Перечень физических упражнений и подвижных игр, направленных на повышение двигательной активности детей
(программный материал)
I. Гимнастика.
1. Построения, перестроения: стайкой; врассыпную; в колонну по одному; в ко-лонну парами; построение в колонну по одному с перестроением в пары, стоя на месте; п& строение в шеренгу и равнение по линии с поворотом в колонну; перестроение в круг по зри тельному ориентиру; перестроение из колонны в шеренгу и наоборот; размыкание и смыканш при построении и перестроении обычным шагом.
2. Ходьба: стайкой; врассыпную; чередование ходьбы врассыпную с ходьбой стайкой в колонне по зрительным ориентирам; на носках; парами; с высоким подниманием колена по кругу взявшись за руки; с ускорением; с остановкой по сигналу; по наклонной и горизонталь ной поверхности; приставным шагом; с дополнительными заданиями; по профилактической до рожке.
3. Бег: стайкой; врассыпную; чередование бега врассыпную с бегом в обусловленное ме сто; в колонне по зрительной ориентации; с ускорением и замедлением; в колонне парами по кругу взявшись за руки; в медленном темпе (до 80 м); с остановкой по сигналу; со смено1 темпа по сигналу; с дополнительным заданием; на скорость (до 10 м).
4. О Р У (общеразвивающие упражнения):
а) Для рук (вверх, вперед, в стороны, сгибание и разгибание, скрещивание рук перед грудьн и разведение их в стороны, отведение рук назад, махи руками вперед-назад, хлопки перед co6oi и над головой).
V
б) Для ног (шаги вперед, назад, в стороны; сгибание и разгибание ног стоя и лежа; приседа
ние держась за опору; отведение одной ноги вперед с опорой на носок или пятку).
в) Для туловища (наклоны вперед, в стороны; повороты направо-налево, с боку на бок;
наклоны из положения сидя и лежа; подъемы из положения стоя на коленях, стоя на пятках;
сгибание ног из положения лежа на спине; одновременные движения руками и ногами в поло
жении лежа на спине).
5. О В Д (общие виды движений):
а) Равновесие: ходьба на дорожке (ширина 20 см, длина 2 м), по извилистой дорожке (ширина 25-30 см), по шнуру; перешагивание через препятствие (высота 10-15 см); ходьба из обруча в обруч; из круга в круг, с ящика на ящик (высота 10-15 см); подъем на возвышение и спуск с него (высота до 25 см).
' б) Прыжки: на всей ступне с подниманием на носки; на двух ногах на месте; с поворотом вокруг себя; с продвижением вперед; вверх на месте с целью достать предмет; спрыгивание с высоты (10 см); прыжки через линии (расстояние 10-30 см), со сменой положения ног; прямой галоп; в длину с места.
в) Бросание, катание, ловля: прокатывание мяча одной рукой, двумя руками; прокатывание
мяча под дугу и друг другу; броски мяча вперед снизу и до груди; броски мяча из-за головы;
ловля мяча с расстояния 50-100 см; перебрасывание мяча через веревку, находящуюся на уров
не груди ребенка (расстояние 1-1,5 м); бросание предметов в цель одной рукой, двумя руками;
метание на дальность правой и левой рукой (расстояние 2,5-3 м).
г) Ползание, лазание: ползание на средних четвереньках по прямой (3-4 м), за катящимся
предметом, по доске на средних четвереньках, под препятствие (высота 30-40 см), между нож
ками стула произвольным способом в обруч; перелезание через бревно (высота 20 см); подтяги
вание на скамейке, на животе; лазание по лестнице-стремянке и спуск с нее; влезание на гимна
стическую стенку удобным способом.
II. Подвижные игры:
«К куклам в гости», «Ножки по дорожке», «Не наступи», «Достань флажок», «Где звенит?», «Брось и догони», «Догонялки с персонажами», «Бегите ко мне», «Птички летают», «Солнышко и дождик», «Воробышки и кот», «Лесные жучки», «Цыплята и кот», «Лошадки», «Автомобиль», «Самолеты», «Мой веселый звонкий мяч», «Кот-Заинька». «Воробушки и автомобиль» и др.
ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Упражнения в основных видах движений; подвижные игры | Месяцы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||||||||||||||
Недели | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перестроение | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Ходьба | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
Бег | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Общеразвивающие упражнения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Упражнение на равновесие | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Прыжки | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Метание | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Лазание | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
Подвижные игры | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ
Мотивация занятия | Перестроение | Ходьба | Бег | Общеразви- вающие упражнения (ОРУ) | Упражнения на равновесие (УР) | Прыжки | Метание | Лазание | Подвижные игры (ПИ) |
.5 | |||||||||
СЕНТЯБРЬ | |||||||||
I. «Пойдем в гости к кукле, зайчику, мишке» | Построение стайкой | Ходьба стайкой за инструктором | Бег обычной стайкой | «Колобок» (в положении на животе перекатывание несколько раз в одну, потом в другую сторону) | Ходьба между предметами | Прыжки на всей ступне с подниманием на носки (пружинка) | Прокатывание мяча одной рукой | «Доползи до флажка» | «Догонялки» с персонажами |
П. «В гостях у куклы, зайчика, мишки» | Построение стайкой | Ходьба стайкой за инструктором | Бег стайкой | С погремушками | Ходьба между предметами | Прыжки на всей ступне с работой рук | «Прокати мяч под стойку» | Ползание на средних четвереньках по прямой (3-4 м) | «Догонялки» с персонажами |
III. «Пойдем в гости к кукле, дошадке, собачке» | Построение врассыпную | Ходьба врассыпную по залу | Бег врассыпную по залу | С погремушками | Ходьба между предметами | Катание мяча двумя руками | Ползание на средних четвереньках по прямой (3-4 м) | «Птички, летите ко мне» | |
IV. «Птички летают» | Построение врассыпную | Чередование ходьбы врассыпную е ходьбой стайкой | Чередование бега врассыпную с бегом в обусловленное место по сигналу | «Забавные птички» 1 | Ходьба между предметами | Прыжки на двух ногах на месте | Катание мяча двумя руками | Ползание на средних четвереньках (3-4 м) | «Птички, летите ко мне» |
Продолжение табл.
8 9 10 | |||||||||
ОКТЯБРЬ | |||||||||
I. «В гостях у кукол» | Построение в колонну по одному | Ходьба в колонне друг за другом по зрительной ориентации | Бег в колонне друг за другом по зрительной ориентации | «Поиграем и потанцуем с куклами» | Ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 2 м) | Прыжки на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя | Катание мяча двумя руками | «Доползи до погремушки» | «Солнышко и дождик» |
П. «В гостях у кукол» | Построение в колонну друг за другом | Ходьба в колонне друг за другом по зрительной ориентации | Бег на носках | «Изобрази великана» -потянуться вверх | Ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 2 м) | Прыжки на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя | Прокатывание мяча двумя руками под дугу | «Проползи по доске» | «Догони скорее мяч» |
III. «Пойдем в гости к зверятам» | Построение в колонну друг за другом | Ходьба врассыпную | Бег в колонне | «Поиграем со зверятами» | Ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 2 м) | «Лошадки» -согласованные прыжки - «лошади» и «кучера» | Прокатывание мяча двумя руками под дугу | Ползание за катящимся предметом | «В гости к зверятам» (имитация повадок животных) |
IV. «Пойдем в гости к зверятам» | Построение в колонну друг за другом | Ходьба в колонне друг за другом на носках по зрительным ориентирам | Бег в колонне, не отставая и не перегоняя товарищей (по зрительным ориентирам) | «Игра со зверятами» | Ходьба по доске | Прыжки на двух ногах с продвижением вперед | Прокатывание мяча двумя руками под дугу | Ползание на четвереньках за катящимся предметом с ускорением и замедлением | «В гости к зверятам» |
ЙОЯБРЬ | |||||||||
I. «Воробышки-попрыгунчики» | Построение врассыпную | Ходьба врассыпную | Бег врассыпную | «Мы как воробышки» | Ходьба по извилистой дорожке | Прыжки на двух ногах, с небольшим | «Попади в обруч» | Ползание по скамейке | «Воробышки и кот» |
Продолжение табл.
