального представления о простейших физических явлениях, которые они могут наблюдать в повседневной жизни: знакомство с использованием парового отопления, газа, электричества в быту (для согревания жилища, приготовления пищи, освещения и т. д.).
Игровой уголок. Обобщающее слово игрушки (из чего сделаны, кто их сделал).
Предметы и оборудование, необходимые длязанятий.
Мебель в групповой комнате. Закрепление обобщающего слова мебель. Части мебели. Кем изготовляется мебель?
Воспитание бережного отношения к игрушкам, оборудованию, книгам.
Режим дня. Последовательность проведения режимных моментов.
Уголок природы. Растения уголка природы — знать 2-4 названия. Животные (черепаха, морские, свинки, ежи, рыбы и др.). Уход за растениями и цветами. Наблюдения за прорастанием семян и ростом растений (посадка лука, гороха, фасоли, овса и т. п.).
Наш участок. Знакомство с участком, описание его; что находится на участке (террасы, где дети играют во время дождя; игрушки, посадки — деревья, кустарники, цветы). Воспитание бережного отношения к посадкам.
Кухня. Работа повара. Бытовое электрооборудование (плита, мясорубка, картофелерезка и др.). Закрепление обобщающих слов: пища, продукты питания, посуда (кухонная, столовая, чанная).
Моя семья. Состав семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры и др.) Знание своего адреса, своего, полного имени, своего возраста (время рождения), полныхимен и фамилий родителей (или лиц, их заменяющих), их профессии и места работы. Воспитание уважения к труду родителей. Старшие и младшие члены семьи. Взаимоотношения детей в семье, забота о младших, чуткое отношение к старшим; помощь взрослым в быту. Выработка и закрепление навыков культурного поведения и личной гигиены (совместно с родителями ребенка). Труд по самообслуживанию. Заботливое отношение к домашним животным, уход за растениями.
Наша улица. Улица, ее особенности (широкая, узкая, прямая, длинная, тихая, шумная, центральная; много новых домов, деревьев, цветов; есть магазин, мастерские и т. п.). Наблюдения детей.
Здания на нашей улице. Жилые дома: новые, красивые, низкие, высокие, многоэтажные, громадные, деревянные, кирпичные, блочные. Части дома: фундамент, стены, крыша, подвал, подъезд, лестница, лестничная площадка, лифт, мусоропровод, водопровод.
Знакомство детей с 2-3 предприятиями своего района (завод, фабрика, магазин и т.п.) и культурными учреждениями (кинотеатр, библиотека и т. п.), с тем, какую продукцию они выпускают.
Рассказ о людях, которые работают на этих предприятиях или учреждениях, о значении их труда. Примерный словарь: магазин (продуктовый, промтоварный, книжный, булочная), продавец, кассир, покупатель, прилавок, чеки, завод, станки, продукция, рабочие, инженеры и т. п.
Построение улицы, дороги: тротуар, проезжая часть, обочина, перекресток, площадь.
Транспорт на нашей улице: трамвай, автобус, троллейбус, машины легковые, грузовые и т. п. Наблюдение детей за уличным движением. Виды транспорта в зависимости от их назначения: пассажирский, грузовой, специальный (скорая помощь, милицейские машины, пожарные, перевозка хлеба, молока и др.). Назначение разных видов транспорта. Названия профессий людей, работающих на транспорте. Части автомобиля: кузов, кабина, дверцы, двигатель, руль, тормоза, фары, подфарники.
Правила уличного движения. Переход улицы: регулируемые и нерегулируемые перекрестки, пешеходные переходы, мосты, «зебра». Милиционер-регулировщик, светофор, сигналы светофора, что они обозначают. Одностороннее и двухстороннее движение. Правила перехода, знак «пешеходный переход».
Правила поведения на улице:не играть на улице, не кататься на велосипеде (санках, коньках) на проезжей части дороги, при ходьбе придерживаться правой стороны, переходить улицу только на зеленый свет.
