Таможенно-валютный контроль за экспортно-импортными операциями

Меры валютного контроля являются в России самой несовершенной составляющей в механизме регулирования ВЭД. Валютный контроль - один из методов валютного регулирования в области ВЭД России. Органами такого контроля выступают Правительство РФ и Центральный банк РФ (Банк России).

С 1994 г. валютный контроль таможенных органов получил реальное воплощение в рамках созданной Государственным таможенным комитетом РФ (ГТК России) совместно с Банком России автоматизированной системы таможенно-банковского валютного контроля за валютными операциями, осуществляемыми в процессе внешнеторговой деятельности российскими лицами.

Валютный контроль является одной из систем мер, принимаемых государствами в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеторговых операций.

Система валютного регулирования и валютного контроля в целом представляет собой систему возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами (органами и агентами валютного контроля) отношений при осуществлении ими валютно-контрольной деятельности. За годы рыночных реформ внешнеэкономические связи стали важнейшим фактором, во многом определяющим состояние и перспективы российской экономики. На зарубежных рынках реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности, а за счет импорта обеспечивается около 40% потребительского и более 20% инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Поступления от ВЭД формируют существенную часть доходов предприятий и государственного бюджета.

В настоящее время таможенная система является тем государственным органом, который может реально повлиять на отрицательные макроэкономические тенденции, прежде всего в кредитно-финансовой сфере и ВЭД. Таможенный кодекс ТС не содержит комплексной правовой регламентации валютного контроля в отдельном разделе, однако нормами ряда статей отсылает к Закону о валютном регулировании и валютном контроле, где детально регулируется деятельность агентов и органов валютного контроля. Поэтому практически все статьи, касающиеся валютного контроля, носят общий характер, т.е. лишь указывают на нормативный источник, который подлежит применению к данной группе правоотношений. Однако необходимо отметить, что ТК ТС целым рядом статей подчеркивает значимость валютного контроля как одного из средств единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере ВЭД. Так, п. 10 ст. 12 Закона о таможенном регулировании в числе функций таможенных органов называет осуществление валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. Валютные отношения являются одной из наиболее сложных и важных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономик, международных экономических отношений, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетается.

По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. На интенсивность и глубину этих связей, потоков, а также на экономическое положение стран оказывает влияние проводимая правительством та или иная политика в сфере валютных отношений.

Валютное регулирование представляет собой комплекс мер по управлению внутренними валютными потоками, внешними платежами и переводами с целью воздействия на экономику и валютный рынок страны. Оно является одним из инструментов государственной денежно-кредитной политики. Эго означает, что валютное регулирование должно органично вписываться в общую систему денежно-кредитного регулирования и отвечать целям валютной политики государства, поддержания стабильности национальной валюты, оптимизации платежного баланса, формирования золотовалютных резервов страны, обеспечения международных расчетов. С помощью инструментов валютного регулирования Банк России и ФТС России создают условия для функционирования внутреннего валютного рынка, вырабатывают эффективные механизмы управления валютными потоками, обеспечивающие возможность переориентации валютных ресурсов в приоритетные сферы экономики, позволяющие максимально учитывать интересы участников валютного рынка и ВЭД. С этой целью ФТС России и подчиненные ей таможенные органы осуществляют проверки соблюдения требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле при перемещении валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу РФ, таким образом реализуя функцию валютного контроля в пределах своей компетенции. Таможенный кодекс ТС ставит своей главной задачей ускорить процедуры таможенного оформления и выпуска товара и, по возможности, максимально исключить волокиту при таможенных процедурах, вследствие этого валютный контроль имеет характер постконтроля. Валютный контроль направлен также на выявление нарушений валютного законодательства участниками ВЭД в их дальнейшей деятельности, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Однако уже при заполнении таможенной декларации в соответствии с ТК ТС участник ВЭД обязан представить сведения и документы, необходимые для проведения валютного контроля после истечения срока для текущих валютных операций. Вне зависимости от заявленной таможенной процедуры в соответствии с ТК ТС участник ВЭД должен соблюсти запреты, предусмотренные валютным законодательством.

