РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Пояснительная записка

ВПрограмме содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех cocti ляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как : ковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жиз и труд людей.

В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как акта ного субъекта природы.

Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общен с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах дет знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интерес и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому се ка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.

«Природное окружение. Экологическое воспитание» дошкольников - это новый раздел, к торого раньше в Программе не было.

Цель раздела - ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанн го бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

• Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных я лениях; о состоянии окружающей среды.

• Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).

• Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного коп плекса.

• Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в пр< цессе общения с ними.

• Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участи детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.).

• Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.

• Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.

• Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.

• Развитие интереса к миру природы.

• Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природ
во всех ее проявлениях.

К концу года дети могут:

• Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и об следования.

• Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможно сти видеть.

• С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвоват] в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадо вать взрослых, детей (взрослого, ребенка).

• Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, оеле).

• Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать мили­ционером, пожарным, военным и т. п.).

• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостя­ми и т. п.).

Тематическое планирование по разделу может быть представлено предлагаемой табличной формой. Соответственно программе, на составляющую часть «Предметное окружение. Явления общественной жизни» отводится 18 занятий, на составляющую часть «Природное окружение. Экологическое воспитание» - также 18 занятий.

Е. В. Вальчук



Месяц № п/п Тема Программное содержание
Сентябрь Лето Закрепить представления о сезонных изменениях в природе
Ягоды Уточнить названия, отличительные признаки ягод (ма­лина, смородина, вишня) и их качества
Фрукты Уточнить названия, отличительные признаки фруктов (яблоко, груша) и их качества
Моя семья Уточнить состав семьи, имена и отчества членов семьи
Октябрь Осень Закрепить представления о сезонных изменениях в при­роде
Овощи Уточнить названия, отличительные признаки овощей (капуста, лук, морковь, картофель) и их качества
Моя семья Выяснить любимые занятия родителей и других членов семьи
Труд взрослых Познакомить с понятием «профессия». Уточнить знания детей о профессиях воспитателя, медицинской сестры, повара
Ноябрь Поздняя осень Уточнить знания об одежде в осенний период
Труд взрослых Дать элементарные представления о профессиях продав­ца, почтальона
Труд взрослых Учить называть место работы родителей и их профессии
Моё здоровье Уточнить назначение предметов личной гигиены, учить правильно пользоваться ими
Декабрь Зима Закрепить представления о сезонных изменениях в природе
Моё здоровье Уточнить возможные случаи простудных заболеваний
Дикие животные Уточнить внешние признаки и повадки диких животных (лисы, волка, медведя, зайца, белки)
Домашние животные Закрепить знания о внешних признаках и повадках до­машних животных (кошки, собаки)
Январь Домашние животные Познакомить с особенностями внешнего вида коровы и лошади
Домашние птицы Познакомить с особенностями внешнего вида домашних птиц (курицы, петуха, гуся)
Птицы Знакомить с особенностями внешнего вида птиц (ворона, снегирь, воробей, синица). Упражнять в различении птиц по внешним признакам
Мой город (посёлок) Учить.называть свой родной город (посёлок), улицу. Учить называть улицу, на которой находится детский сад

Окончание

Февраль Мой город (посёлок) Дать сведения о названиях улиц родного города (посёл:
Мой город (посёлок) Уточнить представления о составляющих улицы (дол тротуар, проезжая часть)
Наш праздник Дать элементарные представления о государственны: праздниках. Рассказать о празднике «День защитник* Отечества»
Мой город (посёлок) Рассказать о достопримечательностях родного город; (посёлка)
Март Наш праздник Дать элементарные представления о государственны: праздниках. Рассказать о празднике «День 8 Марта»
Транспорт Дать понятие «общественный транспорт». Уточнить : ния детей о городском общественном транспорте
Весна Закрепить представления о сезонных изменениях в при]
Мой город (посёлок) Уточнить правила дорожного движение (переход про жей части улицы по сигналу светофора, по переходу «зебра»)
Апрель Мой город (посёлок) Закрепить знания о правилах дорожного движения
Транспорт Расширять знания об общественном транспорте (поез самолёт, теплоход)
Транспорт Упражнять в назывании вида и функций транспорта
Деревья Знакомить с особенностями внешнего вида и названи деревьев (берёза, клён, сосна)
Май Цветы Уточнить названия и отличительные признаки цвето: (ромашка, ландыш, роза)
Комнатные растения Рассмотреть комнатные растения, находящиеся в rpyi дать об одном-двух из них элементарную информаци:
Насекомые Уточнить названия насекомых (жук, бабочка, муха), i элементарные сведения о некоторых насекомых (мур! вей)
Земноводные Дать элементарные сведения о земноводных (лягушк;

