Сравнительная характеристика смешанного и интермодального способа перевозки
Смешанная перевозка | Интермодальная перевозка |
1. Несколько видов транспорта | 1. Несколько видов транспорта |
2. Отсутствие единого оператора перевозки | 2. Наличие единого оператора перевозки |
3. Оплата по нескольким отдельным тарифам | 3. Единая ставка фрахта |
4. Последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса | 4. Последовательно-центральная схема взаимодействия участников трансп. Процесса |
5. Низкая ответственность за груз | 5. Высокая ответственность за груз |
Выбор способа транспортировки, равно как и выбор вида транспорта зависит от целого комплекса разнообразных факторов, таких как наличие доступных видов транспорта в рассматриваемых регионах, величина транспортных тарифов, скорость (или длительность) перевозки, надежность доставки грузов и пр. При этом выбор вида транспорта и способа транспортировки должен согласовываться с решениями, принимаемыми в других сферах управления материальными потоками, в частности, в сфере управление запасами. Переход к использованию более дорого, но при этом и более скоростного транспорта может привести к уменьшению величины товарных запасов и связанных с ними расходов, так что получаемая экономия может превысить дополнительные затраты на транспортировку. Именно этими соображениями следуют те компании, которые для транспортировки ювелирных изделий и дорогостоящих приборов используют авиатранспорт. Несмотря на высокие тарифы, сокращение времени транспортировки позволяет существенно сократить средний уровень запасов этих товаров, что при высокой стоимости изделий дает ощутимую выгоду.
Выбор перевозчика
Основная проблема, которая возникает на этапе выбора перевозчика – это недостаток исходной информации о рынке транспортных услуг. Именно по этой причине в большинстве случаев использование сложных методик отбора перевозчика представляется довольно затруднительным. Основные этапы выбора перевозчика представлены в следующей таблице:
Таблица _.
Этапы выбора перевозчика
Этап | Содержание этапа |
Отбор основных критериев оценки перевозчиков | |
Сбор основной информации о перевозчиках | |
Определение целевой группы наиболее привлекательных перевозчиков | |
Отбор дополнительных критериев оценки перевозчиков | |
Сбор дополнительной информации о перевозчиках из целевой группы | |
Ранжирование перевозчиков из целевой группы | |
Контакты, ведение переговоров с перевозчиками | |
Окончательный выбор перевозчика |
Рассмотрим по порядку все перечисленные этапы.
1. Отбор основных критериев. Основные критерии используются, как правило, только для того, чтобы из множества перевозчиков можно было выделить ограниченное количество наиболее привлекательных транспортных компаний. Традиционно, к числу основных критериев относят:
1. Скорость перевозки (общее время транспортировки груза от начального до конечного пункта).
2. Надежность перевозки (вероятность соблюдения перевозчиком установленных сроков доставки груза).
3. Стоимость перевозки (транспортные тарифы).
Желательно, чтобы основные критерии позволяли вести отбор перевозчиков на основе реальных числовых данных. Так, например, достаточно легко произвести ранжирование перевозчиков по критерию стоимости перевозки, если известны данные о величине установленных транспортных тарифов. С другой стороны, по некоторым достаточно важным критериям возможна только качественная оценка перевозчиков. Например, по критерию надежности возможно такая классификация компаний: высокий, средний, низкий уровень надежности. В некоторых случаях к числу перечисленных основных критериев могут добавляться новые критерии. Так, для менеджмента компании может оказаться довольно важным критерий места расположения центрального офиса компании с тем, чтобы удобнее было вести дела и налаживать контакты. По данному критерию из основного списка целевой группы сразу можно удалить целый перечень перевозчиков, центральный офис которых расположен слишком далеко от офиса компании.
2. Сбор основной информации о перевозчиках. На данном этапе предполагается проведение специальных маркетинговых исследований или же использование информации, полученной в результате таких исследований. В простом случае необходимые данные могут быть собраны на основе источников, содержащих в себе вторичную информацию, а недостающая информация дополнена оценками экспертов.
3. Определение целевой группы наиболее привлекательных перевозчиков. После того, как собрана необходимая информация, производится отсев всех тех перевозчиков, которые не удовлетворяют основным критериям отбора.
Наиболее простой способ отсева – задать определенные ограничения по выбранным критериям (например, определяется максимальное общее время транспортировки груза, максимальная стоимость транспортировки задается требуемый уровень надежности – средний или высокий). Все компании, которые не удовлетворяют хотя бы одному из заданных ограничений, исключаются из списка, а оставшиеся включаются в состав целевой группы. Однако при таком подходе возможна ситуация, когда ни одна компания не будет удовлетворять установленным ограничениям. В этом случае рекомендуется провести ранжирование перевозчиков, используя для расчета рейтинга компании метод экспертных оценок.
Рассмотрим следующий пример. Требуется рассчитать рейтинг для трех перевозчиков по пяти критериям, указанным в графе 1 (таблица _). Ранг каждого критерия указан в графе 2, а в графах 3, 5 и 7 приведены даны оценки степени удовлетворения каждого из перевозчиков основным критериям. Принята следующая шкала оценок: 1 – хорошо, 2 – удовлетворительно, 3 – плохо.
Таблица _.