Передовые телематические и коммуникационные системы - компания Jaguar
Следующее описание, предоставленное компаниек Jaguar, относится к модели Jaguar XJ 2004 года и служит хорошей иллюстрацией того, как прогрессируют телематические и коммуникационные системы. Система JaguarVoicc, первая в компании Jaguar, появилась в 1999 г. Она обеспечивает водителя и задних пассажиров доступом к голосовому управлению совместимыми системами, включая первичные звуковые функции, телетекст, телефон, контроль климата, навигационные системы и дисплеи внутри салона автомобиля. Jaguar выбрал активацию голосом как технологию, уменьшающую отвлечение водителя при вождении, что является приоритетом в разработках компании. Все транс портные средства были перенастроены для установки желательного языкового режима. Система будет доступна на английском, французском и испанском языке. Кнопка включения голосового вызова, расположенная на руле и в мультимедийном пакете выключателя сзади (место установки выбирается владельцем), активизирует систему JflguarVbicc и автоматически приглушает уровень звука аудиосистемы, чтобы можно было воспользоваться телефоном. DVD-Navigation, навигационная система Denso с большим 7-дюймовым экраном, доступна в моделях класса XJ (рис. 13.36). Используя исключительно быструю технологию DVD, позволяющую почти мгновенно доставлять картографическую информацию на четкий сенсорный экран, система легко программируется вводом желательного места назначения, вроде номера дома пересечения улиц, В качестве альтернативы в систему может быть введен номер почты или почтовый индекс, система мгновенно вычисляет маршрут и инструктирует водите ля визуально и голосом. Если водитель отклонился от маршрута, система повторно рассчитывает маршрут к месту назначения и соответствующие инструкции водителю. Технологии DVD позволяет иметь полную картографическую информацию, на- пример, всех штатов Америки на одном диске.
При движении по маршруту система \ указать «пункты интереса», включая рестораны, гостиницы, заправочные станции, стоянки и дилеров компании Jaguar. Система даже может быть связана с топливным расходомером, чтобы автоматически показать расположенные поблизости заправочные станции, когда значение уровня топлива окажется «низким». Навигационная система получает сигналы от спутников глобальной системы позиционирования (GPS), которые позволяют ее электронному блоку управления (electronic control un.t - ECU) вычислять точное местоположение транспортно го средства наряду с его скоростью и направлением движения, используя входы отдатчиков системы ABS и гироскопического датчика. Предельно четкий экран навигационной системы используется также для тактильного программирования с экрана систем транспортного средства. Navigation является опционной функцией в данном классе моделей. Новая мультимедийная система для задних мест позволяет сидящим сзади пассажирам получить доступ к и видеосистемам независимо от водителя и впереди сидящего пассажира. Передний пассажир может слушать компакт-диск, в го время как один из пассажиров задних мест смотрит фильм на DVD, а другой пассажир сзади играет в видеоигру. Два 16-сантиметровых (6,5-дюймовых) цветных дисплея установлены в задней части подголовников передних сидений для телевизионного и видео просмотра. Для комфортного прослушивания звука пассажиры задних мест используют наушники. Мультимедийный модуль выключателей задних мест управляет звуковыми и видеосигналами и имеет открытую архитектуру, чтобы к нему можно было подключить выходы и выходы любых устройств, В модуле выключателя расположены также гнезда для двух дополнительных наушников. Мультимедийная система задних мест является опционной на моделях версий XJR и Minden Pins. Высококачественная звуковая система позиционируется как стандартная. Звуковая система с 8-ю динамиками, установленная в модели XJ8, характеризуется наличием комнакт проигрывателя с одной щелью и радиоприемника с каналом RDS и автоматическим контролем громкости. Система предусматривает разводку кабеля для аиточенджера компакт-дисков на шесть дисков. Как стандартная на модели XJR и Vanden Plas и как опционная на XJ8 устанавливается 320-ваттная звуковая система Jaguar Premium с 12 динамиками, цифровой обработкой звука, усилителем мощности, сабвуферами, а также дистанционным пультом управления чейнджером на шесть дисков и однощелевым компакт-диском/радиоприемником.
(Интересно отметить, что, как это бы вдет со многими разработкам телематика смыкается с другими системами. Это особенно справедливо для мульти медийных систем).
Дисплейная система Siemens
Спустя какие-то сто лет после изобретения спидометра современные системы управления автомобилей ушли далеко вперед от примитивных инструментальных систем первых легковушек и грузовиков. Хотя круглые приборы с указателями и шкалами все еще встречаются в автомобилях чаше, чем широкие дисплеи и экраны, новые великолепные технологии освещения оптимизируют растушую информационную на1рузку на водите ля. Компания Siemens VDO Automotive AC (Sie mens) работает над новыми, захватывающими дух устройствами, как-то цветной проекционный дисплей, который кардинально изменит вид ин формационного устройства за рулевым колесом (рис. 13.37). Хотя транспортные средства сегодня производят больше данных, команд и сообщений, водитель информируется намного быстрее и более эффективно, чем в прошлом.
