Комнатные растения уголка природы.

– Расскажите о садовых растениях нашего края.

– Как люди ухаживают за растениями сада в разные времена года?

– А в каком саду цветы цветут даже снежной холодной зимой?

– Отгадайте загадку. О каком цветке в ней говорится?

По утрам мои цветки

Неказисты и мелки,

Зато ночью аромат

Наполняет целый сад!

(Ночная фиалка.)

– Злая волшебница украла фиалку. Давайте поможем ей вернуться в сад и на подоконник.

– Послушайте сказку Б. Вовк «Чьи цветы лучше?».

«Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблучком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

– Мои цветы самые красивые, – говорит Весна.

– Нет, – возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.

– Мои цветы не хуже, – так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луг, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

– Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, – хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие».

– Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду? (Комнатные.)

– Сегодня мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.

Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остаются зелёными и даже цветут? (Предположения детей.)

– Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.

Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит в первую очередь комнатные растения – источник красоты. А для чего ещё нам нужны комнатные растения? (Это источник здоровья, чистого воздуха, хорошего настроения, доброты.)

– В нашем классе очень много комнатных растений. Давайте познакомимся с ними поближе.

Послушайте стихотворение о комнатном растении и покажите горшок с этим цветком.

Слайд 15.

бальзамин

Хрустит за окошком морозный денёк.

Стоит на окошке цветок-огонёк.

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду зажглись огоньки.

Его поливаю, его берегу,

Его подарить никому не могу!

Уж очень он ярок, уж очень хорош,

Уж очень на мамину сказку похож!

Е. Благинина

– Бальзамин называют «огоньком» за яркие красные и малиновые цветки. А ещё в народе он получил шутливо-ласковое название «ванька мокрый» за свои прозрачно-водянистые стебли. Родина бальзамина – тропические леса Африки. Завезён в Европу в 1596 году. Неприхотливое, обильно цветущее растение. Из корней бальзамина делают жёлто-красную краску – хну. Бальзамин – светолюбивое растение, но не выносит прямых солнечных лучей.

Слайд 16.

Алоэ

Говорят – алоэ, алоэ… Интересно, что это такое?

Какое оно, алоэ – алое, голубое?

Доброе или злое? Маленькое или большое?

Хорошее или плохое?

Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.

А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э.

И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.

На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ:

Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.

Б. Заходер

– Алоэ – вечнозелёное многолетнее растение с сочными листьями (суккулент), распространён в диком виде в Африке, на Аравийском полуострове и острове Мадагаскар. В России алоэ известен как «столетник». Само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней. Его родина – юг Африки. В Африке это растение достигает 20 метров в высоту, а его листья – до 60 см длиной и 15 см толщиной! Листья у алоэ мясистые, зеленовато-сизые, сочные. Название «алоэ» переводится как «горький», потому что сок растения имеет горький вкус. Алоэ нетребователен к уходу: он любит светлое тёплое окно, свежий воздух, поэтому правильно будет расположить его под форточкой; ему нужен небольшой горшочек, редкий полив. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезнях полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови.

Слайды 17–26.

– Среди комнатных растений нашего класса есть:

Ÿ лекарственные – каланхоэ, гибискус, сансевиера, толстянка;

Ÿ растения-барометры – калла («плачет» перед дождём);

Ÿ растения-«пылесосы» – фикус, диффенбахия, папоротник нефролепис, традесканция, хлорофитум.

– У нас в классе несколько хлорофитумов, и это не случайно, так как хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно.

Слайды 27–29.

Ÿ защищающие от радиоактивного излучения – кактусы;

Ÿ ядовитые растения – молочай, олеандр, диффенбахия. На горшочки с этими растениями мы прикрепим знаки «Будь осторожен!».

– Давайте поиграем в игру «Угадай, кто я?». Отгадайте загадки и покажите цветы-отгадки на подоконнике в нашем классе.

Ÿ Стоит мокрый Ванёк,

А в кудрях – огонёк.

(Бальзамин.)

Ÿ Что за хвост пошёл в рост:

Не в пруду, не в речке –

На окне, у печки.

(Сансевиера (щучий хвост).)

Ÿ Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час.

(Алоэ.)

Ÿ Зелёный, в колючках,

Похож на ежа,

А цветки атласные,

Белые, жёлтые, красные.

(Кактус.)

Ÿ Комнатное растение, в народе называемое «бабьи сплетни». (Традесканция.)

Ÿ «Рождественская звезда». (Пуансеттия.)

