Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий
К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении. Это организаторы массовых мероприятий – общественные организации, государственные органы, администрации спортивных, культурных зданий и сооружений, граждане, а также органы и организации, непосредственно обеспечивающие охрану общественного порядка и общественной безопасности (органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы МЧС России, подразделения внутренних войск МВД России, частные охранные организации, общественные формирования).
К особенностям проведения крупномасштабных массовых мероприятий следует отнести и структурную перестройку работы служб и подразделений ОВД (создание специальных органов управления оперативных штабов, пунктов управления, различных групп, необходимость решения дополнительных задач, возникающих в ходе подготовки и проведения массовых мероприятий). Для обеспечения общественного порядка и безопасности в этих случаях дополнительно привлекаются силы и средства, в том числе и других подразделений, нарушается режим работы личного состава и т. п.
Следует учитывать, что проведение массовых мероприятий создает особую обстановку на данной территории, которая отличается следующими особенностями:
нарушается обычный ритм жизни населения (ограничение дорожного движения, изменение распорядка работы предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т. п.);
наличие большого скопления людей на ограниченной территории, где введены различные ограничения, способствует тому, что граждане могут попасть под влияние, так называемой, «психологии толпы». Это влияние выражается в том, что люди становятся восприимчивы ко всякого рода слухам, начинают менее самокритично оценивать свои действия, становятся более возбужденными и раздражительными. В таких условиях всякий промах в деятельности государственных органов и их должностных лиц, сотрудников полиции, а также администрации зрелищных учреждений может послужить поводом для возникновения групповых нарушений общественного порядка;
угроза скоротечного осложнения оперативной обстановки, связанной со стихийным формированием неформальных группировок, отрицательно влияющих на состояние общественного порядка и общественной безопасности;
возможность использования проводимых мероприятий для совершения террористических актов в местах массового пребывания граждан.
Федеральным Законом «О полиции» (ст. 12 п. 6) задача по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, в том числе и при проведении массовых мероприятий возложена на полицию. При этом гражданам гарантируется личная и общественная безопасность.
На органы внутренних дел при проведении массовых мероприятий возлагаются следующие задачи:
1) обеспечение личной безопасности граждан;
2) обеспечение успешного проведения массового мероприятия;
3) предупреждение и пресечение преступлений, нарушений общественного порядка и общественной безопасности;
4) оказание помощи и содействия соответствующим должностным лицам и организаторам в установленных законом пределах в обеспечении строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;
5) оказание содействия другим государственным органам в обеспечении мер общественной безопасности;
6) обеспечение охраны общественного порядка на территории, где мероприятия непосредственно не проводятся.
Органы внутренних дел вправе приостановить или прекратить мероприятия в случае возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, а также в других, предусмотренных законом случаях.
В зависимости от складывающейся оперативной обстановки для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми для обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий, создается оперативный штаб и формируется группировка сил и средств.
Руководствуясь стоящей перед ним задачей и собранной информацией, ответственный за охрану общественного порядка или оперативный штаб разрабатывают план охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия.
В нем предусматриваются:
содержание мероприятия, время и место его проведения;
расчет сил и средств (количество личного состава, из каких подразделений привлекаются, их расстановка, решаемые задачи, кто ответственный, резервы), использование указателей, барьеров, ограждений и других средств;
привлечение дополнительных сил и средств (войсковых подразделений, народных дружин), определение мест несения службы, задач и порядка взаимодействия с ними;
организация движения транспорта и пешеходов в местах поведения мероприятия;
обеспечение связи (разработка схемы связи, определение потребности средств радиопроводной связи, телевидения и др.);
организация медицинского и материально-технического обеспечения мероприятия.
План охраны общественного порядка и обеспечения безопасности утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации или начальниками территориальных органов МВД России на региональном или муниципальном уровнях, таким образом, приобретая силу управленческого акта.
При проведении важных массовых мероприятий наряду с планом может быть издан приказ соответствующего начальника территориального органа МВД России.