(ширина 25-30 см) | продвижением вперед | ||||||||
II. «Воро-бышки-попрыгун-чики» | Построение в колонну друг за другом | Ходьба в колонне | Бег в колонне друг за другом с ускорением и замедлением | «Мы как воробышки» | Ходьба по извилистой дорожке (ширина 25-30 см) | Прыжки на двух ногах на месте в паре | Прокатывание обруча друг другу | Ползание по доске на средних четвереньках (по мосту) | «Воробышки и кот» |
III. «Путешествие в лес на поезде» | Построение в колонну друг за другом | Ходьба в колонне друг за другом | Бег в колонне друг за другом | «Падают, падают листья» | Ходьба по извилистой дорожке (ширина 25-30 см) | «Подпрыгни выше» | Прокатывание под дугу | Ползание по доске на средних четвереньках (по мосту) | «Лесные жучки» |
IV. «Путешествие в лес на автобусе» | Построение в колонну парами | Ходьба в колонне парами | Бег в колонне парами | Упражнения с шишками | «Перейди болото по островкам» | Прыжки вверх на месте с целью достать предмет | Прокатывание мяча друг другу | Ползание по доске на средних четвереньках (по мосту) | «Лесные жучки» |
ДЕКАБРЬ | |||||||||
1. «Курочка с цыплятами» | Построение в колонну парами | Ходьба с высоким подниманием колена в колонне парами | Бег в колонне парами, чередующийся с бегом врассыпную | «Пушистые цыплята» | Ходьба по шнуру прямо | Прыжки вверх с места с целью достать предмет | Прокатывание мяча друг другу | «Наседка и цыплята» | «Цыплята и кот» |
П. «Курочка с цыплятами» | Построение в колонну с перестроением в пары, стоя на месте | Ходьба парами с высоким подниманием колена и взмахом рук | Бег в колонне парами, чередующийся с бегом врассыпную | «Пушистые цыплята» | Ходьба по шнуру прямо | Прыжки вверх с места с целью достать предмет | Прокатывание мяча друг другу | Ползание под препятствием (высота 30-40 см) | «Цыплята и кот» |
Продолжение табл.
III. «Цирк» | Построение в шеренгу и равнение по линии с поворотом в колонну друг за другом | Ходьба в колонне по кругу (взявшись за руки) со сменой направления по сигналу | Бег по кругу (взявшись за руки) со сменой направления по сигналу | «Веселые петушки» | Ходьба по шнуру зигзагом | «Конники» | Бросание мяча вперед снизу | Ползание под препятствие (высота 30-40 см) | «Лошадки» |
IV. «Цирк» | Построение парами | Ходьба парами с высоким подниманием колена и взмахом рук | «Пробеги с вертушкой» | «Веселые петушки» | Ходьба по узенькой дорожке | Спрыгива-ние с высоты (со скамейки, высота 10 см) | Бросание мяча вперед снизу | Ползание под препятствие (высота 30-40 см) | «Лошадки» |
ЯНВАРЬ | |||||||||
I. «Магазин игрушек» (на автомобиле) | Построение в шеренгу, равнение по зрительным ориентирам с поворотом в колонне | Ходьба в колонне друг за другом | Бег в колонне друг за другом в медленном темпе (30-40 сек, расстояние до 80 м) | Упражнения с платочками | Перешагивание через препятствие (высота 10-15 см) | Спрыгива-ние с высоты (со скамейки, высота 15 см) | Бросание мяча вперед снизу | «Наседка и цыплята» | «Автомобиль» |
II. «Магазин игрушек» (на самолете) | Построение в шеренгу по одному с перестроением в круг по ориентиру | Ходьба в колонне с ускорением и замедлением темпа | «Пробеги с вертушкой» | «Дотянись до великана» » | Перешагивание через препятствие (высота 10-15 см) | Спрыгива-ние с высоты вниз (высота- 15 см) | «Брось дальше» | Проползание между ножками стула произвольным способом | «Самолеты» |
III. «Мой веселый, звонкий мяч» | Построение в шеренгу с перестрое- | Ходьба в колонне с остановкой | Бег в колонне с остановкой | «Поиграем с разноцветными мячами» | Перешагивание через | «Зайки» (подпры- | Бросание мяча | Проползание между нож- | «Мой веселый, звонкий |
Продолжение табл.
