Тема 10. Договорные отношения между туроператором

И организациями транспорта

Общие положения договора перевозки

Деятельность любого туристического предприятия невозможно представить без взаимодействия с организациями транспорта. Сегодня Республика Беларусь обладает развитой транспортной инфраструктурой для перевозок в воздухе, по земле и воде. Транспортный комплекс республики включает железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный виды. Основой его являются пути сообщения и транспортные узлы.

 
  Тема 10. Договорные отношения между туроператором - student2.ru

Рисунок 4– Виды транспорта в туризме

Железнодорожный транспорт занимает первое место в отрасли по грузообороту (48 %) и перевозке пассажиров (50 %). Он начал развиваться в 1862 году и в настоящее время протяженность железнодорожной сети в Беларуси составляет 5,6 тыс. км. Беларусь имеет 17 железнодорожных узлов (4-х и более направлений), из них наиболее крупные по грузообороту Минск, Витебск, Гомель, Могилев, Орша, Барановичи, Брест. С 1979 года все магистрали были переведены на тепловозную тягу. В Беларуси электрифицировано только 16 % дорог, тогда как в ведущих странах мира этот показатель превышает 50 %. Наибольший объем пассажирских (в том числе и международных) перевозок осуществляет железная дорога Москва – Минск – Брест.

Автомобильный транспорт имеет развитую сеть автомобильных дорог – 103 тыс. км, из которых 59 % приходится на дороги с твердым покрытием. Автомобильному транспорту принадлежит третье место по грузообороту (24 %) и второе – по пассажирским перевозкам (32 %). Себестоимость перевозки на автомобильном транспорте более высокая, чем на железнодорожном, поэтому он, в основном, используется для местных доставок, а также преобладает в районах, где отсутствуют железнодорожные пути и водные артерии. Главной автомобильной магистралью является Брест – Минск – Москва, по которой осуществляются межгосударственные перевозки грузов и пассажиров.

Речной транспорт – самый старый вид сообщения в Беларуси. Главные водные артерии – Днепр и его притоки (Припять, Сож, Березина), Двина и Неман. Причем на реки Днепровского бассейна приходится около 95 % грузооборота. Важная роль в речном транспорте принадлежит Днепровско-Бугскому каналу (длина 110 км). Речной транспорт занимает последнее место как по грузообороту (1 %), так и по перевозке пассажиров (0,2 %). Крупнейшим по грузообороту портом является Брест, на втором месте – Гомель. Речной транспорт самый дешевый: себестоимость перевозок в 3–5 раз ниже в сравнении с железнодорожным.

Воздушный транспорт Беларуси довольно молод. Он стал развиваться с 1933 года, когда начала действовать первая авиалиния Минск – Глуск – Паричи – Мозырь. С 1936 года начали действовать регулярные рейсы между Минском и Москвой. В настоящее время общая протяженность авиалиний составляет более 45 тыс. км. Действуют внутренние и международные авиатрассы. Основным международным аэропортом является Минск–2.

Все транспортные организации в своей деятельности используют различные транспортные договоры. Транспортные договоры – это такие хозяйственные договоры, которые направлены на организацию или обеспечение перевозок пассажиров, грузов и предоставление других транспортных услуг участникам хозяйственных отношений и гражданам.

Наиболее распространенными транспортными договорами в сфере туризма являются:

· договоры перевозки;

· договоры об организации перевозок;

· договоры фрахтования (чартера).

Перевозка грузов, пассажиров и багажа производится по договору перевозки (ст.739 ГК). Форма договора – простая письменная.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом, иными актами законодательства).

По договору перевозки пассажира (ст.740 ГК) перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить, если иное не определено законодательными актами, установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом и (или) иным документом, предусмотренным законодательством, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства.

Таблица 1 – Пассажирские перевозки по видам транспорта за январь–сентябрь 2016 г.

  Пассажирооборот Объем перевозок пассажиров
январь–сентябрь 2016 г., млн. пасс.км январь–сентябрь 2016 г. в % к январю–сентябрю 2015 г. январь–сентябрь 2016 г., млн. человек январь–сентябрь 2016 г. в % к январю–сентябрю 2015 г.
Все виды транспорта 17 849,2 96,1 1 452,9 94,1
в том числе:        
железнодорожный 4 946,6 91,3 63,6 94,9
автомобильный (автобусы) 7 315,2 98,9 859,2 95,3
воздушный 2 553,3 98,6 1,9 115,2
внутренний водный 1,8 99,1 0,2 98,2
городской электрический и метрополитен 3 032,3 95,8 528,0 92,0

Условия перевозки определяются ГК, транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства, а также соглашением сторон.

За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством. Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные договором, законодательством, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК и иными актами законодательства, а также соглашением сторон.

Договоры об организации перевозок (ст. 752 ГК РБ).

Перевозчик при необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров может заключать с гражданами или юридическими лицами договоры об организации перевозок пассажиров.

Договор об организации перевозок пассажиров заключается в простой письменной форме. В договоре об организации перевозок пассажиров определяются маршрут, количество рейсов, сроки и другие условия предоставления транспортных средств для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок.

Договор фрахтования (ст. 741 ГК РБ) преимущественно используется в авиации. По договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иным законодательством.

Если же перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется, по меньшей мере, двумя видами транспорта, то такой вид перевозки называется смешанной (ст.742 ГК РБ). Смешанная перевозка грузов осуществляется или обеспечивается экспедитором по договору транспортной экспедиции.

Наши рекомендации