Действующая система таможенно-валютного контроля распространяется на экспортные и импортные операции, регламентируется Законом о валютном регулировании и валютном контроле и инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (в ред. от 29 декабря 2010 г. № 2557-У).

Технологически схема валютного контроля основана на возможности уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агента валютного контроля в период таможенного оформления, сопоставления двух информационных потоков - движения товаров и движения денежных средств в рамках автоматизированной информационной системы.

Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Согласно Закону о валютном регулировании и валютном контроле, таможенные органы являются агентами валютного контроля. Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорт сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

Иностранная валюта подлежит обязательной продаже на внутреннем рынке РФ в размере 10% суммы экспортной выручки.

Валютный контроль осуществляется таможенными органами также с целью проверки:

а) ввоза на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства;

б) возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары.

В соответствии с действующим законодательством о валютном регулировании и валютном контроле ФТС России является агентом валютного контроля. Все нарушения, которые связаны с осуществлением валютных операций, обусловлены выполнением незаконных валютных операций, а также нарушением установленного порядка открытия счетов за рубежом, невыполнением обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, нарушением установленного порядка учета и отчетности по валютным операциям, нарушением установленного порядка перемещения через границу валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

Однако для таможенной службы по-прежнему наибольший интерес в качестве объекта контроля представляют расчеты по экспортным и импортным контрактам. И здесь выделено два самостоятельных состава нарушений:

1) невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в Российской Федерации оплаты за переданные нерезиденту товары;

2) невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за товары, ввоз и получение которых резидентом не состоялись.

Что касается формулировки в установленный срок, то здесь возможны две ситуации. Статья 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле говорит о двух безусловных требованиях к экспортеру и импортеру. Экспортер и импортер обязаны соответственно обеспечить в сроки, предусмотренные контрактами, получение от нерезидента оплаты за переданные ему товары и возврат в Российскую Федерацию ранее уплаченных средств, если импортируемые товары не ввезены. В отсутствие других требований к срокам исполнения этих обязанностей резидент и будет контролироваться. Однако Закон о валютном регулировании и валютном контроле предусматривает, что российское правительство вправе издавать дополнительные нормативно-правовые акты, регулирующие обязанности экспортеров и импортеров. Он допускает установление в ряде случаев Правительством РФ порядка, регулирующего предоставление отсрочки на оплату экспортируемых товаров, а также предоставление коммерческих кредитов в виде предварительной оплаты при поставках импортируемых товаров.

Если правительство вводит такой порядок, то возникают дополнительные обязанности участников ВЭД. Они заключаются в необходимости осуществления резервирования денежных средств на счете в уполномоченном банке в порядке, установленном Банком России, при исполнении контрактов, предусматривающих сроки исполнения взаимных обязательств при оплате товаров, превышающие 140 дней. Эта экономическая мера направлена на то, чтобы не затягивались сроки расчетов и поставок товаров по экспортным и импортным контрактам.

Изменились формулировки, изменился состав нарушений, что напрямую связано с Законом о валютном регулировании и валютном контроле. В целом же для участников ВЭД законодательство стало более либеральным, многое они могут определять сами, исключен разрешительный порядок при совершении рассматриваемых валютных операций.

Для ФТС России важным является то, что должностные лица таможенных органов в качестве агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, а также проводить административное расследование.

Работа, которую ведут подразделения валютного контроля таможенных органов в регионах, включает в себя определенную цепочку действий. Они осуществляют методическую поддержку по вопросам валютного контроля процесса таможенного оформления товаров. Затем, после получения из центрального аппарата соответствующей информации, назначают и проводят проверки предполагаемых нарушений участниками ВЭД валютного законодательства. Далее по результатам проверки оформляется акт проверки, на основании которого и составляется протокол об административном правонарушении, если, конечно, нарушение подтвердилось.

Закон о валютном регулировании и валютном контроле предъявляет одинаковые требования к расчетам в иностранной валюте и рублях.

Участники ВЭД по каждому экспортному или импортному контракту оформляют паспорт сделки в уполномоченном банке.

При действующей организации технологии контроля сопоставление данных проводится сразу в ФТС России (вычислительном центре), с использованием передаваемой сюда первичной информации из уполномоченных банков по паспорту сделки с собственной информацией таможенных органов, содержащейся в декларациях.

