Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. Сравнительная характеристика дис и диз. Лечебно- педагогические мероприятия.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннерва­ции речевого аппарата.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках.

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Недостат­ки произношения имеются у 25—30% детей дошкольного возраста (5—6 лет), у 17—20% детей школьного возраста (I— II классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1 %.

Выделяют 2 основные формы д.: функциональную и механическую. В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной д. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата, говорят о механической дислалии.

Функциональная д. К ней относятся дефекты вос­произведения звуков речи (фонем) при отсутствии органичес­ких нарушений в строении артикуляционного аппарата.

При функциональной дислалии нет каких-либо органи­ческих нарушений центральной нервной системы, препят­ствующих осуществлению движений. 1.Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. 2. В других случаях у ребенка оказываются сформированны­ми все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор зву­ков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит назва­ние смешения или взаимозамены звуков (фонем). 3. Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизве­дения звуков в силу неправильно сформированных отдель­ных артикуляторных позиций. Это явление называется искажением звуков.

Механическая дислалия — нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами перифе­рического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иног­да называют органической. Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубо-челюстной системы: диастемы между передними зу­бами; 2) отсутствием резцов или их аномалиями; 3) непоп­равимым положением верхних или нижних резцов или со­отношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов разви­тия или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого неба (вы­сокий свод).

В литературе принято деле­ние дислалии на две формы в зависимости от того, какие пси­хофизиологические механизмы, участвующие в осуществле­нии речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию.

С учетом того, каким явля­ется дефект, фонематическим или фонетическим, выделяются формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

О. В. Правдина выделяет три уровня нарушенного произ­ношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правиль­ном произношении изолированно или в легких словах; недо­статочное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука. Выделенные уровни отражают этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, выявленные А. Н. Гвоздевым.

К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки раз­ных групп (свистящие и соноры).

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации ре­чевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением цент­ральной и периферической нервной систем.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявля­ются в разной степени и зависят от характера и тяжести по­ражения нервной системы. В легких случаях имеются отдель­ные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной систе­мы под влиянием различных неблагоприятных внешних (эк­зогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном пе­риоде развития, в момент родов и после рождения.

Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или под­корковую), мозжечковую, корковую.

На основе синдромологического подхода выделяют следу­ющие формы дизартрии применительно к детям с церебраль­ным параличом: спастико-паретическую, с пастико-ригидную, спастико-гиперкинетическую, спастико-атактическую, атактико-гиперкине­тическую.

Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатоло­гом. Автор выделяет четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей: первая, самая легкая степень, когда нарушения звуко-произношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка, вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих, третья — речь понятна только близким ребенка частично для окружающих, четвертая, самая тяжелая — отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).

Классификация дизартрии по симптоматике.

Паретическая – расслабление мышц. Расслаблен по всему типу, приопущены плечи, голова, ноги полусогнуты, амимичность лица, но в большинстве случаев интеллект сохранен. Рот открыт, слюна бежит. Проба: с бумагой, с бинтом.

Спастическая – напряженность мышц. Голова прямая, спина прямая, руки слегка согнуты, ноги прямые, не разгибаются или согнуты в коленях. Лицо амимично, приподняты уголки бровей, глаз, хищное выражение лица, не м широко открыть рот, губы растянуты.

Гиперкинетическая – человек делает преувеличенные движения, не м делать мелкие движения.

2) если внутр-яя речь сохранна а) контроль за речью сохранен (тахилалия) б) контроль за речью нарушен (бормот-ие. Нек-ые случаи полтерна)

Голос слабо модулиров-й, монотонный, м б нозальнный оттенок-небная занавеска неуспев-т подниматься-нозальность. Звукопроизношение- м б искажение т.к. реб-к спешит и инеосозн-т арт уклады. Словарь-м б речь скандированная, есть трудности отбора слов, возмож-ти параартрий-ощибки на фоне слова(неправ-ое употр-ие звуков или слов).

Парафразия-неправ-ое употреб-ие суфф-в, приставок, оконч. Монологич речь- отсут-ет детализация (нет время рассматрив детали), соскок на другую тему, рыхлость изложения. Письменная речь-чтение, нет затруднен в скорости чтения, страдает правильность читаемого. Письмо-ошибочное, не те ошибки, что при чтении, м б повторы слогов, букв, лучше пишут под диктовку т.к. спешить некуда, много ошибок при списывании, много ошиб при выполнени-и творческ-х работ т.к реб торопится. Речевое поведение-оно зависит от речевого матер-а(короткий, простой), от коммуникантов, если люди неприятные, авторитарные то тахилал повыш-ся, от обстановки в кот наход реб.

22.

Наши рекомендации