Система антипробуксовки колес
При трогании с места на скользкой дороге ведущие колеса автомобиля могут прокручиваться при приложении к ним избыточного крутящего момента. При этом скорость вращения ведущих колес может быть различной. В результате переднеприводные автомобили слабее откликаются на повороты руля, заднеприводные — становятся менее устойчивыми, управление автомобилями с четырьмя ведущими колесами, вращающимися с разной скоростью, также усложняется. Система антипробуксовки ведущих колес (Тгасtion Соntrol, АSR) обеспечивает перераспределение (увеличение) крутящего момента двигателя на те колеса, у которых в данный момент наибольшее сцепление с дорогой. Перераспределение реализуется путем притормаживания тех ведущих колес, которые прокручиваются относительно дороги и до тех пор, пока скорости вращения всех ведущих колес не станут одинаковыми. На автомобилях с одним приводным мостом вращение ведущих колес выравнивается с вращением пассивных колес. Система очень эффективна при езде по мокрой и обледенелой дороге.
Исполнительными механизмами в системе А5К являются двигатель и тормозная система автомобиля, оснащенная системой АВS. При этом двигатель управляется автоматическим воздействием на положение дроссельной заслонки со стороны ЭБУ. Обеспечивается также управление временем открытого состояния форсунок или углом опережения зажигания. К настоящему времени системами АSR оснащено более 75 марок автомобилей импортного производства.
1.3. Система динамической стабилизации направления движения
Вождение автомобиля по скользкой дороге — трудная задача. Обычно водитель не справляется с управлением, если угол между направлением движения и продольной осью автомобиля становится более 2 градусов (для водителя-профессионала — 4...5 градусов).
Система, контроля динамики движения (Vehicle Dinamic Control — VDC) должна минимизировать вращение автомобиля вокруг вертикальной оси. Датчиками для ЭБУ являются: датчики скорости вращения колес, датчик давления тормозной жидкости, датчики положения (и скорости вращения) рулевого колеса, датчик скорости вращения автомобиля вокруг вертикальной оси, датчик поперечного ускорения. Исполнительными механизмами являются двигатель и модуляторы давления тормозной, жидкости (системы АБС и АSR), а также усилитель экстренного торможения (Вгаkе Аssist) — ВАS.
При прохождении крутых поворотов на большой скорости на мокрой, обледенелой или заснеженной дороге, когда начинается скольжение передних колес, система VDC автоматически сбрасывает газ и подтормаживает внутреннее заднее колесо, удерживая тем самым автомобиль от сноса во внешний кювет. Если при крутом повороте руля возникает проскальзывание задних колес, система подтормаживает соответствующее переднее колесо и стабилизирует движение автомобиля в нужном направлении.
Системы АSR и АВS являются подсистемами для VDS. Системами VDC оснащаются относительно дорогие модели автомобилей, например Мегсеdes-Веnz, Аudi, Lexus, ВМW и т. д.
1.1. Адаптивный круиз-контроль.
Большинство ситуаций на дороге, когда требуется изменить скорость движения, стандартны и могут быть распознаны техническими средствами. Системы адаптивного круиз-контроля (аdaрtive-cruise соntrol или АСС) определяют дистанцию до впереди идущего транспортного средства, относительную скорость и с помощью соответствующих исполнительных механизмов корректируют скорость движения автомобиля без вмешательства водителя. Вождение становится более комфортным и безопасным.
Первые системы АСС были применены на японских автомобилях Мitsubishi 1995 года выпуска. В Европе начали появляться в 1999—2000 гг.
Система АСС расширяет перечень функций, выполняемых вышеописанными системами автоматического управления движением автомобиля. Дополнительными в системе АСС являются радарные датчики для определения дистанции и относительной скорости соседних автомобилей в движущемся потоке. Обычно радары реализуются на основе лазерной оптики или миллиметровых радиоволн. Команды от системы АСС поступают для реализации в ЭБУ двигателя и в ЭБУ тормозных систем АВS и VDC.
Еще одно применение радаров на автомобилях — система Рагtronic Рагking Аssistance (РРА). Эта система определяет, насколько близко легковой автомобиль, двигаясь задним ходом, приближается к другим объектам. Соответствующие сигналы водителю и тормозной системе позволяют избежать столкновений и повреждений.
Известные сегодня разработки АСС предназначены для использования при движении по шоссе. Имеющиеся технологии не позволяют удовлетворительно применять АСС на городских улицах, где движение более хаотично и интенсивно.
1.2. Система пробуждения от сна за рулем
Статистика показывает, что водители, уснувшие за рулем, виновны в 3% случаев от общего числа дорожных происшествий, но 50% этих происшествий заканчиваются летальным исходом. Система пробуждения ото сна за рулем реагирует на различение стилей вождения дремлющего и бодрствующего водителей. Бодрствующий водитель постоянно корректирует движение автомобиля небольшими поворотами руля. У дремлющего водителя стиль езды иной: отсутствие активности несколько секунд, затем внезапный резкий поворот вправо или влево. Бортовой компьютер постоянно контролирует действия водителя с рулем и, если стиль вождения начинает совпадать со стилем дремлющего человека, издается предупреждающий звуковой сигнал.