РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Пояснительная записка
ВПрограмме содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех cocti ляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.
Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как : ковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жиз и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как акта ного субъекта природы.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общен с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах дет знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интерес и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому се ка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.
«Природное окружение. Экологическое воспитание» дошкольников - это новый раздел, к торого раньше в Программе не было.
Цель раздела - ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанн го бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
• Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных я лениях; о состоянии окружающей среды.
• Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
• Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного коп плекса.
• Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в пр< цессе общения с ними.
• Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участи детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.).
• Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.
• Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
• Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
• Развитие интереса к миру природы.
• Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природ
во всех ее проявлениях.
К концу года дети могут:
• Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и об следования.
• Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможно сти видеть.
• С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвоват] в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадо вать взрослых, детей (взрослого, ребенка).
• Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, оеле).
• Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.).
• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.).
Тематическое планирование по разделу может быть представлено предлагаемой табличной формой. Соответственно программе, на составляющую часть «Предметное окружение. Явления общественной жизни» отводится 18 занятий, на составляющую часть «Природное окружение. Экологическое воспитание» - также 18 занятий.
Е. В. Вальчук
Месяц | № п/п | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Лето | Закрепить представления о сезонных изменениях в природе | |
Ягоды | Уточнить названия, отличительные признаки ягод (малина, смородина, вишня) и их качества | ||
Фрукты | Уточнить названия, отличительные признаки фруктов (яблоко, груша) и их качества | ||
Моя семья | Уточнить состав семьи, имена и отчества членов семьи | ||
Октябрь | Осень | Закрепить представления о сезонных изменениях в природе | |
Овощи | Уточнить названия, отличительные признаки овощей (капуста, лук, морковь, картофель) и их качества | ||
Моя семья | Выяснить любимые занятия родителей и других членов семьи | ||
Труд взрослых | Познакомить с понятием «профессия». Уточнить знания детей о профессиях воспитателя, медицинской сестры, повара | ||
Ноябрь | Поздняя осень | Уточнить знания об одежде в осенний период | |
Труд взрослых | Дать элементарные представления о профессиях продавца, почтальона | ||
Труд взрослых | Учить называть место работы родителей и их профессии | ||
Моё здоровье | Уточнить назначение предметов личной гигиены, учить правильно пользоваться ими | ||
Декабрь | Зима | Закрепить представления о сезонных изменениях в природе | |
Моё здоровье | Уточнить возможные случаи простудных заболеваний | ||
Дикие животные | Уточнить внешние признаки и повадки диких животных (лисы, волка, медведя, зайца, белки) | ||
Домашние животные | Закрепить знания о внешних признаках и повадках домашних животных (кошки, собаки) | ||
Январь | Домашние животные | Познакомить с особенностями внешнего вида коровы и лошади | |
Домашние птицы | Познакомить с особенностями внешнего вида домашних птиц (курицы, петуха, гуся) | ||
Птицы | Знакомить с особенностями внешнего вида птиц (ворона, снегирь, воробей, синица). Упражнять в различении птиц по внешним признакам | ||
Мой город (посёлок) | Учить.называть свой родной город (посёлок), улицу. Учить называть улицу, на которой находится детский сад |
Окончание
Февраль | Мой город (посёлок) | Дать сведения о названиях улиц родного города (посёл: | |
Мой город (посёлок) | Уточнить представления о составляющих улицы (дол тротуар, проезжая часть) | ||
Наш праздник | Дать элементарные представления о государственны: праздниках. Рассказать о празднике «День защитник* Отечества» | ||
Мой город (посёлок) | Рассказать о достопримечательностях родного город; (посёлка) | ||
Март | Наш праздник | Дать элементарные представления о государственны: праздниках. Рассказать о празднике «День 8 Марта» | |
