Северная африка и сахара 211
Следующий из основных маршрутов пролегает из Каирачерез Су-
дан и Эфиопию в Кению, а затем на юг. До 2003 года эти два маршрута
пересекались в Чаде,пока в Судане не разразился Дарфурский кри-
зис. Здесь все еще неспокойно, хотя в начале 2005 года был заключен
мир, положивший конец долгой гражданской войне в Южном Судане.
Если и в самом деле ситуация до Дафура стабилизируется, здесь
может проходить маршрут через Южный Судан и Центральную Аф-
риканскую Республику и даже через северо восточную ДРК — старый
сухопутный маршрут 80 х годов.
СЕВЕРНАЯ АФРИКА И САХАРА
Легкодоступная из Европы, Северная Африка передает колорит му-
сульманского континента, настолько отличного от юга Сахары. Со
времени последнего издания этой книги Алжир стал более открытым и
затем снова захлопнул свои двери после массовых похищений людей в
2003 году. Когда я писал эти строки, строительство асфальтированной
дороги из Марокко через Сахару и Мавританию до Сенегала близи-
лось к завершению, хотя алжирцы пытались завершить похожий про-
ект все то время, сколько я туда собирался. Этот
новый атлантический маршрут, доступный в лю-
бую погоду,позволяет пересекать Сахару даже на
малютке Honda Zummer. Это достаточно монотон-
ный маршрут, только если ты не отклонишься от
курса внутрь континента от побережья Маврита-
нии до местности Атар.
Говорили еще об открытии давно закрытой и
наполовину заасфальтированной дороги Лэйон
Бир Мограйн между Марокко и Северной Маври-
танией (см. карту), но так как она захватывает
часть земель, подконтрольных Полисарио, забудь
о ней.
Самое время вспомнить про мою книгу «Путешествие по Сахаре»
в 670 страниц (также напечатанную «Траилблэйзер») и соответствую
ЧЕРТОВСКИ ЖАРКО, ИЛИ ЛЕТО В ТУНИСЕ!
«.. .очень жарко, и трассы с движущимися
дюнами могут превратить легкие марш-
руты в сплошной ад. Приходится ждать
кого нибудь, чтобы спросить. Попал в пе-
счаный шторм в Дйериде, который стал
настоящим кошмаром, он саднил лицо и
срывал наклейки с бака.
В момент, когда останавливаешься,
ты начинаешь обливаться потом и прихо-
дится снимать одежду. Простое копание
изнуряет, и иногда ты не можешь даже
напиться. Застрять в пустыне в середине
дня вовсе не смешно, и ты удивишься, на-
сколько это трудно, даже если ты хорошо
подготовлен. Жутко.
У меня при себе трехлитровый рези-
новый мешок, который я наполняю дваж-
ды в день. Топливный фильтр у меня за-
крыт паровыми пробками, хотя он и рас-
положен настолько далеко от двигателя,
насколько это возможно. Хотя я и закры-
ваю его фольгой, мне приходится его
иногда обливать.
На трассах никого нет, что само по
себе замечательно, но немного нервиру-
ет. Даже местные жители предпочитают
не путешествовать летом!
Если ты думаешь, что «все будет ОК»,
ОСТАНОВИСЬ и подумай еще раз».
Льюис Миллер
ЗАМЕТКИ О ЗАГРАНИЧНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ АФРИКА
ВНИЗ ПО РЕКЕ
Я проехал около 200 км из Нуакшота
вниз до Сенегальской границы в Россо в
плохом настроении. Я пробыл в Маври-
тании всего четыре дня и уже устал от
этого места. Хотя пейзажи в националь-
ном парке Бейн Даргун были очень даже
привлекательными, я не мог оправиться
ни от бесконечной неразберихи с отча-
янными жителями городов, которые мы
посетили, ни от мучительной нищеты
каждого увиденного мною уголка. Еще и
Грег, мой попутчик, начал меня утом-
лять. Он ни с кем не разговаривал, хотя и
знал немного французский, и никак не
мог прийти в себя от того, что отправил-
ся в наше путешествие из Шотландии в
Дакар без спального мешка или походно-
го матраса, хотя он притащил с собой
блестящий костюм из экипировки для
мотокроссов.
По существу, он чуть не получил пе-
реохлаждение организма в первую ночь
на нашей стоянке в холодных Мароккан-
ских горах Атласс. С тех пор он всегда
держал при себе несколько берберских
одеял, которые возил сзади своего ХТ600
завернутыми в коричневую бумагу, пе-
ревязанную шнурком, но мы так и не
смогли забыть той взбучки, которую я
ему задал.
В любом случае, после случая со
спальным мешком дела пошли нормаль-
но. После долгого дневного переезда все,
казалось бы, шло хорошо, до следующего
«открытия». Он забыл еду, или печку,
или штаны, или что то еще. Конечно, на
переправе из Портсмута в Сантандер ме-
ня впечатлило его умение компактно
упаковывать вещи, теперь то я знал, по-
чему: у него просто не было вещей!
Но не буду утверждать, что я не дал
ему повода взбеситься. В ночь перед от-
правкой, например, я уснул с тревожной
мыслью, что муфта сцепления на моем
XR600R зажарится в пустыне. Поэтому я
встал в три часа ночи и, до конца не про-
снувшись, поменял все диски муфты
сцепления. Естественно, я повредил про-
кладку кожуха, когда собирал двигатель,
и она порвалась, как только мы сошли с
парома в Сантандере. Это вызвало неза-
планированную и дорогую 36 часовую
задержку в Билбао, пока местный дилер
Honda достал нам новую прокладку.
