Перспективы развития логистики в Республике Беларусь

По мнению зарубежных специалистов, приезжающих в Республику Беларусь для научного и образовательного обмена, у Беларуси есть шанс при ликвидации последствий экономического кризиса воспользоваться мировым опытом в области развития логистики.

В настоящее время в Беларуси, несмотря на ее уникальное географическое положение, нет логистических центров, соответствующих мировым стандартам, отсутствуют логистические операторы уровня 3PL и выше. В России, например, уже действуют несколько десятков крупных логистических центров около 150 3РL-операторов. При этом поставлена задача в ближайшие 2–3 года создать еще около 17 современных логистических центров. Это еще раз подтверждает высказывания некоторых экспертов, которые говорят о том, что Россия отстала от Европы в развитии логистики примерно на 10 лет, и Беларусь от России – на 15 лет [1, с. 46].

Политика организаций, направленная на получение доходов от логистической деятельности, как правило, ведет к увеличению прибыли. Исследования практики зарубежных организаций показывают, что вклад логистики в прибыль компании зависит от уровня обслуживания. При этом начиная с 70% и выше затраты сервиса растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90 % и выше логистические издержки начинают опережать рост доходов от оказания услуг и сервис становится невыгодным. Специалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14%. Однако не следует забывать, что снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных отказом партнеров обращаться к фирме из-за ухудшения качества сервиса. Таким образом, рост конкурентоспособности фирмы, вызванный ростом уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь от ухода клиентов, а с другой – повышением расходов на сервис. Следовательно, задача специалиста–логиста заключается в поиске оптимального уровня сервиса. Существует диапазон, в котором любая фирма может найти оптимальный для себя уровень сервиса. Начальной точкой диапазона является «минимальный уровень сервиса» – оказывая услуги ниже этого уровня, фирма не будет восприниматься рынком, т.е. потребители не будут пользоваться ее услугами. Конечная точка диапазона – точка, в которой повышение уровня сервиса становится нечувствительным для потребителя и при этом начинает приносить убытки фирме.

Внедрение логистики в организациях Республики Беларусь позволит гармонизировать внутренние бизнес-процессы предприятия, повысить эффективность деятельности; сократить затраты, увеличить количество потребителей, удержать и расширить рынки сбыта; повысить конкурентоспособность предприятия в условиях жесткой мировой конкуренции.

Логистика биржевых товаров

Важнейшей особенностью организации биржевой торговли является то, что на бирже оперируют только лишь теми товарами, в которых индивидуальные отличия отдельных предметов относительно качества товара не имеют практического значения

Торговля ведется определённым количеством единиц стандартизированного товара или же ценных бумаг. Товар обязан отвечать особым требованиям:

1) быть качественно однородным;

2) быть определённым по количеству и весу;

3) может быть заменен любым другим товаром из этой же партии.

Использование биржевой логи­стики в биржевой торговле дает очевидные преимущества всем участникам логистической цепочки.

Для продавца это расширение условий продаж и бесплатная рек­лама товара. При этом существует взаимовыгодная возможность соз­дания на зарубежном биржевом складе демонстрационной площад­ки, дегустационного зала, сервис­ного центра и т.п.

Покупатель может в процессе торгов видеть стоимость товара при разных условиях поставки, га­рантированно получить его в стра­не назначения в случае приобрете­ния на условиях DDP, сэкономить на посредниках и рисках колеба­ния цен на транспортные расходы. Одновременно на биржевом скла­де покупатель сможет ознакомить­ся с товаром и провести приемку его качества.

Биржа предоставляет участни­кам торгов новые варианты про­даж, предлагает надежную логи­стику продвижения товаров от продавца к покупателю, предо­ставляет дополнительные реклам­ные возможности, через свои ло­гистические звенья обеспечивает контроль качества биржевых това­ров, в конечном итоге привлекая новых клиентов.

Биржевой перевозчик может ра­ционально спланировать исполь­зование подвижного состава, по­лучить дополнительных клиентов и гарантированную оплату за транспортные услуги. Используя возможности биржи, он повышает свою конкурентоспособность и может организовать эффективную международную рекламу своей компании.

Биржевой склад, получая допол­нительных клиентов, может орга­низовать сопутствующие услуги и логистику доставки реализованных на бирже товаров по стране нахож­дения склада.

III. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации