Пауза для обдумывания сказки детьми.
Этот этап занятия является обязательным, хотя часто опускается педагогами. Необходимо дать детям одну-две минуты для спокойного рассматривания иллюстрации и обдумывания сказки.
7. Пересказ сказки детьми с опорой на иллюстрацию или картинку, составленную из плоскостных фигурок.
Все дети по очереди рассказывают сказку. Если необходимо, логопед оказывает помощь.
8. Физкультурная пауза «Домашние птицы».(Повторение, см. с. 277.) [Координация речи с движением, развитие общей моторики. Развитие подражательности.]
Логопед приглашает детей на ковер и предлагает сделать уже знакомое упражнение.
9. Раскрашивание иллюстрации к сказке.[Развитие тонкой моторики, творческого воображения.]
Логопед приглашает детей к столику, где уже приготовлены иллюстрации и цветные карандаши.
Рис. 18
Логопед. Вы чудесно рассказали сказку, рассмотрели картинку к ней. Теперь давайте раскрасим картинку. Начнем с яичка. Каким карандашом вы его раскрасите?
Дети. Желтым.
Логопед. Правильно, потому что яичко золотое. А еще давайте раскрасим мышку. Она серая, поэтому нам понадобится для раскрашивания простой карандаш.
Дети раскрашивают еще несколько небольших предметов, остальная работа по раскрашиванию проводится в вечернее время с воспитателями. Тогда же логопед предлагает воспитателям разыграть сказку в разных видах театра (настольном, кукольном, плоскостном).
10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить название сказки и рассказать, чем они занимались на занятии. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.
Январь, 3-я неделя
Тема «Домашние животные»
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели.Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, собака, кошка, коза, мяукать, лаять, мычать, ржать, копыта, грива, рога). Формирование обобщающего понятия домашние животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят).
Коррекционно-развивающие цели.Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности. Воспитание заботливого отношения к домашним животным.
Оборудование.Тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки с изображениями домашних животных[22], игра «Стадо», кубики «Домашние животные», сюжетные картинки с изображениями лошадей, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики.
Предварительная работа.Разучивание подвижной игры «Теленок», чтение рассказов К.Д. Ушинского «Коровка» и «Конь», уточнение произношения простых согласных в звукоподражаниях, индивидуальная работа над речевым дыханием (упражнение №5).
Ход занятия
1. Организационный момент.[Уточнение произношения в звукоподражаниях.]
Логопед встречает детей в дверях кабинета, здоровается с ними и приглашает к столику, на котором стоят фигурки животных из игры «Стадо».
Логопед. Посмотрите на фигурки животных, которые стоят перед вами. Назовите животное и скажите, как оно подает голос.
1-йребенок. Кошка: мяу.
2-й ребенок. Собака: гав-гав.
3-й ребенок. Корова: му.
4-й ребенок. Лошадь: и-го-го.
Логопед. Верно. Молодцы! Садитесь.
2. Беседа о домашних животных с использованием фигурок из игры «Стадо».[Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие диалогической речи. Подготовка к составлению описательных рассказов о животных.]
Логопед сооружает на столе перед детьми «загон» и ставит в него фигурки домашних животных.
Логопед. Рассмотрите фигурки животных. Кого вы узнали? Называйте маму и ее детеныша.
Дети показывают фигурки животных и называют их.
1-йребенок. Коза и козленок.
2-й ребенок. Собака и щенок.
3-й ребенок. Лошадь и жеребенок.
4-й ребенок. Корова и теленок.
Логопед. Правильно. Давайте рассмотрим корову. Какая она?
Дети. Большая, черная. Логопед. Что у нее на голове?
Дети. Рога.
Логопед. Теперь расскажите о лошадке. Какая она? Что есть у нее на голове?
Дети. Она большая, коричневая. У нее есть грива.
Логопед. Хорошо. А кто расскажет о козе? Сравните ее по размеру с коровой. Какая она?
Дети. Коза небольшая, серая. У нее тоже есть рога.
Логопед. Верно. Теперь давайте расскажем о собаке. Какого она размера? Какой у нее хвостик?
Дети. Собака маленькая, коричневая. У нее хвост колечком.
Логопед. Вы очень хорошо рассказали о животных, которые стоят у нас в загоне. Эти животные называются домашними, потому что они живут у человека и приносят ему пользу, а человек заботится о них, ухаживает за ними, кормит их и поит, строит им жилище. А вы знаете, какую пользу приносят человеку эти животные? Например, корова?
Дети. Она дает молоко.
Логопед. А коза?
Дети. Она тоже дает молоко.
