Методы обеспечения пожарной безопасности.
Требования к размещению и территории эстакад
Сливоналивные эстакады должны располагаться на прямом горизонтальном участке железнодорожного пути. Не допускается предусматривать эстакады на железнодорожных путях, предназначенных для сквозного проезда. Расположение эстакад на уклоне до 1,5% допускается при соответствующем обосновании. Для железнодорожных эстакад сливоналивных СУГ допускается уклон не более 2,5%.
На складах III категории сливоналивные эстакады, оборудованные сливоналивными устройствами с одной стороны, допускается располагать на кривых участках пути радиусом не менее 200 м.
Расстояние между путями двухсторонней сливоналивной эстакады определяется размерами конструкции эстакады и габаритом приближения строений по ГОСТ 9238-83.
Железнодорожные пути, на которых располагаются сливоналивные эстакады, должны иметь съезд на параллельный обгонный путь, позволяющий осуществлять вывод вагонов-цистерн с эстакады в обе стороны.
Если при реконструкции действующих эстакад невозможно устройство съезда на параллельный обгонный путь, позволяющий осуществлять вывод вагонов-цистерн с эстакад в обе стороны, то длину тупикового железнодорожного пути следует увеличить не менее чем на 30 м от торца эстакады до упорного бруса для сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и на 20м - для сливоналивных эстакад СУГ. На брусе при этом должна быть установлена лебедка с тросом для растаскивания цистерн.
При проектировании нескольких железнодорожных эстакад, как правило, параллельный путь должен предусматриваться для каждой эстакады. Допускается объединять на один обгонный путь без тупиков не более двух соседних эстакад при условии его размещения между эстакадами.
Вдоль каждой сливоналивной железнодорожной эстакады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов должен предусматриваться пожарный проезд, который следует располагать на расстоянии не менее 20 м от крайнего рельса сливоналивной эстакады.
Проезды должны иметь твердое покрытие шириной проезжей части 3,5м. В районах с резкими перепадами температур и выпадением большого количества снега в зимний период ширина проезжей части должна быть не менее 4,5м, с тем чтобы обеспечить безопасное движение пожарной техники. Высоту проезда для пожарной техники следует предусматривать не менее 5,5м. Пожарные проезды должны быть оборудованы шлагбаумом, находящимся в закрытом положении.
Планировочная отметка внутренних автомобильных дорог должна быть выше планировочных отметок прилегающей территории железнодорожных и автомобильных сливоналивных эстакад не менее чем на 0,3 м.
Расстояние между осями ближайших железнодорожных путей соседних сливоналивных эстакад, расположенных на параллельных путях, должно быть не менее 30 м.
Расстояние от крайнего рельса железнодорожного пути предприятия, по которому предусматривается движение локомотивов, до крайнего рельса ближайшего пути со сливоналивной эстакадой должно быть не менее 20 м, если температура вспышки паров сливаемых или наливаемых легковоспламеняющихся и горючих жидкостей ниже 120 °C, и не менее 10 м, если температура вспышки паров 120 °C и выше.
Проезд локомотива через сливоналивные эстакады не допускается.
Расстояние от железнодорожных путей до выступающих частей сливоналивных эстакад следует принимать в соответствии с габаритами приближения строений согласно ГОСТ 9238-73.
Расстояния от сливоналивных железнодорожных и автомобильных эстакад складов разных категорий до других зданий и сооружений на территории объекта, в состав которых входят эстакады, должны быть не менее указанных в табл. 4.4.1. (Характеристика складов нефти и нефтепродуктов по СНиП 2.11.03-93 приведена в прил. 1.)
Сливоналивные устройства для автомобильных цистерн, предназначенные для слива и налива нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120 °C, допускается размещать непосредственно у разливочных, расфасовочных и у сливоналивных железнодорожных эстакад для масел.
