Развитие фонематического слуха
Узнавание слова в ряду других плавно переходит в узнавание звука в слове. Заданный звук дети отмечают, используя картинку, игрушку, вырезанную фигурку, звукоподражание, имитацию движений, слово, жест.
Подобрать одинаковые картинки или игрушки для всех ребят в группе затруднительно, поэтому перед детьми ставится одна картинка с заданным звуком в начале слова, на которую малыши показывают, когда слышат изучаемый звук.
Предметами для показа могут быть, например, комнатные цветы — Ц, лампа — Л.
Раскрашенные фигурки (яркие фонарики, грибки, колокольчики, шарики), вырезанные из картона, желательно иметь каждому ребёнку — это повышает его интерес к занятиям. Глухой согласный можно обозначить фонариком или шариком, звонкий — колокольчиком, мягкий — грибком...
Работа с рядами гласных звуков
Развитие фонематического слуха первое время проводится на материале рядов изолированных гласных звуков: сначала дети узнают гласный, отмечая его звукоподражанием или другим способом, затем определяют его место в ряду и, наконец, называют последовательность всех гласных звуков.
Игровые приемы в работе с гласными звуками
1. «Узнай плач Алёнушки» —ааа: а-о-а-и-э-а-а-у-ы-а...
2. «Когда болят зубки?» —ооо.
3. «Кто услышит жеребёнка?» —иии.
4. «Осторожно, паровоз!» —ууу.
5. «Послушаем эхо» —эээ.
6. «Прощальный сигнал парохода» —ыыы.
7. «Живые звуки».Цель: определить место звука в ряду.
Трое вызванных детей запоминают по одному гласному звуку, например А, О, У. Обучающий произносит звуковой ряд (У—А—О), после чего каждый из детей занимает один из трёх рядом стоящих стульев в соответствии с позицией звука в услышанном ряду, а затем отвечает: «Звук У в начале», «Звук А в середине», «Звук О в конце». Можно варьировать количество звуков и участников.
Споём начало (середину, конец)».
Из предложенных трёх гласных звуков ребёнок поёт один в заданной позиции.
Что исчезло?»
Произносится звуковой ряд: А—У—И—О—Э, затем А—У—О—Э. «Что исчезло?» — И. — «В какой позиции?» — «В середине».
10. «Что добавилось?»Добавляется один или пара звуков.
Назови второй (пятый) звук».
Произносится звуковой ряд, а ребёнок называет второй или другой заданный звук. Обучающий при произнесении гласных может закрыть рот экраном, и дети ориентируются только на слух.
Назови по порядку».
Дети должны запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке.
Узнай по губам».
Взрослый молча артикулирует гласные, а дети по немой артикуляции узнают и повторяют вслух звуковой ряд.
Работа со слоговыми рядами
Ряды слогов, предлагаемые для воспроизведения, должны состоять из звуков, хорошо произносимых ребёнком.
Последовательность слоговых упражнений с постепенным их усложнением за счёт составляющих элементов:
а) прямые слоги с одинаковыми гласными: МА-ПА-ТА;
б) прямые слоги с одинаковыми согласными и разными гласными: ТА-ТО-ТУ;
в) обратные слоги с разными согласными: АП-АМ-АХ;
г) обратные слоги с разными гласными и согласными: ОП-УХ-АМ;
д) закрытые и открытые слоги с разными гласными и согласными: ПА-АМ-АХ, АТ-ФО-УХ-ЭИ.
Кроме того, количество слогов для запоминания постепенно увеличивается с двух до четырёх; сначала их произносят медленно, но постепенно темп речи ускоряется. При дифференциации в слоги включаются родственные звуки: РА-ЛА-РА-ЛА..., ЛО-РО-ЛО-РО; более сложное задание — ряды слогов с измененной последовательностью составляющих элементов: РА-ЛА-ЛА-РА, ЛО-РО-ЛО-ЛО, РУ-РУ-ЛУ-РУ и т. п.
Игровые приёмы в работе со слогами
Не пропусти слог».
Детям предлагается показать фигурку-символ (шарик, фонарик...), когда прозвучит заданный слог в ряду других, например МА: МА-ПА-ТА-МА-ФА-МА-ВА-КА-МА... Во избежание узнавания слога по артикуляции губ обучающий прикрывает рот экраном.
Живые слоги».
Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.
Цепочка».
Слоги произносятся по очереди: ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА... ТО-ПУ-АХ...
Посчитай».
Ребята воспроизводят хлопками услышанное количество слогов.
Вспомни чужой голосок».
Обучающий показывает изображения животных и птиц; дети произносят звукоподражания, например, корове, барану и курице: МУ-БЭ-КО-ВО; картинки убираются, слоги повторяются по памяти.
Какой слог лишний?»
Слоговые ряды: КО-КО-КУ-ВО, АХ-АХ-АХ-АХ.
Запомни и повтори».
Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
Упражнения на анализ рядов изолированных гласных и слогов являются подготовительными, облегчающими узнавание звука в слове и деление слов на слоги.