Перспективное планирование

Месяц Тема и цели занятия 1 -й недели Тема и цели занятия 2-й недели Тема и цели занятия 3-й недели Тема и цели занятия 4-й недели
Сентябрь Тема Детский сад Незнайкин клад «Во саду ли, в огороде» Кто живет в аквариуме?
Цели Познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. Уточнить знание адреса детского сада и маршрута в детский сад и домой. Совершенствовать уме­ние свободно ориентироваться в помещении и на участке дет­ского сада. Приобщать детей к дея­тельности по оформлению сво­ей группы и других помещений детского сада Закреплять знания детей о свойствах материалов, из ко­торых изготовлены различные предметы. Упражнять в классифика­ции предметов по цвету, фор­ме, материалу, назначению Закрепить понятия «фрук­ты», «овощи». Познакомить с некото­рыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька) Организовать: - целевое наблюдение за оби­ тателями аквариума; - рассматривание строения рыбок. Воспитывать доброжела­тельное отношение к рыбкам
Октябрь Тема Мой родной город В мире стекла «Люблю березку русскую» Коровушка и бычок
Цели Воспитывать любовь к родному краю. Рассказать о самых краси­вых местах родного города, других его достопримечатель­ностях. Дать понятие: кто такие горожане, москвичи, волго-градцы и т. п. Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, про­зрачное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознатель­ность Дать определение понятий «дерево», «куст». Организовать целевое наблюдение за цветом листь­ев; за сезонными явлениями природы. Учить работать с календа­рем Познакомить: - с обобщающим понятием «домашние животные»; - с коровкой и бычком
Ноябрь Тема Труд взрослых Путешествие в прошлое (бумага) Уголок природы Подкормка зимующих птиц
Цели Закрепить: - представление о работе шо­ фера; - функции и назначение све­ тофора. Познакомить с историей бумаги; с современными ви­дами бумаги Познакомить с понятием «уголок природы». Учить вести совместную работу по уходу за растения­ми в уголке природы Учить: - наблюдать за птицами (как ищут корм, чем можем им по­мочь);

Продолжение табл.

    Уточнить знание правил дорожного движения     - осуществлять подкормку зимующих птиц. Закрепить умение разли­чать и называть птиц, приле­тающих на участок
Декабрь Тема К ребятам приходит Айболит Путешествие в прошлое пред­мета (стул) Здравствуй, зимушка-зима! Кролик - серенький, зайка -беленький
Цели Ввести понятие «профес­сия». Объяснить, как важно об­ращаться к врачу, медицин­ской сестре. Познакомить с трудом врача, медицинской сестры, его содержанием, с их личност­ными и деловыми качествами. Упражнять в назывании сотрудников ДОУ по имени и отчеству. Формировать интерес к профессиям родителей Объяснить, что человек создает предметы быта для своего дома. Развивать ретроспектив­ный взгляд на эти предметы Учить различать смену вре­мен года: выпал снежок, поя­вился лед на лужицах, деревья покрыты инеем. Закрепить знание свойств снега и льда Познакомить с животны­ми, которые живут в лесу. Учить различать зверей по цвету
Январь Тема Семья Наши любимые игрушки Ель Птицы
Цели Дать представление: - о том, что такое семья; - о родственных отношениях в семье: каждый из них одно­ временно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра) и др. Учить знать и называть сво­ их ближайших родственников Учить рассматриванию хох-ломских изделий (отметить характерные детали, их крас­ки). Познакомить с деревян­ными игрушками Закрепить понятия «дере­во», «куст». Учить рассматриванию, что находится в шишках ели Организовать наблюде­ние: какие звуки издают пти­цы. Учить рассматриванию строения птицы, следов, кото­рые птицы оставляют на снегу
Февраль Тема Папы, дедушки - солдаты Мамин сарафан Рассада Домашние животные
Цели Дать доступные детскому по­ниманию представления о го­сударственных праздниках. Дать определение понятию «сарафан». Учить осуществлять посев семян цветов для клумбы. Закрепить знание харак­терных особенностей домаш-

