Перечень физических упражнений и подвижных игр, направленных на повышение двигательной активности детей

(программный материал)

I. Гимнастика.

1. Построения, перестроения: стайкой; врассыпную; в колонну по одному; в ко-лонну парами; построение в колонну по одному с перестроением в пары, стоя на месте; п& строение в шеренгу и равнение по линии с поворотом в колонну; перестроение в круг по зри тельному ориентиру; перестроение из колонны в шеренгу и наоборот; размыкание и смыканш при построении и перестроении обычным шагом.

2. Ходьба: стайкой; врассыпную; чередование ходьбы врассыпную с ходьбой стайкой в колонне по зрительным ориентирам; на носках; парами; с высоким подниманием колена по кругу взявшись за руки; с ускорением; с остановкой по сигналу; по наклонной и горизонталь ной поверхности; приставным шагом; с дополнительными заданиями; по профилактической до рожке.

3. Бег: стайкой; врассыпную; чередование бега врассыпную с бегом в обусловленное ме сто; в колонне по зрительной ориентации; с ускорением и замедлением; в колонне парами по кругу взявшись за руки; в медленном темпе (до 80 м); с остановкой по сигналу; со смено1 темпа по сигналу; с дополнительным заданием; на скорость (до 10 м).

4. О Р У (общеразвивающие упражнения):

а) Для рук (вверх, вперед, в стороны, сгибание и разгибание, скрещивание рук перед грудьн и разведение их в стороны, отведение рук назад, махи руками вперед-назад, хлопки перед co6oi и над головой).



V

б) Для ног (шаги вперед, назад, в стороны; сгибание и разгибание ног стоя и лежа; приседа­
ние держась за опору; отведение одной ноги вперед с опорой на носок или пятку).

в) Для туловища (наклоны вперед, в стороны; повороты направо-налево, с боку на бок;
наклоны из положения сидя и лежа; подъемы из положения стоя на коленях, стоя на пятках;
сгибание ног из положения лежа на спине; одновременные движения руками и ногами в поло­
жении лежа на спине).

5. О В Д (общие виды движений):

а) Равновесие: ходьба на дорожке (ширина 20 см, длина 2 м), по извилистой дорожке (ши­рина 25-30 см), по шнуру; перешагивание через препятствие (высота 10-15 см); ходьба из об­руча в обруч; из круга в круг, с ящика на ящик (высота 10-15 см); подъем на возвышение и спуск с него (высота до 25 см).

' б) Прыжки: на всей ступне с подниманием на носки; на двух ногах на месте; с поворотом вокруг себя; с продвижением вперед; вверх на месте с целью достать предмет; спрыгивание с высоты (10 см); прыжки через линии (расстояние 10-30 см), со сменой положения ног; прямой галоп; в длину с места.

в) Бросание, катание, ловля: прокатывание мяча одной рукой, двумя руками; прокатывание
мяча под дугу и друг другу; броски мяча вперед снизу и до груди; броски мяча из-за головы;
ловля мяча с расстояния 50-100 см; перебрасывание мяча через веревку, находящуюся на уров­
не груди ребенка (расстояние 1-1,5 м); бросание предметов в цель одной рукой, двумя руками;
метание на дальность правой и левой рукой (расстояние 2,5-3 м).

г) Ползание, лазание: ползание на средних четвереньках по прямой (3-4 м), за катящимся
предметом, по доске на средних четвереньках, под препятствие (высота 30-40 см), между нож­
ками стула произвольным способом в обруч; перелезание через бревно (высота 20 см); подтяги­
вание на скамейке, на животе; лазание по лестнице-стремянке и спуск с нее; влезание на гимна­
стическую стенку удобным способом.

II. Подвижные игры:

«К куклам в гости», «Ножки по дорожке», «Не наступи», «Достань флажок», «Где звенит?», «Брось и догони», «Догонялки с персонажами», «Бегите ко мне», «Птички летают», «Солнышко и дождик», «Воробышки и кот», «Лесные жучки», «Цыплята и кот», «Лошадки», «Автомобиль», «Самолеты», «Мой веселый звонкий мяч», «Кот-Заинька». «Воробушки и автомобиль» и др.

ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Упражнения в основных видах движений; подвиж­ные игры Месяцы
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
Недели
Перестроение + + +   + + + + + + + + + + +   +   + +     + + + + +           +    
Ходьба + + + + + +   + + + + + + + +   + + + + + + +   + + +   +   + + +   +
Бег + + + + +     + + + + + + + +   +   + + + + +   + + +   +   + + + + +
Общеразвивающие упражнения   + + + + + + + + + + + + + + + +   + + + + + + + +     +   + + + + +
Упражнение на равновесие + + +   + + +   + + +   + + +   + + +   + + +   + + +   + + +   + + +
Прыжки + +   + + +   + + +   + + +   + + +   + + +   + + +   + + +   + + +  
Метание +   + + + + + +     + + +   + + +   + + +   + + +   + + +   + + +   +
Лазание   + + +     + +   + + +   + + +   + + +   + + +   + + +   + + +   + +
Подвижные игры + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ



Мотивация занятия Перестроение Ходьба Бег Общеразви- вающие упражнения (ОРУ) Упражнения на равновесие (УР) Прыжки Метание Лазание Подвижные игры (ПИ)
.5
СЕНТЯБРЬ
I. «Пойдем в гости к кукле, зайчику, мишке» Построение стайкой Ходьба стайкой за инструк­тором Бег обычной стайкой «Колобок» (в положении на животе перекатыва­ние несколь­ко раз в одну, потом в дру­гую сторону) Ходьба ме­жду предме­тами Прыжки на всей ступ­не с под­ниманием на носки (пружинка) Прокатыва­ние мяча одной рукой «Доползи до флажка» «Догонялки» с персона­жами
П. «В гостях у куклы, зайчика, мишки» Построение стайкой Ходьба стайкой за инструк­тором Бег стайкой С погре­мушками Ходьба ме­жду предме­тами Прыжки на всей ступне с ра­ботой рук «Прокати мяч под стойку» Ползание на средних четверень­ках по пря­мой (3-4 м) «Догонялки» с персона­жами
III. «Пойдем в гости к кукле, дошадке, собачке» Построение врассыпную Ходьба врассыпную по залу Бег врас­сыпную по залу С погре­мушками Ходьба ме­жду предме­тами   Катание мяча двумя руками Ползание на средних четверень­ках по пря­мой (3-4 м) «Птички, летите ко мне»
IV. «Птички летают» Построение врассыпную Чередова­ние ходьбы врассыпную е ходьбой стайкой Чередование бега врас­сыпную с бегом в обуслов­ленное место по сигналу «Забавные птички» 1 Ходьба ме­жду предме­тами Прыжки на двух но­гах на месте Катание мяча двумя руками Ползание на средних четверень­ках (3-4 м) «Птички, летите ко мне»

Продолжение табл.

8 9 10
ОКТЯБРЬ
I. «В гостях у кукол» Построение в колонну по одному Ходьба в колонне друг за дру­гом по зри­тельной ориентации Бег в колон­не друг за другом по зритель­ной ориен­тации «Поиграем и потанцуем с куклами» Ходьба по дорожке (ширина 20 см, дли­на 2 м) Прыжки на двух но­гах на месте с поворотом вокруг себя Катание мяча двумя руками «Доползи до погре­мушки» «Солнышко и дождик»
П. «В гостях у кукол» Построение в колон­ну друг за другом Ходьба в колонне друг за дру­гом по зри­тельной ориентации Бег на носках «Изобрази великана» -потянуться вверх Ходьба по дорожке (ширина 20 см, дли­на 2 м) Прыжки на двух но­гах на месте с поворотом вокруг себя Прокатыва­ние мяча двумя рука­ми под дугу «Проползи по доске» «Догони скорее мяч»
III. «Пойдем в гости к зверятам» Построение в колон­ну друг за другом Ходьба врассыпную Бег в колонне «Поиграем со зверя­тами» Ходьба по дорожке (ширина 20 см, дли­на 2 м) «Лошадки» -согласован­ные прыж­ки - «лоша­ди» и «ку­чера» Прокатыва­ние мяча двумя рука­ми под дугу Ползание за катящимся предметом «В гости к зверятам» (имитация повадок жи­вотных)
IV. «Пой­дем в гости к зверятам» Построение в колон­ну друг за другом Ходьба в колонне друг за дру­гом на нос­ках по зри­тельным ориентирам Бег в колон­не, не отста­вая и не пе­регоняя то­варищей (по зритель­ным ориен­тирам) «Игра со зверя­тами» Ходьба по доске Прыжки на двух но­гах с про­движением вперед Прокатыва­ние мяча двумя рука­ми под дугу Ползание на четве­реньках за катящимся предметом с ускорени­ем и замед­лением «В гости к зверятам»
ЙОЯБРЬ
I. «Воробыш­ки-попры­гунчики» Построение врассыпную Ходьба врассыпную Бег врас­сыпную «Мы как во­робышки» Ходьба по извили­стой дорожке Прыжки на двух ногах, с небольшим «Попади в обруч» Ползание по скамейке «Воробыш­ки и кот»

Продолжение табл.

          (ширина 25-30 см) продвиже­нием вперед      
II. «Воро-бышки-попрыгун-чики» Построение в колон­ну друг за другом Ходьба в колонне Бег в колон­не друг за другом с ускорени­ем и замед­лением «Мы как во­робышки» Ходьба по извили­стой дорож­ке (ширина 25-30 см) Прыжки на двух ногах на месте в паре Прокатыва­ние обруча друг другу Ползание по доске на средних четвереньках (по мосту) «Воробыш­ки и кот»
III. «Путеше­ствие в лес на поезде» Построение в колон­ну друг за другом Ходьба в колон­не друг за другом Бег в колон­не друг за другом «Падают, падают листья» Ходьба по извили­стой дорожке (ширина 25-30 см) «Подпрыгни выше» Прокатыва­ние под дугу Ползание по доске на средних четвереньках (по мосту) «Лесные жучки»
IV. «Путе­шествие в лес на ав­тобусе» Построение в колонну парами Ходьба в колонне парами Бег в колон­не парами Упражнения с шишками «Перейди болото по остров­кам» Прыжки вверх на мес­те с целью достать предмет Прокатыва­ние мяча друг другу Ползание по доске на средних четвереньках (по мосту) «Лесные жучки»
ДЕКАБРЬ
1. «Курочка с цыпля­тами» Построение в колонну парами Ходьба с вы­соким подни­манием коле­на в колонне парами Бег в колон­не парами, чередую­щийся с бе­гом врас­сыпную «Пушистые цыплята» Ходьба по шнуру прямо Прыжки вверх с мес­та с целью достать предмет Прокатыва­ние мяча друг другу «Наседка и цыплята» «Цыплята и кот»
П. «Курочка с цыпля­тами» Построение в колонну с перестрое­нием в пары, стоя на месте Ходьба па­рами с высо­ким подни­манием ко­лена и взма­хом рук Бег в колон­не парами, чередую­щийся с бе­гом врас­сыпную «Пушистые цыплята» Ходьба по шнуру прямо Прыжки вверх с мес­та с целью достать предмет Прокатыва­ние мяча друг другу Ползание под пре­пятствием (высота 30-40 см) «Цыплята и кот»

Продолжение табл.

III. «Цирк» Построение в шеренгу и равнение по линии с поворо­том в колон­ну друг за другом Ходьба в колонне по кругу (взявшись за руки) со сменой направления по сигналу Бег по кругу (взявшись за руки) со сменой направления по сигналу «Веселые петушки» Ходьба по шнуру зигзагом «Конники» Бросание мяча вперед снизу Ползание под препят­ствие (высо­та 30-40 см) «Лошадки»
IV. «Цирк» Построение парами Ходьба па­рами с высо­ким подни­манием ко­лена и взма­хом рук «Пробеги с вертушкой» «Веселые петушки» Ходьба по узенькой дорожке Спрыгива-ние с высо­ты (со ска­мейки, вы­сота 10 см) Бросание мяча вперед снизу Ползание под препят­ствие (высо­та 30-40 см) «Лошадки»
ЯНВАРЬ
I. «Магазин игрушек» (на автомо­биле) Построение в шеренгу, равнение по зритель­ным ориен­тирам с по­воротом в колонне Ходьба в колон­не друг за другом Бег в колонне друг за дру­гом в медлен­ном темпе (30-40 сек, расстояние до 80 м) Упражне­ния с пла­точками Перешаги­вание через препятствие (высота 10-15 см) Спрыгива-ние с высо­ты (со ска­мейки, вы­сота 15 см) Бросание мяча вперед снизу «Наседка и цыплята» «Авто­мобиль»
II. «Магазин игрушек» (на самолете) Построение в шеренгу по одному с перестрое­нием в круг по ориентиру Ходьба в колонне с ускорени­ем и замед­лением темпа «Пробеги с вертушкой» «Дотянись до великана» » Перешаги­вание через препятствие (высота 10-15 см) Спрыгива-ние с высо­ты вниз (вы­сота- 15 см) «Брось дальше» Проползание между нож­ками стула произволь­ным способом «Самолеты»
III. «Мой веселый, звонкий мяч» Построение в шеренгу с перестрое- Ходьба в колонне с остановкой Бег в колон­не с оста­новкой «Поиграем с разноцвет­ными мячами» Перешаги­вание через «Зайки» (подпры- Бросание мяча Проползание между нож- «Мой весе­лый, звонкий

