Классификация товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности

Для таможенного контроля, таможенного оформления, применения мер тарифного и нетарифного регулирования большое значение имеет правильное определение кода товара в соответствии с ТН ВЭД. Требование о кодификации (классификации) для всеобщего применения во всех случаях таможенного оформления установлено законодательно ТК ТС и Законом о таможенном регулировании.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности- это общероссийский классификатор товаров, основанный на принципах гармонизированной системы описания и кодирования товаров - товарном классификаторе, принятом в международной практике в качестве товароведческой составляющей, предназначенной для формирования таможенных тарифов и статистики внешней торговли.

Таким образом, основной функцией товарной номенклатуры, продекларированной в большинстве документов по таможенному праву различных стран мира, является ее применение для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов ВЭД, а также ведение таможенной статистики. На практике это означает, что оптимально сформированная классификация товаров позволит обеспечить наиболее обоснованное начисление и взимание таможенных пошлин, сформировать контингенты в составе мер нетарифных ограничений экспортно-импортных операций, усилить позиции страны в переговорах относительно исключений из общего режима торговли в отношении отдельных товаров, если того требуют интересы национальной экономики. Грамотный подход к классификации товаров позволяет эффективно осуществлять ВЭД и отдельным субъектами мирового рынка - фирмам и компаниям, минимизируя таможенные риски и издержки, а также позволяя им пользоваться всей полнотой таможенных льгот и преференций.

С момента принятия ТК ТС на обозначенной территории действует Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - Товарная номенклатура). Товарная номенклатура разработана исходя из положений Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (СНГ). Гармонизированная система описания и кодирования товаров, под которой также понимают Номенклатуру гармонизированной системы, является международным классификатором товаров, предназначенным для использования странами при разработке таможенного тарифа и ведения статистического учета внешнеторговых операций.

В конце 2011 г. была принята новая ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС, необходимость в которой была обусловлена тем, что с 1 января 2012 г. вступила в силу новая редакция Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, на которой основана ТН ВЭД ТС. Принятие новой ТН ВЭД и ЕТТ ТС связано со вступлением России во ВТО. Напомним, что протокол "О присоединении РФ к Марракешскому соглашению об утверждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." был подписан в г. Женеве 16 декабря 2011 г.

Новая ТН ВЭД и ЕТТ ТС разработаны с учетом обязательств, которые взяла на себя РФ при вступлении в ВТО. Около 90% от общего числа тарифных линий сохраняются на уровне действующего тарифа. Ставки снижаются на товары примерно 1000 товарных позиций, например на товары продовольственной группы, ковры, готовую одежду, транспортные средства. По предварительным расчетам, при переходе на новую редакцию ЕТТ ТС средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины снизится с 9,6 до 7,5-7,8% по сравнению с действующим таможенным тарифом.

Отметим, что поскольку Казахстан и Белоруссия не являются членами ВТО, для этих стран предусмотрены некоторые изъятия. Это означает, что на определенные товары в этих странах сохранятся действующие в настоящее время ставки ЕТТ ТС. Для этих стран ставки останутся на прежнем уровне по большинству товарных позиций 87 группы, в которую входят разного рода транспортные средства, в том числе автомобили.

Единая гармонизированная система сформирована по принципу присвоения каждому виду товара индивидуального кода. При этом первые шесть знаков кода имеют одинаковое толкование во всех странах, которые приняли конвенцию, утвердившую Гармонизированную систему.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров установлена комитетом Всемирной таможенной организации (Брюссель). В Российской Федерации данная конвенция вступила в силу 1 января 1997 г., а ТН ВЭД имеет статус Федерального закона и ее применение способствует установлению юридических фактов, влекущих образование правовых последствий.

Техническое ведение Товарной номенклатуры осуществляют таможенные органы РФ, включая мониторинг изменений международной основы Товарной номенклатуры, а также разрабатывают пояснения и другие решения по толкованию и публикации товарной номенклатуры; вносят предложения в Комиссию ТС о приведении Товарной номенклатуры в соответствие с ее международной основой (последние изменения оформлены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза". В соответствии с данным документом с 23 августа 2012 г. вступили в силу новые редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС и Единого таможенного тарифа ТС).