3 _, | |||||||||
нием в круг по ориентиру | по сигналу | по сигналу | (высота 10-15 см) | на двух ногах) | произвольным способом | ||||
IV. «Мой веселый, звонкий мяч» | Построение в шеренгу с перестроением в круг по ориентиру | Ходьба в колонне с остановкой по сигналу | Бег в колонне с остановкой по сигналу | «Поиграем с разноцветными мячами» | «Не наступи в лужу» | Прыжки через линии | Бросание мяча от груди | Проползание в обруч, расположенный вертикально к полу, не касаясь руками пола | «Мой веселый, звонкий мяч» |
ФЕВРАЛЬ | |||||||||
I. «Мыши и кот Васька» | Перемена мест | Ходьба врассыпную на носках | Бег врассыпную на носках | «Мышки» | Ходьба из обруча в обруч | Прыжки через веревку | Бросание мяча от груди | «Наседка и цыплята» | «Кот и мыши» |
П. «Мыши и кот Васька» | Перемена мест | Ходьба врассыпную на носках | Бег врассыпную на носках | «Мышки» | Ходьба из обруча в обруч | Прыжки в длину через две линии (расстояние 10-30 см) | Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками | Перелезание через бревно | «Кот и мыши» |
III. «На помощь Колобку» | Построение в шеренгу с перестроением в круг | Ходьба на носках, поднимая колени «по высокой траве», перешагивая через препятствие | Бег стайкой по кругу с ускорением и замедлением | «Встречи животных в лесу» (имитация их движений: заяц, волк, медведь, лиса) | Ходьба из обруча в обруч | «Подпрыгни повыше» | Бросание мяча из-за головы | Перелезание через бревно | «Самолеты» |
IV. «Кого встретил Колобок?» | Свободное построение | Ходьба на носках, на внешней | «Пробеги и не сбей» | Отгадывание загадок о животных, | «По ступенькам» | Прыжки на двух ногах (до 2 м) | Бросание мяча из-за головы | Перелезание через бревно (высота 20 см) | «Волшебная дудочка» (дудочка |
Продолжение табл.
стороне стопы | изображение животных | - | играет - все пляшут, перестает играть -все замирают, удерживая равновесие) | ||||||
МАРТ | |||||||||
I. «Прыгай, как мяч» | Перестроение из шеренги в круг | Ходьба по кругу (взявшись за руки) со сменой направления по сигналу | Бег по кругу (взявшись за руки) со сменой направления по сигналу | Упражнения с мячом | Ходьба из круга в круг с мячом в руках | Прыжки на двух ногах с мячом в руках (до 2 м) | Бросание мяча из-за головы | «Проползи по бревну» | «Брось и догони» |
II. «Прыгай, как мяч» | Перестроение из шеренги в круг | Ходьба по кругу (взявшись за руки) со сменой направления по сигналу | Бег по кругу (взявшись за руки) со сменой направления по сигналу | Упражнения с мячом | Ходьба из круга в круг с мячом в руках | Прыжки на двух ногах с мячом в руках (до 2 м) | «Поймай мяч» | Подтягивание на скамейке в положении лежа на животе | «Пузырь» |
III. «У солнышка в гостях» | Перестроение из колонны в шеренгу и наоборот | Ходьба по наклонной горизонтальной поверхности с перешагиванием через «камешки», «канавки» | Бег с ускорением и замедлением темпа | Перекат на живот и обратно с мячом в руках | Ходьба из круга в круг держа руки за головой | «Допрыгни!» | Ловля мяча, брошенного инструктором (расстояние 100 см) | Подтягивание на скамейке в положении лежа на животе | «Поезд» |
IV. «У солнышка в гостях» | Перестроение из шеренги | Ходьба с препятствиями | Бег «Перемена мест» | Упражнения с флажками | Ходьба по ребристой доске | Прыжки со сменой положения ног | Ловля мяча, брошенного инструктором | Подтягивание на скамейке в положении | «Где звенит?» |
Продолжение табл.