перечень физических упражнений и подвижных игр, направленных на повышение двигательной активности детей - student2.ru Продолжение табл.

3 _,
  нием в круг по ориентиру по сигналу по сигналу   (высота 10-15 см) на двух ногах)   произволь­ным спо­собом  
IV. «Мой веселый, звонкий мяч» Построение в шеренгу с перестрое­нием в круг по ориентиру Ходьба в колонне с остановкой по сигналу Бег в колон­не с останов­кой по сиг­налу «Поиграем с разноцвет­ными мя­чами» «Не наступи в лужу» Прыжки че­рез линии Бросание мяча от груди Проползание в обруч, располо­женный вер­тикально к полу, не касаясь руками пола «Мой весе­лый, звонкий мяч»
ФЕВРАЛЬ
I. «Мыши и кот Васька» Перемена мест Ходьба врассыпную на носках Бег врас­сыпную на носках «Мышки» Ходьба из обруча в обруч Прыжки че­рез веревку Бросание мяча от груди «Наседка и цыплята» «Кот и мыши»
П. «Мыши и кот Васька» Перемена мест Ходьба врассыпную на носках Бег врас­сыпную на носках «Мышки» Ходьба из обруча в обруч Прыжки в длину че­рез две ли­нии (рас­стояние 10-30 см) Подбрасы­вание мяча вверх и лов­ля двумя руками Перелезание через бревно «Кот и мыши»
III. «На по­мощь Ко­лобку» Построение в шеренгу с перестрое­нием в круг Ходьба на носках, поднимая ко­лени «по вы­сокой тра­ве», переша­гивая через препятствие Бег стайкой по кругу с ускоре­нием и за­медлением «Встречи жи­вотных в ле­су» (имита­ция их дви­жений: заяц, волк, мед­ведь, лиса) Ходьба из обруча в обруч «Подпрыгни повыше» Бросание мяча из-за го­ловы Перелезание через бревно «Самолеты»
IV. «Кого встретил Колобок?» Свободное построение Ходьба на носках, на внешней «Пробеги и не сбей» Отгадывание загадок о животных, «По сту­пенькам» Прыжки на двух но­гах (до 2 м) Бросание мяча из-за го­ловы Перелезание через бревно (высота 20 см) «Волшебная дудочка» (дудочка

Продолжение табл.

    стороне стопы   изображение животных     -   играет - все пляшут, пере­стает играть -все замирают, удерживая равновесие)
МАРТ
I. «Прыгай, как мяч» Перестрое­ние из ше­ренги в круг Ходьба по кругу (взявшись за руки) со сменой направления по сигналу Бег по кругу (взявшись за руки) со сменой направления по сигналу Упражнения с мячом Ходьба из круга в круг с мя­чом в руках Прыжки на двух но­гах с мячом в руках (до 2 м) Бросание мяча из-за го­ловы «Проползи по бревну» «Брось и до­гони»
II. «Прыгай, как мяч» Перестрое­ние из ше­ренги в круг Ходьба по кругу (взявшись за руки) со сменой направления по сигналу Бег по кругу (взявшись за руки) со сменой направления по сигналу Упражнения с мячом Ходьба из круга в круг с мя­чом в руках Прыжки на двух но­гах с мячом в руках (до 2 м) «Поймай мяч» Подтягива­ние на ска­мейке в по­ложении лежа на жи­воте «Пузырь»
III. «У сол­нышка в гостях» Перестрое­ние из ко­лонны в ше­ренгу и на­оборот Ходьба по наклон­ной гори­зонтальной поверхности с перешаги­ванием через «камешки», «канавки» Бег с ускоре­нием и за­медлением темпа Перекат на живот и обратно с мячом в руках Ходьба из круга в круг дер­жа руки за головой «Допрыгни!» Ловля мяча, брошенного инструкто­ром (рас­стояние 100 см) Подтягива­ние на ска­мейке в по­ложении лежа на жи­воте «Поезд»
IV. «У сол­нышка в гостях» Перестрое­ние из ше­ренги Ходьба с препятст­виями Бег «Пере­мена мест» Упражнения с флажками Ходьба по ребри­стой доске Прыжки со сменой по­ложения ног Ловля мяча, брошенного инструктором Подтягивание на скамейке в положении «Где звенит?»

