Активизация словарного запаса у детей трех- четырех лет

1.Ответы на вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?» Предложения из двух слов.

2.Составление предложений из трёх слов: подлежащее, сказуемое и прямое дополнение в винительном падеже: Девочка пьёт чай; ест суп; держит мяч; шьёт платье.

3.Винительный падеж с окончанием -у: дай ручку; на бу­магу, ест кашу...

4.Предложения из четырёх слов, добавляется существительное в да­тельном падеже:

Папа читает книгу сыну. (Предложения составляются по картинкам или по демонстрируемым действиям.)

5.Творительный падеж существительного: Мама режет хлеб ножом.

6.Использование наречий, дающих качественную оценку совершаю­щимся действиям: Нина поёт хорошо, громко...

7.Предложения с предлогом у: «Укого когти, грива?» (Игра в лото.)

8.Предложения с предлогами в, на.

9.Предлоги под, на.

Поставь машину на полку! Где стоит машина? Спрячь игрушку под коврик! Где лежит игрушка? Сравнение по картинкам или по демонстрируемым действиям: Кошка сидит на стуле, под стулом.

10.Предлог с (с кем совместно совершается действие): Коля с Валей играют.

11.Предложение с предлогом к о направленности совершаемого действия:

Вова подошёл к столу.

12.Существительное в предложном падеже, единственном числе с предлогом на:

Мальчик катается на машине.

13.Существительное в предложном падеже, множественном числе с предлогом на:

Катается на качелях, на санках, на лыжах...

14.Предложения из четырёх-пяти слов с использованием глагола в неопределённой форме:

Девочка идёт купаться на речку.

— Загадай желание! Что ты хочешь сделать?

— Я хочу подарить маме цветы.

15.Единственное и множественное число существительного: шар — шары. Чем отличаются?

16.Уменьшительное название предметов: нос — носик. Чем отлича­ются эти предметы?

17.Сопоставление двух-трёх глагольных форм: лежи — лежит — лежу.

18. Самостоятельное преобразование формы глаголов. (Исполь­зуются сюжетные картинки, например: «Девочка пьёт».)

— Что сказала мама дочке?

— Пей молоко!

— Что ответила дочка?

— Я пью.

— Что делает Таня?

— Таня пьёт молоко.

19. Использование утвердительной и отрицательной формы в пред­ложении. (Задания проводятся в форме вопросов и ответов на фоне противопоставления: «Да, пойду», «Нет, не пойду».)

20. Преобразование глаголов в форме единственного числа первого лица в форму множественного числа:

Я читаю. — Мы читаем.

21. Сопоставление глаголов первого, второго и третьго лица единст­венного числа:

Я несу. Ты несёшь. Он несёт.

22. Существительное в единственном и множественном числе, роди­тельном падеже:

У меня один дом. У кого много домов?

Я назову один предмет, а ты — много предметов: один стол — много столов, один кубик — много кубиков.

Я скажу: «Есть предмет», а ты — «Нет предмета»-. У меня есть ручка — нет ручки.

23. Видоизменение глагола в форме третьего лица единственного числа настоящего времени в неопределённую форму с помощью вопроса: «Что делать?»

Образец: Мальчик играет в мяч. Нам надо (мы хотим) играть в мяч.

24. Согласование местоимений с существительными мужского и жен­ского рода: мой — моя, чей — чья.

25. Согласование существительного с прилагательным с использова­нием слов-антонимов и союза а:

Кот большой, а котёнок маленький. (Размер.)

Сумка тяжёлая, а книга лёгкая. (Вес.)

Снег белый, а трава зелёная. (Цвет.)

26. К существительному подобрать согласованные определения: сахар — сладкий, белый, вкусный...

Изучение логических тем (времена года, животные и птицы, транспорт и др.) проводится с детьми трёх-четырёх лет на занятиях в то же время, что и с детьми пяти-шести лет. Отличие состоит лишь в том, что малышей знакомят с основными элементами предметов по изучаемой те­ме, а у старших детей формируется умение составлять связный рассказ о любом предмете с называнием мелких деталей при его описании.