Транспорт | Дать понятие «общественный транспорт». Уточнить : ния детей о городском общественном транспорте | ||
Весна | Закрепить представления о сезонных изменениях в при] | ||
Мой город (посёлок) | Уточнить правила дорожного движение (переход про жей части улицы по сигналу светофора, по переходу «зебра») | ||
Апрель | Мой город (посёлок) | Закрепить знания о правилах дорожного движения | |
Транспорт | Расширять знания об общественном транспорте (поез самолёт, теплоход) | ||
Транспорт | Упражнять в назывании вида и функций транспорта | ||
Деревья | Знакомить с особенностями внешнего вида и названи деревьев (берёза, клён, сосна) | ||
Май | Цветы | Уточнить названия и отличительные признаки цвето: (ромашка, ландыш, роза) | |
Комнатные растения | Рассмотреть комнатные растения, находящиеся в rpyi дать об одном-двух из них элементарную информаци: | ||
Насекомые | Уточнить названия насекомых (жук, бабочка, муха), i элементарные сведения о некоторых насекомых (мур! вей) | ||
Земноводные | Дать элементарные сведения о земноводных (лягушк; |
Перспективное планирование
Месяц | Тема и цели занятия 1 -й недели | Тема и цели занятия 2-й недели | Тема и цели занятия 3-й недели | Тема и цели занятия 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | Детский сад | Незнайкин клад | «Во саду ли, в огороде» | Кто живет в аквариуме? |
Цели | Познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. Уточнить знание адреса детского сада и маршрута в детский сад и домой. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада | Закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы. Упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению | Закрепить понятия «фрукты», «овощи». Познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька) | Организовать: - целевое наблюдение за оби тателями аквариума; - рассматривание строения рыбок. Воспитывать доброжелательное отношение к рыбкам | |
Октябрь | Тема | Мой родной город | В мире стекла | «Люблю березку русскую» | Коровушка и бычок |
Цели | Воспитывать любовь к родному краю. Рассказать о самых красивых местах родного города, других его достопримечательностях. Дать понятие: кто такие горожане, москвичи, волго-градцы и т. п. | Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность | Дать определение понятий «дерево», «куст». Организовать целевое наблюдение за цветом листьев; за сезонными явлениями природы. Учить работать с календарем | Познакомить: - с обобщающим понятием «домашние животные»; - с коровкой и бычком | |
Ноябрь | Тема | Труд взрослых | Путешествие в прошлое (бумага) | Уголок природы | Подкормка зимующих птиц |
Цели | Закрепить: - представление о работе шо фера; - функции и назначение све тофора. | Познакомить с историей бумаги; с современными видами бумаги | Познакомить с понятием «уголок природы». Учить вести совместную работу по уходу за растениями в уголке природы | Учить: - наблюдать за птицами (как ищут корм, чем можем им помочь); |
Продолжение табл.
Уточнить знание правил дорожного движения | - осуществлять подкормку зимующих птиц. Закрепить умение различать и называть птиц, прилетающих на участок | ||||
Декабрь | Тема | К ребятам приходит Айболит | Путешествие в прошлое предмета (стул) | Здравствуй, зимушка-зима! | Кролик - серенький, зайка -беленький |
Цели | Ввести понятие «профессия». Объяснить, как важно обращаться к врачу, медицинской сестре. Познакомить с трудом врача, медицинской сестры, его содержанием, с их личностными и деловыми качествами. Упражнять в назывании сотрудников ДОУ по имени и отчеству. Формировать интерес к профессиям родителей | Объяснить, что человек создает предметы быта для своего дома. Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы | Учить различать смену времен года: выпал снежок, появился лед на лужицах, деревья покрыты инеем. Закрепить знание свойств снега и льда | Познакомить с животными, которые живут в лесу. Учить различать зверей по цвету | |
Январь | Тема | Семья | Наши любимые игрушки | Ель | Птицы |
Цели | Дать представление: - о том, что такое семья; - о родственных отношениях в семье: каждый из них одно временно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра) и др. Учить знать и называть сво их ближайших родственников | Учить рассматриванию хох-ломских изделий (отметить характерные детали, их краски). Познакомить с деревянными игрушками | Закрепить понятия «дерево», «куст». Учить рассматриванию, что находится в шишках ели | Организовать наблюдение: какие звуки издают птицы. Учить рассматриванию строения птицы, следов, которые птицы оставляют на снегу | |
Февраль | Тема | Папы, дедушки - солдаты | Мамин сарафан | Рассада | Домашние животные |
Цели | Дать доступные детскому пониманию представления о государственных праздниках. | Дать определение понятию «сарафан». | Учить осуществлять посев семян цветов для клумбы. | Закрепить знание характерных особенностей домаш- |
Окончание табл.