При периодически повторяющихся массовых мероприятиях на одной и той же территории могут применяться типовые планы охраны общественного порядка, которые с учетом конкретной обстановки вводятся в действие решением соответствующего начальника.
Деятельность органов внутренних дел по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий можно разделить на три периода (этапа), которые неразрывно связаны между собой и следуют один за другим в логической последовательности (подготовительный, исполнительный, заключительный).
В подготовительный период, который начинается с момента получения задачи на охрану общественного прядка и общественной безопасности и заканчивается выездом (выходом) нарядов на место проведения мероприятия. В этот период проводится следующая работа:
уточняются место, время и характер предстоящего массового мероприятия, количество и состав участников и зрителей;
проводится изучение местности, разрабатывается план охраны общественного порядка и общественной безопасности и организуется взаимодействие всех привлекаемых сил;
проводятся встречи с организаторами общественно-политических
мероприятий, на которых в качестве напоминания до них доводятся меры ответственности за неправомерное поведение участников и нарушение порядка
проведения подобных мероприятий;
осуществляются дополнительные мероприятия по усилению борьбы с преступностью, пьянством, наркоманией и другими антиобщественными проявлениями;
организуется подготовка личного состава и технических средств к несению службы;
проводится противопожарное обследование, проверка обустройства
мест проведения массового мероприятия и принимаются меры по устранению
выявленных недостатков и дополнительному их оборудованию (обустройству);
проводится инструктаж, на котором разъясняются обязанности соответствующих должностных лиц;
организуется взаимодействие со штабами добровольных народных
дружин и другими силами общественности.
Исполнительный периодохватывает время с момента начала осуществления задействованными силами и средствами своих обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия и продолжается до его окончания.
Данный период включает:
введение в зоне мероприятий ограничений в движении транспорта и пешеходов, в работе торговых и других предприятий;
удаление из зоны оцепления случайно оказавшихся там людей;
выставление нарядов по периметру зоны проведения массового мероприятия, а также на прилегающей к ней территории.
Как показывает практика, в день проведения мероприятия служебные наряды и наряды усиления прибывают к местам сбора за 1–1,5 часа.
При несении службы во время проведения массового мероприятия личный состав нарядов обязан:
1) находиться в указанном месте и без разрешения не оставлять порученный участок;
2) твердо знать и умело выполнять поставленную задачу;
3) опираясь на помощь дружинников и других сил общественности, решительно пресекать правонарушения;
4) не допускать в зону оцепления лиц, не имеющих пропусков или
билетов.
Рис. 1. Оцепление зоны проведения массового мероприятия
Личный состав, несущий службу в направляющих коридорах, следит за порядком в колоннах, не допускает перехода участников из одной колонны в другую и по указанию старшего наряда регулирует темп движения колонн.
Проживающие или работающие в зоне оцепления пропускаются к месту жительства при предъявлении паспорта или иного документа, где указано, что гражданин проживает именно в этом районе, а к месту работы – по специальным документам.
В зону оцепления запрещается пропускать:
граждан в нетрезвом состоянии или имеющих при себе спиртные напитки;
лиц, имеющих при себе оружие, громоздкие вещи, портфели, чемоданы или свертки.
В порядке исключения в зону могут пропускаться лица с портфелями, чемоданами, сетками, свертками к месту жительства или работы. В этом случае они проходят к месту назначения только через контрольно-пропускные пункты и в сопровождении сотрудников полиции или дружинников.
Наряды должны проявлять бдительность, осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых ситуациях действовать спокойно и уверенно, предупреждая тем самым возникновение паники и нарушение порядка.
Обеспечение проведения массовых мероприятий – это комплексная задача, в решении которой наряду с органами внутренних дел могут принимать участие органы ФСБ, части внутренних войск, службы МЧС, учреждения культуры и спорта, транспортные, медицинские и энергетические службы, предприятия общественного питания и коммунального хозяйства и прочие службы и ведомства обеспечения мероприятия.