Таблица 4.4.1
Здания и сооружения | Расстояние, м, по СНиП 2.11.03-93 от сливоналивных эстакад складов категории до зданий и сооружений | ||||
I | II | III а | III б | III в | |
Продуктовые насосные станции (насосные цехи), здания и площадки для узлов задвижек насосных станций, узлы учета и замера, разливочные, расфасовочные, складские здания для хранения нефтепродуктов в таре, здания и площадки пунктов сбора отработанных нефтепродуктов | 18 | 18 | 15 | 15 | 10 |
Открытые площадки для хранения нефтепродуктов в таре и чистой горючей тары, узлов приема или пуска очистных устройств | 20 | 20 | 15 | 15 | 10 |
Водопроводные (питьевого назначения) и противопожарные насосные станции, противопожарные резервуары или водоемы (до водозаборного колодца или места забора воды), пожарные посты и помещения для хранения противопожарного оборудования и огнегасящих средств | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Здания пожарных депо (без жилых помещений), административные и бытовые здания | |||||
Промежуточные резервуары (сливные емкости) у сливоналивных железнодорожных эстакад | Не нормируется вне пределов эстакады и железнодорожных путей | ||||
Здания и сооружения склада с производственными процессами с применением открытого огня | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Наземные резервуары | |||||
Подземные резервуары |
Примечание. Расстояния, указанные над чертой, относятся к сливоналивным устройствам легковоспламеняющихся жидкостей нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 28 °C и ниже, под чертой - то же, с температурой вспышки выше 28 °C.
Расстояния от внутризаводских сливоналивных железнодорожных и автомобильных эстакад до других зданий и сооружений на территории предприятия, в состав которых входят эстакады, должны быть не менее указанных в табл. 4.4.2.
Таблица 4.4.2
Здания и сооружения | Расстояние, м, от внутризаводской сливоналивной эстакады для нефтепродуктов до зданий и сооружений | |
легковоспламеняющихся | горючих | |
Наземные резервуары | ||
Здания и площадки продуктовых насосных, складских зданий для нефтепродуктов в таре | ||
До оси железнодорожных путей общей сети | ||
До оси внутренних железнодорожных путей (кроме путей, по которым производятся перевозки жидкого чугуна, шлака и горячих слитков) | ||
До края проезжей части автомобильных дорог общей сети | ||
До края проезжей части автомобильных дорог предприятия |
Расстояние от сливоналивной эстакады (считая от оси ближайшего к ограждению пути) до ограды склада по хранению ЛВЖ и ГЖ, в состав которого входит эстакада, должно быть не менее 15 м.
Расстояния от сливоналивных железнодорожных и автомобильных эстакад, размещаемых на складах нефти и нефтепродуктов категорий I-III в, до других зданий и сооружений на смежных территориях, должны быть не менее указанных в табл. 4.4..3.
Таблица 4.4..3
Объекты | Минимальное расстояние, м, от сливоналивных железнодорожных и автомобильных эстакад, размещаемых на складах нефти и нефтепродуктов категорий I - III в, до других зданий и сооружений, расположенных на смежных территориях | ||||
I | II | III а | III б | III в | |
Здания и сооружения соседних предприятий | 40 (100) | ||||
Лесные массивы: | |||||
хвойных и смешанных пород | |||||
лиственных пород | |||||
Склады лесных материалов, торфа, волокнистых веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа | |||||
Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки): | |||||
на станциях | |||||
на разъездах и платформах | |||||
на перегонах | |||||
Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части): | |||||
I, II и III категории | |||||
IV и V категории | |||||
Жилые и общественные здания | 100 (200) | ||||
Гаражи и открытые стоянки для автомобилей | 40 (100) | ||||
Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к складу | |||||
Водопроводные сооружения, не относящиеся к складу | |||||
Технологические установки категорий Ан и Бн и факельные установки для сжигания газа |
Примечание. Расстояния, указанные в скобках, следует принимать для складов II категории общей вместимостью более 50000 м3.
Расстояния от сливоналивных эстакад, связанных с обращением СУГ, до зданий и сооружений на территории объекта, в состав которых входят эстакады, должны быть не менее значений, указанных в табл. .4.4.4.
Таблица 4.4.4
Здания, сооружения и оборудование | Минимальное расстояние от сливоналивных железнодорожных эстакад СУГ до зданий и сооружений, м |
Подземные резервуары | |
Помещения категории А и погрузочно-разгрузочные площадки для баллонов | |
Колонки для налива СУГ в автоцистерны и заправочные колонки | |
Котельная, ремонтная мастерская, здания техобслуживания автомобилей, гаражи без использования СУГ | |
Прирельсовый склад баллонов | |
Вспомогательные без подвальной части здания и сооружения без применения открытого огня (в т.ч. категории А) | |
Вспомогательные здания с подвальной частью (автовесы, насосная водоснабжения и т.д.) | |
Автодороги, кроме местных подъездов (до края проезжей части) | |
Ограждение территории | |
Резервуары для пожаротушения (до водозаборных колодцев) | |
Открытая стоянка для автомашин (бензин, СУГ) |
Минимальное расстояние до жилых, общественных, административно-бытовых, складских помещений, лесных массивов, а также производственных зданий, не входящих в состав объекта со сливоналивной железнодорожной эстакадой, связанной с обращением СУГ, должно быть не менее 300 м.
Габариты сливоналивной железнодорожной эстакады определяются длиной и шириной территории последней. Для открытых сливоналивных железнодорожных эстакад длина территории определяется строительными конструкциями, ширина - твердым покрытием, огражденным бортиком, которое должно быть не менее габарита приближения строений в соответствии с ГОСТ 9238-83. При расположении сливоналивных железнодорожных эстакад под навесом или в здании ширина и длина территории определяется строительными конструкциями навеса или здания.
Территория, занятая сливоналивной эстакадой по перевозке легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, усиленное в зоне железнодорожных путей.
Твердое покрытие должно выполняться из бетона. Под железнодорожными путями должны быть:
а) в основании - железобетонные плиты;
б) по верху плит - деревянные (допускаются также железобетонные) шпалы, к которым крепятся рельсы.
Для закрепления шпал между ними укладывается слой бетона толщиной 100 мм на всю длину шпал.
Твердое покрытие территории сливоналивных эстакад должно быть запроектировано с уклоном не менее 2% в сторону лотков, которые, в свою очередь, должны иметь уклон 0,5% к сборным колодцам, расположенным на расстоянии не более 30 м друг от друга.
Твердое покрытие должно ограждаться бортиком высотой 200 мм.
Лестницы на сливоналивных эстакадах должны быть из негорючих материалов в торцах и должны располагаться по длине эстакад на расстоянии друг от друга не более 100 м. Лестницы должны иметь ширину не менее 0,7 м и угол наклона не более 45°.
К сливоналивным эстакадам должны быть предусмотрены пешеходные дорожки с бетонным покрытием шириной не менее 1 м. Пешеходные дорожки проектируются к торцам каждой эстакады.
В местах пересечения пешеходных дорожек с рельсовыми путями необходимо предусматривать сплошные настилы в уровень с головками рельсов.
Переход с обслуживающей площадки эстакады на цистерну должен быть через переходные мостки, рабочие настилы, которые выполняются из просечно-вытяжного стального листа с защитой от искрообразования.
Конструкция и перемещение переходных мостков должны исключать необходимость хождения сливщиков-наливщиков по верхней образующей котла цистерны.
Переходные мостики в нерабочем положении должны быть не ближе габарита приближения строений и снабжены приспособлением для фиксирования в нерабочем положении.
В отдельных случаях по согласованию со службами железной дороги допускается устройство эстакад без переходных мостиков. В этом случае габариты настила приближения, конструкция эстакад и ее элементов должны быть такими, чтобы обеспечивалась безопасность обслуживающего персонала при производстве сливоналивных операций и при переходе с эстакады на цистерну, а также исключалась возможность соприкосновения цистерны или ее отдельных элементов с эстакадой.
Настилы эстакад и переходных мостиков должны быть оборудованы перилами высотой не менее 1 м, а также сплошным бортиком высотой не менее 140 мм.
При параллельном размещении двух сливоналивных эстакад и при наличии между ними ходовых железнодорожных путей, а также трех и более эстакад необходимо предусматривать между ними пешеходные мосты.
Для закрытых сливоналивных эстакад мосты прокладываются с их одной торцовой стороны, более удобной для эвакуации обслуживающего персонала, с учетом расположения насосных, диспетчерских пунктов, бытовых помещений и т.д.
Для открытых сливоналивных эстакад при технической возможности прокладку мостов, как правило, следует проектировать равноудаленной от их торцов.Длина моста должна обеспечивать переход с двух крайних или рядом параллельно расположенных сливоналивных эстакад.
Требования к технологическому оборудованию
Эстакады для налива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны оснащаться выпускаемыми промышленностью ограничителями налива, обеспечивающими автоматическое прекращение налива цистерн по мере их заполнения. Отсутствие автоматических ограничителей налива допускается при наливе герметичных железнодорожных цистерн.
При расчете производительности насосов наливной системы с применением автоматического ограничителя налива предполагается исходить из нормативного времени налива железнодорожных цистерн и необходимости перепускать часть наливаемого продукта в целях обеспечения требуемого давления перед автоматическими ограничителями налива.
Процент перепускаемого продукта зависит от технической характеристики насосов и выбирается исходя из автоматического поддержания давления в коллекторах эстакады в процессе налива, которое должно обеспечивать максимально допустимую скорость налива, исключающую возможность накопления зарядов статического электричества при наливе и отказа в нормальном функционировании автоматических ограничителей уровня налива.
При расчете производительности насосов сливоналивной системы без автоматических ограничителей налива следует исходить из нормативного времени слива и налива железнодорожных цистерн.
При определении производительности насосов, перекачивающих высоковязкие продукты (гудрон и другие), следует исходить из нормативного времени налива расчетного количества железнодорожных цистерн и необходимости обеспечения циркуляции наливаемого продукта в коллекторе эстакады, предотвращающей застывание последнего.
Для обеспечения циркуляции наливаемого продукта в коллекторе эстакады производительность насоса должна быть на 30% выше по сравнению с требуемой для налива продукта.
Наливные железнодорожные эстакады для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, на которых налив производится с помощью бесшлангового телескопического устройства, должны быть оборудованы механизмами подъема и спуска телескопического патрубка и перемещения, телескопического устройства.
На сливоналивных железнодорожных эстакадах сжиженных углеводородных газов при использовании в качестве наливных и сливных приспособлений металлических уравновешенных плеч необходимо предусмотреть возможность их подсоединения к сливоналивным угловым вентилям и к уравнительному вентилю, вне зависимости от того, в каком положении по отношению к продольной оси цистерны будут находиться вентили.
Сливоналивные железнодорожные эстакады сжиженных углеводородных газов, на которых налив в цистерны производится с помощью гибких рукавов, должны быть оборудованы поворотными устройствами и приспособлениями для крепления шлангов. Поворотное устройство должно обеспечивать поворот рукавов на угол 120-180°.
На сливных железнодорожных эстакадах, где производится разогрев вязких продуктов в цистернах с помощью передвижных подогревателей, необходимо предусматривать поворотные укосины, снабженные устройством для подъема и спуска подогревателей.
Угол поворота укосины должен обеспечивать попадание подогревателя в горловину цистерны с учетом неточности ее установки, а также установку подогревателя в гнездо для хранения.
При проектировании двухсторонней сливоналивной эстакады и определении ее суточной загрузки следует исходить из запрещения маневров железнодорожных составов при сливе-наливе на одном пути до окончания всех сливоналивных операций на другом пути.
Для слива-налива сжиженных углеводородных газов должны проектироваться самостоятельные Сливоналивные железнодорожные эстакады. Налив и слив сжиженных углеводородных газов совместно с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями не допускается.
На эстакадах для слива и налива сжиженных углеводородных газов разрешается производить налив и слив нормального пентана, изопентана и других аналогичных жидкостей, перевозимых в специальных герметичных цистернах. При этом для каждого сливаемого или наливаемого продукта сливоналивные коллекторы должны быть раздельными.
Температура сжижения углеводородных газов, подаваемых на налив, не должна превышать температуры, при которой упругость их паров равна рабочему давлению в железнодорожной цистерне (кроме налива в криогенные цистерны, осуществляемого по специальным инструкциям).
На площадке для обслуживания наливных устройств эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов следует предусматривать кнопки дистанционного отключения насосных агрегатов, подающих продукт на железнодорожную эстакаду. Расстояние между кнопками должно быть не более 50 м.
Для сливоналивных железнодорожных эстакад СУГ и легковоспламеняющихся жидкостей, транспортируемых под давлением, должна предусматриваться эстакада для осмотра и подготовки цистерн под налив, на которой производится проверка исправности предохранительной, сливоналивной и контрольной арматуры, а также наличие остаточного давления в неиспаряющихся остатках в цистерне.
Для подготовки цистерн СУГ под налив должна быть оборудована коллекторами инертного газа и водяного пара, а также дренажным коллектором. Сливоналивные эстакады СУГ и ЛВЖ, транспортируемых под давлением, должны быть оборудованы факельным коллектором, коллекторами инертного газа и водяного пара, а также самостоятельными коллекторами газоуравнительных систем для каждого вида сливаемого или наливаемого СУГ.
Коллектор водяного пара может не предусматриваться при обосновании технологической части проекта.
В состав каждого сливоналивного устройства сливоналивной железнодорожной эстакады сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей, транспортируемых под давлением, должны входить:
а) трубопровод жидкого продукта (жидкой фазы);
б) газоуравнительная линия (трубопровод паровой фазы);
в) линия сброса на факел.
Подключение всех трубопроводов сливоналивного устройства к соответствующим коллекторам эстакады осуществляется через запорную арматуру. Для обеспечения избыточного давления в цистерне до 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) после слива продукта на эстакадах слива сжиженных углеводородных газов, легковоспламеняющихся жидкостей, транспортируемых под давлением, следует предусматривать в составе каждого сливного устройства дополнительно трубопровод инертного газа (азота) с установкой на нем запорной арматуры и обратного клапана.
Подвод инертного газа или пара к трубопроводам для продувки или пропарки необходимо производить с помощью съемных участков трубопроводов или гибких шлангов с установкой запорной арматуры с обеих сторон съемного участка.
При проектировании новых и реконструкции действующих сливоналивных эстакад сжиженных углеводородных газов, как правило, должна предусматриваться компрессорная установка для утилизации сжиженных углеводородных газов, находящихся в цистернах, перед подачей под налив и для снижения в цистерне избыточного давления до 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) после окончания слива сжиженного углеводородного газа.
В случае отсутствия компрессорной установки для утилизации сжиженных углеводородных газов следует предусматривать на эстакадах подготовки цистерн под налив слив жидкого продукта путем создания давления в цистерне.
Для слива неисправных цистерн, как правило, следует предусматривать отдельно расположенные стояки или эстакады с верхним и нижним сливом и, при необходимости, с коллекторами для сливаемых продуктов. В обоснованных случаях разрешается предусматривать стояки для слива неисправных цистерн непосредственно на сливоналивных эстакадах. Слив сжиженного углеводородного газа можно осуществлять путем создания давления в неисправной цистерне.
Коллекторы на сливоналивных эстакадах легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов должны иметь приспособления для освобождения от продуктов:
а) для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей из коллектора - дренажный трубопровод к самовсасывающим насосам или опорожнение с помощью вакуума или другими эффективными методами;
б) для сжиженных углеводородных газов - путем сброса через специальную дренажную емкость с последующей перекачкой или передавливанием в резервуары или в железнодорожную цистерну на отгрузку.
На трубопроводах, по которым поступают на эстакаду для налива и отводятся из нее при сливе легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и сжиженные углеводородные газы, должны быть установлены на случай аварии на расстоянии 20-50 м от сливоналивных эстакад задвижки с дистанционным управлением со щита операторной и непосредственно со сливоналивной эстакады.
Данную арматуру следует размещать в местах, удобных для управления и обслуживания.
Управление электрозадвижками на железнодорожных сливоналивных эстакадах должно располагаться на нулевых отметках в местах размещения эвакуационных лестниц.
Наливные коллекторы сжиженных углеводородных газов должны быть обеспечены предохранительными клапанами для закрытого сброса газа из коллекторов при его температурном расширении.
Слив легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует производить с помощью закрытой системы, состоящей из сливных устройств и коллекторов.
Система верхнего и нижнего слива продуктов выбирается в зависимости от конструкции сливных приборов железнодорожных цистерн, подлежащих сливу на эстакаде, свойств и количества сливаемого продукта.
Наливные устройства на железнодорожных эстакадах для высоковязких, кристаллизующихся продуктов и продуктов, способных образовывать твердые гидраты, должны быть оборудованы обогревающими устройствами, поддерживающими температуру наливного устройства выше температуры кристаллизации или образования гидратов. Участки наливных устройств, которые опускаются в горловину железнодорожной цистерны, не обогреваются.
Налив легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должен осуществляться закрытым способом, а сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением - герметичным.
Слив-налив легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, относящихся к вредным веществам 1 и 2-го класса опасности, должен быть герметичным. Классификация вредных веществ принимается по ГОСТ 12.1.007-76.
Коллекторы на наливных эстакадах, как правило, следует располагать на строительных конструкциях эстакады. Допускается прокладка коллекторов на собственных строительных конструкциях.
Для сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует применять бесшланговые наливные и сливные устройства.
Для этих целей, как правило, должны применяться устройства в виде системы шарнирно-сочлененных труб и телескопических устройств.
Нижнее звено наливного устройства должно быть предусмотрено из металла, исключающего ценообразование при ударах. Для верхнего слива, вакуумного слива и налива неисправных цистерн разрешается использование резинотканевых рукавов.
Коллекторы и трубопроводы наливных и сливных эстакад должны иметь компенсацию от температурных деформаций.
При проектировании слива-налива продуктов 1 и 2-го классов опасности совместно с продуктами 3 и 4-го классов опасности (ГОСТ 12.1.007-76) сливоналивные устройства для продуктов 1 и 2-го классов опасности следует размещать в торцовой части железнодорожной эстакады и отделять от остальной части эстакады бортиком высотой 200 мм.
Обогрев технологических трубопроводов на железнодорожных эстакадах, в которых температура перекачиваемого продукта не превышает 60 °C, следует производить водой с температурой до 150 °C. Обогрев трубопроводов (стояков и коллекторов) для слива и налива высоковязких горючих жидкостей рекомендуется производить водяным паром давлением до 1,3 МПа.
Все паропроводы и конденсатопроводы, прокладываемые на эстакадах, должны теплоизолироваться негорючими материалами.
Наливные эстакады должны быть оборудованы специальными пунктами. Для каждого вида наливаемого продукта, когда недопустимо его смешивание с другими продуктами, должны предусматриваться самостоятельные сливоналивные пункты или отдельные наливные устройства на этих пунктах. Запрещается использовать наливные пункты для попеременного налива несовместимых между собой продуктов.
Для технологических операций по сливу и наливу СУГ и нефтепродуктов на эстакадах следует применять металлические рукава или резинотканевые рукава по ГОСТ 18698-79 или по ТУ завода-изготовителя.
Для защиты от статического электричества резинотканевые рукава должны быть обвиты медной проволокой диаметром не менее 2 мм или медным тросиком площадью сечения не менее 4 мм с шагом витка не более 100 мм. Концы проволоки (тросика) соединяются с наконечниками рукава пайкой или гайкой под болт. Не допускается использование паронитовых и иных подкладок между штуцерами и резинотканевыми рукавами.
Электрооборудование
Взрывоопасные и пожароопасные зоны на сливоналивных эстакадах определяются в соответствии с «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ). При установке электрооборудования во взрывоопасных зонах его исполнение по взрывозащите должно соответствовать категориям и группам взрывоопасных смесей по классификации, приведенной в ГОСТ Р 51330.11-99, ГОСТ Р 51330.19-99 и ГОСТ Р 51330.0-99.
Размещаемые на открытом воздухе эстакады с закрытыми сливоналивными устройствами, а также эстакады и опоры под трубопроводы для горючих газов и паров ЛВЖ не относятся к взрывоопасным, за исключением зон в пределах до 3 м по горизонтали и вертикали от запорной арматуры и фланцевых соединений трубопроводов.
В пределах взрывоопасной зоны электрооборудование должно быть выполнено во взрывозащищенном исполнении для соответствующих категорий и группы взрывоопасной смеси.
Исполнение электрооборудования и аппаратов, применяемых для освещения сливоналивных эстакад, должно соответствовать местам их установки. Открытые сливоналивные железнодорожные эстакады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов должны освещаться прожекторами.
При необходимости проведения технологических операций на сливоналивных эстакадах (железнодорожных и автомобильных) следует применять аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении.
Применение переносных светильников для обеспечения необходимого уровня освещенности, не отвечающих требованиям ПУЭ для соответствующих зон, запрещается. Включать и выключать фонари следует за пределами взрывоопасной зоны.
Смена ламп и источников питания, встроенных в светильник, должна производиться работниками, на которых возложено обслуживание светильников.
Управление освещением сливоналивных эстакад должно быть централизованным и осуществляться дистанционно.
Сливоналивные эстакады для легковоспламеняющихся жидкостей и сжиженных углеводородных газов должны быть защищены от прямых ударов молнии и от электрической индукции.При разработке проекта молниезащиты следует учитывать зоны защиты, создаваемые прожекторными мачтами освещения сливоналивных эстакад.
Сливоналивные эстакады (в металлическом железобетонном вариантах), относящиеся по классификации ПУЭ к пожароопасным зонам классов II-I и II-III, являются сооружениями III категории по устройству молниезащиты и должны быть защищены от прямых ударов молнии и от заноса высоких потенциалов.
