Организация внеклассной деятельности по профилактике дорожно –транспортного травматизма среди несовершеннолетних

Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Изучать ПДД можно не только на специальных уроках, но и на занятиях в системе дополнительного образования. Кроме традиционных профилактических бесед, мы включаем в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, различные формы внеклассной деятельности.

Так, для учащихся начальной школы(1-4 классы) я применяю следующие формы работы:

v викторины, олимпиады, соревнования с привлечением старшеклассников юношеских автомобильных школ (ЮАШ)

v экскурсии по городу;

v тематические классные часы;

v утренники, Праздники;

v творческие конкурсы(рисунков, плакатов, поделок, стихов, песен и др.);

v посещение театрализованных и кукольных представлений;

v участие в библиотечных часах;

v практические занятия по отработке навыков перехода дорог и перекрестков на школьной автоплощадке.

Для обучающихся 5-8 классов проводим:

v соревнования;

v конкурсные программы( включающих инсценировки и музыкальные произведения соответствующей тематики)

v театрализованные представленийя;

v библиотечные часы;

v организуем работу отряда ЮИД;

v акции ;

v выступление агитбригад и членов отряда ЮИД в школе, в подшефных детских садах и на родительских собраниях; и т.д.

Активным участникам этих профилактических мероприятий мы вручаем удостоверения «Юный инспектор движения» и принимаем в отряд.

Для обучающихся 9-11 классов организуем:

v углубленное изучение правил дорожного движения в процессе систематических работ по профориентации и подготовке специалистов транспортных профессий;

v регулярные встречи с работниками Госавтоинспекции и юристами для проведения бесед, лекций по правилам дорожного движения и административной, уголовной и гражданской ответственности за их нарушения;

v рассмотрение вопросов по дорожному праву на тематических мероприятиях;

v соревнования велосипедистов в летних и зимних чемпионатах по юношескому многоборью и т.д.

Организация встреч с инспекторами ГИБДД проводится регулярно, в соответствии с планом. На них ребята повторяют правила, отрабатывают практические навыки перехода перекрестка по сигналам регулировщика, участвуют в различных играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов, получают много новой, интересной и важной информации.

Польза в проведении мероприятий такого рода для детей как в течение учебного года, так и в каникулярное время очевидна.

Таким образом, разнообразные формы внеурочной деятельности позволяют обучающимся приобщиться к основам культуры в дорожной среде, освоить на занятиях, в играх, соревнованиях, конкурсах умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах и дорогах.

1.4 Организация и содержание профилактической работы с родителями

Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма –работа с родителями.

Исследования показывают, что подавляющее число родителей (в основном те, у кого нет автомобилей) не знают Правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологический особенности поведения детей в дорожной среде –основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрыть причины и условия , способствующие дорожно - транспортным происшествиям(ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места в районе школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно. (2)

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися педагог начальной школы и классные руководители среднего звена совместно с преподавателем – организатором ОБЖ должны методически обеспечить и работу с родителями. В своей работе я применяю следующие основные формы занятий:

v лекции

v проведение тематических бесед

v вовлечение родителей в совместное участие во внеклассной работе (в проведении тематических классных часов, утренников и праздников, оказание помощи в оформлении Уголков безопасности)

v индивидуальная работа с родителями , дети которых входят в группу риска( слишком активные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность и в каникулы, когда предоставлены сами себе.

На занятиях с родителями я даю следующие установки:

v постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых зонах, идут по тротуару;

v при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного перехода и др.

Немаловажную роль играет умение настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убедить их в необходимости оказывать помощь школьникам дома в самостоятельной работе с учебной книжкой-тетрадью при выполнении домашних заданий.

Даю советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных особенностей и уровня психического и физического развития.

Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.

Совместная работа школы и семьи может стать успешной и дать положительные результаты, если родители будут проявлять интерес к воспитанию ребенка и находясь с детьми на улицах и дорогах, соблюдать Правила дорожного движения, показывая на личном примере, как это нужно делать. А также при участие родителей в качестве партнеров своих детей в широком спектре профилактических и воспитательных мероприятий (конкурсах, викторинах, праздниках, ролевых играх, творческих занятиях и др.).

Вывод

v Постоянный рост активности движения на дорогах выдвигает проблему детского дорожно-транспортного травматизма на одно из первых мест по своей значимости. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения, тем самым придавая важное значение более углубленному изучению ПДД.

v Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна осуществляться согласно плана.

v Обучение правилам дорожного движения необходимо вести с учет возрастных особенностей детей, используя различные принципы, формы и методы.

v Разнообразные формы внеурочной деятельности позволяют обучающимся приобщиться к основам культуры в дорожной среде, освоить на занятиях, в играх, соревнованиях, конкурсах умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах и дорогах.

v Эффект профилактической работы во много зависит от соединения процесса обучения и воспитания в единую систему, включающую в себя всех заинтересованных субъектов

Глава 2 Организация системы профилактической работы по дорожно-транспортному травматизму среди несовершеннолетних в МОУ средней общеобразовательной школе №2 г. Гаврилов-Яма.

Безопасность человека – одна из глобальных проблем, которая выходит сегодня на одно из первых мест по своей актуальности. Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения школьников безопасному поведению на дорогах. Придавая важное, значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма я стараюсь вести эту работу в тесном контакте с педагогическим коллективом и родителями, взаимодействуя с работниками ГИБДД и другими заинтересованными структурами.

При ведении занятий я постоянно совершенствую формы и методы изучения детьми правил дорожного движения и их пропаганды, создавая при этом собственную педагогическую концепцию гуманистической воспитательной системы. Приоритетом системы является личность каждого воспитанника, ее защита и развитие.

В школе обучается 277 учащихся, объединенных в общеобразовательные классы, специальные ( коррекционные) классы VII вида и специальные ( коррекционные) классы VIII вида. Расположена школа в центре города, на участке, где повышенная интенсивность движения транспортных средств. Вблизи находится перекресток, основная магистраль и второстепенные дороги, поэтому вопрос изучения правил дорожного движения и привития навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах является одним из основных в деятельности преподавателя-организатора ОБЖ и в целом педагогического коллектива школы.

Преподавание курса ОБЖ и система работы в школе по профилактике ДДТТ способствует повышению уровня знаний обучающихся и приобретения навыка безопасного поведения на улицах и дорогах .

Одним из показателей эффективности работы в этом направлении является отсутствие дорожно- транспортного травматизма среди обучающихся школы.

Целью системы работы школы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма является сохранение жизни и здоровья детей и подростков , соблюдение ими установленного порядка в области дорожного движения. Эта цель достигается решением следующих задач:

Организация внеклассной деятельности по профилактике дорожно –транспортного травматизма среди несовершеннолетних - student2.ru

Организация работы по профилактике ДДТТ строится с учетом индивидуальных особенностей, дифференцируется по возрастным периодам и ведется по трем основным направлениям:

Организация внеклассной деятельности по профилактике дорожно –транспортного травматизма среди несовершеннолетних - student2.ru работа с обучающимися,

Организация внеклассной деятельности по профилактике дорожно –транспортного травматизма среди несовершеннолетних - student2.ru работа с родителями ,

Организация внеклассной деятельности по профилактике дорожно –транспортного травматизма среди несовершеннолетних - student2.ru работа с педагогами.

Наши рекомендации