в «солнышко» | (врозь -вместе) | (расстояние 100 см) | лежа на животе | ||||||
АПРЕЛЬ | |||||||||
I. «Поиграем с солнечными зайчиками» | «Барабан» (действия по построению на различение динамики) | Ходьба с дополнительным заданием с остановкой по сигналу, поворот вокруг себя | Бег в медленном темпе (30-40 с, расстояние до 80 м) | «Игра с солнечными зайчиками» | Ходьба с ящика на ящик (высота 10-15 см) | Прыжки со сменой положения ног(врозь -вместе) | Перебрасывание мяча через веревку, находящуюся на уровне груди ребенка (расстояние 1-1,5 м) | «Покажите, кто как лазает» | «Лошадки» |
II. «Поиграем с солнечными зайчиками» | «Барабан» (действия по построению на различение динамики) | Ходьба с дополнительным заданием с остановкой по сигналу, поворот вокруг себя | Бег в медленном темпе (ЗО^Ю сек, расстояние до 80 м) | «Игра с солнечными зайчиками» | Ходьба с ящика на ящик (высота 10-15см) | Прыжки со сменой положения ног(врозь -вместе) | Удар мяча о стену (или щит) и ловля его двумя руками | Лазание по лестнице-стремянке и спуск с нее | «Заинька» |
III. «Волшебная па-лочка-скака-лочка» | Построение в шеренгу по флажку того или иного цвета | Ходьба с высоким подниманием колен | Бег со сменой темпа по сигналу | «Игра с волшебной палочкой» | Ходьба с ящика на ящик (высота 10-15 см) | «Лошадки» | Перебрасывание мяча через веревку, находящуюся на уровне груди ребенка (расстояние 1-1,5 м) | Лазание по лестнице-стремянке и спуск с нее | «Лошадки» |
Окончание табл.
IV. «Волшебная па-лочка-скака-лочка» | Построение вкруг по флажку определенного цвета | Ходьба приставным шагом | Бег со сменой темпа по сигналу | «Игра с волшебной палочкой» | «Из кружка в кружок» | Прямой галоп | Бросание предметов в цель (1м) одной рукой | Лазание по лестнице-стремянке и спуск с нее | «Лошадки» |
МАИ | |||||||||
I. «На солнечной полянке» | Размыкание и смыкание при построении обычным шагом | Ходьба по профилактической дорожке | Бег с дополнительным заданием: догонять убегающих | «Игра с солнышком и ветерком» (на скамейке) | Подъем на возвышение и спуск с него (высота до 25 см) | Прямой галоп | Бросание предметов в цель (расстояние 1 м) | «Проползи и не задень» | «Солнышко и дождик» |
II. «На солнечной полянке» | Размыкание и смыкание при построении обычным шагом | Ходьба по палке | Бег с дополнительным заданием: убегать от догоняющих | «Игра с солнышком и ветерком» (на скамейке) | Подъем на возвышение и спуск с него (высота до 25 см) | Прямой галоп | Бросание предметов в цель (расстояние 1 м) | Влезание на гимнастическую стенку удобным способом | «Солнышко и дождик» |
III. «На рыбалку» | Построение по команде инструктора | Ходьба приставным шагом вперед правой и левой ногой | Бег на скорость (расстояние до 10 м) | «Рыбаки» | Подъем на возвышение и спуск с него (высота до 25 см) | Прямой галоп | Метание на дальность правой и левой рукой (2,5-3 м) | Влезание на гимнастическую стенку удобным способом | «Воробышки и автомобиль» |
IV. «На рыбалку» | Построение по команде инструктора | Ходьба по толстому шнуру | Бег с указанием на игровой образ («Побежим тихо, как мышки» и т. п.) | «Рыбаки» | Подъем на возвышение и спуск с него (высота до 25 см) | Прыжки в длину с места | Метание на дальность правой и левой рукой (2,5-3 м) | Влезание на гимнастическую стенку удобным способом | «Воробышки и автомобиль» |
Приложение
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ОСЕНЬ
Листопад
Цели:закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».
Материал: осенние листья.
