Поисковых и аварийно-спасательных работ
Группа поисковых и аварийно-спасательных работ выполняет необходимые работы по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ в процессе работы комиссии и устанавливает:
- время получения сообщения о бедствии; время и порядок объявления тревоги, оповещения поисковых экипажей, аварийно-спасательных команд (АСК) и взаимодействующих сил других министерств (ведомств);
- время вылета поисковых экипажей и выхода поисковых и аварийно-спасательных команд, их состав, порядок ведения поиска;
- время начала поиска, обнаружения места происшествия, прибытия на место АСК, начала проведения и окончания аварийно-спасательных работ;
- время оцепления и организации охраны места происшествия;
- численность личного состава, характер и количество технических средств, применявшихся при проведении поисковых и аварийно-спасательных работ;
- эффективность и правильность действий членов экипажей и АСК при выполнении аварийно-спасательных работ;
- общее состояние поисково-спасательной службы в opганизации ГА.
По результатам работы группа поисковых и аварийно-спасательных работ составляет отчет, в котором приводит:
- подробное описание действий членов поисковых экипажей, поисковых и аварийно-спасательных команд, должностных лиц с момента получения сообщения о бедствии до окончания аварийно-спасательных работ;
- оценку правильности определения первоначального района поиска и его последующего уточнения;
- оценку соответствия организации и проведения поисковых работ требованиям руководящих документов, все выявленные в ходе расследования отклонения от существующих требований, причины этих отклонений:
- перечисление сил и средств, привлеченных к аварийно-спасательным работам, с указанием времени прибытия на место происшествия и эффективности действия;
- время, в течение которого были эвакуированы члены экипажа и пассажиры, эффективность (время локализации и ликвидации) тушения пожара;
- эффективность спасательных работ (количество спасенных пассажиров и членов экипажа, количество самостоятельно покинувших воздушное судно);
- данные об оцеплении и охране места происшествия;
- все отклонения от требований существующих норм в организации и проведении аварийно-спасательных работ;
- выявленные при расследовании недостатки в руководящих документах по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ.
К отчету прикладываются следующие документы:
- справка о списочном составе и подготовке пожарно-спасательных расчетов, при необходимости других расчетов АСК;*
* Прилагается в случае нарушений в действиях аварийно-спасательной службы, приведших к снижению эффективности поисковых и аварийно-спасательных работ.
- справка о силах и средствах, задействованных при проведении поисковых и аварийно-спасательных работ;
- справка о проверке в предприятии организации поисковых и аварийно-спасательных работ;*
* Прилагается в случае нарушений в действиях аварийно-спасательной службы, приведших к снижению эффективности поисковых и аварийно-спасательных работ.
- выписка из записей наземных магнитофонов с информацией, касающейся аварийно-спасательной службы;
- выписка из рабочего журнала диспетчера пожарной связи отряда BOXР.
Приложение 6
ГРУППА
Расчета и анализа
Группа расчета и анализа:
- проводит сбор, обработку, восстановление и анализ полетной информации, накопленной бортовыми параметрическими и речевыми самописцами;
- в процессе работы комиссия анализирует и обобщает информацию, получаемую рабочими группами подкомиссий, участвует в разработке предложений по основным направлениям работы комиссии;
- разрабатывает, при необходимости, программы проведения экспериментов, облетов (с привлечением специалистов рабочих групп и подкомиссий);
- изучает, при необходимости, материалы летных испытаний и опыт эксплуатации данного типа воздушного судна;
- составляет расширенный анализ развития особой ситуации, на основе которого готовится проект акта комиссии по расследованию, заключение и рекомендации.
В процессе сбора, обработки информации и восстановления нерегистрируемых или неудовлетворительно зарегистрированных бортовыми средствами сбора полетной информации параметров и данных группа:
- проводит расшифровку и анализ записей бортовых самописцев параметров полетной информации, бортовых и наземных (совместно с группой УВД) магнитофонов, фоторегистраторов с синхронизацией их по времени и указанием качества регистрации;
- выполняет необходимые расчеты недостающих параметров;
- выполняет необходимые аэродинамические расчеты с оценкой летных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости;
- определяет расчетным путем массу и центровку воздушного судна в момент авиационного происшествия;
- строит траекторию полета на участке возникновения и развития особой ситуации с нанесением на нее переговоров и зафиксированных сигналов;
- по записям средств объективного контроля выявляет отклонения в пилотировании и работе авиационной техники.
По результатам обработки и анализа полетной информации группа расчета и анализа составляет отчет, в котором приводятся:
- подробное описание параметров полета непосредственно перед и в процессе возникновения и развития особой ситуации с анализом всех характерных участков записи бортовых самописцев, а также, при необходимости, других этапов полета и предыдущих полетов;
- все отклонения от нормы в навигации и пилотировании воздушного судна, в работе его систем и оборудования, которые выявлены по записям бортовых самописцев, а также анализ причин этих отклонений;
- все выявленные при анализе полетной информации отклонения характеристик воздушного судна от характеристик воздушного судна данного типа, зафиксированных при летных испытаниях, а также причины этих отклонений.
