Годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава

ВВЕДЕНИЕ

В Республике Беларусь, как и во многих странах, грузовой автомобильный транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной инфраструктуры.

Обслуживая все отрасли экономики, социальную сферу и население, выполняя перевозки к местам потребления продукции, транспорт обеспечивает жизнедеятельность страны.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства.

Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей Беларуси и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Все, что происходит в транспортной отрасли Беларуси, имеет первостепенное значение для экономики нашей страны, для ее населения и экономической безопасности. Это обусловлено, прежде всего, тем, что доля транспорта в валовом внутреннем продукте Республики достаточно высока, в среднем она составляет 7-9%.

Роль грузового автомобильного транспорта постоянно возрастает. И сейчас он является ключевым звеном транспортного комплекса Беларуси.

Автомобильным грузовым транспортом перевозится в среднем 40% всех грузов в стране. Это объясняется следующими факторами:

- маневренность;

- доступность;

- мобильность;

- возможность доставки «от двери до двери». [1]

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководство предприятий обеспечивает направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей. [2]

Задачами планово-экономического отдела предприятия являются:

- формирование единой экономической политики организации по результатам анализа состояния и тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие;

- совершенствование программы планирования расходов на осуществление деятельности предприятия, инвестиционные программы;

- формирование и определение экономической направленности развития организации с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим факторам;

- полный (комплексный) анализ всех видов деятельности организации и другие. [3]

В данном курсовом проекте были проведены расчеты по планированию и организации автотранспортного предприятия, занимающегося перевозкой строительных грузов.

Цель курсового проекта – закрепление и расширение теоретических знаний по курсу, приобретение практических навыков самостоятельного выполнения экономических расчетов и опыта использования справочно-нормативных материалов.

Задачами проекта являются:

- выбор подвижного состава и расчет технико-эксплуатационных показателей его работы;

- расчет показателей по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;

- расчет стоимости основных фондов и амортизационных отчислений;

- расчет показателей материально-технического обеспечения;

- расчет показателей по труду и заработной плате;

- расчет издержек производства, себестоимости, доходов и прибыли предприятия;

- расчет показателей эффективности производства.

Материалами для проведения расчетов являются нормативно-правовые и технические нормативно-правовые акты, действующие на территории Республики Беларусь.

РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ТРУДУ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

ВВЕДЕНИЕ

В Республике Беларусь, как и во многих странах, грузовой автомобильный транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной инфраструктуры.

Обслуживая все отрасли экономики, социальную сферу и население, выполняя перевозки к местам потребления продукции, транспорт обеспечивает жизнедеятельность страны.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства.

Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей Беларуси и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Все, что происходит в транспортной отрасли Беларуси, имеет первостепенное значение для экономики нашей страны, для ее населения и экономической безопасности. Это обусловлено, прежде всего, тем, что доля транспорта в валовом внутреннем продукте Республики достаточно высока, в среднем она составляет 7-9%.

Роль грузового автомобильного транспорта постоянно возрастает. И сейчас он является ключевым звеном транспортного комплекса Беларуси.

Автомобильным грузовым транспортом перевозится в среднем 40% всех грузов в стране. Это объясняется следующими факторами:

- маневренность;

- доступность;

- мобильность;

- возможность доставки «от двери до двери». [1]

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководство предприятий обеспечивает направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей. [2]

Задачами планово-экономического отдела предприятия являются:

- формирование единой экономической политики организации по результатам анализа состояния и тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие;

- совершенствование программы планирования расходов на осуществление деятельности предприятия, инвестиционные программы;

- формирование и определение экономической направленности развития организации с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим факторам;

- полный (комплексный) анализ всех видов деятельности организации и другие. [3]

В данном курсовом проекте были проведены расчеты по планированию и организации автотранспортного предприятия, занимающегося перевозкой строительных грузов.

