Грузозахватные приспособления.

Канаты.Во многих подъемно-транспортных механизмах в качестве грузозахватных приспособлений применяют канаты. Для перемещения легкового оборудования применяют простые пеньковые канаты, а для монтажных работ - смоленые и бельные пеньковые канаты машинной крутки, состоящие из трех, реже - из четырех прядей. Бельный канат более мягок, гибок и прочен, чем смоленый, но впитывает влагу и быстро загнивает, поэтому в эксплуатации смоленый канат более надежен.

Нагрузку на пеньковые канаты, бывшие в употреблении, снижают на 20…40% в зависимости от их состояния. Сращивать грузовые канаты запрещено.

Стальные проволочные канатыдля монтажных работ состоят из шести круглых проволочных прядей 2, расположенных вокруг пенькового сердечника. Сердечник придает стальному канату гибкость, а кроме того, поглощаетсмазку и предохраняет проволоки каната от ржавчины. Диаметр каната должен быть в 8 - 16 раз, а диаметр его проволоки - в 250 - 450 раз меньше диаметра блока или барабана лебедки подъемного механизма. Чем меньше диаметр каната по сравнению с диаметром барабана, тем лучше работает канат.

Стальные канаты, бывшие в употреблении, необходимо тщательно осматривать, чтобы убедиться в отсутствии порванных проволок. Ели в канате порвано более 10% проволок, то его нельзя использовать для ответственных подъемов. Чтобы определить пригодность каната для дальнейшей работы, подсчитывают количество оборванных проволок на шаге свивки каната. (Шагом свивки стального каната называют расстояние между прядями, из которых свит канат. Для определения шага свивки стального каната называют расстояние между прядями, из которых свит канат. Для определения шага свивки на одной пряди делают метку, от нее вдоль каната отсчитывают имеющееся в канате количество прядей и на следующей после отсчета пряди ставят вторую метку. Расстояние между метками и является шагом свивки.) Канат считают непригодным, если на шаге свивки число обрывов больше допустимого. В зависимости от количества проволок в канате и запаса прочности число оборванных проволок, при котором канат бракуют, составляет: у канатов из 114 проволок - от 12 до 16; из 222 проволок - от 22 до 30; из 366 проволок - от 36 до 40. Канаты с обрывами прядей к работе не допускаются. При износе или коррозии 40% и более первоначального диаметра каждой из проволок канат также бракуют.

Стальные канаты смазывают канатной мазью, солидолом или другими смазочными материалами и хранят в сухом закрытом помещении, подвешивая на деревянных штырях или укладывая на деревянный настил. Длинные канаты и тросы должны быть смотаны в бухты. Канаты (тросы) и цепи, служащие для захвата и подвешивания грузов, являются вспомогательными средствами и называются такелажными. На них должны быть навешаны бирки с указанием номера, максимальной грузоподъемности и даты последнего испытания.

Стропы.Из канатов, тросов и цепей изготовляют грузовые стропы. Канатные и цепные стропы предназначены для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления в виде рым-болтов, крюков, скоб. Универсальные стропы служат для строповки грузов обвязкой. Стропы изготовляют с различным количеством ветвей – от одной до четырех. Конец троса закладывают петлей в стальной, медный или латунный коуш, предохраняющий проволоки от истирания. Стропы хранят так же, как и стальные канаты.

При работе на высоте (трубопроводной эстакаде и т. п.) применяют предохранительные пояса. Переносные подмостки и стремянки перед началом работы должны быть проверены. Во время ремонта следят за инструментом и деталями, чтобы они не могли упасть вниз.

Механизм подъема груза.

При помощи механизма подъема осуществляют вертикальное перемещение груза, удержание его на весу и опускание в заданном месте на опорную поверхность.

Механизм подъема груза имеется в каждой грузоподъемной машине (кранах, подъемниках), а также в том или ином виде применяется в других машинах (экскаваторах, погрузчиках).

Имеются машины с несколькими механизмами подъема разной или одинаковой грузоподъемности. Стрелоподъемная лебедка стреловых кранов и экскаваторов выполняет функции, аналогичные тем, что выполняет грузоподъемный механизм, и по своему конструктивному устройству одинакова с ним.

Во многих случаях вертикальное перемещение грузозахватного устройства создается навиванием свободного конца канатного полиспаста на барабан, приводимый во вращение через систему передач двигателем или приводной рукояткой.

У пассажирских и грузовых подъемников перемещение грузового каната создается канатоведущими шкивами.

Когда высота подъема сравнительно невелика, применяются механизмы подъема с гидравлическим цилиндром и обратным канатным полиспастом .

Для подъема груза на высоту в пределах 1—1,5 м (за один цикл) применяются механизмы подъема в виде гидравлических или реечных домкратов.

Наши рекомендации