Культура общения с окружающими людьми (на улице, в магазине, в транспорте, в других общественных местах): говорить тихо, уступать место людям старшего возраста, маленьким детям, не мешать окружающим, не сорить.
Озеленение нашей улицы. Парк, сквер, клумбы, газон. Знать, что деревья и цветы специально сажают и ухаживают за ними. Воспитание бережного отношения к посадкам.
Город. Отличительные признаки города (в сравнении с сельской местностью): много улиц, домов, учреждении, предприятий, живет много людей, разнообразные транспортные средства.
Город, где мы живем.Название города, главная улица, площадь. Основные достопримечательности: памятники, парки, красивые здания. Важнейшие предприятия и учреждения города. Виды труда, распространенные в нашем городе.
Строительство. Следует обратить внимание детей на то, что в городе ведется большое строительство, воздвигаются многоэтажные жилые дома с удобными квартирами; здания детских садов, школ, больниц, театров, библиотек. Дома постоянно ремонтируются. Рекомендуется познакомить детей с некоторыми профессиями (каменщик; маляр), а также с названиями машин, помогающих человеку (грузовая машина, самосвал, подъемный кран, бульдозер, экскаватор).
Промышленность города. Познакомить детей с 2-3 видами выпускаемой продукции (машины, станки, одежда и т. д.).
Культурные учреждения города (кинотеатры, театр, библиотека, музей, цирк, спортивные сооружения).
Связь в городе. Знать, как люди пользуются разными формами связи: почтой (познакомить более подробно), телеграфом, телефоном, радиосвязью.
Транспортгорода и его окрестностей. Виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Уметь сравнивать разные виды транспорта. Роль транспорта (работники транспорта перевозят на автомобилях, поездах, судах, самолетах пассажиров, разные грузы, почту в пределах города, из одних городов в другие и в другие страны). Знать, что для обеспечения работы транспорта трудится много людей разных профессий.
Природа нашего края.Знакомство детей с живой и неживой природой. Формирование у них представления о явлениях природы. Знакомство с природой родного края.
Формирование у детей обобщенного представления о каждом сезоне на основе комплекса признаков, отражающих изменения в неживой природе, растительном и животном мире.
Развитие у детей наблюдательности и умения устанавливать простейшие причинно-следственные отношения между явлениями природы. Воспитание бережного отношения к природе, охрана природы. Привлечение внимания к красоте природы. Знакомить детей с работой людей в разные времена года.
Закрепление временных понятий: времена года, месяцы, дни недели; понятия: сегодня, завтра, вчера, начало, конец, середина, утро, день, вечер, ночь.
Воспитание навыка определения времени по часам, пользование календарем.
Осенний период. Осенние месяцы. Знакомство с приметами осени.
Ранняя осень («Золотая осень»). Красота осенней природы. Наблюдения детей. Характерные признаки ранней осени: день становится короче (а ночь длиннее), солнце греет меньше, изменения погоды — похолодание, дожди, туманы. Листопад — изменение окраски листьев, пожелтение и увядание трав, цветов. Созревание плодов и семян. Уметь различать некоторые деревья (5—6), кустарники (4—5), садовые цветущие растения, лесные травы по листьям, цветам, плодам. Уметь отличать дерево от кустарников. Знать строение дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды).
Поздняя осень. Признаки поздней осени: день продолжает укорачиваться, становится холодно, дуют холодные ветры, первый снег, заморозки, деревья сбросили листья. Перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся. Уметь связывать изменения в живой и неживой природе с изменениями внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоемов.