К отчету прилагаются:
- графики записей бортовых самописцев параметров полета;
- расшифровка записей бортовых самописцев параметров полета с нанесенным на нее радиообменом экипажа;
- при необходимости, траектория полета воздушного судна в плане и вертикальной плоскости с "привязкой" к местности и нанесенными переговорами членов экипажа между собой и диспетчерской службой, а также фиксацией моментов возникновения выявленных отказов или разовых команд;
- выписка из записей бортовых и наземных магнитофонов с хронометражем;
- результаты расчетов, моделирования динамики движения воздушного судна;
- фотоснимки с экранов посадочных радиолокаторов с их расшифровкой;
- данные радиолокационной проводки воздушного судна органами ПВО.
Приложение 7
Летная подкомиссия
7.1. Основными задачами летной подкомиссии являются: установление уровня профессиональной подготовки экипажа, качества организации, обеспечения полета и управления воздушным движением с учетом влияния всех имеющихся факторов; оценка правильности действий экипажа и должностных лиц в процессе возникновения и развития особой ситуации с учетом данных средств объективного контроля; выявление отклонений (здесь и далее под отклонениями подразумеваются ошибки, нарушения и неправильные действия) от действующих норм подготовки, обеспечения и выполнения полетов.
7.2. Летная подкомиссия, как правило, состоит из следующих рабочих групп:
- летной;
- управления воздушным движением, радиосветотехнического, метеорологического и аэродромного обеспечения;
- авиационной медицины.
В зависимости от обстоятельств происшествия в подкомиссии могут создаваться и другие рабочие группы.
7.3. Летная группа устанавливает:
- уровень профессиональной подготовки членов экипажа, наличие отклонений в общей и специальной подготовке, допуске к полетам, формировании экипажа;
- регулярность и качество контроля за подготовленностью экипажа в процессе его предыдущей работы, характерные ошибки и отклонения, допускавшиеся членами экипажа ранее, индивидуальные особенности в технике пилотирования и эксплуатации авиатехники;
- качество подготовки экипажа к данному полету;
- состояние дисциплины членов экипажа, случаи нарушения дисциплины, отмечавшиеся ранее;
- нарушения, ошибки или отклонения в действиях экипажа при подготовке к данному полету и его выполнении;
- наличие особенностей и факторов, которые могли способствовать неправильным действиям членов экипажа;
- наличие недостатков и документации, регламентирующей подготовку экипажа, организацию и выполнение полетов.
7.4. Летная группа изучает и анализирует:
- летные и личные дела членов экипажа;
- летно-штабную и полетную документацию;
- результаты расшифровки записей средств объективного контроля (бортовых самописцев, наземных магнитофонов, фоторегистраторов посадочных локаторов и т.д.);
- показания членов экипажа, свидетелей и очевидцев происшествия;
- показания должностных лиц, готовивших экипаж к полетам, в том числе и к данному полету;
- документацию, характеризующую качество выполнения полетов экипажем в прошлом (результаты расшифровок средств объективного контроля, журналы разборов и т.д.);
- состояние организации летной работы в организации ГА, где работал экипаж;
- документацию, регламентирующую организацию, подготовку и выполнение данного вида полетов;
- особенности и факторы, которые могли оказать отрицательное влияние на работу экипажа в полете;
- результаты специальных исследований (если они проводились);
- другую документацию, определяющую организацию, подготовку и выполнение полета.
7.5. Летная группа по результатам работы составляет отчет, в котором указывается:
- характер выполняемого задания;
- полетная масса и центровка воздушного судна перед вылетом (по сведениям, указанным в полетной документации, а также определенная по данным средств объективного контроля, показаниям экипажа и свидетелей и другой информации);
- данные о каждом члене экипажа;
- все выявленные в ходе работы нарушения, отклонения и недостатки в подготовке и допуске экипажа к полетам, организации полета со стороны командно-руководящего состава;
- все выявленные в ходе расследования отклонения, допущенные экипажем в процессе подготовки к полету;
- описание действий экипажа при возникновении и развитии особой ситуации (на основании данных средств объективного контроля, показаний экипажа и свидетелей, а также другой информации) с указанием всех отклонений;
- анализ возможных причин неправильных действий экипажа;
- оценка документации, регламентирующей подготовку экипажа, организацию и выполнение полетов, с указанием выявленных недостатков;
- оценка профессиональной подготовленности членов экипажа с учетом правильности их действий в сложившейся ситуации.