Продолжение табл.

  в «сол­нышко»         (врозь -вместе) (расстояние 100 см) лежа на жи­воте  
АПРЕЛЬ
I. «Поиграем с солнечны­ми зайчи­ками» «Барабан» (действия по построе­нию на раз­личение ди­намики) Ходьба с дополни­тельным заданием с остановкой по сигналу, поворот во­круг себя Бег в мед­ленном темпе (30-40 с, расстояние до 80 м) «Игра с сол­нечными зайчиками» Ходьба с ящика на ящик (высота 10-15 см) Прыжки со сменой положения ног(врозь -вместе) Перебрасы­вание мяча через верев­ку, находя­щуюся на уровне гру­ди ребенка (расстояние 1-1,5 м) «Покажите, кто как ла­зает» «Лошадки»
II. «Поигра­ем с солнеч­ными зайчи­ками» «Барабан» (действия по построе­нию на раз­личение ди­намики) Ходьба с дополни­тельным заданием с остановкой по сигналу, поворот во­круг себя Бег в мед­ленном темпе (ЗО^Ю сек, расстояние до 80 м) «Игра с сол­нечными зайчиками» Ходьба с ящика на ящик (высота 10-15см) Прыжки со сменой положения ног(врозь -вместе) Удар мяча о стену (или щит) и ловля его двумя руками Лазание по лестнице-стремянке и спуск с нее «Заинька»
III. «Вол­шебная па-лочка-скака-лочка» Построение в шеренгу по флажку того или иного цвета Ходьба с высоким поднимани­ем колен Бег со сме­ной темпа по сигналу «Игра с вол­шебной па­лочкой» Ходьба с ящика на ящик (высота 10-15 см) «Лошадки» Перебрасы­вание мяча через верев­ку, нахо­дящуюся на уровне груди ре­бенка (рас­стояние 1-1,5 м) Лазание по лестнице-стремянке и спуск с нее «Лошадки»

Окончание табл.

IV. «Вол­шебная па-лочка-скака-лочка» Построение вкруг по флажку определен­ного цвета Ходьба приставным шагом Бег со сме­ной темпа по сигналу «Игра с вол­шебной па­лочкой» «Из кружка в кружок» Прямой галоп Бросание предметов в цель (1м) одной рукой Лазание по лестнице-стремянке и спуск с нее «Лошадки»
МАИ
I. «На сол­нечной по­лянке» Размыкание и смыкание при построе­нии обыч­ным шагом Ходьба по профи­лактической дорожке Бег с допол­нительным заданием: догонять убегающих «Игра с сол­нышком и ветерком» (на скамейке) Подъем на возвыше­ние и спуск с него (высо­та до 25 см) Прямой галоп Бросание предметов в цель (рас­стояние 1 м) «Проползи и не задень» «Солнышко и дождик»
II. «На сол­нечной по­лянке» Размыкание и смыкание при построе­нии обыч­ным шагом Ходьба по палке Бег с допол­нительным заданием: убегать от дого­няющих «Игра с сол­нышком и ветерком» (на скамейке) Подъем на возвыше­ние и спуск с него (высо­та до 25 см) Прямой галоп Бросание предметов в цель (рас­стояние 1 м) Влезание на гимна­стическую стенку удобным способом «Солнышко и дождик»
III. «На ры­балку» Построение по команде инструктора Ходьба при­ставным ша­гом вперед правой и ле­вой ногой Бег на ско­рость (рас­стояние до 10 м) «Рыбаки» Подъем на возвыше­ние и спуск с него (высо­та до 25 см) Прямой галоп Метание на дальность правой и левой ру­кой (2,5-3 м) Влезание на гимна­стическую стенку удобным способом «Воробыш­ки и авто­мобиль»
IV. «На ры­балку» Построение по команде инструктора Ходьба по толстому шнуру Бег с ука­занием на игровой образ («По­бежим тихо, как мышки» и т. п.) «Рыбаки» Подъем на возвыше­ние и спуск с него (высо­та до 25 см) Прыжки в длину с места Метание на дальность правой и левой ру­кой (2,5-3 м) Влезание на гимна­стическую стенку удобным способом «Воробыш­ки и авто­мобиль»

Приложение

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ОСЕНЬ

Листопад

Цели:закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по пло­щадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».