Цели | Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину | Учить рассматриванию кукол в национальной одежде и их называнию по имени, национальной принадлежности. Познакомить со свойствами ткани | Организовать наблюдения за всходами рассады | ||
Март | Тема | Моя мама лучше всех | Мебель | «Весна, весна, поди сюда» | Попугайчики |
Цели | Расширять представление детей о семье. Учить: - читать стихи о мамах; - украшать группу к празднику; - проявлению заботы и вни мания к маме | Закрепить понятие «мебель». Учить объединять и классифицировать предметы по разным признакам | Учить: - наблюдать первые признаки весны: капель, кругом вода, солнечные блики; - рассматривать почки на де ревьях; - слушать песенку капели; - называть растущие на уча стке деревья | Познакомить с видами попугайчиков. Учить рассматриванию: какие у попугая крылышки, что он видит, чем питается, как ухаживает за собой | |
Апрель | Тема | Дом, в котором ты живешь | Посуда | Цветы на подоконнике | Насекомые на участке |
Цели | Познакомить с названиями улиц, на которых живут дети. Объяснить, почему важно знать свой домашний адрес, адрес детского сада | Познакомить: - с обобщающим понятием «посуда»; - с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная | Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природы в группе. Дать об одном-двух растениях необходимую информацию | Наблюдать за насекомыми. Воспитывать доброжелательное отношение к насекомым | |
* ев | Тема | Помощники | На чем я путешествую | Все цветы разные | Насекомые на участке |
Цели | Побудить к рассказам об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи | Познакомить с обобщающим понятием «транспорт». Закрепить знания о различных видах транспорта, о частях автомобиля. Расширить представления об общественном транспорте. Проверить знание правил поведения пассажира | Учить: - наблюдать за цветами на клумбе, за травой; - рассматривать одуванчик; - замечать отличительные признаки растений | Закреплять умение называть насекомых (жук, бабочка, муха). Дать элементарное представление о муравьях |
j
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛОК* J
Пояснительная записка|
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь! для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки -до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Воспитатель использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например: зимой - вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей шишек - пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена; воспитатель рассматривает с детьми шишк*и на улице, предлагает потрогать их, погладить, понюхать; предлагает детям вместе с родителями в выходные дни рассмотреть выброшенные на улицу после Нового года елки, понять, чем они отличаются от тех, что остались несрубленными, посочувствовать им).
Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения - уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2-3 характерным признакам (воробьи, маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).
Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
* Из опыта работы ДОУ № 334 г. Волгограда.
Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и продолжительность различны в течение недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Их продолжительность в средней группе составляет 10-15 минут. В те дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнения в основном виде движений. Их продолжительность в средней группе составляет 20-25 минут.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.
Подвижные игры с различными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазанием) планируются на прогулке ежедневно. В месяц их может быть до 16, в квартал - до 48, за год -до 160. Каждую неделю детям предлагается для разучивания одна новая подвижная игра, которая проводится в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр, освоенных ранее.
Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам. В них рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения, а для поддержания интереса усложнять содержание, правила, двигательные задания (перелезание через козла, под-лечание под дугой, прыжки с разбега, ходьба по буму и т. д.).
Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений (бег с различной скоростью, прыжки, подскоки, метание, бросание, ловля мяча с целью подготовки детей к спортивным играм, различные движения с мячом (резиновым и теннисным) - прокатывание по земле, узкой дорожке, подбрасывание мяча в обруч с помощью дощечки, метание в цель и на дальность).
На прогулке значительное место следует отводить спортивным упражнениям, которые способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года - катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах (зимой), катание на велосипеде, самокате (весной и летом).
На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков и т. д.
При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо сочетать основные виды движений, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое - новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.
Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.
При подборе игр и физических упражнений должно предусматриваться чередование таких видов основных движений, которые дети могли бы с интересом повторять несколько раз. Иногда допускается использование одного и того же движения и в подвижной игре, и в физическом упражнении.
При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения.
Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоя-1сльных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая
*
индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями. В руководств? двигательной активностью детей на прогулке могут быть выделены два основных этапа. Вначале устанавливаются непосредственные контакты воспитателя с каждым ребенком, выясняется его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со сверстниками, выявляется наличие у него двигательного опыта. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приемы: совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или с другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движений; поощрение. Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процсесе самостоятельной деятельности является обогащение ее разнообразными движениями.
На втором этапе осуществляется интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольников. Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Очень подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая будет способствовать снижению их двигательной активности и формированию внимания.
В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием, например, прокатить мяч по узкой доске в воротики; попасть мешочком с песком: в цель и т. д. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения,' не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.
Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных -на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).
Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.
В предлагаемом планировании содержатся методические рекомендации и практический материал для проведения подвижных и физических упражнений на прогулке в средней группе детского сада.
