Виды и тактические приёмы действий служебных нарядов при проведении массовых мероприятий.
Массовое мероприятие - это крупное общественно-политическое, спортивное, культурное и иное мероприятие, привлекающее большое количество участников, туристов, гостей и местного населения, которое обычно проводится в крупных городах, но может охватывать и прилегающие к нему населенные пункты.
По содержанию и направленности массовые мероприятия можно подразделить на общественно-политические, культурно-зрелищные, спортивно-массовые, религиозные и другие.
К общественно-политическим мероприятиям относятся митинги, шествия и демонстрации, массовые собрания граждан, выборы в органы власти (федеральные, субъектов Федерации, местного самоуправления и т.д.) Для этого вида мероприятий характерны, как правило, высокий уровень организации, общность мотивов и стереотипов поведения, определенность состава их участников. Основными целями таких акций являются выражение поддержки, солидарности или, наоборот, осуждения, несогласия либо оказание прямого противодействия со стороны отдельных групп граждан тем или иным социально-политическим решениям органов власти и управления.
Спортивные массовые мероприятия (олимпиады, спартакиады, матчи, кроссы, эстафеты и т.п.) характеризуются присутствием большого числа зрителей (болельщиков), в массе своей представляющих один из видов экспрессивной толпы. В последнее время все большую остроту для органов внутренних дел приобретают проблемы обеспечения правопорядка и безопасности во время проведения этих мероприятий, а также после их завершения, когда участники в массовом порядке покидают спортивные сооружения. Объекты транспорта при этом оказываются такими же «зонами риска» как и спортивные объекты.
В ходе проведения массового мероприятия, в силу накала страстей, неправильной организации и по иным причинам происходят нарушения допустимых пределов возможных действий участников:
от политических демонстраций - к погромам и избиениям граждан по пути следования;
от пикетирования какого-либо учреждения - к прорыву внутрь здания со всеми вытекающими последствиями (избиение сотрудников, причинение вреда имуществу и т.д.);
от митинга - к несанкционированной демонстрации по произвольно выбранному инициаторами маршруту;
прорыв на сцену, спортивное поле, драки между поклонниками, болельщиками;
паника в результате пожара, стихийных бедствий и т.д.
Подготовка ОВД к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий должна предполагать возможность их перерастания в массовые беспорядки или групповые нарушения общественного порядка, не допустить возникновение которых – основная задача, стоящая перед ОВД.
Особенностями проведения массовых мероприятий являются следующие факторы:
ограниченность территории;
сосредоточение большого количества людей на ограниченной территории; повышенная возбудимость участников массового мероприятия. Данный фактор способствуют тому, что граждане могут попасть под влияние так называемой психологии толпы, т.е. гражданин в толпе начинает терять свои индивидуальные особенности. Его мысли, чувства, настроения подпадают под влияние толпы и через некоторое время полностью сливаются с общим настроением. Человек утрачивает способность правильно оценивать окружающую обстановку. Люди становятся восприимчивы к всякого рода слухам, менее самокритично оценивают свои неправильные действия, становятся более возбужденными и раздражительными. У них утрачивается чувство дисциплины, личного достоинства или они могут проявляться в извращенной форме, появляется чувство анонимности, вседозволенности, расслабленности, начинают проявляться животные и стадные инстинкты (агрессивность, самосохранение, действовать, как все, слушать вожака-организатора и т.д.);
массовые мероприятия могут проводиться на значительных территориях, когда сложно обеспечить плотность нарядов на всей территории или на всем протяжении маршрута;
в местах непосредственного проведения, по согласованию с местными администрациями, вводятся определенные ограничения в движении транспорта и пешеходов, прекращается или ограничивается торговля спиртными напитками, а также некоторые виды деятельности (торговля оружием, работа тиров и т.п.);
повышенная криминогенность и значительное количество лиц в нетрезвом состоянии. Осложнению оперативной обстановки способствуют большое количество правонарушений, возможный приток антиобщественно настроенного элемента, ведущего праздный образ жизни, лиц, имеющих намерения совершить различного вида хищения, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.
Охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий возлагается на полицию и осуществляется всеми ее службами. Как свидетельствует практика, основной объем работы при этом приходится на строевые подразделения ППС (ГИБДД). К охране общественного порядка могут привлекаться курсанты и слушатели образовательных учреждений МВД России, военнослужащие внутренних войск.
Основными задачами ОВД при проведении массовых мероприятий являются:
оказание помощи администрации и организаторам в проведении мероприятий;
контроль соблюдения установленных правил проведения;
предупреждение и пресечение возможных преступлений и правонарушений;
охрана порядка и собственности;
обеспечение порядка на прилегающей территории (особенно по завершении мероприятия).
Деятельность ОВД по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий подразделяется на три периода: подготовительный, исполнительный и заключительный.
В подготовительный период, который начинается с момента получения задачи, проводятся следующие мероприятия:
уточняется место, время и порядок проведения мероприятия, возможное количество и состав участников или зрителей;
для эффективного управления силами, привлекаемыми на охрану общественного порядка, создается оперативный штаб;
совместно с организаторами, администрацией сооружений и другими представителями заинтересованных ведомств, проводится комиссионное обследование места проведения мероприятия, по результатам которого составляется акт обследования;
проводится изучение местности, принимается решение, разрабатывается план охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и взаимодействия всех сил. Он оформляется на карте (схеме) с приложением расчетов, таблиц, пояснений и утверждается начальником ОВД;
в отдельных случаях через средства массовой информации заблаговременно делается сообщение о временных изменениях маршрутов движения транспорта и ограничении доступа граждан в район проведения массового мероприятия;
в соответствии с планом организуется подготовка личного состава и средств к несению службы, инструктажи и тренировки по отработке взаимодействия и тактике действия нарядов в условиях осложнения обстановки. На инструктажах разъясняется программа проведения массового мероприятия, уточняются участки и секторы охраны общественного порядка, направления и маршруты движения людей, места стоянки транспорта, размещения пунктов управления (подвижных или стационарных), резервов, медицинских пунктов, торговых точек, санитарных узлов, а также проводится ознакомление нарядов с образцами пропусков (билетов и иных документов), дающих право прохода (проезда) в зону оцепления. Тренировки осуществляются на месте накануне дня проведения мероприятия;
намечаются и осуществляются дополнительные меры по борьбе с преступностью, бродяжничеством и попрошайничеством, хулиганством, пьянством и другими антиобщественными проявлениями на всей территории, обслуживаемой ОВД.
Рассмотренные мероприятия подготовительного периода во многом определяют безопасность и правопорядок всего мероприятия в целом.
Исполнительный период начинается с момента отдачи приказа о заступлении нарядов на охрану общественного порядка при проведении массового мероприятия. В этот период вводятся предусмотренные планом ограничения (по движению транспорта и пешеходов, торговле т.д.); повторно осматриваются объекты, сооружения на предмет наличия взрывных устройств, вредных веществ, повреждений; организуется служба нарядов по обеспечению общественного порядка в районе проведения массового мероприятия и на прилегающей территории.
Заканчивается период общим построением и разбором итогов проведенного мероприятия.
Заключительный этап включает в себя патрулирование территорий, прилегающих к месту проведения массовых мероприятий, на предмет выявления преступлений, административных правонарушений. Данный этап характеризуется большими потоками людей, движущихся в определенном направлении, их повышенная возбужденность, объединение людей в крупные группы. Заканчивается этап итоговым совещанием руководителей подразделений, принимавших участие в проведении массового мероприятия.
