Основы транспортного процесса. Перевозочный процесс и
Его элементы
Цель: закрепление теоретического материала и освоение новых знаний и умений.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части:
способен изучать и анализировать необходимую управленческую информацию, технические данные, показатели и результаты деятельности организации, систематизировать их и обобщать, использовать при управлении программами освоения новых технологий выполнения работ по эксплуатации, ремонту и сервисному обслуживанию транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения и транспортного оборудования, повышению эффективности использования производственных ресурсов (ПК-28),
способен использовать основные понятия и категории производственного менеджмента и отраслевого маркетинга при управлении организацией (ПК-29),
готов к использованию знания отраслевого маркетинга и производственного менеджмента (ПК-33).
Актуальность занятия: овладение новыми управленческими знаниями в области производственного менеджмента.
Теоретическая часть
Транспортный процесс– это процесс перемещения грузов или пассажиров, включая все подготовительные и заключительные операции: подготовку грузов, их погрузку и выгрузку (посадку и высадку пассажиров), приемку грузов, подачу транспортных средств и др.
Перевозочный процесс включает три непременных элемента: начальную операцию в пункте отправления; перемещение объекта перевозки из пункта отправления в пункт назначения; конечную операцию в пункте назначения.
В состав первого элемента обычно входит подача подвижного состава под погрузку, собственно погрузка (грузовая операция), выводка загруженного подвижного состава от грузового фронта (склада), документальное оформление перевозки, формирование транспортной единицы (железнодорожного состава, речного состава, автопоезда и пр.) и некоторые другие операции.
Третий элемент включает расформирование транспортной единицы, подачу подвижного состава под выгрузку, собственно грузовую операцию, документальное оформление и др.
Доставка объекта одним (любым) видом транспорта называется перевозкой в прямом сообщении. При участии в перевозке нескольких видов транспорта порядок доставки получает наименование смешанного сообщения. Основная масса грузов смешанного сообщения перевозится двумя или тремя видами транспорта. В редких случаях в процессе участвуют четыре и более видов транспорта.
Перевозка груза в смешанном сообщении двумя видами транспорта, например, автомобильным и железнодорожным по схеме А – Б – А, будет иметь как минимум семь элементов, из них три операции движения и четыре начальных и конечных, причем две из последних совмещенные, когда перегрузка с автомобиля в вагон (и обратно) совершается непосредственно по так называемому прямому варианту, минуя склад. Заметим, что перегрузка по прямому варианту всегда более эффективна с точки зрения ускорения доставки груза и оборота подвижного состава. В случаях, когда груз из автомобиля не может быть передан непосредственно в вагон, а выгружается на склад с последующей погрузкой его в вагон, схема перевозочного процесса будет включать уже девять элементов, из них три операции движения и шесть начальных и конечных. Для отдельных партий груза, завозимого, например, в районы Севера, число элементов бывает очень большим.
Различают показатели количественные (объемные) и качественные.
К категории количественных показателей относятся: перевозка грузов в тоннах (т); грузооборот в тонно-километрах (ткм); перевозка пассажиров (чел.); пассажирооборот в пассажиро-километрах (пасс.-км).
В результате транспортного процесса пассажиры или грузы доставляются на определенное расстояние и при этом совершается транспортная работа Р,равная произведению числа тонн груза или пассажиров Q на расстояние перевозки lг (в км): P=Q·lг. Транспортная работа измеряется в тонно-километрах или пассажиро-километрах.
Циклом транспортного процессаназывается законченный комплекс операций, необходимых для доставки грузов или пассажиров. На автомобильном транспорте под циклом транспортного процесса понимается ездка, время которой tе состоит из времени: погрузки груза tп, перевозки его (движения с грузом) tдг, выгрузки tр и времени подачи транспортных средств для следующей погрузки (движение без груза) tдх.
Таким образом, время ездки (в ч):
tе = tп + tдг + tдх .
За каждую ездку на расстояние lг автомобиль перевозит фактическое количество груза qф (в т), погруженного на него, и совершает транспортную работу (в ткм) Р= qф·lг.
Для пассажирских перевозок на легковых автомобилях применяется понятие ездки с пассажирами. Число пассажиро-километров, выполненных за каждую ездку, равно числу перевезенных пассажиров, умноженному на расстояние ездки с пассажирами.
Вопросы и задания
1. Что называется транспортным процессом?
2. Охарактеризуйте каждый элемент перевозочного процесса.
3. В чем отличие транспорта общего пользования от необщего пользования?
4. Какой транспорт называется универсальным, неуниверсальным, дискретным и непрерывным?
5. Перечислите основные показатели работы транспорта.
6. Графически построить (произвольно) 2 маршрута перевозок по схеме А – Б – В – А. Указать расстояние перевозки самостоятельно. Определиться, на каком маршруте будет доставка грузов в прямом сообщении, а на каком в смешанном.
7. По каждому маршруту перечислите элементы перевозочного процесса.
8. Рассчитайте грузооборот по каждому маршруту перевозки, если известно, что на маршруте в прямом сообщении перевезли 16 тонн (т) груза, а в смешанном сообщении – 60 т.
Литература: [3, 6, 7, 8, 9].
Практическое занятие 6