Весьма ответственные задачи решают наряды в заключительный период, т. е. по окончании митингов, собраний, демонстрации или других мероприятий.
Участники и зрители одновременно стремятся быстрее уйти с места их проведения. Поэтому необходимо обеспечить их безопасный выход, посадку на городской транспорт и возможность рассредоточения.
Наряды полиции, обеспечивающие общественный порядок, образуют линейные коридоры на выходе с площади (главной магистрали) с тем, чтобы рассредоточить участников в различных направлениях и не допускать их скопления в одном месте (остановках автобусов, трамваев, троллейбусов и т. п.).
Ближайшие станции метро, остановки общественного транспорта закрываются (переносятся). Это делается для того, чтобы «растянуть» потоки участников, не допустить давки при посадке на городской транспорт.
В управление пассажирского транспорта в связи с этим вносятся предложения об увеличении подачи автобусов, троллейбусов к месту разъезда участников и зрителей мероприятия.
Ответственный за охрану общественного порядка (оперативный штаб) после окончания массового мероприятия отменяет введение ограничения в движении пешеходов и транспорта, работе торговых, зрелищных предприятий и т. п., снимает (переводит в резерв) освободившиеся наряды или передислоцирует их для несения службы в других местах.
Весьма важный этап в заключительный период – подведение итогов несения службы. Для этого оперативный штаб собирает начальников зон, секторов, участков на пункт управления, подводит итоги и дает общую оценку работы нарядов. При этом отмечают положительные стороны и недостатки, называют лучшие подразделения.
При проведении массовых мероприятий применяются следующие виды нарядов:
Посты выставляются там, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудника полиции.
Посты наблюдения (ПН) создают для получения своевременной информации о ходе проведения массового мероприятия и об изменениях обстановки.
Патруль рекомендуется использовать для охраны общественного порядка в местах народных гуляний, карнавалов, а также в местах осуществления входа и выхода зрителей с мест проведения мероприятий и в других местах массового сосредоточения людей.
Патрульная группа – для освобождения зон оцепления от посторонних граждан, обеспечения общественного порядка по периметру зон оцепления и внутри самих зон и для несения службы в местах массового сосредоточения граждан, а также на прилегающей территории.
Группа сопровождения участников обеспечивает встречу колонн в назначенных пунктах, сопровождение и размещение их в отведенных местах.
Группа разъяснения законов – это наряды полиции, созданные для проведения разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.
Группа обеспечения связи – это наряды полиции, созданные для обеспечения надежного управления силами и средствами.
Группа оцепления – это наряды полиции, выставляемые для осуществления оцепления или блокирования периметра с целью ограничения доступа граждан, задержания правонарушителей, прекращения проезда в район мероприятия постороннего транспорта.
Контрольно-пропускной пункт выставляется в определенных местах по периметру зоны оцепления, а также на автомобильных дорогах и улицах по пути следования участников, зрителей и делегаций.
Группа фиксации правонарушенийформируются из сотрудников криминальной полиции, оснащается средствами визуального наблюдения, фотографирования, видео- и звуковой записи.
Цепочка– наряд выставляемый для оцепления зоны в целях запрещения неорганизованного доступа в нее, а также создания направляющих коридоров для движения колонны и разграничительных прямоугольников (квадратов) в местах размещения участников массовых мероприятий и зрителей. Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2-х м, нормальные, с интервалом 1–2 м, усиленные, с интервалом менее 1 м или вплотную, однорядные и многорядные – 2 и более рядов, односторонние и двухсторонние.
С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях устанавливаются заграждения из специальных барьеров, автомобилей и войсковой техники.
Рис. 2. Сотрудник полиции в составе цепочки
Заслон или группа ограничения движения транспортаорганизует движения транспорта и пешеходов в обход зоны блокирования, а также обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения мероприятий автотранспорта ОВД, ВВ МВД России, МЧС.