Для организации обеспечения правопорядка в общественных местах во время проведения массовых мероприятий применяются следующие виды служебных нарядов:
1. Цепочка – выставляется для оцепления территории с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение граждан, или разграничительных квадратов (прямоугольников) в местах размещения участников мероприятий и зрителей. В состав цепочек могут входить сотрудники полиции, военнослужащие, представители общественности. В основном цепочки комплектуются из сотрудников строевых подразделений ППС, военнослужащих ВВ МВД РФ, курсантов учебных заведений МВД России.
Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2 м, нормальные – при интервале 1-2 м, усиленные – при интервале менее 1 м, многорядные – в два и более рядов.
С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях устанавливаются заграждения из специальных барьеров, автомобилей и войсковой техники.
2. Группа сопровождения – обеспечивает правопорядок при построении колонн, их сопровождение и размещение в отведенных для них местах.
3. Пост наблюдения – предоставляет своевременную информацию о ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в месте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.
4. Резерв – предназначается для решения задач обеспечения правопорядка в общественных местах в случаях осложнения обстановки во время проведения массовых мероприятий. Резерв должен располагаться в местах, позволяющих его оперативное использование.
В состав резерва, находящегося в распоряжении начальника оперативного штаба, может выделяться до 20 % всех привлекаемых к охране общественного порядка сил и средств. Резерв, находящийся в распоряжении начальников секторов, участков или направлений, составляет 10-15 % сил и средств, используемых на службе в данном секторе, участке или направлении. Задействованный резерв немедленно восполняется за счет высвобождения сил и средств с менее важных участков и направлений.
5. Группа патрулирования – формируется из личного состава органов внутренних дел, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России (в случае их привлечения) для обеспечения правопорядка в общественных местах и на прилегающей к району проведения массовых мероприятий территории. Группа может состоять из постов, патрулей, патрульных групп.
6. Группа оцепления (блокирования) – формируется из личного состава подразделений комплексных сил, участковых уполномоченных полиции, учебных заведений, а также соединений и воинских частей внутренних войск МВД России и осуществляет оцепление (блокирование) соответствующего района местности. В необходимых местах создаются контрольно-пропускные пункты (КПП) для организованного пропуска граждан, транспорта, выявления (задержания) организаторов и активных участников противоправных действий.
В процессе выполнения задач наряды полиции применяют различные тактические приемы. Наиболее характерные из них следующие:
наблюдение –применяется всеми нарядами полиции, начиная с прибытия и до окончания мероприятия (эвакуации, рассредоточения участников и зрителей). В ходе наблюдения выявляются обстоятельства, указывающие на отклонения в поведении людей, которые могут создать кризисную ситуацию;
сопровождение – для предупреждения преступлений в пути следования колонн, для обеспечения безопасности официальных лиц, гостей и других участников массового мероприятия;
воспрепятствование– с целью недопущения проникновения отдельных граждан, зрителей на определенные участки, территорию (например, лиц в нетрезвом состоянии, имеющих свертки, чемоданы, проносящих барабаны, пиротехнические средства и т. д.), а также предотвращения выхода зрителей на поле, трибуну, въезда в город уголовно-преступного элемента и др.;
обследование–осуществляется в обязательном порядке перед проведением, в перерывах и по окончании массового мероприятия (трибуны и под трибунные помещения, подвалы, чердаки, пути следования делегации т.д.);
регулирование–прием используется во время движения граждан к месту проведения мероприятия, в период его проведения и, особенно – при эвакуации зрителей и участников после окончания или в связи с чрезвычайными ситуациями.
Рассмотрим тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка при проведении массовых мероприятий:
1. При хулиганских проявлениях:
немедленно сообщить начальнику о хулиганских проявлениях;
принять меры к пресечению;
изолировать нарушителя;
выявить свидетелей;
разбирательство проводить в специальном помещении (комнате для разбирательства).
При недостаточности сил необходимо:
запросить помощь;
соблюдать выдержку;
до прихода помощи пытаться отвлечь лиц от совершения хулиганства;
требовать прекращения хулиганских действий;
разъяснить ответственность за противоправные действия;
призвать к чувству совести, долга;
попытаться установить свидетелей;
при подходе помощи задержание провести в удобном месте и в удобное время;
перед доставлением провести наружный осмотр (место осмотра определить, исходя из складывающейся обстановки);
по окончании мероприятия каждому сотруднику из состава наряда составить рапорт.
