Тема 7 Технологические схемы транспортного обслуживания.
Цель лекции: Изучить технологические схемы транспортного обслуживания
Вопросы лекции:
1. Развитие авиационного путешествия в стране.
2. Организация чартерного авиационного маршрута.
3. Организация и разработка маршрутов железнодорожного путешествия.
Развитие авиационного путешествия в стране.На сегодняшний день авиационные путешествия – наиболее массовый вид транспортных путешествий. В Казахстане появились прекрасные возможности для расширении географии зарубежного туризма. А ведь совсем недавно, несколько лет назад, туристу желающему выехать в Индию или в ОАЭ, необходимо было добираться до Москвы и только потом самолетом вылететь в интересующую страну. Это было очень неудобно по времени, по затратам, да и морально. В настоящее время положение резко изменилось.
Авиапредприятия Республики Казахстан из столицы Казахстана и других городов отправляют самолеты в США, Италию, Турцию, Сирию, ОАЭ, Пакистан, Индию, Таиланд, Корею, Сингапур, Японию, Китай, Германию, Польшу, Францию, Грецию и другие государства.
Полеты организуются авиакомпаниями Казахстана и зарубежных стран.
Перевозку туристов можно осуществлять графиковыми самолетами казахстанских и зарубежных авиапредприятий или специальными рейсами, организуемыми туристскими предприятиями, совместно с авиакомпаниями по специальной заявке (договору).
Авиапредприятия предлагают различные услуги и область их деятельности разнообразна: пассажирские перевозки, грузовые перевозки, чартерные перевозки, организация бизнес-туров, организация шоп-туров, производственно-коммерческие операции, внешнеэкономические операции, операции с ценными бумагами, консалтинго-информационные услуги, проектирование и строительство, операции с недвижимостью.
Некоторые авиакомпании используют тактику рокардных направлений, т.е. полеты через периферию (например Алматы – Кокчетав – Актюбинск - Дюссельдорф).
Закон «О транспорте» в Республике Казахстан определил систему ответственности транспортных предприятий перед клиентом, а также льготы по оплате проезда отдельных категорий пассажиров, но помимо льгот существуют еще и другие, например, в целях социальной защиты малообеспеченных слоев населения некоторые авиакомпании ввели сезонные льготы для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидам труда, инвалидам с детства и сопровождающим лицам, некоторым студентам, курсантам и слушателям учебных заведений гражданской авиации дневной формы обучения, пенсионерам и авиапассажирам, приобретающим билеты одновременно в оба конца.
При заключении договоров туристских предприятий с авиакомпаниями могут быть оговорены и другие льготы для провоза групп туристов, например, бесплатный проезд руководителя при покупке определенного количества билетов, более приемлемый для туристов вес бесплатно провозимого багажа, гибкая система оплаты за дополнительный к бесплатному весу багаж и другие.
В авиакомпаниях имеются стандартные формы договоров. Туристскому предприятию, в большинстве случаев, необходимо только вписать собственные реквизиты и поставить печать на подписи. Это касается авиаперевозок малых групп, но если организуется чартерный рейс, то договор составляется уже индивидуально с каждым туристским предприятием.
Организация чартерного авиационного маршрута – это сложный для исполнения процесс, требующий основательных расчетов, особенно для стран дальнего зарубежья.
Авиакомпании необходимо определить номер рейса, подготовить воздушный коридор по согласованию с государствами, через которые летит самолет, решить вопросы, связанные со стоимостью стоянки самолета и его дозаправки горючим в другой стране, а также выяснить другие нюансы, связанные с погрузкой багажа, предоплатой и прочее.
При составлении договора на чартерное обслуживание важное значение приобретают разделы «обязанности сторон» и «ответственность сторон». «Исполнитель» обязуется:
- подобрать оптимальный для «заказчика» маршрут и тип воздушного судна, документально сообщить стоимость рейса, указать количество пассажирских мест, максимально допустимую коммерческую загрузку, номер рейса, бортовой номер воздушного судна, маршрут и план полета;
- выполнить рейс маршрута и плана, указанного в заявке;
- своевременно известить «заказчика» о предполагаемых изменениях в плане полетов.
«Заказчик» обязан при выполнении пассажирских рейсов: представить «исполнителю» документацию о количестве и характере груза, размер каждого отдельного места груза не позднее трех дней до начало выполнения рейса; своевременно доставить подготовленный к перевозке груз в аэропорт вылета и вывести выгруженный из самолета груз в аэропорту прибытия; оформить всю необходимую для перевозок документацию; выполнять все правила, действующие на воздушном транспорте; «заказчик» берет на себя все расходы, связанные с обеспечением полета; обслуживание самолета, заправкой горючесмазочными материалами в аэропортах и на территории страны назначения; при задержке рейса «заказчик» обязан предоставить экипажу гостиницу не ниже трехзвездочной, трехразовое питание, транспорт и связь.
В разделе «Ответственность сторон» должны быть обговорены случаи переноса рейса по вине «исполнителя», потери багажа на определенном этапе и много других. К примеру: с «заказчика» удерживается неустойка за рейс, при переносе или отмене его за три или менее дней до вылета; «заказчик» возмещает «исполнителю» фактические, дополнительные, документально подтвержденные расходы, если по вине «заказчика» продолжительность рейса или стоянок будет увеличены сверх оговоренных в заявке; при отмене рейса по вине «исполнителя» с него также удерживается неустойка, при этом плата за рейс «заказчику» возвращается полностью; «исполнитель» освобождается от материальной ответственности перед «заказчиком» за багаж, утерянный на этапе загрузки, т.е. до формального принятия груза; «исполнитель» не освобождается от материальной ответственности перед «заказчиком» за багаж, принятый на борт самолета; при повышении цен на горючее, либо увеличении стоимости рейса по иным, документально подтвержденным причинам, в срок между датой подписания заявки и датой вылета «заказчик» в праве отказаться от рейса, при этом штрафные санкции не применяются.
В договорах оговариваются и форс-мажорные обстоятельства (события, чрезвычайные обстоятельства, которые не могут быть предусмотрены или устранены какими либо мероприятиями, например: стихийные бедствия).
Форс-мажорные обстоятельства отодвигают срок исполнения обязательств по договору, соразмерно времени их действия. Стороны обязаны извещать в течение одних суток друг друга о наступлении или прекращении таких обстоятельств. «Исполнитель» также не несет ответственности, если рейс не выполняется или задерживается из-за метеоусловий, не позволяющих самолету выполнить рейс или вынуждающих его следовать на запасной аэродром, а также из-за поломки или аварии самолета, при этом «исполнитель» обязан доставить пассажиров, их багаж и груз в пункт назначения в кратчайшие сроки.
Работники туристского предприятия должны знать, что в большинстве договоров указывается, что оплата стоимости чартерного рейса должна быть произведена «заказчиком» не позднее трех дней до начала выполнения рейса способом, указанным в заявке.
В разделе «обязанности сторон» «исполнитель» обязан ознакомить пассажиров с правилами, действующими на воздушном транспорте, в первую очередь – это предметы, запрещенные к перевозке.
Таким образом, работники туристского предприятия обязаны заранее сообщить правила перевозки багажа, его количество, особенности перевозки печатной продукции, художественных произведений, видеокассет, украшений на драгоценных металлов, антиквариата, нормы и возможности перевозки спиртных напитков, табачных изделий, а также перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах. Так как последний перечень может занять много времени при устном инструктаже более приемлемым может быть другой вариант, на информационном стенде вывесить перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах.