Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

ü нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

ü создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

ü разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

ü реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

ü проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

ü содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

ü научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

ü информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

ü осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

ü производство пожарно-технической продукции;

ü выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

ü лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия);

3. О принятии Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

11 июля 2008 года Советом Федерации был одобрен Федеральный Закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Актуальность разработки технического регламента в области пожарной безопасности обусловлена необходимостью создания эффективных механизмов государственного регулирования в данной области на основе мер организационного, экономического и иного характера, адекватных угрозе пожаров и обеспечивающих задачи развития общества и государства. А если говорить проще, навести порядок в обилии документов, которые регламентируют требования пожарной безопасности.

Значение наличия качественных и оптимальных требований пожарной безопасности для эффективной защиты людей и имущества от огня, трудно переоценить. Избыточные, устаревшие нормы являются сдерживающим фактором на пути широкого внедрения современных технологий, и как следствие, препятствует инновационному развитию страны.

Именно эти обстоятельства явились главным двигателем процесса подготовки технического регламента в области пожарной безопасности.

Кроме того, одним из ключевых аспектов нового документа– это устранение избыточных технических барьеров в области пожарной безопасности, тем более, когда остро стоят задачи по всемерной поддержке развития малого и среднего предпринимательства.

Здесь решается ряд задач о комплексном обеспечении пожарной безопасности объектов защиты, о установлении минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции, и основной задачей является внедрение системы гибкого нормирования с использованием механизмов оценки пожарного риска, а также добровольного имущественного противопожарного страхования.

В соответствии с положениями принятого технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в полном объеме, если выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, а пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной только в случае, если обеспечивается приемлемый уровень пожарного риска.

Принципиально важно отметить, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Новацией в техническом регламенте является уровень дифференцирования пожарного риска для различной категории населения и персонала предприятий.

Указанный нормативно-правовой акт вступил в силу с 1 мая 2009 года.

Требования предъявляемые «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности», о его целях и задачах изучения Главным управлением МЧС России по Республике Татарстан были доведены до глав городских округов и сельских поселений на «круглом столе», организованного Государственным Советом Республики Татарстан 13 октября текущего года. В ходе данного мероприятия так же рассмотрены вопросы о ходе реализации основных нормативных актов, направленных на повышение противопожарной защиты населенных пунктов и объектов Республики Татарстан, в том числе Указа Президента Республики Татарстан от 8 сентября 2007 года № УП-511 «О мерах по организации и координации государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Республике Татарстан» в части создания в населенных пунктах республики подразделений муниципальных пожарных охран и реализации статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года по выполнению первичных мер пожарной безопасности.

Объединенная пресс-служба Главного управления МЧС России по РТ и МЧС РТ

Наши рекомендации