Ÿ Растение похоже на маленькое дерево. Листья некрупные, но толстые и гладкие. В народе его называют «денежным деревом». (Толстянка.)

Ÿ Стебель растения не виден, но зато листья очень длинные, тонкие, вырезные, похожи на перья птицы. Молодые листочки на концах закручены. (Папоротник нефролепис.)

– Комнатные растения будут красивыми, здоровыми, если за ними будет хороший уход. А для этого растения нужно поливать, чтобы они не засохли. Поливать надо аккуратно. Кто покажет, как нужно это делать? (По краю горшка или в поддон, под самый корешок нельзя лить.)

– А какой водой нужно поливать? (Только комнатной температуры.)

– А что ещё нужно делать, чтобы помочь растениям? (Рыхлить почву.)

– А ещё нужно мыть и обрызгивать листочки. Весной цветы желательно пересаживать или подсыпать в горшочки землю.

– Итак, назовем правила ухода за комнатными растениями:

1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

– Давайте составим схему по уходу за комнатным растением. Как мы ухаживали? Что сначала, что потом?

Комнатные растения уголка природы. - student2.ru

– Представьте, что мы с вами в ботаническом саду, где очень уютно, красиво и много растений. Сейчас мы с вами немного поиграем. У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Вспомните названия этих цветов. (Колеус, герань душистая, герань зональная, традесканция, бегония Рекс, бегония пятнистая, папоротник, декабрист.)

– Ребята, что же общего у всех этих растений? (У них есть стебель, лист, цветок, корень.)

– Верно. У них общее строение. А что разного? (Окраска, форма листьев.)

– Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало».

Учитель убирает одно растение, затем усложняет игру, убирая 2–3 цветка.

Слайд 30.

– Давайте рассмотрим растения. Сначала поговорим о колеусе. Какого размера это растение?

– Это растение крупное. В народе его называют крапивкой. На что оно похоже? (На кустик.) Стебли прямые светло-зелёные, сочные. Листья овальной формы, пёстро окрашенные, по краю каёмочка, зубчатые. А как вы думаете, это растение цветёт? Я вам подскажу. Цветёт оно в том случае, если ухудшаются условия его содержания. Цветки некрупные, серовато-голубого цвета, собранные в кисть. Их надо обязательно удалять, чтобы растение не истощалось. Колеус быстро и легко размножается черенками. Через малое время после укоренения (2–3 месяца) черенок уже имеет вид взрослого растения. Колеус любит свет, и если ему его не хватает, то он бледнеет и вытягивается.

Слайд 31.

– А теперь рассмотрите герань зональную. Она тоже напоминает кустик. У этого растения прямой стебель, листья округлой формы, ярко-зеленого цвета. Герань обильно цветет. Цветки разного цвета – и розовые, и белые, и бордовые. Собраны в соцветие зонтик. Это растение тоже любит солнце и обильный полив.

Учитель нажимает на крестик – завершить показ.

– А вот и традесканция. На что она похожа? Да, тоже на кустик. Какой же стебель у неё? У традесканции не один стебель, а очень много, и они свисают с краев горшка. Значит, это растение вьющееся. На стеблях есть листочки зелёного цвета, гладкие, блестящие, овальной формы. Размножается традесканция черенками-стебельками.

– Давайте поиграем в игру «Магазин цветов». Я буду выполнять роль продавца, а вы – покупатели. Я называю, что это за растение, и «продаю». А чтобы вы могли его «купить», вам надо описать этот цветок.

Проводится игра.

– А теперь назовите отличительные признаки растения, доказывая, что оно относится к живой природе. Растение живое – оно питается, растёт, дышит, размножается; ему нужны свет, тепло. Составьте схему «Растения – часть живой природы».

Комнатные растения уголка природы. - student2.ru

питается растет дышит размножение свет тепло

– Что нужно для жизни растений? Выберите нужные карточки и составьте схему-модель.

Комнатные растения уголка природы. - student2.ru

свет земля вода тепло воздух

III. Итог урока.

– Какие животные живут в школьном уголке природы? Как правильно за ними ухаживать?

– Сочините рассказ о каком-нибудь животном из школьного уголка природы.

– Для чего же нам нужны комнатные растения? (Забота о комнатных растениях делает человека добрее.)

…Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

С. Вургун

Урок 47
МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ

Цели деятельности педагога:создать условия для ознакомления с правами и обязанностями граждан России, уточнения знаний о том, почему человек должен соблюдать права и обязанности.

Планируемые результаты образования:

Предметные:научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

Оборудование: пословицы о Родине.

Ход урока

Наши рекомендации