В силу того, что задержание проводится в местах значительного скопления граждан и при проведении массового мероприятия, произошедшее правонарушение получает большой общественный резонанс, поэтому необходимо провести особо тщательное разбирательство и документирование.
2.При возникновении давки (падении) граждан в проходах и на лестничных маршах.
Поводами для возникновения давки могут послужить следующие причины:
отсутствие четко отработанного порядка входа (выхода) зрителей;
несоблюдение темпа движения участников массового мероприятия;
резкое изменение погодных условий;
стихийные бедствия.
Наряду полиции необходимо:
периодическое напоминание зрителям по радио о порядке входа (выхода);
вывод зрителей через все имеющиеся выходы и лестницы;
резерв приблизить к выходам;
регулировать темп движения зрителей, не допускать их скапливания в проходах, напоминать о порядке движения и взаимном уважении.
В случае затора, падения на лестнице необходимо:
решительно прекратить доступ граждан сверху или снизу;
направить зрителей в обход места происшествия через запасной выход;
доложить обстановку старшему зоны, сектора, в оперативный штаб;
принять меры по оказанию помощи пострадавшим, организовать их эвакуацию.
3. При падении граждан с трибун или разрушении трибун.
Наряду полиции необходимо:
доложить о происшествии старшему начальнику;
произвести оцепление места падения граждан или разрушения трибун;
оказать доврачебную помощь и эвакуировать пострадавших в безопасное место;
блокировать выходы с трибун силами резерва, не допускать скопления граждан;
обеспечить работу группы документирования падения, выявить свидетелей происшествия;
выяснить причины падения или разрушения (если разрушение умышленное, то принять меры к розыску и задержанию преступников);
содействовать эвакуации пострадавших.
Посты ДПС ГИБДД и наружных патрулей обеспечивают беспрепятственный проезд «Скорой помощи», пожарных машин, аварийных служб.
4. При возрастании агрессивности толпы принимаются меры по снижению её эмоционального возбуждения. В этих целях могут проводиться следующие мероприятия:
создание препятствий для значительного скопления людей в определённом месте.
Препятствовать скоплению многих людей с разными интересами в одном месте можно следующими способами:
полное замалчивание, т.е. блокируется информация, снимаются листовки, оперативно устраняются неконтролируемые издания и агитаторы;
дезориентирующее сообщение - указываются самые разные места и время сбора, периодически объявляется об отмене мероприятия;
создание физических препятствий для доступа людей в определенное место. Это достигается предоставлением неудобной и отдаленной площадки, неожиданной отменой и изменением маршрутов движения транспорта, поломкой транспортных средств, строительным или аварийным перекрыванием основных трасс подхода, уводом отдельных групп людей некими «активистами» не в те места;
снижение интереса отдельных категорий лиц к присутствию на данном мероприятии. С этой целью в установленное время в других местах организуются привлекательные массовые мероприятия, по радио и телевидению передаются сообщения о надвигающемся природном катаклизме (заморозки, град с ливнем или смерч), проводятся учения по эвакуации граждан при поступлении информации о заложенных в зоне сбора взрывных устройствах. Сообщается о возможном отключении электроэнергии, опоздании или болезни участников концерта и т. д.;
«демонстрация силы» (вызов дополнительных нарядов).Так, при драках одновременное прибытие на место происшествия нескольких патрульных экипажей, создающее численное превосходство сил правопорядка, способно само по себе предотвратить сопротивление или нападение;
перехват инициативы. В благоприятный момент инициатива перехватывается сотрудником правоохранительного органа, который в силу своих профессиональных качеств способен быть лидером и обладает возможностью повести толпу за собой «в нужном направлении» (техника трансформации). При этом не имеет значения, одет новый лидер в гражданский костюм или форменную одежду («толпа слепа»). Главное знать, что, как и когда сказать (сделать);
демонстративная фото-видеосъёмка;
снижение интереса к проводимому мероприятию. Так, при проведении дискотеки помогает нормализовать обстановку включение дополнительного освещения, смена ритмичной музыки на спокойную (в стиле ретро), объявление перерыва и т.д.;
передача сообщений по средствам громко говорящей связи (СГУ). При выбрасывании предметов на поле по радиотрансляции сообщить: «Медсестра Петрова! Вас просят срочно зайти в комнату полиции для оказания помощи ребенку, пострадавшему от брошенной бутылки»;
удалением возможных зачинщиков и организаторов под любым предлогом.