Резерв (Р)предназначается для решения задач обеспечения правопорядка в общественных местах в случаях осложнения обстановки во время проведения массовых мероприятий.Резерв должен располагаться в местах, позволяющих его оперативное использование. В состав резерва может выделяться до 10–15 % всех привлекаемых к охране общественного порядка сил и средств.
Могут применяться и другие виды нарядов, предусмотренные уставом ППСП.
Тактика действий нарядов полиции – это формы, методы, способы и приемы по охране общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения массовых мероприятий.
Многие тактические действия определены соответствующими нормативными актами, однако, имеются такие, которые выработаны практикой охраны общественного порядка. Те и другие используются в строго установленных рамках и осуществляются на плановой основе. Это означает, что типовые тактические действия разрабатываются и включаются в план охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия.
Действия нарядов полиции при хулиганских проявлениях:
1. Немедленно сообщить в оперативный штаб о правонарушении.
2. Принять меры к пресечению хулиганства, при этом действовать хладнокровно, с выдержкой.
3. Изолировать нарушителя так, чтобы он не мог обратиться за поддержкой к окружающим гражданам.
4. Если собственных сил наряда для задержания недостаточно, необходимо запросить помощь. Увеличение сил наряда отрезвляюще действует на хулигана.
5. Проверку документов и разбирательство с нарушителем производить в комнате для задержанных или в малолюдном месте.
6. Установить и записать свидетелей и потерпевших.
Действия наряда приобнаружении нарушителей антиалкогольного законодательства:
1. Потребовать прекращения распития спиртных напитков, напомнив нарушителям, какой нормативный акт (закон) они нарушают.
2. Проверить документы, удостоверяющие личность.
3. Установить свидетелей.
4. Задержать нарушителей и доставить в комнату для задержанных.
5. Учитывая, что эмоциональное состояние зрителей, их реакция на задержание нарушителя целесообразно проводить сотрудниками в гражданской одежде.
Действия наряда прирезком возрастании агрессивности толпы:
1. Если резко осложнилась оперативная обстановка при проведении массовых мероприятий, возросло эмоциональное возбуждение конкурирующей толпы, можно применить такой тактический прием, как демонстрация силы. Суть приема заключается в том, что в опасном месте оперативно собирается большое количество людей нарядов полиции, привлекаются сотрудники из резерва. По мере снижения возбуждения часть сотрудников незаметно рассеивается.
2. Для снижения возбуждения и чувства безнаказанности зрителей за правонарушения можно проводить демонстративное фотографирование, видео съемку агрессивных действий правонарушителей.
3. В случае, когда болельщики начинают выбрасывать на арену, поле различные предметы, необходимо сделать предупреждающее объявление по радиотрансляционной сети. Если есть потерпевшие, объявить об этом, наряды должны решительно пресекать подобные действия, выявлять и удалять правонарушителей.
Действия нарядов полицииприпадении граждан с трибуны, при падении на лестничных маршах:
1. Оцепить опасный участок с помощью близко расположенных нарядов и резерва, не допускать скопления граждан.
2. Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим, провести эвакуацию их в безопасное место.
3. Используя средства усиления речи пресекать панику, разъяснять гражданам порядок выхода из зоны оцепления.
4. Обеспечить беспрепятственный проезд к объекту, а/м скорой медицинской помощи и др. экстренных служб.
Действия нарядов полиции приобнаружении взрывоопасных предметов (ВОП):
1. Немедленно сообщить в оперативный штаб.
2. Оцепить опасную зону.
3. Эвакуировать зрителей и участников.
4. Вызвать специалистов-взрывотехников.
5. Объявить по радио о задержке начала проведения мероприятия (об отмене его по техническим причинам).
Действия нарядов полиции прирезком изменении погодных условий:
1. Используя средства усиления речи, пресекать панику.
2. Организовать выход граждан из зоны оцепления, не допускать скопления у выходов с трибун, на лестничных площадках.
3. Выставлять направляющие коридоры по ходу движения к остановкам общественного транспорта, обеспечить порядок на остановках, привлекать попутный транспорт для перевозки граждан, если общ. транспорт с этой работой не справляется.