Ход игры
Воспитатель говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Воспитатель рассказывает: «Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)
Листопад! Листопад! Листья желтые летят! Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.) Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.) Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.) Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)
Прилетел легкий ветерок, подул». (Дует взрослый, за ним дети.)
Воспитатель продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.) Закружились, закружились, закружились!
Листопад! Листопад! Листья по ветру летят.
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю ... листья». Педагог читает стихотворение В. Мирович «Листопад». По желанию детей игра продолжается 2-3 раза.
Вейся, венок!
Цель:учить водить хоровод.
М а т е р и а л: веночки с цветами и лентами.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям поиграть и раздает всем веночки. Каждый ребенок, выбирая ободок-веночек, называет цветок, его окраску, а воспитатель и остальные ребята помогают тем, кто затрудняется в названиях.
Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли красивые цветы (показывает на детей).
Все вместе дружно отбирают цветы по названиям: «Это ромашка, вот еще ромашка, и это тоже ромашка. А то василек, и это василек. Идите, васильки, сюда!»
Воспитатель: «Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. (Дети убегают.) Пришла девочка Дашенька и сказала: «Вейся, венок! Завивайся, венок!» (Взрослый помогает детям образовать круг.) Какой красивый разноцветный венок у нас получился! Вейся, венок! Завивайся!»
Вместе с воспитателем малыши водят хоровод и поют хором любую веселую песенку. Игра повторяется 2-3 раза.
ПО УЗЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ
Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на а фальте).
Ход игры
Воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей). 3 тем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» - кружкам, иначе промочив ножки.
Воспитатель произносит слова и показывает действия: «По узенькой дорожке шагают наш
ножки!» 1
Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, ка нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям: «По камешкам, по камеы кам, по камешкам!»
Вдруг педагог неожиданно произносит: «И в ямку - бух!», выпрыгивает из кружка, присе дает, а за ним и все дети. Игра повторяется.
Беги к тому, что назову
Цели: напомнить названия предметов; научить бегать «стайкой». Правила: уметь слушать взрослого.
Ход игры
Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице беги!»
Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, дает им время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит: «Раз, два, три, к веранде беги!»
Затем игра повторяется. Дети бегут к качелям, к столику, к горке и т. д.
Лохматый пес
Цель: учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.
Материал: крупная игрушечная собака.
Ход игры
Воспитатель сажает у веранды яркую игрушечную собачку и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем ее разбудить».
Воспитатель читает стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:
Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнул он нос, Тихо-смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. 64
Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет.
Дети подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами!» Собачка «лает». Дети разбегаются в разные стороны. Игра повторяется 2-3 раза.
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
Цель:учить действовать согласно словам текста. Материал: крупная игрушка (медведь).
Ход игры
Воспитатель сажает медведя под кустом и рассказывает детям, что осенью можно пойти в лес, набрать грибов и ягод; спрашивает, кто из детей ходил с родителями за грибами: «Много грибов принесли? Находили ли в лесу малину? Кто любит малину? Конечно, медведь! Он приходит полакомиться сладкими ягодами, а как увидит кого, сразу рычит, отгоняет всех, хочет один ягоды собирать. Ишь какой мишка-сладкоежка! Пойдемте и мы в лес!» Воспитатель медленно читает стихотворение:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь глядит
И на нас рычит:
«Рррр!»
»
Слушая текст, ребята медленно приближаются к медведю (мягкой игрушке). Как только медведь «зарычит», все разбегаются в разные стороны.
Затем воспитатель спрашивает: «Кто хочет быть медведем? Ты, Миша? А рычать будешь? Тогда садись рядом. У нас будет два медведя».
По желанию детей игра повторяется 3—4 раза, «медведи» могут меняться.
Раздувайся, мой шар!
Цели:учить выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука [ш].
Ход игры
Воспитатель говорит: «Давайте, ребята, будем надувать воздушный шар. Надуем его так, чтобы он стал большим-большим и не лопнул».
Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки. Взрослый медленно, напевно произносит слова, отступая назад:
Раздувайся, мой шар! Раздувайся, большой...
Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг. Воспитатель продолжает:
Оставайся такой И не лопайся!