Материал: осенние листья.

Ход игры

Воспитатель говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который по­нравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький».

Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.

Воспитатель рассказывает: «Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад! Листья желтые летят! Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.) Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.) Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.) Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)

Прилетел легкий ветерок, подул». (Дует взрослый, за ним дети.)

Воспитатель продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбе­гаются по площадке.) Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад! Листья по ветру летят.

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю ... листья». Педагог читает стихотворение В. Мирович «Листопад». По желанию детей игра продолжается 2-3 раза.

Вейся, венок!

Цель:учить водить хоровод.

М а т е р и а л: веночки с цветами и лентами.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поиграть и раздает всем веночки. Каждый ребенок, выбирая ободок-веночек, называет цветок, его окраску, а воспитатель и остальные ребята помогают тем, кто затрудняется в названиях.

Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли красивые цветы (показывает на детей).

Все вместе дружно отбирают цветы по названиям: «Это ромашка, вот еще ромашка, и это тоже ромашка. А то василек, и это василек. Идите, васильки, сюда!»

Воспитатель: «Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. (Дети убега­ют.) Пришла девочка Дашенька и сказала: «Вейся, венок! Завивайся, венок!» (Взрослый помо­гает детям образовать круг.) Какой красивый разноцветный венок у нас получился! Вейся, венок! Завивайся!»

Вместе с воспитателем малыши водят хоровод и поют хором любую веселую песенку. Игра повторяется 2-3 раза.

ПО УЗЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ

Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на а фальте).

Ход игры

Воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей). 3 тем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» - кружкам, иначе промочив ножки.

Воспитатель произносит слова и показывает действия: «По узенькой дорожке шагают наш
ножки!» 1

Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, ка нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям: «По камешкам, по камеы кам, по камешкам!»

Вдруг педагог неожиданно произносит: «И в ямку - бух!», выпрыгивает из кружка, присе дает, а за ним и все дети. Игра повторяется.

Беги к тому, что назову

Цели: напомнить названия предметов; научить бегать «стайкой». Правила: уметь слушать взрослого.

Ход игры

Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице беги!»

Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, дает им время пере­дохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит: «Раз, два, три, к веранде беги!»

Затем игра повторяется. Дети бегут к качелям, к столику, к горке и т. д.

Лохматый пес

Цель: учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.

Материал: крупная игрушечная собака.

Ход игры

Воспитатель сажает у веранды яркую игрушечную собачку и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем ее разбудить».

Воспитатель читает стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:

Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнул он нос, Тихо-смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. 64

Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет.

Дети подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами!» Со­бачка «лает». Дети разбегаются в разные стороны. Игра повторяется 2-3 раза.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Цель:учить действовать согласно словам текста. Материал: крупная игрушка (медведь).

Ход игры

Воспитатель сажает медведя под кустом и рассказывает детям, что осенью можно пойти в лес, набрать грибов и ягод; спрашивает, кто из детей ходил с родителями за грибами: «Много грибов принесли? Находили ли в лесу малину? Кто любит малину? Конечно, медведь! Он при­ходит полакомиться сладкими ягодами, а как увидит кого, сразу рычит, отгоняет всех, хочет один ягоды собирать. Ишь какой мишка-сладкоежка! Пойдемте и мы в лес!» Воспитатель медленно читает стихотворение:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь глядит

И на нас рычит:

«Рррр!»

»

Слушая текст, ребята медленно приближаются к медведю (мягкой игрушке). Как только медведь «зарычит», все разбегаются в разные стороны.

Затем воспитатель спрашивает: «Кто хочет быть медведем? Ты, Миша? А рычать будешь? Тогда садись рядом. У нас будет два медведя».

По желанию детей игра повторяется 3—4 раза, «медведи» могут меняться.

Раздувайся, мой шар!

Цели:учить выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука [ш].

Ход игры

Воспитатель говорит: «Давайте, ребята, будем надувать воздушный шар. Надуем его так, чтобы он стал большим-большим и не лопнул».

Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки. Взрослый медленно, напевно произ­носит слова, отступая назад:

Раздувайся, мой шар! Раздувайся, большой...

Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг. Воспитатель продолжает:

Оставайся такой И не лопайся!

Взрослый уточняет: «Смотрите, какой большой шар мы надули!» И все вместе: «Ш-ш-ш-и Не отпуская рук, все сбегаются в середину. «Сдулся наш шар!» - констатирует воспитатель Надуем еще раз!» - и повторяет слова игры.

На третий раз дети, держась за руки, расходятся, образуя как можно широкий круг.

Воспитатель командует: «Хлоп!» Дети расцепляют руки и разбегаются в разные сторон «Лопнул шар!»

Поедем в лес

Цели:уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.

Материал: чурочки-грибочки, цветы из гофрированной бумаги или из капроновых ле] два шнура, 5-6 корзиночек.

Ход игры

Воспитатель вместе с детьми украшает цветами полянку, около деревьев кладет грибочь на площадке натягивает два шнура (обозначив мостик через речку).

Воспитатель гудит, изображая паровоз: «Уууу!» - Все дети («вагончики») едут, гудят: « У уу!». Но вот остановка. «Шшшш!» - повторяют дети за педагогом. «Куда это мы приехали?): спрашивает воспитатель. Если малыши затрудняются ответить, помогает: «Поезд привез вс на поляну, где растут цветочки». Дети собирают цветы.

Все цветы собраны в корзинки, «паровоз» дает протяжный гудок. «Поезд» едет через мост в «лес», где дети дружно собирают грибочки, а затем бегают от дерева к дереву, прячутся них.

Опять протяжный гудок паровоза - все уезжают домой.

В «лесу» воспитатель, может спросить, знают ли дети названия таких деревьев, как ел* береза.

Птички и дождик

Цели:учить действовать по команде взрослого; упражнять в произнесении звуков. Материал: эмблемы с изображением птиц.

Ход игры

Педагог раздаст детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Все должк слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия». Педагог начинает: «Птички л тают (дети бегут по площадке), клюют зернышки (дети присаживаются, «клюют»), огоп улетают.

Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. («Ввв»! - произносят дети.) Закап; частый дождь, застучал по крыше».

«Тук! Тук! Тук!» - повторяют дети.

«Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми, - зовет взрослый. - Все птички п прятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются). Дождик прошел, и ошг птички полетели, веселую песенку запели, радуются». (Дети имитируют голоса знакомь птиц.)

Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на площадке собачки, автомоб] ля. Каждый раз «птички» разлетаются в разные стороны.

ВЫШЛИ ДЕТИ В САДИК

(по стихотворению Л. Кондратенко)

Цели:уточнять знания о голосах; учить действовать согласно тексту стихотворения.

Ход игры

Воспитатель. Вышли дети в сад зеленый

Танцевать, танцевать. Ля-ля! Ля-ля-ля!

(Дети двигаются произвольно, танцуют.) Стали гуси удивленно Гоготать, гоготать. (Дети кричат: «Га-га-га!») Серый конь заржал в конюшне: «Иго-го! Иго-го!»

(Дети повторяют: «Иго-го! Иго-го!») Для чего кружиться нужно, Для чего, для чего? (Все дети кружатся.) И корова удивилась: «Му-му-му! Му-му-му!» (Дети повторяют: «Му-му-му!») Что вы так развеселились? Не пойму, не пойму!

Воспитатель делает вид, что забодает всех. Дети разбегаются в стороны.

Игра повторяется 2-3 раза.

ЗИМА

Дед мороз Цель:прививать умение выполнять характерные движения.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки. Воспитатель говорит грубым голосом:

Я - Мороз Красный Нос,

Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите, зайчики!

Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.

Воспитатель пытается поймать ребят: «Заморожу! Заморожу!» Дети разбегаются. Игра повторяется.

Каждый раз «Дед Мороз» приглашает выходить «из леса» новых «зверей» (мишек, лисичек), лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от «Деда Мороза».

67 ■ . ■

Снегкружится

(по стихотворению А. Барто)

Цель:научить соотносить собственные действия с действиями участников игры. Материал: ободки с эмблемами-снежинками.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, круж когда подует ветерок.

Затем предлагает всем участникам игры ободки-снежинки. Воспитатель, предлагает д покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружо! вертелись, как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель пр носит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.)

Наши рекомендации