У р о к 3. Звонкие и глухие согласные

Если согласный звук состоит из тона (голоса) и шума, он называ­ется звонким, если только из шума - глухим.

Среди согласных существуют так называемые парные: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [Д] - М, [з] - [с], [ж] - [ш].

Пары образуются так: если из звонкого согласного «вычесть» тон (голос), получается глухой согласный.

Особенность звонких парных согласных состоит в том, что они не могут звучать на конце слова. В этом положении парный звонкий всегда заменяется парным глухим.

Ошибки взрослых. Если вы предлагаете ребенку определить, на ка­кой звук оканчивается слово «дуб», правильным ответом будет та­кой: на звук [п]. О том, что в слове «дуб» на конце нужно писать букву б [бэ], ребенку станет известно только в начальной школе. Он тогда и узнает, что пишем мы не всегда то, что слышим. Но к этому времени у него уже должно сформироваться представление о различии звука и буквы.

У р о к 4. Пары по твердости - мягкости

Кроме пар по звонкости - глухости, согласные образуют пары по твердости - мягкости. Мягкость согласного в фонетической за­писи передается значком «'». Так, звуку [г] мягкую пару составит звук [г'], для звука [ф] мягкой парой будет звук [ф'].

Но есть согласные звуки, которые не имеют пар. Например, звук [ц] всегда твердый, звук [ч'] всегда мягкий, а звук [1] вообще не считается ни мягким, ни твердым. (Мягкое произношение зву­ка осуществляется за счет приподнятости спинки языка и ее при­ближения к передней части неба. А при произношении звука [1] язык дополнительно не выгибается.)

Глухие согласные [х], [х'], [ц], [ч'] не имеют звонких пар.

Согласные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [1] не имеют глу­хих пар. Они в любой позиции - даже в конце слова — звучат звонко и называются сонорными.

Ошибки взрослых. Иногда можно слышать, как педагог спрашивает у ребенка: «С какого звука начинается слово «герой»? И тут же отвеча­ет: «Запомни: со звука [г]». Это ошибка. В слове «герой» ясно слышит­ся мягкий звук [г'], именно поэтому после буквы г пишется буква е, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного. Нужно на­учить ребенка различать твердые и мягкие согласные, потому что это дает ключ к использованию ь и букв я, ё, ю, е, служащих для обозначе­ния мягкости согласных на письме.

Урок 5. Позиционные чередования

Положение звука в слове называется позицией. Позиция может определять употребление того или иного звука. На предыдущем уроке мы говорили, что звонкие парные согласные не могут стоять на кон­це слова. В слове «дуб» на конце слышен глухой звук [п]. Но стоит изменить форму слова и сказать: «Мы встретились у дуба», - как тут же в слове «проявится» звонкий парный звук [б]. Его проявлению будет способствовать позиция перед гласным.

Возьмем другое слово - «кружок». В середине отчетливо слы­шится звонкий парный согласный [ж]. Но стоит изменить форму сло­ва, произнести «кружки», как звонкий согласный уступает место парному глухому — [ш].

В этом случае имеет место позиционное чередование звуков.

Урок 6. Фонемы

Главное назначение звуков -различать слова. Но внутри позицион­ных чередований они не являются полноценными смыслоразличителями. Поэтому ученым пришлось ввести еще одно понятие - «фонема». Обозначается она треугольными скобками, вот такими: «< >».

Фонема представляет собой своеобразную «обобщенную» звуко­вую единицу и может быть представлена рядом позиционно чередую­щихся звуков. В словах «дуб» и «дубы» слышатся разные звуки -соответственно [б] и [п], но они представляют одну и ту же фонему. В данном случае это фонема <б>, которая определяется по сильной позиции звука.

А вот в формах слова «потоп» второй звук [п] чередуется «сам с собой»: он слышится и на конце слова, и перед гласным («потопы»). В данном случае мы имеем дело с фонемой <п>.

Понятие фонемы - одно из самых сложных в русском языке. Но эта информация безусловно не предназначена для детей, обуча­ющихся грамоте. Достаточно, если ею владеет взрослый, занимаю­щийся с детьми фонетическим анализом слов.

С фонемами и с фонематическим принципом русской орфографии дети в соответствии с государственной программой по русскому языку знакомятся в 5 классе. (Исключение составляют программы развиваю­щего обучения Давыдова-Эльконина, где представления о сильных и слабых позициях, а также о позиционных чередованиях, вводятся в начальной школе.) На этапе обучения грамоте1 детям достаточно оперировать понятиями звуков, букв и усвоить представления, что

' Подробнее об этом см.: ГраникГ. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991; Русский язык: Учеб. для средней школы. 5 класс / Под ред. М. В. Панова. — М.: Коммерческий вестник, 1995; Зиновьев А. Тайнопись кириллицы. - Владимир, 1991.

буквы служат для обозначения звуков речи. Конечно, с точки зрения науки, в формулировках возникают некоторые неточности. Но ими, пожалуй, можно пренебречь. Ведь фонема - это обобщенное поня­тие звука.

Наши рекомендации