На прогулке необходимо учить детей правилам игры, чтобы они усвоили содержание нескольких подвижных игр, к концу учебного года самостоятельно организовывать игры с небольшой группой сверстников.
Очень важно совершенствовать навыки езды на велосипеде, самокате, катания на санках, скольжения по ледяным дорожкам, ходьбы на лыжах, игры с мячом, обручем.
Освоение и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, подвижных играх и спортивных упражнениях должно предусматриваться во всех формах работы, организуемой воспитателем: на физкультурных занятиях, на утренней прогулке, во время индивидуальной работы на вечерней прогулке.
В недельном цикле и в течение дня физкультурные занятия, игры и физические упражнения индивидуальная работа могут чередоваться, например:
Понедельник - физкультурное занятие в зале;
- подвижная игра и упражнение в основном виде движения на утренней прогулке;
- индивидуальная работа: упражнение в основном виде движения на вечерней прогулке. Вторник - физкультурное занятие на утренней прогулке;
- индивидуальная работа: физические и спортивные упражнения на вечерней прогулке. Среда - подвижная игра, спортивное упражнение, игровое упражнение в основном виде
движения на утренней прогулке;
- индивидуальная работа: спортивное упражнение (упражнение в основном виде движения)
на вечерней прогулке. ,
Четверг - физкультурное занятие в зале;
- подвижная игра и спортивное упражнение на утренней прогулке;
- индивидуальная работа: подвижная игра (спортивное упражнение) на вечерней прогулке.
Пятница - подвижные игры (2) и упражнение в основном виде движения (спортивное уп
ражнение) на утренней прогулке);.
- индивидуальная работа: упражнение в основном виде движения (спортивное упражнение)
на вечерней прогулке.
Возможны и другие варианты чередования упражнений, игр и упражнений, индивидуальных заданий. Но при этом должно соблюдаться важное условие - ежедневность проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и продолжительность различны в разные дни недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуются одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (продолжительность 12-15 мин). В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, должны быть организованы две подвижные игры и спортивное упражнение или одна игра, спортивное упражнение и игровое упражнение в основном виде движения (продолжительность 20-25 мин).
Во время игр и упражнений на прогулке закрепляются освоенные на занятиях основные виды движений и спортивные упражнения. В средней группе в течение месяца с детьми разучивают две-три подвижные игры на утренней прогулке (в зависимости от сложности содержания они повторяются от трех до пяти раз).
Для повышения уровня двигательной деятельности детей на участок следует выносить разнообразные физкультурные пособия. В теплое время года - мячи, обручи, скакалки, велосипеды, самокаты. Зимой на участке можно организовать катание на санках, скольжение по ледяной дорожке, ходьбу на лыжах.
В весенне-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
Педагог должен внимательно следить, чтобы дети не перегревались, регулировать их активность, устраивать при необходимости небольшой перерыв (3-5 мин) между повторениями. За это время можно обсудить правила игры, действия участников, ошибки и т. д.
Примерный подбор подвижных игр и упражнений на прогулке*:
Сентябрь
Первая неделя
Понедельник
1. Подвижная игра с бегом «Трамвай».
* Рунова М. Развитие движений на прогулке // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 9. - СЛ23-29.
2. Упражнения с мячом: прокатывание мяча друг другу, в ворота (ширина 50-40 см) с pai стояния 1,5-2 м.
Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 1 *.
Задачи: учить детей медленному бегу, упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке спрыгивании с нее.
Среда
1. Подвижная игра с лазаньем «Наседка и цыплята».
2. Упражнения в беге: в колонне, со сменой направления.
3. Езда на трехколесном велосипеде по прямой дорожке, по кругу.
Четверг
1. Подвижная игра с метанием «Кто дальше бросит мешочек».
2. Игровое упражнение «Не задень» - подлезание под веревку (высота 40-60 см), не касаж руками пола.
Пятница
1. Подвижная игра с прыжками «Перепрыгни через ручеек».
2. Подвижная игра с бегом «Быстро в домик».
3. Упражнения в ходьбе: на носках, высоко поднимая колени, приставным шагом впере, в стороны.
Вторая неделя
Понедельник
1. Подвижная игра с бегом «Самолеты» (разучивание).
2. Упражнения с мячом: прокатывание с попаданием в предметы (расстояние 1,5-2 м).
Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 2.
Задачи: учить детей во время бега соблюдать расстояние, упражнять в прыжках на двух н< гах с продвижением вперед, развивать ориентировку в пространстве.