Металлическое и электроприводное неметаллическое оборудование, трубопроводы должны представлять собой на всем протяжении непрерывную электрическую цепь, которая в пределах сливоналивной эстакады должна быть присоединена к контуру заземления не менее чем в двух точках.
Металлические кожухи термоизоляции трубопроводов в пределах сливоналивной эстакады должны обеспечивать непрерывность электрической цепи и быть заземлены через каждые 40-50 м с помощью стальных проводников или путем присоединения непосредственно к заземленным трубопроводам, на которых они смонтированы.
Наливные и сливные устройства эстакад должны быть заземлены.
Рельсы железнодорожных путей в пределах сливоналивного фронта должны быть электрически соединены между собой и присоединены к заземляющим устройствам в двух местах по торцам эстакады. При этом заземляющие устройства должны быть не связаны с заземлением электротяговой сети.
Пожарная сигнализация
Извещатели пожарной сигнализации общего назначения, включая ручные извещатели пожарной сигнализации, должны устанавливаться вдоль сливоналивной железнодорожной эстакады через 100 м друг от друга, но не менее двух на каждую эстакаду в районе лестниц для обслуживания эстакад.
Размещать пожарные извещатели следует на расстоянии 20 м от сливоналивных эстакад на колонках таким образом, чтобы тревожная кнопка была выше уровня земли не более чем на 1,5 м и был обеспечен свободный доступ к ним, а также их достаточная освещенность.
Извещатели пожарной сигнализации должны устанавливаться вдоль сливоналивной железнодорожной эстакады через каждые 100 м друг от друга, но не менее двух извещателей на каждую эстакаду в районе лестниц для обслуживания эстакады.
Ручные пожарные извещатели устанавливаются независимо от наличия извещателей автоматической пожарной сигнализации.
Подвод кабелей к пожарным извещателям при открытой прокладке должен выполняться в трубах. Совместно с пожарными извещателями следует предусматривать устройство для дистанционного включения Пожарных насосов, которые должны устанавливаться на расстоянии не более 100 м друг от друга, но не менее двух на каждую эстакаду с расположением в противоположных концах эстакады.
Здания и помещения, в которых размещаются эстакады, подлежат оснащению автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с НПБ 110-03.
Требования к системе оповещения
На сливоналивных железнодорожных эстакадах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов следует предусматривать двухсторонние переговорные устройства, обеспечивающие связь между обслуживающим персоналом (сливоналивальщиком, машинистом и оператором). Вблизи эстакад следует вести переговоры по сотовой связи.
Способ оповещения должен предусматривать:
а) трансляцию специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;
б) размещение эвакуационных знаков безопасности (указателей) на путях эвакуации путем размещения световых оповещателей "Выход" вблизи лестниц;
в) связь пожарного поста-диспетчерской с зоной пожарного оповещения на сливоналивной эстакаде.
Допускается подача звуковых и световых сигналов оповещения о пожаре. Звуковые сигналы подаются в виде сирены и тонированных сигналов. Световые сигналы размещаются вдоль эстакады - статические указатели направления движения в светлое время суток и световые мигающие указатели в темное время суток.
СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения.
Допускается использовать на сливоналивной эстакаде для СОУЭ дистанционное и местное (ручное) включение, если для данного вида эстакад не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Световые указатели "Выход" должны включаться в темное время суток.
На сливоналивных железнодорожных эстакадах, следует устанавливать телефонные аппараты у лестниц на нулевой отметке и на площадке расположения узлов управления наливом с прокладкой к ним кабелей в металлических трубах.
Расстояние между ними не должно превышать 100 м, количество телефонных аппаратов на эстакаде должно быть не менее двух на каждой из указанных отметок.
При отсутствии указанных переговорных устройств разрешается на сливоналивных железнодорожных эстакадах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов предусматривать громкоговорящую связь из операторной и прямую телефонную связь с эстакады между товарной операторной и насосной.
Коммуникации СОУЭ допускается проектировать совместно с радиотрансляционной сетью на сливоналивной эстакаде.
Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей на сливоналивной эстакаде.
Провода и кабели соединительных линий СОУЭ следует прокладывать согласно ПУЭ в строительных конструкциях, коробах и каналах из негорючих материалов.
Для звуковых и речевых оповещателей вдоль сливоналивной железнодорожной эстакады должны использоваться рупорные громк<