В Испании и Марокко между нами
были какие то трения, и сумасшедшая
атмосфера Мавритании только ухудши-
ла положение. С момента въезда в стра-
ну все пошло наперекосяк. Мы попали в
небольшое дорожно транспортное про-
исшествие, пока ехали на такси в Нуади
бу. От старенького «Рено 4» отвалилось
колесо, в результате водитель и мы ока-
зались в багажнике, т. к. сиденья автомо-
биля не были прикреплены к полу. Затем
нам предложили услуга «неофициально-
го» гида для путешествия вниз по атлан-
тическому побережью. Его расценки бы-
ли намного ниже, чем у его официаль-
ных коллег, но они быстро раскрыли его
и заставили выйти из игры. И нам при-
шлось воспользоваться услугами офици-
ального гида вместе с несколькими ми-
лыми немецкими парнями и сумасшед
щий веб сайт: www.saharaoverland.com. Можешь мне не верить, но
они являются одним из лучших англоязычных ресурсов по путешест-
виям по Сахаре, содержащим обширный раздел, посвященный езде на
мотоцикле по пустыне плюс 70 GPS маршрутов по девяти с половиной
странам.
Там много интересного, но повторять это здесь было бы не очень
разумно, так что, если тебе интереснее узнать Сахару, чем просто пе-
ресечь ее, найди книгу или зайди на сайт.
Марокко
Марокко — лучшее место, чтобы по настоящему узнать Северную Аф-
рику, не тратя денег на дорогие перевозки и не пересекая пустыню.
Здесь ты найдешь старые мавританские города, похожие на такие же
МАРОККО 213
ВНИЗ ПО РЕКЕ
шим стариком учителем из Баварии, ко-
торый настаивал на том, чтобы мы не ос-
танавливались круглые сутки, потому
что ему надо было продать свой старый
Mercedes и вернуться в класс. Это закон-
чилось небольшим мятежом, после кото-
рого гид и учитель продолжили путеше-
ствие сами по себе, а мы с немецкими
парнями — сами по себе.
С тех пор мы стали объектом мошен-
ников. Последний обман имел место,
когда полицейский при выезде из Нуак-
шота попросил предъявить «другую»
справку об отсутствии желтой лихорад-
ки, помимо той, которую мы ему дали до
этого. Затем он объявил, что нужно пла-
тить большой штраф за отсутствие этого
жизненно важного документа. Рассудив,
что он, возможно, не станет в нас стре-
лять, и заметив, что он без транспорта,
Грег дал ему пару старых носков, а я по-
казал ему палец, и мы оба смылись. В лю-
бом случае, когда мы добрались до Россо,
я был порядком измотан и хотел быть
где нибудь в другом месте.
Сам Россо был такой же большой
свалкой, как и вся Мавритания, только
жульничества здесь было еще больше.
Когда мы приехали, в гараже загадочно
закончился бензин, и «дружелюбный»
местный житель сказал, что у нас лишь
один выход — успеть на последний паром
до сенегальской стороны, где мы сможем
найти бензин. Конечно, за небольшое
вознаграждение он взялся уладить все
формальности, так что мы решили про-
сто сидеть и смотреть, что будет.
К сожалению, это был действитель-
но последний паром, по крайней мере,
так нам сказал местный полицейский, и,
движимые больше отчаяньем, мы согла-
сились на предложение нашего провод-
ника, заплатив при этом намного мень-
ше, чем он просил.
Мы не успели оглянуться, а он уже
толкался в начале очереди, покупая би-
леты, ставя печати в паспорта и пред-
ставляя нас различным солдатам и поли-
цейским. Однако когда мы уже заканчи-
вали с паспортными формальностями,
раздался гудок парома. Мы вовремя под-
няли глаза, чтобы увидеть, что наш
«брат» и его друг погружали наши мото-
циклы на паром, мы рванули через при-
стань и еле успели запрыгнуть на паром,
в прямом смысле слова.
Мы уже начали оттаскивать детей и
подростков от мотоциклов, снимать при-
боры GPS и убирать их подальше от ма-
леньких ручонок, как ужасная мысль
пришла мне в голову. Я побежал в конец
парома. Я увидел, как наш проводник са-
дился в пирогу, размахивая двумя бордо-
выми книжечками. И тут Грег закричал:
«Энди, наши паспорта!» «Спокойно, —
сказал я взволнованно, — они нас дого-
нят на каное».
Мы поглядели сначала друг на друга,
затем на реку Сенегал, где яростно рабо-
тал веслами наш проводник, и начали
истерически хохотать. Неожиданно си-
туация перестала казаться такой уж пло-
хой.
Энди Белл
города в Азии, и дороги (трассы), поднимающиеся через Атласские го-
ры до границ Сахары. Во многих местах северной части Атласских гор
резкий переход от поросших кустарником высокогорных пастбищ к
оазисам внизу в пустыне станет драматическим впечатлением от путе-
шествия.
Еще один популярный миф, который стоит развеять, — это идея пу-
тешествовать вдоль средиземноморского побережьяот Атлантики до
Красного моря. Этот план часто обсуждается на форумах в Интернете;
уже больше десяти лет граница между Алжиром и Марокко закрыта и
вряд ли снова откроется. Ты можешь начать средиземноморский мар-
шрут только из Туниса на восток через Ливию в Египет и, как ты про-
читаешь, тебе может показаться, что оно того не стоило, только если ты
не направляешься на юг.