Таможенным органам отводится роль по формированию базы данных о товарах и расчетах. Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И установлен порядок оформления паспортов сделок уже во исполнение нового Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Паспорт сделки - основной документ, позволяющий осуществлять валютный контроль по конкретному контракту. Этот документ должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов (для экспортных и импортных контрактов Банком России установлена единая форма паспорта сделки). Базы данных паспортов сделки в электронном виде формируются по конечному результату в ФТС России.

Экспортер и импортер представляют паспорт сделки и указывают его реквизиты (номер и дату) в ГТД при помещении товаров под заявленный таможенный режим, если перемещение товаров через таможенную границу РФ либо изменение их таможенного режима осуществляются на основании договора, на который в соответствии с законодательством РФ и иными правовыми актами РФ распространяется требование об оформлении паспорта сделки.

Вопросы таможенного контроля в рамках государств - членов Содружества Независимых Государств

Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, перемещаемых в рамках торговли с государствами - участниками СНГ, необходимо рассматривать с точки зрения исторически обусловленных интеграционных процессов, происходящих на постсоветском пространстве: СНГ - ТС - ЕврАзЭС - Союзное государство - ТС.

В соответствии с Соглашением о создании СНГ и протоколом к Соглашению (декабрь 1991 г.) провозглашено образование на равноправных началах СНГ. Учредителями СНГ стали следующие государства: Российская Федерация, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия (18 августа 2008 г. Министерство иностранных дел Грузии известило нотой Исполнительный Комитет СНГ о выходе страны из СНГ), Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Республика Молдова.

Стремясь к дальнейшему развитию сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений и тесной таможенной интеграции, а также к обеспечению дальнейшего развития стран на демократических принципах, 5 января 1995 г. было подписано "Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь". Соглашение явилось основополагающим документом на пути создания ТС. В дальнейшем к ТС присоединились Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан.

В рамках ТС 10 октября 2000 г. был подписан договор в учреждении ЕврАзЭС. Но ТС в рамках ЕврАзЭС нельзя рассматривать в настоящее время как единое таможенное пространство, единую таможенную территорию, наделенную международной правосубъектностью. Таковой территорией в настоящее время является только территория РФ, Казахстана и Беларуси.

Таможенный контроль имеет свои особенности в зависимости от степени интеграции между государствами, входящими в то или иное сообщество или союз.

Таможенный контроль товаров, перемещаемых в рамках торговли с государствами - участницами СНГ, производится в общем порядке, установленном законодательством РФ и международными договорами.

Непосредственное влияние на процедуру таможенного контроля оказывают влияние факторы, обусловленные видом товара, видом транспорта, на котором товар перевозится, и т.п. И, конечно же, таможенный контроль перемещаемых товаров зависит от их происхождения.

Так, в отношении товаров государств - участников СНГ, ввозимых в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (за исключением перевозимых железнодорожным транспортом, а также подлежащих маркировке специальной акцизной маркой), таможенный контроль и оформление, как правило, производятся таможенными органами, расположенными в местах их ввоза (пунктах пропуска) на таможенную территорию РФ.

Независимо от таможенной процедуры и способа транспортировки в этих местах подлежат таможенному контролю и оформлению товары в случаях, когда перемещающее их лицо расположено в регионе деятельности таможни пункта пропуска.

Таможенный контроль и оформление товаров в пунктах пропуска должны начинаться незамедлительно после их прибытия и представляться таможенному органу в минимально короткие сроки. Таможенный контроль производится в два этапа: документальный контроль; осмотр и выборочный досмотр товаров и транспортных средств.

В случае если по каким-либо причинам таможенное оформление товаров невозможно осуществить непосредственно в пункте пропуска, такие товары подлежат помещению под таможенным контролем на приграничные СВХ либо транспортировке в таможенные органы назначения в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем.

При этом товары, которые подлежат контролю иных государственных органов, доставляются в таможенные органы назначения с таможенным сопровождением таможенным перевозчиком или государственными железными дорогами.

Странами - участницами СНГ также достигнуты договоренности, направленные на упрощение таможенных процедур на внутренних таможенных границах этих государств в отношении товаров третьих государств, следующих транзитом через их территории.