Внешне ТН ВЭД представляет собой определенным образом сформированный перечень товаров, в котором содержится описание всех видов движущихся товаров, разбитых в зависимости от их вида на соответствующие группы и подгруппы независимо от страны происхождения. Каждому товару присвоен десятизначный код. В ТН ВЭД есть разделы, группы, позиции, субпозиции, подсубпозиции. Всего она включает в себя 21 раздел, 97 групп, 1241 позицию.

При этом разделы и подразделы обозначают римскими цифрами, а товарные группы, позиции и субпозиции - арабскими. В Едином таможенном тарифе (ЕТТ) Таможенного союза код товара в составе Товарной номенклатуры обозначается десятизначной позицией. Первые шесть цифр классификационного кода Товарной номенклатуры обозначают код товара по международной Гармонизированной системе, вместе с седьмым и восьмым знаками они образуют код товара по Комбинированной номенклатуре Европейского экономического сообщества. Остальные цифровые значения предназначены для возможной детализации тех или иных товарных позиций в интересах стран - участниц ТС. Таким образом, структуру Товарной номенклатуры можно описать следующим образом.

Разделы ТН ВЭД выделены по отраслям промышленности, происхождению материала, химическому составу. Раздел обозначается римскими цифрами и не отражается в коде товара. На уровне разделов просматривается классификация товаров в соответствии с отраслями промышленности. Например, в разделе I сосредоточена продукция животноводства, в разделе II - растениеводства, в разделе III - жиры и масла растительного и животного происхождения, и т.д.

Второй уровень - группа. Группы имеют сквозную двузначную арабскую нумерацию, не связанную с нумерацией разделов. В некоторых группах существует дополнительный уровень классификации - подгруппы, пронумерованные римскими цифрами. На уровне групп товары детализируются в соответствии: с материалом, из которого они изготовлены (например, группа 80 "Олово и изделия из него"); с функциями, которые они выполняют (например, группа 89 "Суда, лодки и плавучие конструкции"); со степенью обработки (например, группа 08 "Съедобные фрукты и орехи...", группа 20 "Продукты переработки овощей, фруктов, орехов...").

Третий уровень - товарная позиция- характеризуется первыми четырьмя цифрами кода, первые два знака которого - это номер группы, включающей в себя данную позицию. Детализация товаров на уровне детальных позиций осуществляется по более специфическим признакам, чем на предыдущем уровне, в том числе по степени обработки, назначению, виду материала, значению материала в мировой торговле.

Четвертый уровень - субпозиция- добавляет еще более глубокую детализацию к предыдущему уровню за счет пятой и шестой цифр кода.

Пятый уровень - подсубпозиция - обеспечивает детализацию вплоть до 10-го знака кода Товарной номенклатуры.

Основные критерии различия между товарами (материал, функции, степень обработки) могут использоваться одновременно или по отдельности. Например, стальной стул может классифицироваться в товарной позиции 7326 - изделие из стали, и в товарной позиции 9401 - приспособление для сидения.

Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно выполняет классификацию товаров и принимает решение по ее проведению.

Таможенные органы могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию, а также в виде предварительного решения на основании письменного заявления заинтересованного лица. Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена ТС, таможенным органом которого они приняты, и действуют в течение трех лет.

2.3. Правила определения страны происхождения товаров

При проведении таможенного оформления и таможенного контроля не менее значимой категорией является определение страны происхождения товара. В соответствии с гл. 7 ТК ТС страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. В качестве страны происхождения может приниматься группа стран, Таможенный союз, регион или часть страны.

Необходимость определения страны происхождения товаров вызвана осуществлением тарифных и иных мер регулирования ввоза товаров с определенной территории исходя из принципа возмездности в таможенных преференциях стран - участниц двусторонних соглашений, одной из которых является Россия, и выполнения международных обязательств, принятых Россией на себя.