Происходит постепенное увеличение активного словарного запаса за счёт имеющегося пассивного и повседневного обогащения новыми слова­ми, в том числе и во время занятий в детском саду и дома.

Октябрь

1.Осень. Овощи и фрукты, сад — огород.

2.Составление простых распространённых предложений с прямыми дополнениями. (Охотник увидел лису.) Единственное и множественное число существительных.

3.Составление рассказа по картинке с помощью вопросов: кто? что? что делает? кого? что?

Ноябрь

1.Дом и его части. Мебель. Профессия.

2.Согласование существительных с глаголом; предложения с двумя зависимыми от глагола существительными, одно из них — прямое дополне­ние (винительный падеж). (Маша дала яблоко брату.)

3.Согласование притяжательных местоимений и количественных числительных с существительными. (Моя книга, твой кубик, две ручки.)

4.Усвоение навыков составления коротких рассказов по сюжетной картинке.

5.Описание предмета по схеме.

6.Выполнение приказаний и самостоятельная отдача их на знакомом словарном материале. (Возьми флажок в правую руку!)

Декабрь

1.Зима. Домашние животные и птицы. Дикие животные и птицы.

2.Образование множественного числа существительных и глаголов, их согласование.

3.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. (Голубая бумага, голубой платок, голубое небо, голубые носки.)

4.Образование притяжательных прилагательных с различными зна­чениями соотнесённости. (Лисий хвост, волчья лапа, львиная грива.) Формирование предложений с однородными дополнениями. (Ира надела пальто, шапку, шарф и варежки.)

5.Составление предложений после демонстрации действий.

6.Формирование навыка ведения диалога, умения самостоятельно за­давать вопросы.

7.Формирование умения находить сходство и различие между двумя предметами, животными и птицами.

8.Рассказ-описание о любом животном и птице по схеме и без неё.

Январь

1.Зима (продолжение). Транспорт. Продукты питания.

2.Образование формы родительного падежа множественного числа имени существительного с нулевым окончанием и -ев, -ей: много деревьев, стульев; колёс, окон, гнёзд, яблок; карандашей...

3.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида: что делать? что сделать?

Ловить — поймать, рубить — срубить, рисовать — нарисовать.

4.Предложения с однородными подлежащими, дополнениями и об­стоятельствами: Коля, Юра и Саша строили домик.

5.Использование предлогов в и на:

Снег лежит на крышах, на деревьях, на земле...

6.Сложносочинённые предложения с союзом а, использование слов- антонимов и уменьшительных суффиксов:

Гора большая, а горка маленькая.

7.Использование сравнений в предложениях:

Снег - как белое покрывало; снег хрустит, словно сухарики жуёт.

8.Понимание, выполнение, а затем и самостоятельное задание на­правлений и действий:

Возьми куклу, поверни направо, сделай два шага...

9.Рассказ по картинке о зимних забавах (с выделением начала, сере­дины и конца рассказа).

10.Составление рассказа с деформированным текстом. (Вечером дети слепили снеговик. Ночью выпал снег. Найди ошибку.)

11.Работа над смысловой стороной загадок.

Февраль

1.Посуда. Стихи и рассказы об армии.

2.Правильное использование местоимений мне, меня, мной.

Местоимения с предлогом у: у меня, у нас, у него, у них...

3.Однородные определения, их подбор при построении сложносо­чинённых предложений. (Лиса — хитрая, рыжая, пушистая, а заяц — косой, серый, трусливый...)

4.Построение предложений с прямыми и косвенными падежными конструкциями. (Мама купила детям конфеты в магазине.)

5.Предложения со словами сначала — потом. (Сначала Таня помыла руки, а потом села обедать.)

6.Предлоги из, под, над, около, между в предложениях.

7.Составление рассказов по сюжетной картинке (продолжение).

8.Составление рассказа-описания о любом предмете на знакомую ло­гическую тему по схеме и без неё.

9.Умение найти сходство и различие между двумя-тремя предметами (чашка, стакан и кружка и др.).

10.Продолжение работы над смысловой стороной загадок.

11.Объяснение смысла пословиц, применение их в жизни.