5. Действия нарядов полиции при нарушении гражданами антиалкогольного законодательства. Распитие спиртных напитков или появление в нетрезвом состоянии в месте большого скопления людей очень опасно. Меры, применяемые в подобных случаях:
предупредить, потребовать прекращения правонарушения, напомнить о нарушении закона;
проверить документы для установления личности;
установить свидетелей и удалить нарушителя в комнату полиции;
с учетом обстановки, удаление и задержание правонарушителей сделать в удобное время и другом месте, либо сделать это сотруднику полиции в гражданской одежде и под благовидным предлогом;
проинформировать старшего начальника о принятом решении.
6. При групповом нарушении общественного порядка:
немедленно доложить руководству;
оцепить место группового нарушения;
при необходимости вызвать подкрепление;
выявления зачинщиков и принять меры к их изоляции;
обращаться по громкоговорящей связи к гражданам с просьбой о соблюдении порядка и организованности;
для локализации очага нарушения создаются: первый рубеж блокирования (прекращает доступ зрителей к месту происшествия), а при осложнении обстановки – второй рубеж блокирования за счет нарядов полиции на прилегающей территории, резерва и прибывающих дополнительных сил;
при неподчинении нарушителей законным требованиям сотрудников полиции проводится специальная операция по пресечению групповых нарушений общественного порядка (массовых беспорядков).
Окончание массовых мероприятий, проводимых на ограниченной территории, имеет следующие особенности:
стремление всей массы собравшихся людей быстро покинуть место проведения мероприятия;
накопившиеся положительные и отрицательные эмоции требуют выхода в различных формах, в том числе и агрессивных;
начатые в ходе мероприятия конфликты продолжаются и быстро сводятся к развязкам в виде драк, ударов, причинения телесных повреждений, с возможностью хулиганам затеряться в потоке людей после совершения противоправных действий;
необходимость задержания для привлечения к ответственности лиц, совершивших те или иные правонарушения;
соблюдение последовательности восстановления жизнедеятельности территорий, порядка в движении.
После завершения массового мероприятия наряды полиции по команде оперативного штаба принимают меры к организованному выходу зрителей, регулируют последовательность движения людских потоков. При этом наряды полиции внимательно наблюдают за поведением зрителей, разъясняют порядок выхода, предотвращают конфликты и давку, не допускают оскорбительных выкриков, скандирования и противоправных действий. При осложнении оперативной обстановки немедленно докладывают в оперативный штаб и запрашивают дополнительную помощь.
После выхода зрителей наряды полиции производят осмотр территории, служебных и бытовых помещений, удаляют посторонних лиц, затем по команде снимаются с места несения службы и направляются в установленное место для подведения итогов работы. Только по команде руководителя оперативного штаба оканчивается служба задействованных сотрудников полиции, осуществляется их отвод в места своего расположения.
Действия нарядов полиции в местах большого стечения людей должны носить прежде всего предупредительный, профилактический характер. Они должны учитывать эмоциональный настрой зрителей и участников, избегать провокационных ситуаций. Задержание правонарушителей непосредственно в массе людей производится при острой необходимости, с учетом конкретной обстановки.