По профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Донецк, 2017

В настоящее время граждане Донецкой Народной Республики проживают этап становления и развития нового государства, что приводит к переосмыслению взглядов, ценностей, потребностей и мировоззрения в целом. Данный процесс, отягощённый нестабильным социально-экономическим положением и периодической активизацией боевых действий, достаточно сложен в плане адаптации и приспособления для взрослой, вполне сформировавшейся личности. Что касается детской, недостаточно устойчивой, и не всегда сформировавшейся психики, то детям приходится намного сложнее. В ряде случаев, неудачно усвоенные сценарии адаптации и неэффективные формы реагирования в изменившихся условиях жизни могут привести к развитию девиантных форм поведения, в том числе склонности к правонарушениям и бродяжничеству. Ситуация социально-политической нестабильности создает благоприятную почву для роста негативных явлений в среде несовершеннолетних. В связи с этим подрастающее поколение остро нуждается в психологическом и социально-педагогическом сопровождении по данному направлению.

На проживание несовершеннолетним внешних кризисных явлений существенным образом влияют множественные внутренние факторы, обусловленные возрастом. В первую очередь это касается подросткового возраста, ориентировочные границы которого от 11 до 15 лет (в этом возрастном периоде отмечается всплеск детской преступности). Психологам и социальным педагогам хорошо известно о кризисе подросткового возраста, характеризующемся эмоциональной нестабильностью, стремлением к самостоятельности и эмансипации от взрослых, подражанием сверстникам, переориентацией в системе авторитетов и выбором объектов идентификации, переживанием чувства взрослости при одновременной социальной инфантильности, неудовлетворенностью потребностей, неустойчивой самооценкой, тенденцией к нигилизму и сомнению в отношении общепринятых норм и правил. В этот период крайне важно предложить верные жизненные ориентиры, моральные установки и нравственные опоры. Несмотря на то, что значимость взрослого по сравнению со сверстниками в глазах ребенка постепенно ослабевает, однако при умелом взаимодействии с несовершеннолетним и доверительных отношениях мнение взрослого остается значимым.

Профилактика негативных явлений в среде несовершеннолетних осуществляется всеми специалистами образовательных учреждений: администрацией, педагогами, воспитателями, мастерами производственного обучения, специалистами психологической службы. К последнимотносятся педагоги-психологи (практические психологи) и социальные педагоги, оказывающие социально-психологическое сопровождение обучающихся, в том числе категории «трудных детей».

Работая с такими детьми, специалистам важно понимать и разграничивать такие дефиниции как «безнадзорность» и «беспризорность». Эти понятия четко сформулированы в ст.1 Закона Донецкой Народной Республики «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 30.04.2015г. (далее – Закон): «Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц». «Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

Педагоги-психологи (практические психологи) и социальные педагоги понимают, что названные явления тесно связаны с девиантным поведением несовершеннолетнего, то есть таким, которое отклоняется от социальных норм и законодательных требований, и часто сопровождается антисоциальными действиями. И если для явления безнадзорности характерен большой спектр форм отклоняющегося поведения (множественные зависимости, нарушение требований устава образовательного учреждения, противоправное и неправомерное поведение, проституция, и т.д.), то в случае беспризорности особенно выделяется бродяжничество и попрошайничество. Соответственно, для социально-психологической профилактики акцент необходимо делать именно на предотвращение описанных видов девиаций.

Рекомендации педагогу-психологу (практическому психологу)

Наши рекомендации