Март

1.Весна. Перелётные и зимующие птицы. Женский праздник 8 Мар­та. Семья.

2.Простые распространённые предложения с глаголами прошед­шего времени, изменение их по родам и числам. (Мальчик лежал. Кукла лежала. Одеяло лежало. Ручки лежали.)

3.Продолжение работы по согласованию прилагательных и порядко­вых числительных с существительными в разных падежах. (Книга лежала на большом письменном столе. Мальчик взял с полки вторую книгу.)

4.Родительный падеж существительного множественного числа (продолжение). (Нет людей, дверей; много глаз, рук, ног; крыльев, перьев.)

5.Имена собственные, их замена личными местоимениями треть­его лица:

— Вова играет в песочнице.

— Как сказать иначе?

— Он играет в песочнице.

6.Составление предложений по опорным словам (предметным кар­тинкам).

7.Несклоняемые существительные: пальто, кофе, какао...

8.Закрепление умения составлять рассказ-описание по демонстра­ции действий, предметов, по заданному плану, по схеме и без неё.

9.Сравнение трёх-четырёх предметов, составление рассказа о сход­стве и различии между ними.

10.Рассказ о событиях от имени другого лица.

11.Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Установление последовательности событий, причинно-следственных связей между ними.

12.Пересказ сказок, рассказов.

Апрель

1.Лес: деревья, ягоды, грибы, цветы, трава. Реки и водоёмы, их обитатели.

2.Понимание и правильное использование предлогов к, от.

3.Закрепление совершенного и несовершенного вида глаголов; вос питание умения самостоятельно ставить вопросы к демонстрируемым действиям или по содержанию картинок: «Что делать (сделать)?», «Что делал (сделал)?», «Что делали (сделали)?», «Что делает, делают (сделает, сделают)?»

4.Образование однокоренных слов приставочным способом по демон­стрируемым действиям или по картинке. (Лететь — улетает, прилетает, за­летает, вылетает...)

5.Формирование умения использовать сравнительную и превосход­ную степень прилагательных и наречий при сравнении двух или не­скольких предметов. (Красивая — красйвее — самая красивая; хорошо — лучше, плохо — хуже...)

6.Сложносочинённые предложения с союзами а, и и словами снача­ла, потом. (Сначала мы почистили рыбу, а потом мама её пожарила.)

7.Понимание и подбор синонимов — однородных определений. (Мальчик смелый, отважный, храбрый, бесстрашный...)

8.Предложения с разделительным союзом или. (Я сейчас буду или ри­совать, или лепить из пластилина.)

9.Рассказ по сюжетной картинке с использованием притяжательных и качественных прилагательных. (Медвежья лапа, умная галка, злом волк.)

10.Умение рассказывать стихи и сказки; высказывать своё отноше­ние к поступкам товарищей или героям рассказа, сказки.

11.Соблюдение интонационно-смысловой выразительности в речи и правильного дыхания.

12.Знание скороговорок, загадок, пословиц и поговорок.

Май

1.Страна, город, улицы. День Победы, стихи и рассказы об этом празднике. Беседа о школе.

2.Использование любых однородных членов предложения в самосто­ятельной речи. (В нашем городе есть кукольный театр, кинотеатры, школы. Улицы прямые, чистые, зелёные, красивые, широкие...)

3.Работа со всеми предлогами; умение самостоятельно придумать предложение с заданным предлогом; соотносить сказанное с действием. (Положила на стол — лежит на столе.)

4.Определение местоположения предметов с использованием наре­чий в предложениях. (Внизу, наверху, справа, слева, впереди, сзади, в центре; в правом углу, в левом верхнем (нижнем) углу ящика.)

5.Сопоставление грамматических форм глагола настоящего, прошедшего и будущего времени с использованием наречий, сейчас, те­перь, сегодня; давно, уже, вчера, завтра, потом; буду, будет, будем... (Оля сейчас играет в куклы (вчера играла, завтра будет играть). Лена рисует, рисовала, нарисует, будет рисовать...)

6.Использование прямой речи в диалогах.

7.Пересказ от другого лица с употреблением прямой речи.

8.Сложноподчинённые предложения с союзами: потому что (Мама взяла зонтик, потому что шёл дождь), чтобы (Я хочу, чтобы она поиграла со мной.)

9.Формирование умения передавать чужую речь с помощью союза что или чтобы и придаточного предложения из двух-трёх слов: (Маша сказала, что на улице идёт снег. Соня попросила, чтобы я принесла ей сказки.)

10.Составление рассказа по ряду предметных или по серии сюжет­ных картинок из предложений различной степени сложности.

11.Составление рассказов на основе личного опыта: как провёл вы­ходные дни, что видел в лесу, в парке, случаи из жизни...

12.Составление рассказа о любом предмете без схемы.

13.Составление рассказа об улице, на которой живёт, о своём доме, о квартире, о своей комнате, об игрушках...

14.Знание названия страны, республики, города, в котором живёт.

15.Дети должны накопить достаточный запас потешек, скорогово­рок, загадок, стихотворений, сказок, пословиц и поговорок.

Июнь

Повторение пройденного материала, ликвидация пробелов у детей, нуждающихся в педагогической поддержке.

В течение учебного года проводятся беседы о писателях, художниках и других выдающихся деятелях той республики и страны, в которой живут дети, а также о религиозных праздниках (Пасха, Рождество).

Все эти планы лишь схематично отражают систему детского речево­го развития: усвоение грамматических форм, пополнение словарного запаса и навыки связной речи. Это предполагает возможные изменения, которые зависят от индивидуальных способностей ребёнка.

Оглавление

Часть I

Исправление произношения

Введение............................................................................................................... 4

Глава I. Выявление патологии речи ............................................................. 6

Возрастные отклонения...................................................................................... 6

Патологические недостатки............................................................................... 7

Причины речевых нарушений .......................................................................... 8

Необходимость преодоления несовершенства детской речи 9

Предупреждение недостатков речи.................................................................. 11

Участие речевых органов в формировании речи........................................... 12

Обследование речи ............................................................................................ 13

Обследование произношения........................................................................... 13

Обследование фонематического восприятия.................................................. 14

Обследование звукового анализа слов ........................................................... 14

Обследование словарного запаса..................................................................... 15

Обследование грамматического строя............................................................. 15

Обследование понимания речи ....................................................................... 16

Средства выразительности речи ...................................................................... 16

Глава II. Формирование правильного произношения звуков .. 17

Требования к проведению общей артикуляционной гимнастики 17

Использование звукоподражаний ................................................................... 18

Уточнение и постановка звуков ...................................................................... 19

Дифференциация оппозиционных звуков ..................................................... 21

Приёмы и методы исправления произношения......................................... 22

I фонетическая группа: гласные звуки а, о, у, э, и, ы 22

Согласные звуки ........................................................................................ 24

II фонетическая группа: свистящие, шипящие звуки и Ть, Дь 25

Шипящие звуки: Ш, Ж, Щ, Ч ................................................................ 35

III фонетическая группа: сонорные Л, Ль, И, Р, Рь .. 55

IV фонетическая группа: звонкие и глухие согласные 71

Особенности произношения и постановки мягких согласных звуков 82

Средства выразительности речи ...................................................................... 85

Глава III. Подготовка к обучению грамоте................................................ 88

Формирование фонематического восприятия .......................................... 88

Развитие речевого слуха .................................................................................. 92

Развитие фонематического слуха ................................................................... 93

Дифференциация оппозиционных звуков .................................................... 97

Развитие звукослогового анализа слов....................................................... 99

Анализ предложений......................................................................................112

Обучение грамоте........................................................................................... 115

На что похожи гласные буквы........................................................................ 116

На что похожи согласные буквы ................................................................... 118

Игры с согласными звуками и буквами ....................................................... 119

Гласные буквы во втором ряду ...................................................................... 121

Игры со всеми гласными буквами ................................................................ 121

Игры на закрепление И и Ь ............................................................................ 123

Конспект занятия с детьми трёх-четырёх лет .... 126

Конспект занятия с детьми четырёх с половиной —пяти лет 128

Конспект занятия с детьми пяти с половиной — шести лет ...................... 130

Наши рекомендации