Животный мир. Закрепление и расширение полученных ранее представлений о диких животных и их детенышах. Внешний вид животных, части тела. Описание животных. Учить детей выделять признаки приспособления животных к среде обитания в строении их тела, в поведении. Длинные сильные ноги дают возможность быстро бегать. Если задние ноги длиннее передних (заяц, белка), то животные передвигаются большими прыжками. Острые загнутые ноги помогают лазать по деревьям (белка). Многие животные имеют ярко выраженные приспособительные особенности в покрове тела; маскировочную окраску (заяц, белка, еж, черепаха, и др.), иглы (еж), твердое покрытие (черепаха), которые помогают в защите от врагов. Подготовка животных к зиме: изменение окраски, заготовка запасов на зиму (белка, заяц).
Осенние работы людей. Плодовый сад. Названия плодовых деревьев (яблоня, груша, вишня, слива); ягод (смородина, крыжовник, малина, клубника). Работы в саду: сбор фруктов и ягод, посадка деревьев и кустарников.
Осенние работы на огороде — сбор овощей. Знание распространенных видов овощей и умение различать их по внешнему виду, вкусу, форме, способу употребления. Закрепление обобщающих понятий: фрукты, овощи.
Работа людей в поле. Название нескольких злаков (пшеница, рожь, овес), что из них делают?
Машины, облегчающие труд людей. Воспитание уважения к труду хлеборобов.
Работа людей на фермах. Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и птицах. Знание названий детенышей. Обучение детей определению признаков, по которым животные относятся к домашним. Закрепление обобщающих понятий: домашние животные.
Работа детей на участке. Работа на огороде детского сада под руководством воспитателя, сбор выращенных овощей, фруктов пересадка цветов.
Подготовка к зимней подкормке птиц; сбор плодов и семян различных растений. Изготовление кормушек.
Работа в уголке природы. Знание 4—6 видов комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей; их название и строение (ствол, листья, цветы, корень). Уметь различать по окраске растения светолюбивые (светлая окраска) и теневыносливые (темная окраска); по толщине стеблей и листьев — влаголюбивые (тонкие) и засухоустойчивые (толстые, мясистые). Наблюдения за пересаженными с участка цветущими растениями. Знакомство с наземными обитателями уголка природы. Наблюдение за особенностями их внешнего вида и поведением (как и чем питаются, как передвигаются и т. п.).
Изготовление украшений для групповой комнаты из природного материала вместе с воспитателем.
Зимний период. Названия зимних месяцев. Привлечение внимания детей к предстоящим изменениям в природе: день стал короче чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоемы — льдом, часто бывают морозы, деревья и кустарники стоят без листьев; насекомых нет, птиц мало, выпал снег.
Различение знакомых деревьев и кустарников по веткам, почкам и коре.
Умение распознавать зимующих птиц по внешнему виду (окраске, размеру), поведению (издаваемым звукам, способу передвижения). Подкормка зимующих птиц. Знакомство с зимовьем животных (белка, заяц. медведь).
Воспитание у детей способности чувствовать красоту природы зимой. Учить детей оберегать деревья, кустарники, не ломать ветки во время прогулок, катания на санках и лыжах.
Работа в уголке природы. Уход за растениями с учетом их потребности в свете, влаге. Наблюдение за жизнью растений (ставить ветки деревьев в воду, производить посадку овощей, овса).
Знакомство с жизнью декоративных птиц, живущих в уголке природы (внешний облик, особенности поведения).
Весенний период. Названия весенних месяцев.
Привлечение внимания детей к происходящим изменениям весной.
Ранняя весна: увеличение продолжительности дня, потепление, появление проталин, освобождение рек от льда. Установление элементарных причинно-следственных связей (снег начал таять потому, что увеличился день и солнце стало греть жарче и т. п.). Последующие изменения: набухание почек, появление листьев, цветение ряда деревьев, первые весенние цветы.
Возвращение перелетных птиц. Их внешний вид, образ жизни польза, приносимая птицами. Охрана птиц и гнездовий (изготовление скворечников). Наблюдение за гнездами птиц.
Пробуждение от зимней спячки ряда животных; изменение окраски. Появление детенышей (повторить их названия). Появление насекомых.