Летная группа постоянно взаимодействует с группой расчета и анализа и группой опроса, использует в своей работе информацию других рабочих групп комиссии. При необходимости, летная группа составляет акт на обнаружение и изъятие полетной документации.
К отчету летной группы прикладываются следующие документы:
- задание на полет и штурманский бортжурнал;
- служебные характеристики на членов экипажа;
- акты на изъятие и передачу полетной документации;
- справка о проверке организации летной работы в подразделении, где работает экипаж (при необходимости);
- отчеты об экспериментах, исследованиях, облетах, проводившихся группой;
- объяснительные записки летного состава и копии протоколов опроса членов экипажа (при необходимости).
7.6. Группа управления воздушным движением, радиосветотехнического, метеорологического и аэродромного обеспечения устанавливает:
- качество фактического УВД данного полета;
- уровень профессиональной подготовки специалистов служб УВД и обеспечения полетов;
- качество проведения инструктажа при заступлении на дежурство;
- наличие и состояние документации, определяющей организацию и осуществление УВД;
- фактическое состояние организации УВД, ее соответствие установленным требованиям;
- установленный порядок взаимодействия со службами УВД других министерств и ведомств;
- структуру воздушного пространства и ее соответствие существующим требованиям;
- интенсивность загрузки диспетчеров УВД;
- наличие и состояние средств РТО и связи, правильность их использования в процессе управления полетом;
- состояние ВПП, РД, МС, посадочных площадок, оснащенность аэродромной службы техническими средствами;
- обеспечение полета наземными светотехническими средствами (СТО) и использование их экипажем в полете;
- соответствие установленного на аэродроме радиосветотехнического оборудования (по составу и схеме расположения) регламенту радиосветотехнического обеспечения полетов данного аэродрома;
- наличие данных о работе средств РТО, связи и СТО на рабочих местах диспетчерского состава (таблицы норм перехода на резервные источники питания, графики дальности действия средств РТО и связи и т.д.);
- соблюдение правил ведения радиосвязи и фразеологии радиообмена;
- обеспечение полета запасными аэродромами;
- наличие отклонений воздушного судна от заданного маршрута;
- общую метеорологическую обстановку по маршруту полета, на основных и запасных аэродромах;
- фактическую погоду в районе происшествия (при необходимости на основных и запасных аэродромах) в период развития особой ситуации;
- наличие у экипажа и диспетчеров УВД необходимой метеорологической информации и ее достоверность;
- соответствие метеорологического обеспечения полета требованиям руководящих документов;
- наличие в районе происшествия запуска беспилотных средств и стрельб, орнитологическую обстановку (при необходимости).
7.7. Пo результатам работы группа представляет отчет, в котором указывает:
- данные о должностных лицах служб управления воздушным движением, метеорологического, радиосветотехнического и аэродромного обеспечения полетов, если в их действиях отмечены отклонения;
- все недостатки в подготовке персонала служб обеспечения полетов, его допуске к самостоятельной работе, выявленные при расследовании;
- общую характеристику организации и состояния УВД, метеорологического, радиосветотехнического и аэродромного обеспечения полетов, организации рабочих мест диспетчеров УВД с перечислением всех отклонений от требований руководящих документов;
- все выявленные в ходе расследования недостатки в документах, регламентирующих порядок УВД и обеспечения полетов;
- описание действий должностных лиц служб УВД и обеспечения полетов, оказавших влияние на его исход;
- все отклонения в действиях должностных лиц служб УВД и обеспечения полетов, выявленные в ходе расследования, независимо от их влияния на исход полета;
- прогнозируемую и фактическую в момент происшествия погоду на месте авиационного происшествия (при необходимости по маршруту полета, на основных и запасных аэродромах);
- недостатки в использовании средств РТО, связи и СТО, их работоспособность или отклонения в технических характеристиках, если они оказали влияние на качество УВД и обеспечения полетов;
- анализ причин неправильных действий должностных лиц служб УВД и обеспечения полетов (если они имели место).
К отчету рабочей группы прикладываются следующие материалы:
- выписка из диспетчерских книжек специалистов УВД;*
* В случаях, если действия специалистов УВД оказало влияние на исход полета.
- выписка из журнала состояния летного поля;*
- акт осмотра летного поля и контрольного замера коэффициента сцепления после авиационного происшествия;*
- справка о наличии и состоянии технических средств замера коэффициента сцепления и техдокументации на них;*
* Если авиационное происшествие произошло в пределах аэродрома.