Окончание табл.

  Цели Рассказать о Российской армии, о воинах, которые ох­раняют нашу Родину Учить рассматриванию кукол в национальной одежде и их называнию по имени, на­циональной принадлежности. Познакомить со свойст­вами ткани Организовать наблюде­ния за всходами рассады  
Март Тема Моя мама лучше всех Мебель «Весна, весна, поди сюда» Попугайчики
Цели Расширять представление детей о семье. Учить: - читать стихи о мамах; - украшать группу к празднику; - проявлению заботы и вни­ мания к маме Закрепить понятие «ме­бель». Учить объединять и клас­сифицировать предметы по разным признакам Учить: - наблюдать первые признаки весны: капель, кругом вода, солнечные блики; - рассматривать почки на де­ ревьях; - слушать песенку капели; - называть растущие на уча­ стке деревья Познакомить с видами попугайчиков. Учить рассматриванию: какие у попугая крылышки, что он видит, чем питается, как ухаживает за собой
Апрель Тема Дом, в котором ты живешь Посуда Цветы на подоконнике Насекомые на участке
Цели Познакомить с названия­ми улиц, на которых живут дети. Объяснить, почему важно знать свой домашний адрес, адрес детского сада Познакомить: - с обобщающим понятием «посуда»; - с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная Учить рассматриванию ком­натных цветов, посаженных в уголке природы в группе. Дать об одном-двух расте­ниях необходимую информа­цию Наблюдать за насекомыми. Воспитывать доброжела­тельное отношение к насе­комым
* ев Тема Помощники На чем я путешествую Все цветы разные Насекомые на участке
Цели Побудить к рассказам об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязан­ностях членов семьи Познакомить с обобща­ющим понятием «транспорт». Закрепить знания о раз­личных видах транспорта, о частях автомобиля. Расширить представления об общественном транспорте. Проверить знание правил поведения пассажира Учить: - наблюдать за цветами на клумбе, за травой; - рассматривать одуванчик; - замечать отличительные признаки растений Закреплять умение назы­вать насекомых (жук, бабочка, муха). Дать элементарное пред­ставление о муравьях

j

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛОК* J

Пояснительная записка|

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всесто­роннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уни­кальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его по­требности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружаю­щим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно ис­пользовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь! для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки -до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Воспитатель использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например: зимой - вокруг живой ели, продумав цикл наблюде­ний, завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей шишек - пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена; воспитатель рассматривает с детьми шишк*и на улице, предлагает потрогать их, погладить, понюхать; предлагает детям вместе с родителями в выход­ные дни рассмотреть выброшенные на улицу после Нового года елки, понять, чем они отлича­ются от тех, что остались несрубленными, посочувствовать им).

Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения - уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2-3 характерным признакам (воро­бьи, маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, ле­тает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).

Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рацио­нальной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и уп­ражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо свое­временно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каж­дый ребенок находился в поле его зрения.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основ­ных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятель­ность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

* Из опыта работы ДОУ № 334 г. Волгограда.

Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и фи­зических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и продолжительность различны в течение недели. Так, в дни проведения физ­культурных занятий в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физи­ческое упражнение. Их продолжительность в средней группе составляет 10-15 минут. В те дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируется подвижная игра, спортивное упраж­нение и упражнения в основном виде движений. Их продолжительность в средней группе со­ставляет 20-25 минут.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соот­ношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в за­ле, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на ут­ренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

Подвижные игры с различными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазанием) планируются на прогулке ежедневно. В месяц их может быть до 16, в квартал - до 48, за год -до 160. Каждую неделю детям предлагается для разучивания одна новая подвижная игра, кото­рая проводится в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр, освоенных ранее.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам. В них рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения, а для поддержания интереса усложнять содержание, правила, двигательные задания (перелезание через козла, под-лечание под дугой, прыжки с разбега, ходьба по буму и т. д.).

Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо широко использовать разнообразные уп­ражнения в основных видах движений (бег с различной скоростью, прыжки, подскоки, метание, бросание, ловля мяча с целью подготовки детей к спортивным играм, различные движения с мячом (резиновым и теннисным) - прокатывание по земле, узкой дорожке, подбрасывание мяча в обруч с помощью дощечки, метание в цель и на дальность).

На прогулке значительное место следует отводить спортивным упражнениям, которые спо­собствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Спортивные уп­ражнения планируются в зависимости от времени года - катание на санках, скольжение по ле­дяным дорожкам, ходьба на лыжах (зимой), катание на велосипеде, самокате (весной и летом).

На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регули­ровщиков и т. д.

При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо сочетать основные виды движе­ний, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое - новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.

Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.

При подборе игр и физических упражнений должно предусматриваться чередование таких видов основных движений, которые дети могли бы с интересом повторять несколько раз. Ино­гда допускается использование одного и того же движения и в подвижной игре, и в физическом упражнении.

При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения.

Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоя-1сльных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных посо­бий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая

*

индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями. В руководств? двигательной активностью детей на прогулке могут быть выделены два основных этапа. Внача­ле устанавливаются непосредственные контакты воспитателя с каждым ребенком, выясняется его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со свер­стниками, выявляется наличие у него двигательного опыта. Для развития самостоятельной дея­тельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приемы: совместное выполнение упражнений ребенка с вос­питателем или с другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движений; по­ощрение. Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процсесе самостоятельной деятельности является обогащение ее разнообразными движениями.

На втором этапе осуществляется интенсивное воздействие воспитателя на двигательную ак­тивность дошкольников. Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способст­вует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Очень подвижных детей нацели­вают на спокойную деятельность, которая будет способствовать снижению их двигательной ак­тивности и формированию внимания.

В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отво­диться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учиты­вать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользова­нии пособием, например, прокатить мяч по узкой доске в воротики; попасть мешочком с песком: в цель и т. д. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения,' не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.

Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных -на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастиче­ской стенке, бег со скакалкой и т. д.).

Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятель­ности.

В предлагаемом планировании содержатся методические рекомендации и практический ма­териал для проведения подвижных и физических упражнений на прогулке в средней группе дет­ского сада.

На прогулке необходимо учить детей правилам игры, чтобы они усвоили содержание не­скольких подвижных игр, к концу учебного года самостоятельно организовывать игры с не­большой группой сверстников.

Очень важно совершенствовать навыки езды на велосипеде, самокате, катания на санках, скольжения по ледяным дорожкам, ходьбы на лыжах, игры с мячом, обручем.

Освоение и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, подвижных играх и спортивных упражнениях должно предусматриваться во всех формах работы, органи­зуемой воспитателем: на физкультурных занятиях, на утренней прогулке, во время индивиду­альной работы на вечерней прогулке.

В недельном цикле и в течение дня физкультурные занятия, игры и физические упражнения индивидуальная работа могут чередоваться, например:

Понедельник - физкультурное занятие в зале;

- подвижная игра и упражнение в основном виде движения на утренней прогулке;

- индивидуальная работа: упражнение в основном виде движения на вечерней прогулке. Вторник - физкультурное занятие на утренней прогулке;

- индивидуальная работа: физические и спортивные упражнения на вечерней прогулке. Среда - подвижная игра, спортивное упражнение, игровое упражнение в основном виде

движения на утренней прогулке;

- индивидуальная работа: спортивное упражнение (упражнение в основном виде движения)
на вечерней прогулке. ,

Четверг - физкультурное занятие в зале;

- подвижная игра и спортивное упражнение на утренней прогулке;

- индивидуальная работа: подвижная игра (спортивное упражнение) на вечерней прогулке.
Пятница - подвижные игры (2) и упражнение в основном виде движения (спортивное уп­
ражнение) на утренней прогулке);.