Среда
1. Подвижная игра с прыжками «По ровненькой дорожке».
2. Игровое упражнение «Вот какие быстрые ножки» - бег на носках, широкими шагами.
3. Езда на велосипеде по прямой, по кругу.
Четверг
1. Подвижная игра с бегом «Самолеты».
2. Упражнения в лазанье: ползание на четвереньках на расстояние 6-8 м.
Пятница
1. Подвижная игра с бегом «Спящая лиса».
2. Подвижная игра на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
3. Игровое упражнение «Маленькие зайчики скачут на лужайке» - прыжки на двух ноп с продвижением вперед.
* Фролов В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986.
Третья неделя
Понедельник
1. Подвижная игра с прыжками «Зайцы и волк» (разучивание).
2. Игровое упражнение с мячом «Прокати по дорожке» - катание мяча (шарика) между палками (расстояние 2-3 м).
Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 3.
Задачи: упражнять в ползании по гимнастической скамейке на четвереньках, опираясь на ступни и ладони.
Среда
1. Подвижная игра с метанием «Попади в круг».
2. Упражнения в беге: в колонне по одному и парами, в разных направлениях, с ловлей друг друга.
3. Езда на велосипеде по прямой и по кругу.
Четверг
1. Подвижная игра с прыжками «Зайцы и волк».
2. Игровое упражнение в равновесии «Пройди - не упади» - ходьба по шнуру, положенному прямо, по кругу, зигзагообразно.
Пятница
1. Подвижная игра с бегом «Самолеты».
2. Упражнения в лазанье: ползание по гимнастической скамейке на четвереньках поточным способом (3-4 раза).
3. Упражнения в прыжках - подскоки на месте (ноги вместе - врозь, одна - вперед, другая -назад).
Четвертая неделя
Понедельник
1. Подвижная игра с лазаньем «Пастух и стадо» (разучивание).
2. Упражнения с мячом: бросание вверх и ловля (не менее 3-4 раз подряд); удар о землю
и ловля.
Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 4.
Задачи: учить детей бегать врассыпную; упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Среда
1. Подвижная игра с прыжками «Зайцы и волк».
2. Упражнения в беге: по кругу, держась за руки, за шнур.
3. Езда на велосипеде по кругу с выполнением задания.
Четверг
1. Подвижная игра с лазаньем «Пастух и стадо».
2. Упражнения в беге и равновесии: бег по площадке, по сигналу воспитателя встать на куб или скамейку.
Пятница 1. Подвижная игра сбегом «Добеги до предмета».
2. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед до середины площадки, обратно вернуть спокойным шагом (3-4 раза).
3. Ходьба на пятках, на внешней стороне стопы, мелким и широким шагом.
Октябрь
Первая неделя
Понедельник
1. Подвижная игра с прыжками «Лиса в курятнике» (разучивание).
2. Упражнения с мячом: бросание друг другу и ловля (расстояние 1 -1,5 м).
Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 5.
Задачи: учить ползать на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь на руках; yi ражнять в подлезании под шнур.
Среда
1. Подвижная игра с метанием «Сбей кеглю».
2. Упражнения в беге: «змейкой», обегая поставленные в ряд предметы.
3. Езда на велосипеде с выполнением заданий.
Четверг
1. Подвижная игра с прыжками «Лиса в курятнике».
2. Упражнения в равновесии: ходьба по шнуру с мешочком на голове.
Пятница .
1. Подвижная игра с лазаньем «Обезьянки».
2. Подвижная игра с прыжками «Воробышки».
3. Ходьба и бег по гимнастической скамейке прямо и боком.
Вторая неделя
Понедельник
1. Подвижная игра с бегом «Цветные автомобили» (разучивание).
2. Упражнения с мячом: бросание двумя руками от груди через сетку или веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (расстояние 2 м).
Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 6. Задачи: учить прыгать в высоту через шнур; развивать ориентировку в пространстве.
Среда
1. Подвижная игра с прыжками «Воробышки и кот».
2. Упражнения в беге: с ускорением и замедлением темпа, со сменой ведущего.
3. Езда на велосипеде по дорожкам с поворотом.
Четверг
1. Подвижная игра с бегом «Цветные автомобили».
2. Упражнения в лазанье: подлезание под веревку, дугу, поднятую на высоту 40 см, прямо и боком (правым и левым).
Пятница 1. Подвижная игра н<