Летний период. Названия летних месяцев. Наблюдения за изменениями природы летом. Устанавливается теплая, жаркая погода. Идут обильные дожди, грозы. Иногда после дождя можно увидеть радугу. Цветут растения, созревают хлеба, фрукты, овощи. Появляются в лесу грибы и ягоды.
Следует показать детям, что летом все условия (тепло, свет, влага, питательная почва) максимально соответствуют потребностям растений, поэтому они бурно растут, цветут, зреют.
Определение по листьям и цветам 6—7 травянистых растений луга и леса, 2—3 видов злаков — по высоте и форме колосьев; не менее 2 видов лесных ягод. Умение различать некоторые съедобные и несъедобные грибы. Закрепление представления детей о различных способах использования в пищу овощей и фруктов (в сыром, вареном и других видах), о месте произрастания растений (лес,поле, луг, парк, степь, бахча, огород, сад).
Животные ближайшего окружения. Дети должны знать их названия, уметь различать по окраске, форме, размеру, издаваемым звукам, особенностям движения.
Знакомство детей с приспособленностью диких животных к жизни в природных условиях.
Расширение представлений детей о развитии животных. Птенцы, детеныши зверей рождаются беспомощными, маленькими, не умеют самостоятельно передвигаться и кормиться. Забота животных и птиц о детенышах — согревают, выкармливают, охраняют от врагов, учат отыскивать корм.
Формирование обобщенного представления о диких животных на основе следующих признаков: жизнь в определенных условиях природы и приспособленность к ним, умение самостоятельно добывать пищу. Детей учат распознавать диких, домашних животных, а также уметь объяснить, по каким признакам животные относятся к той или иной группе.
Наблюдения за жизнью бабочек, насекомых, лягушек: образ жизни, питание, маскировка.
Школа. В нашей стране учатся все дети. Для того, чтобы успешно трудиться, стать в будущем образованным, умелым рабочим, колхозником, инженером, врачом, ученым надо много знать и уметь, многому учиться. Поэтому все дети поступают в школу. В школе учиться трудно, но и в то же время интересно. В школе дети знают обо всем, что нас окружает (привести ряд примеров), учатся работать.
Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо теперь научиться хорошо говорить, читать, писать, считать, решать задачи и т. п.
Родная страна.Название страны, республики; флаг, герб, гимн нашей страны. Москва — столица нашей Родины. Кремль. Красная площадь.
Природа родной страны.
Праздники и знаменательные дни нашей страны
— 23 февраля — День Bооруженных Сил.
— 8 марта — Праздник женщин
— 12 апреля — День космонавтики. Ю. А. Гагарин — первый космонавт.
— 1 Мая — Праздник дружбы трудящихся всех стран. Борьба за мир. К нам приезжают трудящиеся из других стран. 1 Мая на Красной площади и в городах демонстрации трудящихся, салют, народные гулянья.
— 9 Мая — День победы. Героизм в тылу и на фронте во время войны.
Правила поведения в детском саду
Вежливо относиться к взрослым. Дружески и приветлноо относиться друг к другу, помогать товарищам, делиться с ними игрушками, учебными материалами. Проводить дежурства и выполнять поручения. Вo время занятий внимательно слушать объяснения, не мешать товарищам, отвечать на вопросы ясно, громко.
За столом сидеть прямо, не класть локти на стол, приучаться владеть ножом, держа его при этом в правой руке, а вилку в левой; хлеб брать с общего блюда руками и есть, отламывая небольшие кусочки.
Следить за своим внешним видом, за прической, расчесывать волосы, заплетать их в косы.
Соблюдать чистоту рук и лица, мыть руки перед едой, после загрязнения и пользования туалетной комнатой.
Самостоятельно одеваться и раздеваться, складывая и вешая одежду в определенном порядке и месте, стелить постель.
Следить за порядком и чистотой своего рабочего места.