В настоящее время принято считать обязательным, что автомобили будут держать водителей в курсе относительно таких важных вещей, как низ кий уровень масла или выезд на частную дорогу. Инструменты автомобиля теперь, как правило, более или менее программируемы и предлагают идеальную среду для обмена информацией. Современная инструментальная система, выходящая далеко за рамки обычных требований указателей скорости, оборотов в минуту и потребления топлива, способна осуществлять глубокий анализ механических проблем, при этом она проектирует информацию от бортового компьютера непосредственно в поле зрения водителя. К тому же инструкции по навигации и средства управления дли аудиосистемы и телефона все более и более перемешаются от центральной консоли в приборную группу. Новейшие технологии инструментальной системы развивались очень быстро. Хотя первые дисплейные экраны в середине 1980-х были маленькими и одноцветными, они указали пугь к большим полноцветным мониторам. Последние приборы могут даже создавать трехмерную графику на тонкопленочном транзисторном мониторе (thin film transistor monitor - TFT-мон,поре) с высокой разрешающей способностью. В навигационных целях для сегодняшних систем программируются изображения мегабайтного объем, предлагая водителю разноообразие сценариев, составленных из более чем 300 индивидуальных изображений. Кроме того, навигационные средства; управления используют несколько сотен пиктограмм, а в некоторых случаях анимированные картинки. Предупреждения, связанные с механическими системами, можно наблюдать на приборном кластере - с дополнительной информацией на нескольких языках. Естественно, для обеспечения той огромной графической емкости требуются мощные компьютерные средства. По этой причине компания Siemens стала одним из первых поставщиков, которые используют 32-битовые процессоры, гарантирующие особенно высокие скорости компьютерной обработки. Компания Siemens проектирует инструментальную систему так, чтобы наилучшим образам использовать ограниченное пространство позади руля. Это предотвращает, например, затенение индикатора телефонного справочника. Чтобы круглый сегментный индикатор для автономной системы круиз- контроля не мешал навигационным инструкциям, несколько индикаторов обычно расположены слоями. В свете этих разработок дисплей приборной группы имеет большое будущее. В ближайшем будущем даже будет возможно установить курсор и набрать полностью пере конфигурируемую приборную группу в виде компьютерной анимационной картинки. Чтобы поддерживать эффективный визуальный контакт между водителем и автомобилем, в салоне должно быть устроено правильное освещение. По этой причине компания Siemens последовательно изобретала новое приборное оснащение одновременно с развитием многих высоких технологий освещения. Вначале приборы освещались внешней лампой, позже они подсвечивались с задней стороны через полупрозрачный циферблат. С 1995 г. светоизлучающие диоды (light-emitting diodes - LED) предоставили водителям прекрасные насыщенные цвета, однородное освещение и избавили его от необходимости менять лампочки. Эти источники чрезвычайно яркого света доступны фактически во всем цветном спектре, включая белый свет. Новое решение помогло устранить раздражающий ореол, который в некоторых устройствах окружал валик стрелки спидометра. Сегодня стрелка спидометра освещена невидимым ультрафиолетовым светом от светодиода, который становится видимым только иа кончике, покрытом люминесцентным материалом. Многие из этих новых технологий, конечно же, требуют новой электроники. Чтобы сэкономить место на печатной схеме, Siemens использует уникальное решение, которое реализовано теперь на шкале спидометра модели Е-класса Mercedes-Benz - белую электролюминесцентную пленку. Показания системы параллельно могут отображаться на проекционном дисплее, в котором поверхность кабины используется как экран проектора. Это предоставляет дополнительные возможности для конструктора, потому что в будущем для индикации могли бы использоваться даже кривые поверхности. Другой интересный конструкторский изыск: когда автомобиль остановлен, приборная группа абсолютно невидима. В ближайшем будущем классический инструмент автомобиля — приборная панель — получит новое развитие. Скоро компания Siemens начнет производить первый программируемый цветной проекционный дисплей (head-up display - HUD), что значительно расширит область обзора приборной панели. Важна и информация о скорости, состоянии транспортного средства и инструкции но навигации могут быть спроектированы в цвете на ветровое стекло посредством мощного источника света и зеркал. В прямой области обзора водитель может немедленно получить информацию, не отводя глаз от дороги . Тесты уже показали, что концентрация внимания водителя при помощи проекционного дисплея поддерживается в течение более длительных периодов. Глаза очень быстро приспосабливаются к информации, спроектированной на ветровом стекле; помимо этого, задержка между появлением информации и реакцией водителя снимает меньше времени. Эта меньшее время означает бал се безопасное вождение.