Логопед. А еще шерсть и пух, из которых вяжут теплые кофточки, шапочки и носочки. А что делает собака?
Дети. Она охраняет своего хозяина и дом.
Логопед достает и раскладывает на столе предметные картинки с изображением разных лошадей.
Логопед. Верно. А теперь посмотрите на картинки. Вы видите на них лошадей, которые перевозят грузы: сено, дрова, удобрения. В деревне лошадь — очень нужное животное. На ней пашут землю и перевозят урожай.
Логопед убирает фигурки животных и картинки.
3. Работа в тетради №1.[Развитие тонкой моторики.]
Логопед раздает открытые на с. 30 тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.
Логопед. Давайте раскрасим одно из домашних животных, собаку, и ее детеныша. Возьмите коричневый карандаш и раскрасьте собаку и щенка. Какие собака и щенок?
Дети. Собака и щенок коричневые.
Логопед. Правильно!
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! Закройте тетради.
4. Подвижная игра «Теленок».[Координация речи с движениями, развитие подвижности и творческого воображения. Закрепление умения выполнять прыжки на двух ногах.]
Логопед приглашает детей на коврик и предлагает построиться в кружок.
Бу-бу, | Два прыжка на двух ногах вместе. |
Я рогатый. | Показывают «рожки» из пальчиков. |
Бу-бу, | Два прыжка на двух ногах вместе. |
Я хвостатый. | Показывают «хвостик»: отводят руку за спину. |
Бу-бу, | Два прыжка на двух ногах вместе. |
Я ушастый, | Показывают «ушки» из ладошек. |
Бу-бу, | Два прыжка на двух ногах вместе. |
Очень страшный. | Показывают «рожки» из пальчиков. |
Бу-бу, | Два прыжка на двух ногах вместе. |
Испугаю, | Топают. |
Бу-бу, | Два прыжка на двух ногах вместе. |
Забодаю. | «Бодаются». |
5. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.[Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков.]
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает детям сделать упражнение «Щеточка» и демонстрирует картинку с изображением щеточки или детскую зубную щетку.
Логопед. Выгорбив спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы. Медленно двигаем выгорбленный язык слева направо и обратно.
Упражнение повторяется 3—4раза.
Логопед. А теперь мы научимся делать еще одно упражнение — «Мостик качается». Качаем выгорбленной средней частью языка, кончик которого упирается в нижние зубы.
Логопед показывает детям картинку с изображением «горбатого» деревянного мостика.
Логопед. Этот мостик очень старый, он качается, когда по нему ходят. Так будет качаться и «мостик» из языка, который мы сделаем.
Упражнение повторяется 3—4раза.
6. Дыхательная гимнастика. Упражнение№5 (для постановки дыхания).[Развитие речевого дыхания.]
Логопед предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе посчитать до пяти и обратно.
Упражнение проводится 2—3 раза.
7. Кубики «Домашние животные».[Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение и расширение словаря по теме.]
Логопед приглашает детей на ковер и раздает им коробки с кубиками.
Логопед. Посмотрите на картинки, которые я приготовила. Кого вы видите на них?
Дети. Это домашние животные.
Логопед. Попробуйте сложить такие же картинки из кубиков.
(Во вторую половину года детям можно предложить сложить картинки из шести частей, рис. 19.)
8. Упражнение «Повтори за мной».[Работа над слоговой структурой слова.]
Логопед приглашает детей на стульчики, которые стоят в ряд.
Логопед. Эта игра уже знакома. Вы должны будете повторить за мной и прохлопать слова. Слушайте первое слово. Ко-за.
Дети прохлопывают и проговаривают по очереди слова: «ко-за», «се-но», «во-да».
9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, а потом оценивает работу каждого ребенка.
Занятие 2
Коррекционно-образовательные цели.Обучение составлению рассказа по картине. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные».
Рис. 19
Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные цели.Формирование доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к домашним животным.
Оборудование.Картина «Кошка с котятами»[23], тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами.
Предварительная работа.Чтение сказки В. Сутеева «Три котенка», рассказа Е. Чарушина «Кошка», разучивание подвижной игры «Кошка».
Ход занятия
1. Организационный момент.[Объявление темы занятия, чтение педагогом стихотворения С.В. Михалкова «Котята». Создание эмоционального положительного фона.]
Логопед приглашает детей к столу и читает им стихотворение.
Логопед. Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз — котенок самый белый,
Два — котенок самый смелый,
Три — котенок самый умный,
А Четыре — самый шумный,
Пять похож на Три и Два —
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята —
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Приходите к нам, ребята,
Посмотреть и почитать.