Тема 13 Договорные отношения в деятельности туристских предприятий.

Цель лекции: Изучить особенности договорных отношений в туристской деятельности

Вопросы лекции:

  1. Договор на оказание туристских услуг.
  2. Порядок и условия заключения договора на оказание туристских услуг.
  3. Содержание договора на оказание туристских услуг.

Договор на оказание туристских услуг.Процесс документального оформления отношений туристической фирмы с туристом включает в себя оформление целого ряда документов — договора на оказание туристических услуг, туристской путевки, туристического ваучера, информационного листка, каждый из которых имеет свою информативно-правовую основу, структуру и содержание

Договор туристского обслуживания является одним из видов договоров возмездного оказания услуг. Порядок и условия заключения этого договора регулируются нормами статьи 17 главы 3 «Закона о туристской деятельности в РК».

При формировании договора необходимо предусмотреть следующее:

· туристская организация (туроператор и турагент) обязана предоставить исчерпывающую информацию тури­сту (экскурсанту) обо всех аспектах туристского маршрута (экскурсии), не допускать дезинформации и обмана покупателя путевок, прово­дить с ним инструктаж по технике безопасности, санитарно-гигиеническим правилам на маршруте;

· туристская организация (туроператор и турагент) обязана предоставить услуги или максимально содейство­вать туристу (экскурсанту) в оформлении добровольного медицинского страхования, от несчастного случая или внезапного заболева­ния;

· она так же обязана своевременно информировать покупателя путевки о любых изменениях условий, цен, услуг и прочих на туристском маршруте, а также обеспечить выполнение законных требований по­купателя при нарушениях оговоренных с ним условий путешествия;

· при фактических изменениях в программе путешествия, ущемляю­щих туриста (экскурсанта), туристская фирма обязана возместить покупате­лю путевки его издержки, но не более 2-кратного размера стоимости путевки;

· туристская фирма должна оговорить в договоре условия изменения и отмены тура, а также взаиморасчетов с туристом (экскурсантом) при этих обстоятельствах, условия оплаты за путевку и дополнительные услу­ги, условия изменения программы тура по заявке покупателя путе­вки, условия взаимоотношений туристской фирмы и туриста (экскурсанта) при появлении обстоятельств непреодолимой силы;

· в договоре необходимо определить все обязанности покупателя пу­тевок в соответствии с названными выше законами России и конк­ретными возможностями работы туристской фирмы, но не в ущерб туристу (экскурсанту);

· в адрес туриста (экскурсанта) должны быть записаны пункты, под­робно оговаривающие оплату за дополнительные услуги, не входящие в стоимость путевки, а также за перевозку его багажа, таможенные сборы, нарушения им законов и правил мест пребывания и др.;

· при заключении договора с туристом (экскурсантом) туристская фирма дол­жна быть уверена в том, что на всем протяжении туристского марш­рута (экскурсии) обеспечено обязательное личное страхование каж­дого пассажира (туриста, экскурсанта), а также в том, что договор­ными документами со всеми партнерами туристской фирмы по организации тура обеспечивается совместная ответственность перед туристом (эк­скурсантом) за нарушения, которые могут появиться на маршруте тура.

Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными при этом являются условия о предмете договора, а также условия, которые названы в законе как существенные или не­обходимые для договоров данного вида.

· Предметом договора возмездного оказания услуг по туристскому обслуживанию является оказание всего комплекса услуг, входящих в тур.

Договор с туристом зак­лючается в письменной форме. Письменная форма договора будет со­блюдена, если договор составлен в виде одного документа, подписанного сторонами. Роль такого документа может играть как отдельный договор на тур обслуживание, так и подписанная туроператором и туристом путевка с прилагаемыми условиями обслуживания.

Поэтому письменная форма договора будет соблюдена и в том случае, если турист, ознакомившись с письменной публичной офертой туроператора или турагента, осуществит оплату тура. Его действия по оплате будут считаться акцептом, и с этого момента будет заключен договор.

Договор составляется в двух экземплярах и подписывается руководите­лем фирмы и клиентом.

Договор продавца тура с клиентом (покупателем тура) является основ­ным документом, устанавливающим взаимные обязательства сторон, и включает следующие существенные положения:

· номер, дату и место заключения договора;

· наименование продавца с указанием его организационно-правовой формы и номера лицензии на право осуществления международной туристской деятельности;

· ф., и., о. туриста, его адрес, данные российского паспорта, прочие реквизиты;

· предмет договора (оказание туристской услуги);

· условия предоставления туристской услуги;

· права, обязательства и ответственность сторон;

· стоимость (порядок исчисления стоимости) договора, порядок и фор­му платежей;

· порядок вступления договора в силу и срок его действия;

· условия оформления виз (для международного туризма);

· порядок использования ваучера (комплекта ваучеров) для международного туризма;

· условия страхования;

· условия и порядок применения компенсационных санкций их аннулирования, а также рассмотрения и удовлетворения рекламаций;

· форс-мажорные обстоятельства;

· особые условия;

· юридические и банковские реквизиты продавца;

· подписи сторон;

· печать продавца.

Ответственность туристской организации за некачественное обслуживание может быть выражена в денежной форме, а также в замене одного обязательства другим, например, можно предусмотреть бесплатный выезд в дру­гое место при несоответствии условий размещения.

Если в результате исполнения договора у потребителя возникли убыт­ки, исполнитель должен возместить их в полном объеме. Изменение сроков начала и окончания услуги обычно согласовывается с клиентом и происходит с его согласия. Очень важно, чтобы измененные с согласия клиента сроки были внесены в договор. Следует помнить, что требования клиентом компенсации по поводу нарушения сроков испол­нитель обязан удовлетворить в том случае, если он не докажет, что нару­шение сроков произошло “вследствие непреодолимой силы или вины по­требителя”.

Последствия нарушения сроков регламентируются. В этом случае клиент имеет право либо на уменьшение цены за оказан­ные услуги, либо на расторжение договора и возмещение причиненных ему убытков Он имеет право потребовать неустойку за каждый день про­срочки в размере 3 % от стоимости оказания услуги или от общей цены.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения дого­вора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств, могущим повлечь изменение или расторжение договора, относятся:

· ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;

· недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;

· непредвиденный рост транспортных тарифов;

· введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;

· резкое изменение курса национальных валют.

Если туристская фирма нарушила условия договора, в первый же день отдыха клиент имеет право расторгнуть договор, вернуться и потребовать возврата стоимости тура и возмещения морального вреда.

Литература:

1. 1.Исмаев Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. Высшая школа по международному туризму-М., 1996.

2. Качанов B.C. Система управления качеством туристского экскурсионного обслуживания. Уч. пособие. М., 1988.

3. Квартальное В.А. и др. Управление персоналом в условиях акционирования: хозяйственный аспект. М., 1990.

4. Квартальнов В,А, Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. М.; 1993.

Наши рекомендации