- акт о внеочередном (контрольном) наблюдении за погодой после авиационного происшествия;
- сведения о фактической погоде по данным ближайших метеостанций и сообщений экипажей других воздушных судов;
- метеорологическая документация, которая использовалась при подготовке и консультации экипажа;
- штормовые предупреждения и оповещения (если они были);
- вертикальный разрез атмосферы в момент происшествия;
- справка о проверке служб УВД и обеспечения полетов (при необходимости);
- объяснительные записки специалистов УВД и служб обеспечения и копии протоколов их опроса (при необходимости);
- справка о наличии или отсутствии запусков радиозондов, беспилотных средств, производстве стрельб и т.п. (при необходимости).
7.8. Группа авиационной медицины определяет психофизиологическое состояние, работоспособность членов экипажа (а в необходимых случаях и специалистов служб обеспечения полетов), характер их действий при возникновении и развитии особой ситуации на основании оценки:
- индивидуальных психологических особенностей членов экипажа, их общего физического развития, морально-психологического состояния за последний месяц (семейные и служебные конфликты, злоупотребление алкоголем, лекарственными и наркотическими веществами, курением и др.);
- состояния здоровья членов экипажа (психологического и физического) накануне происшествия и в день вылета, данных ежеквартальных и ежегодных освидетельствований ВЛЭК, а также историй болезни в медицинских учреждениях за последние три года, результатов предполетного медицинского контроля;
- полноценности отдыха, сна и питания в течение трех суток, предшествовавших авиационному происшествию;
- своевременности использования отпусков, выходных дней, летной нагрузки накануне, в день происшествия, в течение последнего месяца и соответствия ее установленным нормам;
- результатов токсикологического исследования на алкоголь, карбоксигемоглобин (карбоксимиоглобин) и, в случае необходимости, на прочие токсические вещества и лекарственные препараты;
- эмоционального состояния членов экипажа в аварийном полете по данным радиообмена и специальных исследований биологического материала (биохимических, морфологических и др.), наличия стрессового состояния и его влияния на правильность и своевременность действий членов экипажа;
- данных медико-трассологических исследований (характер и локализация травм на теле, признаки позы и рабочих действий, особенности повреждений одежды и обуви и т.д.);
- влияния конструктивных особенностей кабины воздушного судна, условий полета, средств защиты и спасения на состояние здоровья экипажа и условия его деятельности.
7.9. Группа авиационной медицины составляет отчет, в котором указывает для каждого члена экипажа (специалиста службы обеспечения полетов):
- результаты прохождения годовых и квартальных освидетельствований за последние два года (наличие отклонений, ограничений и т.п.) с учетом обращения в другие лечебные учреждения;
- наличие случаев отстранения от полетов при предполетных медицинских освидетельствованиях;
- индивидуальные физические и психофизиологические особенности, в том числе злоупотребление алкоголем, лекарственными веществами и курением;
- наличие предшествующих заболеваний и травм;
- краткую характеристику бытовых условий;
- своевременность использования отпусков и выходных дней, полноценность отдыха, сна и питания за последние трое суток;
- результаты патологоанатомических, токсикологических, биохимических, морфологических, медико-трассологических и других специальных исследований;
- наличие стрессового состояния, внезапного заболевания в полете;
- оценку возможности влияния состояния здоровья, психофизиологического состояния и индивидуальных особенностей на работоспособность и характер действий при возникновении и развитии особой ситуации.
Кроме этого, в отчете указывается:
- расположение тел погибших членов экипажа;
- выявленные в процессе расследования недостатки в медицинском обеспечении полета;
- недостатки в нормативной документации по медицинскому обеспечению полетов;
- недостатки конструкции воздушного судна, спецодежды, средств защиты и спасения, оказавшие влияние на работоспособность экипажа или явившиеся причиной полученных травм.
Группа авиационной медицины постоянно взаимодействует с медицинской группой административной подкомиссии. К отчету рабочей группы прикладываются следующие материалы:
- акт о положении тел погибших членов экипажа;
- справка об освидетельствовании членов экипажа на наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения;
- акты судебно-медицинских и других исследований погибших членов экипажа;
- справка о режиме труда и отдыха членов экипажа;
- медицинские книжки и контрольные карты членов экипажа;*
- медицинские характеристики на членов экипажа;*
- данные о налете часов по месяцам за последние три месяца, о выходных днях;*
- выписка из журнала предполетного медицинского контроля;*
- медицинская карточка на каждого члена экипажа (кроме бортпроводников).*
* Прикладываются в случае, если авиационное происшествие связано с нарушением работоспособности членов экипажа в полете.
7.10. Пo результатам работы летная подкомиссия составляет отчет, в котором на основании обобщения и анализа материалов рабочих групп делает выводы о правильности действий экипажа и специалистов служб обеспечения полета, а при наличии отклонений - об их причинах, а также вносит рекомендации по устранению недостатков, выявленных в ходе расследования.
Отчет летной подкомиссии составляется по следующей форме:
Рассмотрен на заседании комиссии
"___"___________________________ г.
Протокол N ___
ОТЧЕТ