- индивидуальная работа: упражнение в основном виде движения (спортивное упражнение)
на вечерней прогулке.

Возможны и другие варианты чередования упражнений, игр и упражнений, индивидуаль­ных заданий. Но при этом должно соблюдаться важное условие - ежедневность проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и продолжительность различны в разные дни недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуются од­на подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (продолжительность 12-15 мин). В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, должны быть организованы две под­вижные игры и спортивное упражнение или одна игра, спортивное упражнение и игровое уп­ражнение в основном виде движения (продолжительность 20-25 мин).

Во время игр и упражнений на прогулке закрепляются освоенные на занятиях основные ви­ды движений и спортивные упражнения. В средней группе в течение месяца с детьми разучи­вают две-три подвижные игры на утренней прогулке (в зависимости от сложности содержания они повторяются от трех до пяти раз).

Для повышения уровня двигательной деятельности детей на участок следует выносить раз­нообразные физкультурные пособия. В теплое время года - мячи, обручи, скакалки, велосипе­ды, самокаты. Зимой на участке можно организовать катание на санках, скольжение по ледяной дорожке, ходьбу на лыжах.

В весенне-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельно­сти детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце про­гулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.

Педагог должен внимательно следить, чтобы дети не перегревались, регулировать их актив­ность, устраивать при необходимости небольшой перерыв (3-5 мин) между повторениями. За это время можно обсудить правила игры, действия участников, ошибки и т. д.

Примерный подбор подвижных игр и упражнений на прогулке*:

Сентябрь

Первая неделя

Понедельник

1. Подвижная игра с бегом «Трамвай».

* Рунова М. Развитие движений на прогулке // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 9. - СЛ23-29.

2. Упражнения с мячом: прокатывание мяча друг другу, в ворота (ширина 50-40 см) с pai стояния 1,5-2 м.

Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 1 *.

Задачи: учить детей медленному бегу, упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке спрыгивании с нее.

Среда

1. Подвижная игра с лазаньем «Наседка и цыплята».

2. Упражнения в беге: в колонне, со сменой направления.

3. Езда на трехколесном велосипеде по прямой дорожке, по кругу.

Четверг

1. Подвижная игра с метанием «Кто дальше бросит мешочек».

2. Игровое упражнение «Не задень» - подлезание под веревку (высота 40-60 см), не касаж руками пола.

Пятница

1. Подвижная игра с прыжками «Перепрыгни через ручеек».

2. Подвижная игра с бегом «Быстро в домик».

3. Упражнения в ходьбе: на носках, высоко поднимая колени, приставным шагом впере, в стороны.

Вторая неделя

Понедельник

1. Подвижная игра с бегом «Самолеты» (разучивание).

2. Упражнения с мячом: прокатывание с попаданием в предметы (расстояние 1,5-2 м).

Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 2.

Задачи: учить детей во время бега соблюдать расстояние, упражнять в прыжках на двух н< гах с продвижением вперед, развивать ориентировку в пространстве.

Среда

1. Подвижная игра с прыжками «По ровненькой дорожке».

2. Игровое упражнение «Вот какие быстрые ножки» - бег на носках, широкими шагами.

3. Езда на велосипеде по прямой, по кругу.

Четверг

1. Подвижная игра с бегом «Самолеты».

2. Упражнения в лазанье: ползание на четвереньках на расстояние 6-8 м.

Пятница

1. Подвижная игра с бегом «Спящая лиса».

2. Подвижная игра на ориентировку в пространстве «Найди свое место».

