VII. Обсуждение маршрутов безопасного движения от дома до детского сада.
Наиболее активные семьи делятся своим опытом работы с детьми по теме «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода». Предлагают всем рассмотреть свои «Маршруты безопасного движения» от дома до детского сада. Обсуждение родителями этих маршрутов. Советы других родителей, как можно наиболее безопасно дойти до детского сада. (См. Приложение 7.)
VIII. Раздача памяток «Слова, которые должен знать ребенок при поступлении в школу».
Родителям предлагаются памятки «Слова, которые должен знать ребенок при поступлении в школу» (см. Приложение 8).
IX. Конкурс стихов о правилах дорожного движения.
Конкурс готовится совместно с родителями (см. Приложение 9).
X. Награждение.
Награждение самых активных участников (тех, кто собрал больше фишек) памятными подарками (детская литература по теме).
XI. Подведение итогов, обмен мнениями.
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Мы просим Вас правдиво ответить на вопросы нашей анкеты. Подчеркните Ваш вариант ответа.
1. Как Вы добираетесь домой с ребенком из детского сада?
а) Пешком;
б) на транспорте.
2. Сокращаете ли Вы дорогу, если очень спешите с ребенком в детский сад?
а) Прохожу там, где светофор;
б) иду прямо;
в) не помню;
г) перехожу дорогу там, где удобно и ближе.
3. Ведя ребенка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?
а) Да;
б) нет.
4. Знает ли Ваш ребенок, где находится школа, в которой он будет учиться? Где лучше перейти дорогу по пути в школу? Какие дорожные знаки встречаются возле перехода?
а) Да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
5. Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?
а) Делаю замечание;
б) пытаюсь остановить;
в) не обращаю внимания.
6. Как поступаете, если на красный свет идет машина?
а) Не обращаю внимания;
б) звоню в ДПС;
в) затрудняюсь ответить.
7. Обсуждаете ли Вы нарушения правил дорожного движения:
а) с ребенком; 1) да; 2) нет.
б) с домашними; 1) да; 2) нет.
в) с воспитателем. 1) да; 2) нет.
8. Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по теме «Грамотный пешеход»?
а) Да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
Приложение 2
Загадки к кроссворду
1. Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик!
(Регулировщик.)
2. С виду это самолет: 3. Не похож я на коня,
Крылья есть и есть пилот. А седло есть у меня,
Хорошо летать умеет, Спицы есть…
Но мотора не имеет! Они, признаться,
(Планер.) Для вязанья не годятся.
(Велосипед.)
4. Красный вагон по рельсам бежит,
Всех куда надо он домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
Так в чем же мы с вами по городу едем?
(Трамвай.)
5. Я выросла в лесу,
В безмолвной тишине,
Теперь я вас несу
По голубой волне.
(Лодка.)
6. Он идет – волну сечет,
Из трубы зерно течет.
(Комбайн.)
7. Силач на четырех ногах,
В резиновых сапогах.
Прямиком из магазина
Притащил нам пианино.
(Грузовик.)
8. Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю,
Есть три света у меня…
Как зовут меня, друзья?
(Светофор.)
Ключевое слово: внимание.
Приложение 3
Дорожные ситуации.
Ситуация 1.
Мама идет с ребенком по тротуару. В руках у ребенка воздушный шар. Мальчик отпускает шар, и он летит на проезжую часть дороги. Ребенок бежит за ним.
Вопрос: Как надо поступить маме?
Ситуация 2.
Папа идет с сыном по улице. Возле остановки отец идет к киоску за газетой. Ребенок остается один.
Вопрос: Как надо поступить отцу?
Ситуация 3.
Мама ведет ребенка в детский сад, но, взглянув на часы, видит, что опаздывает на работу. Она отпускает ребенка самостоятельно добежать до детского сада.
Вопрос: Как надо поступить маме?
Ситуация 4.
Папа идет с ребенком домой из детского сада, они идут по тротуару. Рядом бежит их пес. Мальчик играет с собакой и мешает другим пешеходам. Отец не обращает на это внимания.
Вопрос: Как надо поступить отцу?
Ситуация 5.
Мама с ребенком идут по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.
Вопрос: Как надо было поступить маме?
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Слова, которые должен знать ребенок
при поступлении в школу.
Слова-названия автодорога автомагистраль шоссе проезжая часть мостовая обочина тротуар пешеходная дорожка пешеход пассажир водитель шофер пешеходный переход светофор регулировщик жезл перекресток площадь железная дорога | Слова-действия идти ехать остановиться буксировать тормозить обгонять сталкиваться соблюдать поворачивать возить перевозить ремонтировать чинить заправлять регулировать подчиняться (сигналу светофора) |
Дорожные знаки
«Железнодорожный переезд без шлагбаума»
«Пешеходный переход»
«Осторожно – дети!»
«Пункт питания»
«Движение запрещено»
«Остановка автобуса»
«Остановка троллейбуса»
«Опасные повороты»
«Поворот (налево, направо)»
«Одностороннее движение»
«Место стоянки»
«Пункт первой медицинской помощи»
«Техобслуживание»
«АЗС»
«Объезд»
Виды транспорта
«скорая помощь» пожарная машина ветеринарная помощь машина ДПС полиция грузовой транспорт пассажирский транспорт автобус троллейбус трамвай велосипед мотоцикл | мопед легковой автомобиль грузовая машина грузовик самосвал бульдозер бетономешалка экскаватор снегоуборочная машина трактор цистерна |
Детали машин
маячок звуковой сигнал сирена кузов автомобиля прицеп капот фара | тормоз педаль тормоза мотор автомобиля руль гусеницы экскаватора трос |
Приложение 9
Стихи для чтения и заучивания
МАШИНА МОЯ
Машина, машина, машина моя!