Цель курсового проекта – закрепление и расширение теоретических знаний по курсу, приобретение практических навыков самостоятельного выполнения экономических расчетов и опыта использования справочно-нормативных материалов.

Задачами проекта являются:

- выбор подвижного состава и расчет технико-эксплуатационных показателей его работы;

- расчет показателей по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;

- расчет стоимости основных фондов и амортизационных отчислений;

- расчет показателей материально-технического обеспечения;

- расчет показателей по труду и заработной плате;

- расчет издержек производства, себестоимости, доходов и прибыли предприятия;

- расчет показателей эффективности производства.

Материалами для проведения расчетов являются нормативно-правовые и технические нормативно-правовые акты, действующие на территории Республики Беларусь.

ГОДОВОЙ ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ПОКАЗАТЕЛИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

1.1 Годовой объем перевозки грузов

Объем перевозки грузов служит основой для расчета ряда важнейших показателей, характеризующих работу автотранспортного предприятия. Исходя из объема предстоящих перевозок грузов определяется количество подвижного состава, мощность производственно-технической базы предприятия, численность работников, расход и затраты материальных ресурсов, доход, прибыль и ряд других показателей.

Заданные и принятые показатели и условия перевозки грузов представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Годовой объем и номенклатура перевозимых грузов

Наименование показателей Величина показателей и условия перевозки грузов
1 Вид перевозимого груза Строительные навалочные
2 Основная номенклатура и класс грузов - гравий - песок - щебень  
3 Средний класс перевозимых грузов
4 Годовой объем перевозки, тыс. т
5 Среднее расстояние перевозки тонны груза, км
6 Способы выполнения погрузочно-разгрузочных работ: - погрузка грузов - разгрузка грузов механизированный механизированный

К перевозке гравия, песка и щебня предъявляется ряд требований, которые необходимо учитывать при выборе подвижного состава. Эти грузы относятся к категории навалочных, не требуют защиты от атмосферных осадков, поэтому перевозятся навалом в открытом подвижном составе и каких-либо средств крепления не требуют. [1, с. 315]

Наиболее оптимальным видом транспорта для перевозки гравия, песка и щебня являются самосвалы. При транспортировке такими грузовыми автомобилями значительно снижаются временные затраты на проведение всего процесса в связи с быстрой разгрузкой путём опрокидывания кузова. Для перевозки данных строительных материалов могут использоваться самосвалы различной грузоподъемности, в зависимости от объемов груза, необходимых для перемещения.

1.2 Выбор типа и марки подвижного состава для выполнения перевозок

Тип подвижного состава выбирается на основе физико-механических особенностей перевозимого груза. В данном случае груз является насыпным, поэтому выбираем автомобили-самосвалы.

Для осуществления перевозок примем два автомобиля: МАЗ-5551 и КАМАЗ-43255. В таблице 2 приведены технические характеристики автомобилей.

Таблица 2 – Технические характеристики автомобилей

Показатель Подвижной состав
МАЗ-5551 КАМАЗ-4325
Тип подвижного состава самосвал самосвал
Грузоподъёмность, кг 10 000 7 750
Вид используемого топлива дизельное дизельное
Максимальная скорость, км/ч
Количество колес

Определим годовое количество ездок по формуле 1:

годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru (1)

где Qгод – годовой объем перевозок, т;

qн – грузоподъемность автомобиля, т;

γ – коэффициент использования грузоподъемности (γ=1).

годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru ездок для автомобиля МАЗ-5551.

годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru ездок для автомобиля КАМАЗ-4325.

Определим суточный объем перевозок каждой марки автомобиля по формуле (2):

годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru (2)

где Тн – время в наряде, ч; (Тн=10 ч);

Vт – техническая скорость автомобиля, км/ч. Так как перевозки осуществляются по дорогам 2-ой категории, для которых нормативная скорость движения равна 35 км/ч, то Vт=35 км/ч;

β – коэффициент использования пробега (β=0,5);

lср – расстояние перевозки, км;

tп-р – время простоя под погрузкой/разгрузкой, ч (tп-р=0,89 мин/1 т [5]).

годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru т для МАЗ-5551.

годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru т для КАМАЗ-4325.

Необходимое количество автомобилей рассчитаем по формуле (3):

годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru (3)

где Др – количество рабочих дней (Др=255 дн).

годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru автомобиль.

годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru автомобилей.

Таким образом, получаем, что АэМАЗ-5551эКАМАЗ-4325, т. е. для перевозки годового объема груза автомобилю МАЗ-5551 потребуется мньшее количество автомобилей, а значит затраты на их содержание и обслуживание будут также меньше. Для дальнейших расчетов принимаем автомобиль МАЗ-5551.

1.3 Расчет показателей по эксплуатации подвижного состава

В данном разделе представлен порядок расчета основных технико-эксплуатационных показателей подвижного состава. Кроме того, рассчитываются производственная база и производственная программа планируемого предприятия. Все расчеты сведены в таблицу 3.

Для расчета коэффициент, учитывающий условия эксплуатации подвижного состава, (Кус) для дорог 2-ой категории принят равным 1,1.

По результатам расчетов получаем среднесписочное количество автомобилей 23, общий годовой грузооборот 5 850 тыс. ткм, общий годовой пробег 1 170 тыс. км, приведенный грузооборот 9 224 583 ткм, приведенный пробег 212 727 273 км.

Таблица 3 – Показатели и программа по эксплуатации подвижного состава

Наименование показателей Обозначения и формулы для расчета показателей Величина показателей
1 Технико-эксплуатационные показатели Исходные:
1 Коэффициент:    
- выпуск автомобилей на линии αв 0,65
- использования пробега β 0,5
- использования грузоподъемности γ
2 Режим работы:    
- количество рабочих дней в году Др
- среднее время в наряде, ч Тн
3 Средний простой под погрузкой-разгрузкой за 1 ездку, ч tп-р 0,297
4. Средняя техническая скорость, км/ч
5. Среднее расстояние перевозки, км l
6. Средняя грузоподъемность автомобиля, т q
Расчетные:
7 Среднесуточные показатели:    
- число ездок с грузом езд. годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 12,33
-пробег автомобиля, км годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 221,96
- выработка автомобмиля:    
в тоннах годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 123,31
в тонно-километрах годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 1 109,81
8 Годовая производительность списочного автомобиля:    
в тоннах годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 29 255,73
в тонно-километрах годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 263 301,53
9 Годовая выработка на среднесписочную атомобиле-тонну:    
в тоннах годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 2 925,57
в тонно-километрах годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 26 330,15
10 Выработка на 1 км пробега:    
в тоннах годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 0,556
в тонно-километрах годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru
2 Производственная база
11 Количество автомобилей:    
-среднесписочное, ед. годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 22,2≈23
Продолжение таблицы 3
-ходовое, ед. годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 20,67
12. Общая грузоподъемность парка, т годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru
3 Производственная программа
13 Автомобиле-дни:    
-пребывание в хозяйстве годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 8 109,52
- в работе годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 5 271,19
14 Автомобиле-тонно-дни:    
-пребывание в хозяйстве годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 81 095,24
-в работе годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 52 711,90
15 Автомобиле-часы:    
-в наряде годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 52 711,90
-простоя под погрузкой-разгрузкой годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 19 283,33
-в движении годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 33 428,57
16 Автомобиле-тонно-часы:    
-в наряде годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 527 119,05
- простоя под погрузкой-разгрузкой годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 192 833,33
- в движении годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 334 285,71
17 Годовое количество ездок с грузом, езд. годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 65 000
18 Годовой пробег автомобилей:    
- общий, км годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 1 170 000
- с грузом, км годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 585 000
19 Общий объем перевозок, т Q 650 000
20 Общий грузооборот, ткм Р=Q×L 5 850 000
21 Приведенный грузооборот, прив. ткм годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 9 224 583
22 Приведенный пробег, прив. км годовой объем перевозки грузов и показатели по эксплуатации подвижного состава - student2.ru 212 727 273

2 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

2.1 Нормативы технического обслуживания и ремонта подвижного состава и их корректирование

Расчет показателей по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава производится на основе следующих нормативов:

- пробег до капитального ремонта, км – Lкр;

- периодичность технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2), км – LТО-1/ТО-2;

- трудоемкость технического обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2), чел-ч – tЕО, tТО-1, tТО-2;

- трудоемкость сезонного обслуживания (СО), чел-ч – tСО;

- трудоемкость текущего ремонта, чел-ч/1000 км – tТР.

Численность значения этих нормативов, кроме tСО, для подвижного состава принимаются в соответствии с рекомендациями ТКП 248-2010 [6]

Рассматриваемые нормативы приведены для определенных эталонов условий эксплуатации подвижного состава. При работе подвижного состава в условиях, отличающихся от эталонных, производится корректирование нормативов с помощью коэффициентов Кi, учитывающих влияние следующих факторов:

- категории условий эксплуатации – К1;

- модификации подвижного состава и организации его работы – К2;

- природно-климатические условия – К3;

- пробег в начале эксплуатации – К4;

- размер автотранспортного предприятия и количество технологически совместимых групп подвижного состава – К5.

Учет влияния отдельных факторов на конкретные нормативы представлен коэффициентами Кi в корректирующих зависимостях, приведенных в таблице 4. Идентификаторы с индексом «н» указывают на нормативное значение величины показателя для эталонных условий.

В данной работе 64 % подвижного состава имеют пробег до первого капитального ремонта («новые» автомобили (dн)) и 36 % автомобилей, для которых уже проводился капитальный ремонт (dс). При этом норматив LКР для автомобилей после капитального ремонта принимается равным 80 % восстановления ресурса, т. е. для автомобилей после капитального ремонта пробег должен быть равен (0,80×LКР). С учетом этого средневзвешенный пробег до капитального ремонта в таблице 4 определяется с поправочным коэффициентом (1-0,2×dс)=0,928.

Коэффициент корректирования К4 учитывает пробег подвижного состава с начала эксплуатации. В данной работе принимаем, что автомобили до капитального ремонта («новые») имеют пробег (0,5×LКР) и соответственно К4=1,6. С учетом этого средневзвешенное значение коэффициента К4=1,0+0,6×dс=1+0,6×0,36=1,216.

Норматив трудоемкости сезонного обслуживания tСО принимается dТО=20%. Расчеты по корректированию нормативов и результаты показателей представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава

Наименование норматива Корректирующие зависимости Коэффициенты корректирования Величина нормативов
К1 К2 К3 К4 К5 норматив­ная скоррек­тиро­ван­ная
Пробег до капитального ремонта, км LКР=(1-0,2dс)× ×К1×К2×К3×LнКР 0,9 0,85     380 000 269 770
Периодичность технического обслуживания: - ТО-1, км - ТО-2, км LТО-11×К3×LнТО-1 LТО-21×К3×LнТО-2 0,9       5 000 20 000 4 500 18 000
Трудоемкость технического обслуживания: - ЕО, чел-ч - ТО-1, чел-ч - ТО-2, чел-ч tЕО2×К4×К5×tнЕО tТО-12×К4×К5×tнТО-1 tТО-22×К4×К5×tнТО-2   1,15   1,216 1,5 0,37 4,51 9,95 0,78 9,46 20,87
Трудоемкость сезонного обслуживания, чел-ч tСО=0,01×dо×tТО-2           20,87 0,042
Трудоемкость текущего ремонта, чел-ч/1000км tТР= К1×К2× ×К3×К4×К5×tнуд 1,1 1,15 1,216 1,5 13,84

Наши рекомендации