На практике принцип страны происхождения играет важную роль в случаях:

а) предоставления тарифных преференций для товаров, происходящих из определенных стран и территорий;

б) регулирования количественного ввоза товаров из данной страны или территории (установлением квот или иных ограничений);

в) принятия мер по защите окружающей среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов страны;

г) признания товаров, происходящих с территории особых экономических зон РФ, а также стран - участниц ТС, в том числе России, для применения механизмов, предусмотренных для этих зон и стран;

д) идентификации продукции морского промысла, произведенной российскими судами, для целей тарифных преференций и налоговых льгот.

Полностью произведенными в данной стране товарами считаются:

o полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на морском дне;

o продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

o животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

o продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;

o продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

o продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны; продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из перечисленной выше продукции;

o продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

o отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в этой стране и пригодные только для переработки в сырье;

o продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующих космических объектов;

o товары, изготовленные в данной стране исключительно из перечисленной выше продукции.

В отношении критериев достаточности переработки действует следующее правило: если в производстве товаров участвуют две и более страны, то страной происхождения считается та, в которой были произведены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающих условиям достаточной переработки.

Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров специально не оговариваются, то применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны или территории, если в результате осуществления операций по переработке и изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне четырех знаков. Одновременно может применяться принцип доли в стоимости в готовой продукции, полученной в результате переработки или изготовления ее в данной стране.

Порядок критериев достаточности переработки в Российской Федерации определяется Правительством РФ и состоит в следующем. Вначале выполняются определенные производственные или технологические операции, предусмотренные соответствующими документами. Затем изменяется стоимость товаров, если процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Кроме того, имеет место ряд действий над товарами, производство которых не обеспечивает степень достаточности переработки:

o операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;

o операции по подготовке к продаже или транспортировке (деление партий, формирование отправок, переупаковка, сортировка);

o простые сборочные и другие операции, осуществление которых в основном не изменяет состояние товара (определяется перечнем, установленным Правительством РФ);

o смешивание товаров, происходящих из разных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Следует учитывать также, что отдельные специфические товары имеют свои особенности. Товары, поставляемые в разобранном или несобранном виде либо несколькими партиями по причине невозможности их отгрузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько частей в результате ошибки, должны рассматриваться по желанию декларанта как единый товар при определении страны происхождения товаров.

Запасные части и инструменты, предназначенные для использования транспортными средствами и технологическим оборудованием, считаются происходящими из той же страны, что и основной товар (транспортные средства, оборудование, механизмы, аппараты). При применении указанного правила действует условие, что эти запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с основным товаром в комплектации и количестве согласно обычной комплектации.

По общему правилу документами, подтверждающими страну происхождения товаров, служат декларации происхождения товара и сертификат его происхождения. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие и другие документы, имеющие отношение к товарам. При предъявлении таких документов импортер или экспортер делает заявление о стране происхождения. Сертификат происхождения выдается специальным органом, уполномоченным для этих целей. В Российской Федерации таким органом является Торгово-промышленная палата.

Однако в основном при предоставлении тарифных преференций, наличии количественных ограничений, сомнений у таможенных органов о стране происхождения и ряде других случаев сертификат происхождения предъявляется в обязательном порядке.

Если у участника ВЭД возникают затруднения при определении страны происхождения товара, таможенные органы по его запросу принимают предварительное решение о происхождении товара из конкретной страны. В таком запросе должны быть указаны все сведения о товаре, необходимые для принятия предварительного решения: полное коммерческое наименование, фирменное наименование, основные технические и коммерческие характеристики (назначение, сорт, марка, модель, артикул, материал, из которого изготовлен товар, выполняемые товаром функции, описание индивидуальной и транспортной упаковки). К запросу прилагаются протоколы испытаний, акты экспертизы торгово-промышленных палат или других экспертных предприятий страны - производителя товара, заключения специалистов экспертных организаций и другие документы. Предварительное решение действует в течение трех лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено. Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов РФ.

Наши рекомендации