В случаях когда товары ввозятся из третьих стран в одно из государств - участников СНГ транзитом через территорию других государств Содружества, а также вывозятся в третьи государства на аналогичных условиях, их таможенное оформление проводится соответственно таможенными органами государства назначения или отправления.

Товары, перевозимые транзитом между таможенными органами государств СНГ, освобождаются от таможенного досмотра, таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформление. Отпадает также необходимость в получении разрешения на транзит.

Основанием для беспрепятственного пропуска таких товаров через внутренние таможенные границы этих государств является разрешительный штамп таможенного органа страны первоначального оформления, проставленный на товаротранспортных документах. При этом товары, вывозимые в третьи государства и не оформленные таможенным органом государства отправления, не допускаются к транзиту через территорию Содружества и задерживаются таможней, установившей этот факт.

Происхождение товара с таможенной территории государства - участника СНГ и возможность применения к нему режима свободной торговли определяется Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2000 г. (с изм. от 28 сентября 2012 г.).

В соответствии с данными правилами порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальными законодательствами государств - участников Соглашения и международными договорами.

Следует учитывать, что товары пользуются режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения, если они соответствуют критериям происхождения, установленным Правилами определения страны происхождения товаров, а также:

1) экспортируются на основании договора (контракта) между резидентами государств - участников Соглашения и ввозятся с таможенной территории одного государства - участника Соглашения на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения;

2) ввозятся физическим лицом - резидентом государства - участника Соглашения с таможенной территории одного из государств - участников Соглашения на таможенную территорию другого государства-участника. При этом товар не должен покидать территории государств - участников Соглашения.

Для признания хозяйствующего субъекта или физического лица резидентом государства - участника Соглашения следует руководствоваться национальным законодательством этих государств - участников Соглашения.

В заключение отметим, что экономическую интеграцию на территории стран - участниц СНГ в настоящее время можно расценивать как вступившую в наиболее активную фазу за весь период его существования, и образование ТС, открытого для присоединения новых членов, - это начало нового этапа взаимовыгодного сотрудничества в таможенной сфере. Следующая фаза - образование общего экономического пространства, которое планируется завершить к 2012 г. Разумеется, указанные процессы протекают не без трудностей. Определенная несогласованность действий сторон проявляется сейчас, например, при экспорте из России в Казахстан. Казахстан, который решил сохранить в торговле с Россией и Беларусью таможенный контроль вплоть до 1 июля 2011 г. (в этот день его граница с третьими странами станет внешней границей всего ТС), требует экспортные декларации на товар, а Россия их уже не должна выдавать, поскольку в России в соответствии с ТК ТС уже действуют другие правила.

Среди перспективных направлений сотрудничества стран - участниц СНГ в рамках таможенного дела отметим задачу по максимальному упрощению и унификации пограничных и таможенных формальностей для лиц, пересекающих границу в приграничных областях. Примером может служить подписанный 27 октября 2010 г. Меморандум о взаимопонимании между ФТС России и ГТС Украины по осуществлению совместного таможенного контроля в пунктах пропуска через российско-украинскую государственную границу. Актуальными остаются вопросы информационного взаимодействия ТС с таможенными службами Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Армении. В апреле 2010 г. в Москве подписан протокол между ФТС России и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан об организации эксперимента по предварительному информированию. В июне того же года в Ялте на 51-м заседании Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ с таможенными службами Украины и Молдовы подписаны технические условия обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы.

18 октября 2011 г. в Донецке в ходе II Российско-Украинского межрегионального экономического форума приняты следующие актуальные документы о таможенном сотрудничестве:

o протокол между ФТС России и ГТС Украины о взаимном признании отдельных результатов таможенного контроля товаров и транспортных средств при осуществлении таможенных операций при пересечении российско-украинской государственной границы;

o совместное заявление руководителя ФТС России и председателя ГТС Украины относительно первоочередного пропуска через таможенную границу товаров с ограниченным сроком хранения;

o соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве при осуществлении совместного контроля лиц, транспортных средств и товаров на российско-украинской государственной границе.

Наши рекомендации