Взрослый уточняет: «Смотрите, какой большой шар мы надули!» И все вместе: «Ш-ш-ш-и Не отпуская рук, все сбегаются в середину. «Сдулся наш шар!» - констатирует воспитатель Надуем еще раз!» - и повторяет слова игры.
На третий раз дети, держась за руки, расходятся, образуя как можно широкий круг.
Воспитатель командует: «Хлоп!» Дети расцепляют руки и разбегаются в разные сторон «Лопнул шар!»
Поедем в лес
Цели:уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.
Материал: чурочки-грибочки, цветы из гофрированной бумаги или из капроновых ле] два шнура, 5-6 корзиночек.
Ход игры
Воспитатель вместе с детьми украшает цветами полянку, около деревьев кладет грибочь на площадке натягивает два шнура (обозначив мостик через речку).
Воспитатель гудит, изображая паровоз: «Уууу!» - Все дети («вагончики») едут, гудят: « У уу!». Но вот остановка. «Шшшш!» - повторяют дети за педагогом. «Куда это мы приехали?): спрашивает воспитатель. Если малыши затрудняются ответить, помогает: «Поезд привез вс на поляну, где растут цветочки». Дети собирают цветы.
Все цветы собраны в корзинки, «паровоз» дает протяжный гудок. «Поезд» едет через мост в «лес», где дети дружно собирают грибочки, а затем бегают от дерева к дереву, прячутся них.
Опять протяжный гудок паровоза - все уезжают домой.
В «лесу» воспитатель, может спросить, знают ли дети названия таких деревьев, как ел* береза.
Птички и дождик
Цели:учить действовать по команде взрослого; упражнять в произнесении звуков. Материал: эмблемы с изображением птиц.
Ход игры
Педагог раздаст детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Все должк слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия». Педагог начинает: «Птички л тают (дети бегут по площадке), клюют зернышки (дети присаживаются, «клюют»), огоп улетают.
Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. («Ввв»! - произносят дети.) Закап; частый дождь, застучал по крыше».
«Тук! Тук! Тук!» - повторяют дети.
«Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми, - зовет взрослый. - Все птички п прятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются). Дождик прошел, и ошг птички полетели, веселую песенку запели, радуются». (Дети имитируют голоса знакомь птиц.)
Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на площадке собачки, автомоб] ля. Каждый раз «птички» разлетаются в разные стороны.
ВЫШЛИ ДЕТИ В САДИК
(по стихотворению Л. Кондратенко)
Цели:уточнять знания о голосах; учить действовать согласно тексту стихотворения.
Ход игры
Воспитатель. Вышли дети в сад зеленый
Танцевать, танцевать. Ля-ля! Ля-ля-ля!
(Дети двигаются произвольно, танцуют.) Стали гуси удивленно Гоготать, гоготать. (Дети кричат: «Га-га-га!») Серый конь заржал в конюшне: «Иго-го! Иго-го!»
(Дети повторяют: «Иго-го! Иго-го!») Для чего кружиться нужно, Для чего, для чего? (Все дети кружатся.) И корова удивилась: «Му-му-му! Му-му-му!» (Дети повторяют: «Му-му-му!») Что вы так развеселились? Не пойму, не пойму!
Воспитатель делает вид, что забодает всех. Дети разбегаются в стороны.
Игра повторяется 2-3 раза.
ЗИМА
Дед мороз Цель:прививать умение выполнять характерные движения.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки. Воспитатель говорит грубым голосом:
Я - Мороз Красный Нос,
Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей.
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.
Воспитатель пытается поймать ребят: «Заморожу! Заморожу!» Дети разбегаются. Игра повторяется.
Каждый раз «Дед Мороз» приглашает выходить «из леса» новых «зверей» (мишек, лисичек), лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от «Деда Мороза».
67 ■ . ■
Снегкружится
(по стихотворению А. Барто)
Цель:научить соотносить собственные действия с действиями участников игры. Материал: ободки с эмблемами-снежинками.
Ход игры
Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, круж когда подует ветерок.
Затем предлагает всем участникам игры ободки-снежинки. Воспитатель, предлагает д покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»
Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружо! вертелись, как снежок».
Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель пр носит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.)