3. Игровое упражнение «Маленькие зайчики скачут на лужайке» - прыжки на двух ноп с продвижением вперед.

* Фролов В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986.

Третья неделя

Понедельник

1. Подвижная игра с прыжками «Зайцы и волк» (разучивание).

2. Игровое упражнение с мячом «Прокати по дорожке» - катание мяча (шарика) между палками (расстояние 2-3 м).

Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 3.

Задачи: упражнять в ползании по гимнастической скамейке на четвереньках, опираясь на ступни и ладони.

Среда

1. Подвижная игра с метанием «Попади в круг».

2. Упражнения в беге: в колонне по одному и парами, в разных направлениях, с ловлей друг друга.

3. Езда на велосипеде по прямой и по кругу.

Четверг

1. Подвижная игра с прыжками «Зайцы и волк».

2. Игровое упражнение в равновесии «Пройди - не упади» - ходьба по шнуру, положенно­му прямо, по кругу, зигзагообразно.

Пятница

1. Подвижная игра с бегом «Самолеты».

2. Упражнения в лазанье: ползание по гимнастической скамейке на четвереньках поточным способом (3-4 раза).

3. Упражнения в прыжках - подскоки на месте (ноги вместе - врозь, одна - вперед, другая -назад).

Четвертая неделя

Понедельник

1. Подвижная игра с лазаньем «Пастух и стадо» (разучивание).

2. Упражнения с мячом: бросание вверх и ловля (не менее 3-4 раз подряд); удар о землю

и ловля.

Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 4.

Задачи: учить детей бегать врассыпную; упражнять в прыжках на двух ногах с продвиже­нием вперед.

Среда

1. Подвижная игра с прыжками «Зайцы и волк».

2. Упражнения в беге: по кругу, держась за руки, за шнур.

3. Езда на велосипеде по кругу с выполнением задания.

Четверг

1. Подвижная игра с лазаньем «Пастух и стадо».

2. Упражнения в беге и равновесии: бег по площадке, по сигналу воспитателя встать на куб или скамейку.

Пятница 1. Подвижная игра сбегом «Добеги до предмета».

2. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед до середины площадки, обратно вернуть спокойным шагом (3-4 раза).

3. Ходьба на пятках, на внешней стороне стопы, мелким и широким шагом.

Октябрь

Первая неделя

Понедельник

1. Подвижная игра с прыжками «Лиса в курятнике» (разучивание).

2. Упражнения с мячом: бросание друг другу и ловля (расстояние 1 -1,5 м).

Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 5.

Задачи: учить ползать на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь на руках; yi ражнять в подлезании под шнур.

Среда

1. Подвижная игра с метанием «Сбей кеглю».

2. Упражнения в беге: «змейкой», обегая поставленные в ряд предметы.

3. Езда на велосипеде с выполнением заданий.

Четверг

1. Подвижная игра с прыжками «Лиса в курятнике».

2. Упражнения в равновесии: ходьба по шнуру с мешочком на голове.

Пятница .

1. Подвижная игра с лазаньем «Обезьянки».

2. Подвижная игра с прыжками «Воробышки».

3. Ходьба и бег по гимнастической скамейке прямо и боком.

Вторая неделя

Понедельник

1. Подвижная игра с бегом «Цветные автомобили» (разучивание).

2. Упражнения с мячом: бросание двумя руками от груди через сетку или веревку, натяну­тую на высоте поднятой руки ребенка (расстояние 2 м).

Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 6. Задачи: учить прыгать в высоту через шнур; развивать ориентировку в пространстве.

Среда

1. Подвижная игра с прыжками «Воробышки и кот».

2. Упражнения в беге: с ускорением и замедлением темпа, со сменой ведущего.

3. Езда на велосипеде по дорожкам с поворотом.

Четверг

1. Подвижная игра с бегом «Цветные автомобили».

2. Упражнения в лазанье: подлезание под веревку, дугу, поднятую на высоту 40 см, прямо и боком (правым и левым).

Пятница 1. Подвижная игра н<

Наши рекомендации