Работаю ловко педалями я.
Машину веду у всех на виду,
Катаюсь на ней во дворе и в саду.
Машина, машина, машина моя!
Шофер невелик, и сама ты мала.
И нас постовой не пустит с тобой
Проехать по улице, по мостовой.
Машина, машина, машина моя!
Когда-нибудь станешь мала для меня.
А я подрасту и тогда поведу
Большую машину у всех на виду.
Я. Пишумов
МАШИНЫ
На улице нашей
Машины, машины.
Машины-малютки,
Машины большие.
Эй, машины, полный ход!
Я примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Спешат грузовые.
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы.
Машины выходят
С утра на работу.
ПЕСЕНКА О ПРАВИЛАХ
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Как таблицу умноженья, как урок,
Помни правила движенья назубок!
Помни правила движенья,
Как таблицу умноженья,
Знай всегда их назубок.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!
ПЕШЕХОДНЫЙ СВЕТОФОР
На посту стоят два брата:
То один здесь, то другой.
На посту стоят два брата,
Каждый – бравый часовой.
Вот выходит братец красный,
Он спешит предупредить:
«Стойте, граждане, опасно
Вам сейчас переходить!»
Встал на пост зеленый братец
Улыбаясь, говорит:
«Вот теперь стоять вам хватит,
Проходите, путь открыт!»
Днем и ночью оба брата
Службу верную несут.
Вы их слушайтесь, ребята,
Вас они не подведут...
В. Кожевников
СВЕТОФОР
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета.
Красный свет вам скажет «Нет!»
Сдержанно и строго.
Желтый свет дает совет
Подождать немного.
А зеленый свет горит –
«Проходите!» говорит.
С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный
Долговязый светофор.
Он и вежливый, и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.
Я его, конечно, знаю,
Да и как его не знать!
Я отлично понимаю
Все, что хочет он сказать!..
И. Лешкевич
ГОЛОЛЕД
Февраль был теплый, как апрель,
Внезапно подморозило,
А тут еще снежку метель
На тротуар подбросила.
Скользит автобус голубой…
Не зря шофер волнуется –
Ребята-школьники гурьбой
Перебегают улицу.
Один упал, упал другой,
Поспешность не помощница:
Один затылок трет рукой,
Другой от боли морщится.
Шофер отвел от них беду
(Так не всегда случается...)
На мостовой шалить на льду,
Конечно, воспрещается.
А. Гангов
КТО ХРАБРЕЙ?
Как-то раз на Каланчевке,
На трамвайной остановке,
Спор зашел у двух друзей,
Кто из них двоих храбрей.
Петя прыгнул на подножку,
Не боясь попасть в беду,
И, проехавшись немножко,
Лихо спрыгнул на ходу.
– Это что! – Сергей заметил.–
Тоже мне еще герой! –
И, кивнув небрежно Пете,
Мяч погнал по мостовой.
Петя, спором увлеченный,
Вслед за другом побежал.
Встречный транспорт возмущенно
Тормозами скрежетал.
Вы, конечно, знать хотите,
Чем закончился их спор?
Не спешите, погодите –
Спор не кончен до сих пор.
Петя страшно горячится,
Жарко спорит с ним Сергей.
Два дружка лежат в больнице,
Выясняют, кто храбрей.
О. Бедарев
АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ
Асфальтом улицы мостятся.
Автомобили быстро мчатся.
Бурлит в движенье мостовая –
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны.
Должен помнить пешеход:
Перекресток – переход.
Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Желтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Иди вперед! Порядок знаешь –
На мостовой не пострадаешь.
Красный свет нам говорит:
– Стой! Опасно! Путь закрыт.
Леша с Любой ходят парой.
Где идут? По тротуару.
Ученик, садясь в трамвай,
Старшим место уступай.
Футбол – хорошая игра
На стадионе, детвора.
Хоккей – игра на льду зимой,
Но не играй на мостовой.
Цеплять крючком машины борт –
Опасный и ненужный спорт.
Щади здоровье, жизнь щади,
За движением следи.
Экзамен важного значенья
Держи по правилам движенья.
Юные граждане, Тани и Пети,
Твердо запомните правила эти!
А. Дмоховский
ЧУДЕСНЫЙ ОСТРОВОК
Как река, проспект широк.
Здесь плывет машин поток.
И хотя здесь нет ни моста,
Ни парома на пути,
Каждый может очень просто
Эту реку перейти.
Собирается народ
У таблички «Переход».
Пешеходов не тревожит
Блеск огней, машин поток –
Перейти им всем поможет
Пешеходный островок.
Свет зеленый впереди –
Не робей, вперед иди.
Ты дошел до середины –
Вдруг зажегся красный свет.
Снова двинулись машины,
И дороги дальше нет.
Тут увидишь ты у ног
Этот самый островок.
Подожди, постой до срока
На чудесном островке,
Он на улице широкой
Словно остров на реке.