Лекция 3. ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Для кранов используемых при строительстве магистральных трубопроводов, грузозахватными устройствами служат:

1.крюки;

2. скобы;

3. специальные грузозахватные механизмы

4. грейферы, кюбели.

Рассмотрим каждый из перчисленных типов грузозахватных приспособлений более подробно.

1. Крюки – основной и наиболее распространенный в применении тип грузозахватных приспособлений.По конструкции крюки подразделяются на однорогие, двурогие. По способу изготовления крюки делятся на:

кованные;

штампованные;

составные пластинчатые.

Лекция 3. ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ - student2.ru

Рисунок 1 Кованный однорогий крюк

Крюк состоит из трех основных элементов. Верхняя цилиндрическая часть называется стержнем крюка. Она как правило имеет резьбу предназначенную для крепления крюка к траверсе гайкой. К низу стержень переходит в изогнутую часть крюка – рог который в свою очередь образует зев крюка. Крюки должны иметь зев достаточной величины, чтобы в нем могло уместиться два сечения канатов или цепей с помощью которых подвешивается груз. Это связано с тем, что груз обычно подвешивается на четырех ветвях строп и в зев крюка должны входить две петли.

Чаще всего крюки имеют трапециевидное поперечное сечение, причем большая сторона трапеции лежит на внутреннем очертании крюка. Преимущества трапециевидного сечения - лучшее использование материала и меньшая сложность изготовления. Крюк вверху переходит в стержень круглого сечения, который работает только на растяжение. Кованные крюки и скобы имеют в верхней части резьбу, позволяющую подвешивать их к поперечинам подвесных органов.

Кованные цельные крюки используются для подъема грузов весом до 100 тонн ( однорогие до 50 тонн, двурогие от 25 тонн и больше). В некоторых случаях крюки имеют механизмы предотвращающие выход каната из зева.

2 скобы.

По конструкции скобы подразделяются на:

- шарнирные (петли);

- глухие.

Усиленные скобы применяются для подъема грузов более 100 тонн.

Материалом для большинства скоб и крюков служит сталь 20. После всех видов обработки крюки и скобы подвергают тщательному обжигу и очистки от окалины.

3 специальные грузозахватные приспособления (для штучных и сыпучих грузов).

Повышение коэффициента использования и увеличения производительности подъемных машин находится в прямой зависимости от сокращения времени на подвеску и снятия грузов. Плохо если подъем и перемещение груза длятся секунды или минуты, а на подвеску и снятие груза требуются минуты или десятки минут, в течение которых механизм простаивает.

Для того чтобы сократить длительность подвески и снятия грузов, необходимо пользоваться специализированными грузозахватными приспособлениями. Эти приспособления являются отдельными самостоятельными устройствами подъемных машин, охватывающими большое количество разнообразных механизмов для захвата грузов.

Специальные грузозахватные приспособления должны удовлетворять следующим требованиям:

-соответствовать форме и свойствам грузов;

-быстро снимать и захватывать грузы;

-обладать механической прочностью и надежностью действия;

-соответствовать безопасности;

-не портить груз;

-иметь минимальный собственный вес;

-быть удобными в эксплуатации.

Рассмотрим основные типы специальных грузозахватных устройств применяемых при строительстве трубопроводов:

Грузовые поперечены (траверсы). Траверсы применяются для перемещения длинных, громоздких и тяжелых грузов.

Грузовые подвески. Предназначены для перемещения плоских габаритных грузов – листовой металл, шифер и т.п.

Грузовые платформы и люльки. Для групповой перевозки штучных грузов (ящики, мешки, машинные части), а также мелких грузов (брикет, кирпич, мелкие металлические болванки).

Клещи и клещеобразные автоматические грузозахватные приспособления. Стремление исключить ручной труд из операции захвата штучных грузов привело к применению различных типов клещей и других видов автоматических грузозахватных приборов, т.е. под влиянием веса перемещаемого груза они замыкаются. Открывают их в ручную с помощью рычага.

Кюбели. Грейферы.

Кюбели и грейферы особая самостоятельная группа грузозахватных механизмов.

Кюбели - грузозахватные устройства применяемые для работы с сыпучими материалами ( грунт, песок, гравий). Опрокидные кюбели подвешиваются к крюку крана с помощью бугеля. Опрокидываются они вокруг своей горизонтальной оси. Центр тяжести нагруженного кюбеля выбирается в таком месте которое позволило бы кюбелю во время перемещения удерживаться в вертикальном положении защелкой. Когда сбрасывают защелку, кюбель опрокидывается и перемещаемый груз выпадает из него. Так как центр тяжести порожнего кюбеля расположен ниже точки опрокидывания, кюбель после разгрузки автоматически возвращается в вертикальное положение.

Лекция 3. ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ - student2.ru

Рисунок. 2 Опрокидной кюбель

На рисунке 2 показан опрокидной кюбель с пологой передней стенкой. Такая форма стенки позволяет подавать кюбель к откосу штабеля так, что материал в него попадает большей частью самотеком и лишь остаток забрасывается лопатами. Существует несколько типов кюбелей :

- кюбели с разгрузкой через боковые стенки или днище;

- раскрывающиеся кюбели.

Грейферы. Применение кюбелей позволяет автоматизировать процесс разгрузки но не позволяет автоматизировать процесс погрузки. Некоторые конструкции кюбелей требуют присутствие рабочих даже при разгрузке. Эти недостатки делают их не рациональными при перегрузки сыпучих материалов в значительных количествах. В таких случаях рационально применять грейферы с механическим захватыванием и автоматической разгрузкой материала. Наиболее распространенный тип грейфером представлен на рисунке 3.

Лекция 3. ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ - student2.ru

Рисунке 3. Двухканатный симметричный грейфер.

Существующие грейферы можно разделить на 3 класса:

- двухканатные;

- одноканатные;

-моторные;

Наши рекомендации